БГУ
конституционного и муниципального права
Старший преподаватель: Ямщикова Светлана Леонидовна, Кафедра конституционного и муниципального права, СФ БашГУ
УДК 347.42
Введение. Одной из острых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства выступает проблема неплатежей вообще, и в частности, в сфере газоснабжения. Большая часть долгов числится за социально-значимыми группами потребителей: населением и теплоснабжающими организациями. Периодические неплатежи могут привести к прекращению поставки газа после прекращения отопительного сезона. Поиск способов решения таких проблем является актуальной темой в настоящее время. Данная тема будет интересна как для практикующих юристов, должностных лиц государственных и муниципальных органов, так и для граждан, которые являются субъектами изучаемых правоотношений.
Цель статьи - исследование направлений реформирования законодательства как способа решения проблем неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: изучение проблем неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства; рассмотрение путей решения проблем неплатежей.
В настоящее время научной литературы по исследуемой теме создано мало. Отдельные вопросы отражены в работах М. Бубнова, К.В. Вологдиной. Научная новизна работы состоит в предложенных направлениях совершенствования законодательства в целях повышения платежной дисциплины.
В современный период наше государство переживает период, когда ее экономическое благосостояние зависит от сырья, добываемого на ее территории, в том числе газа. В связи с этим, отношения по поставке и оплате газа являются весьма важными.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О газоснабжении в РФ» газоснабжающими организациями являются собственники газа или уполномоченные им лица, которые осуществляют поставки газа потребителям на основании договоров. Процесс газоснабжения через присоединенную сеть представляет собой сложный процесс и включает в себя цепь неразрывно связанных между собой звеньев: добыча - транспортировка - хранение (складирование) - использование. Каждая стадия в этой цепочке - это целый комплекс правоотношений его участников.
Газ, добытый на месторождении сначала направляется в магистральный газопровод (газопровод высокого давления, принадлежащий ПАО «Газпром»). Позже газ транспортируется по Единой системе газоснабжения до газораспределительной станции. В период транспортировки собственник газа может поменяться. Позже газ попадает в газораспределительные сети, которые принадлежат различным газораспределительным организациям. По таким сетям газ доставляется до сетей и оборудования потребителя.
Поставщики газа являются социально - ответственными компаниями, в полном объеме исполняют взятые на себя обязательства, а вот те, кому они поставляют ресурсы, – нет. Неоднократно высказывались предложения о применении более жестких мер к неплательщикам. Но пока к действенным результатам это не приводит. К примеру, к концу 2014 года за три года просроченная задолженность российских потребителей газа возросла более чем вдвое. При этом такую сложную ситуацию не следует привязывать только к кризису: оказанные услуги или приобретенный товар в любом случае должны быть оплачены [5, с. 37].
Некоторые теплоснабжающие организации (ТСО) погашают лишь малую часть многомиллионной задолженности за ресурсы в составе тепловой энергии и часть лишь по судебным исполнительным листам. То есть происходит использование денежных средств не на расчеты за поставленный газ, а на иные цели, чем причиняется значительный ущерб региональным поставщикам газа.
Значительная задолженность образовалась и в результате неплатежей граждан. Причем основная категория неплательщиков-социально-неблагополучные семьи, безработные.
Потребителям поставка газа осуществляется на основании заключенного с ними договора. Поставка газа осуществляется на основании договора, заключаемого между поставщиком газа (газоснабжающей организацией) и абонентом (потребителем газа) [6, с. 13]. Основным документом, определяющим порядок поставки газа, является Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 (ред. от 15.04.2014) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» [4]. В соответствии с п. 20 данного Постановления на абонента возлагается обязанность по оплате потребленного газа в установленный срок. В соответствии с п. 45 в случае неисполнения абонентом обязанности по оплате газа в течение двух расчетных периодов подряд, Поставщик газа имеет право приостановить поставку газа. Но в этом случае возникает проблема допуска контролера к газовому оборудованию - часто абонент отказывается пропускать их.
Попытка решения указанных проблем была предпринята 3 ноября 2015 г., путем принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» [3], внесения изменений в ст. 155 Жилищного кодекса РФ в части установления размера пени в случае просрочки оплаты жилого помещения и коммунальных услуг[1].
Начиная с 01.01.2016 года размер пени составляет одну трехсотую ставки рефинансирования в случае просрочки оплаты с 31 по 91 день просрочки. С 91 дня просрочки до дня фактической оплаты размер пени составит уже одну стотридцатую ставки рефинансирования.
Изменения были внесены и в Кодекс об административных правонарушениях [1]. С 1 января 2016 года в случае самовольного подключения к газопроводам, а также незаконного использования газа на виновное лицо будет возложена обязанность по уплате штрафа в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей. В предыдущей редакции КоАП РФ размер штрафа варьировался от трёх до четырёх тысяч рублей.
Все изменения, внесенные в действующее законодательство направлены на обеспечение повышения платежной дисциплины абонентов - потребителей газовых ресурсов и создать дополнительные гарантии для газоснабжающих компаний, что в конечно итоге будет способствовать соблюдению и защите прав потребителей, своевременно оплачивающих платежи, в сфере газоснабжения.
Заключение. Несмотря не предпринимаемые попытки совершенствования законодательства в части решения проблем неплатежей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на наш взгляд, в целях решения этой проблемы необходим целостный, компетентный подход при разрешении правовых проблем. В целях повышения платежной дисциплины можно предложить следующие пути решения проблемы. Во-первых, необходимо отказывать в предоставлении лицензии управляющим компаниям, которые имеют большую задолженность перед поставщиками газа и иных ресурсов. Во-вторых, следует установить персональную ответственность должностных лиц, отвечающих за жилищно-коммунальное хозяйство на уровне местного самоуправления, за результаты работы в сфере своевременной оплаты за поставляемые ресурсы. В-третьих, следует возложить обязанность на Министерство строительства и жилищного хозяйства субъекта РФ по мониторингу и контроль за исполнением согласованных графиков погашения и реструктуризации задолженности ТСО.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий