кандидат философских наук
Курская академия госслужбы
преподаватель
УДК 77
Селфи (от англ. self – сам, себя, лично) – разновидность автопортрета, когда человек фотографирует сам себя с вытянутой руки, чаще всего, на мобильный телефон. В 2013 г. Оксфордский словарь признал «селфи» словом года.
Увлечение селфи в современном глобализирующемся мире приобрело характер «повальной катастрофы». Сегодня трудно найти человека, который не отправлял бы хоть раз свое фото в твиттер в социальных сетях, на форумах или чатах. Селфи для многих является невинной забавой, для некоторых популярным хобби и даже есть такие, для которых это стало смыслом жизни. При этом среди специалистов все чаще звучат голоса о том, что селфи – есть род психического расстройства. Так, Американской психиатрической ассоциацией селфи официально признано обессивно – компульсивным расстройством, характеризующееся постоянным желанием фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети, чтобы компенсировать отсутствие самоуважения, путем набора большого количества лайков и восполнить дефицит положительных эмоций. [4].
Попробуем разобраться. Так ли уж все выглядит безобидно или опасения научных экспертов в этой области вполне оправданны и не беспочвенны. Действительно, психологи утверждают, что с помощью своих фото человек может утолить психологический голод в поисках самоидентификации, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве. Любопытно, что селфи делаются человеком, когда он живет красивой и насыщенной жизнью, редко когда селфи делаются в несчастные унылые моменты его жизни.
Защитники селфи, считают, что это путь к выздоровлению человека, принятие себя со всеми недостатками и изъянами, позволяющее жить открыто и демонстрировать себя. Разумеется, рост популярности селфи связан с информационным бумом, развитием масс-медиа и виртуальных сетей, мобильных технологий. Но ведь глубинная причина одержимости селфи скрыта в самой человеческой природе и тому есть вполне рациональной объяснение.
Потребность в идентичности – специфически человеческая особенность. Поиск индивидом своей идентичности обуславливает его личностную многомерность, расщепленность, экзистенциальную неуспокоенность, принципиальную «не заданность» в мире. В этой связи уместно вспомнить слова Э. Фромма, заметившего, что «человек - это живое существо, осознающее себя как самостоятельную величину и способное сказать «Я». В отличие от животного, которое «растворено» в природе, детерминировано им, не трансцендирует, не осознает себя, а потому лишено потребности в самотождественности, человек вырван из природы, наделен разумом и представлениями, он должен сформировать представление о самом себе, должен иметь возможность говорить и чувствовать: «Я есть Я» [3, с.477].
Таким образом, идентичность – понятие фундирующее бытие человека. Селфи – попытка найти свою идентичность, создать новые образы своего личностного «я», определить и переопределить уже сложившееся мнение о себе. Таким образом, делая селфи, человек формирует высказывание о себе. Антрополог Дженнифер Оуллет, автор книги «Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self» («Я: поиск науки самопознания») считает селфи виртуальным аналогом материальных тотемов в первобытных обществах. Цель их – синтезировать внутренний мир с внешним. Это одна из форм личного перформанса, заявление о самоидентичности, возможность «упаковать» себя и свой мир в правильную обертку, даже если в реальности все по-другому [2]. Но ведь из осколочных образов своего «я», запечатленных на фотоснимках, целостную картинку с духовным содержанием не выстроишь. «В мире всепобеждающей рекламы и тотального маркетинга человек начинает считать себя социальным товаром, и сам часто не замечая, что ищет возможность «продать» себя обществу». [5]
Думается, что селфи – это не способ самоконструирования своего «я», а метод деконструкции себя, путем «раскладывания» себя на множество повседневных ускользающих мгновенных фотоснимков, теряющихся в череде других. Обратимся к Ролану Барту с его комментариями к фотографии вообще: «Фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном. Событие в ней никогда не выводит за собственные пределы к чему-то другому; фотография сводит упорядоченную совокупность (corpus) к телу, которое я вижу. Она являет собой абсолютную Единичность, суверенную, тусклую и как бы тупую случайность»[1, с. 2]. Другими словами, запечатлевание себя с помощью фотографии – это «ловкая диссоциация сознания собственной идентичности».
Селфи приучает к поверхностному восприятию реальности. Важно не то, что внутри, а то, что идет на камеру. Событие считается антуражем, признанным подчеркнуть акт самореализации. А превратившись в фон, мир обесценивается. Катастрофа, преступление, смерть отныне – не более, чем декорации для «удачного» снимка. В сетях размещено значительное количество селфи с похорон, но даже здесь камера центрирует внимание человека на своей персоне. Еще более трагичны селфи ценою в жизнь, - например, за рулем автомобиля и по ужасной случайности, выстрелив в себя из пистолета (сработала синхронизация рук).
Селфи становится возможностью самоутвердиться в бытии. Постоянно фотографируясь человек словно получает подобие осмысленности: жить, для того, чтобы существовать ….на фото! Через селфи человек пытается приобрести ту уверенность, которой ему не достает в настоящем. Только подлинно ли все это?
Думается, что поиску истинных смыслов и открытию подлинного бытия посвящена почти вся классика философской мысли. Здесь и стоит искать ответы. Делая небольшой философский экскурс вглубь веков и обращаясь к немецкому экзистенциалисту М. Хайдеггеру, мы встречаем детальный анализ концепции подлинного и неподлинного бытия человека, - тема, которая стала ведущей в его творчестве. Именно Хайдеггеру принадлежит понятие «das Man» (неподлинное бытие) – отчужденная человеческая повседневность. Это то, пространство, где над людьми господствуют другие люди, вещи, события, где «индивидуальность успокаивается в праздной болтовне»(М. Хайдеггер). На наш взгляд, живя селфи, человек пребывает в хайдеггеровском «das Man», становясь зависимым от мнения других, тех, кто одобряет или не одобряет посредством лайков фото селфингистов в виртуальном пространстве.
Ясно, что увлечение селфи может иметь и совсем разрушительные последствия для психики человека. Как здесь не привести в пример, уже нашумевшую историю о 19 – летнем британце Дэнни Боумене, который признан первым в своей стране больным «селфи – манией». Вот его собственный комментарий: «…я был в непрекращающемся поиске идеального селфи. Когда же я понял, что не смогу его сделать, мне захотелось умереть, - я потерял друзей, здоровье, бросил учебу и почти лишился жизни» [6]. Таким образом, для данного персонажа погоня за идеальным селфи, - это погоня за ложными ценностями, ставшими подлинным смыслом его существования. Видимо, у селфи больше минусов, чем плюсов. При этом каждый современный критически мыслящий человек должен сам сформировать четкое отношение к этому явлению.
Рецензии:
14.10.2015, 10:05 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Приводимые сведения касаются зарубежья и для многих россиян они предстанут как "импортируенемый" продукт. Но, если учесть освоение телефонных фотоаппаратов и в этой стране, то возникшие за рубежом проблемы возникнут и в России. Поэтому россиянам стоит обо всем этом знать, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох. Статья достойна публикации, слабых показаний нет. Замечание такое. Кто-то может хотеть рекламы своей внешности, а кто-то станет этого избегать, чтобы на улице его не опознавали.