-
Курский Государственный Медицинский Университет
студентка
Никишина В.Б. заведующая кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского Государственного Медицинского Университета, профессор, д.п.н.
УДК 616.89-008.441.34:612.821
Распространение наркомании в России в последнее время возрастает огромными темпами. За последние 10 лет количество людей, зависимых наркотиками, выросло на 60%. От потребления наркотиков ежегодно умирает несколько десятков тысяч человек в возрасте до 30 лет. По последним данным, более 60% наркоманов - люди в возрасте 18-30 лет и более 30% - школьники. Информация Минздравсоцразвития России показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 14-16 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 10-12 лет. Тенденцией распространения наркомании в стране стало употребление наркотических средств химического происхождения. В след за употреблением моноприпаратов, на смену пришло употребление микстов. [2]
Анализируя литературу по данному вопросу, было выявлено, что большая часть исследований делает акцент на социальные факторы возникновения наркотической зависимости. Развитие состояний зависимости заключается в наличии определенных индивидуально-психологических особенностей, незрелости и несформированность нервной системы и мозговых структур, а также парциальным доминированием правой или левой лобной доли . [1,3] Несмотря на все полученные данные, нейропсихологические исследования в отечественной науке представлены недостаточно, о чем свидетельствуют данные из системы научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
Таким образом, нейропсихологические особенности зависимостей различного генеза исследованы в отечественной науке в недостаточной степени, вследствие чего возникает вопрос: как изменяется функционирование головного мозга при употреблении наркотических веществ.
Целью исследования является исследование нейропсихологических особенностей на примере осужденной с наркотической зависимостью.
Нейропсихологический разбор.
Объективный анамнез: Пациентка Н. 1986 года рождения. Не замужем, дочь 4 года. Образование : средне-специальное ( швея - мотористка) , полученное в колонии. Обвиняемая по статье 158 УК РФ (кража). До этого была осуждена 3 раза ( 228 ст. УК РФ (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества) 158 ст. УК РФ ( кража), 228 ст. РФ)
Субъективный анамнез. С детства воспитывалась без матери. Отец употреблял наркотики. С 9 класса сама начала употреблять героин в компании друзей. До поступления в следственный изолятор употребляла каждый день 1-1,5 грамма. Употребляла : героин, мак,винт, метадон,кокаин. В следственном изоляторе не употребляет 9 месяцев. Все употребления внутривенно, большинство в пах. После употребления чувствует: расслабление, обострение сексуального влечения. Неоднократно наблюдались слуховые и зрительные галлюцинации. Не раз проходила лечение на дневном стационаре Наркологического диспансера, но потом все равно
«срывалась».
Данные нейропсихологического обследования.
В ходе проведенного обследования для оценки ВПФ был использован нейропсихологический альбом А.Р. Лурия
На момент обследования жалоб не предъявляет. В месте, во времени и личности ориентирована. В контакт вступает охотно, настроена на общение, на вопросы связанные с личной жизнью отвечает воодушевленно и в подробностях, заостряет внимание на интимную жизнь, которая по мнению обследуемой, становится ярче после употребления наркотических веществ. На вопросы отвечает развернуто. Отвлекается. По ходу обследования особых изменений в контакте не наблюдается. Внешний вид опрятный. Мимика ярко выраженная. Критика к состоянию своей зависимости отсутствует. На вопросы отвечает адекватно. Эмоции выражает очень ярко. Инструкции к заданиям понимает в первого раза. На протяжении всего исследования наблюдался безудержный смех на ошибки при выполнении проб, а также без повода. Исследование происходило на грани срыва. На успокоение приходилось тратить много времени.
При исследовании функциональной ассиметрии ног и рук было выявлено правшество.
При исследовании внимания методикой таблицы Шульте нарушений не выявлено: 1) 32 с.,2) 31с.,3) 31 с., 4) 32 с.,5) 33 с. При проведении методики « Отсчет от 100 по 7» нарушений не выявлено. Общее время выполнение задания 1 мин, 1 с.
При исследовании памяти методикой 10 слов кривая запоминания составила: 5-4-7-8, отсроченное 5 слов.
При исследовании мышления методиками « Исключение лишнего», « Классификации»,
« Понимание пословиц и поговорок» нарушений не было выявлено, обобщение и абстрагирование на высоком уровне, однако при объяснении смысла рассказа использовала « тюремный жаргон» приводя примеры из жизни.
При исследовании тактильной чувствительности, было выявлено дерматоалексия, преимущественно на левой руке. Обследуемая не могла распознать буквы и цифры которые рисовались на тыльной стороне руки. Нарушение чувствительности она объясняла тем, что у нее было выявлены трофические расстройства нижних конечностей , из-за введения наркотических веществ внутривенно в пах.
Праксис. Тонус мышц в норме. Выполнение пробы Озерецкого прерывистое, с застреваниями и стереотипами. Выполнение пробы «кулак-ребро-ладонь» выполнялось с упрощением программы действия, без зрительного контроля проба выполнялась без ошибок. Пробу Хеда выполняет правильно, «заборчик» рисует без ошибок (время выполнения = 50 с.), что говорит о сохранной оптико-пространственной организации двигательного акта.
Гнозис. Узнавание реальных, контурных, перечёркнутых изображений, узнавание фигур Поппельрейтера, узнавание конфликтных фигур не нарушены. Буквенный и цифровой гнозис в норме. Пространственный гнозис не нарушен, на что указывает верное называние расположение объектов относительно друг друга и правильное срисовывание часов, объёмных фигур. При срисовывании часов сохранена ориентировка на опорные цифры, сами цифры расположены симметрично друг к другу. При копировании объёмных фигур сохранена топология, метричность, объём.
Письмо и чтение сохранены. Автоматизированная речь сохранна. Повторная речь в норме. Нарушений импрессивной и экспрессивной речи не выявлено. Понимание слов, значений слов сохранно.
В ходе проведенного исследования было выявлено: импульсивность, нарушение динамического праксиса, дерматоалексия, снижение процессов запоминания, насильственные эмоциональные реакции в виде безудержного смеха.
Таким образом, на основе полученных результатов нами были выделены:
1. Типичные и нетипичные нейропсихологические признаки наркотической зависимости.
2. Типичным признаком при обследовании данной пациентки стало изменение эмоциональных процессов.
3. Своеобразное нарушение нейродинамических параметров деятельности, характеризующееся парадоксальным сочетанием импульсивности и ригидности, дают нарушения пластичности психических процессов (в мышлении и мнестической деятельности).
4. Специфичным при обследовании стало то, что на фоне измененных аффективных процессов в нейропсихологическом исследовании не обнаруживается отчетливых расстройств гнозиса, праксиса и речи. В большей степени функциональная недостаточность сказывается на интеллектуальных и мнестических процессах.
5. Операциональная сторона мышления остается сохранной, но оно нарушается в звене осуществления планомерного контроля за деятельностью. Выполняя последовательность мыслительных операций, больная обнаруживает импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации, уходят в сторону от основного задания, проявляют ригидность при необходимости смены алгоритма.
Таким образом, данный клинический случай демонстрирует пример нейропсихологических особенностей(изменения высших психических функций) пациентки под действие наркотических веществ в сочетании с детсруктивным поведением. Полученные результаты могут использоваться в качестве инвариатного проявления состояния зависимости.
Рецензии:
18.12.2015, 11:51 Сивопляс-Романова Анна Сергеевна
Рецензия: Статья может быть размещена в журнале после указания доли участия автора в данном исследовании и исправления стилистических и грамматических ошибок. Также, выводам исследования необходима структурность (хотя бы абзацами их разделите или пронумеруйте), чтобы они легче воспринимались.