Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №31 (март) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 06.02.2016.
Просмотров - 2577

ПРОБЛЕМА САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЗЕМЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГО «ГОРОД УЛАН-УДЭ»

Шапхаев Борис Сергеевич

Кандидат исторических наук

Кафедра "Экономическая теория, мировая экономика, государственное и муниципальное управление" ФГБОУ ВПО "Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления"

Доцент

Найданова Эржена Батожаргаловна ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управлений», доцент кафедры «Экономическая теория, мировая экономика, государственное и муниципальное управление», кандидат экономических наук


Аннотация:
В статье рассмотрены основные причины и следствия самовольного захвата земельных участков на территории города Улан-Удэ, предложены пути решения данной проблемы.


Abstract:
The article describes the main causes and consequences of unauthorized occupation of land in the city of Ulan-Ude, the ways of solving this problem.


Ключевые слова:
самовольное строительство; муниципальное образование; земельные участки.

Keywords:
unauthorized construction; municipal; land.


УДК 332.2.021.012.33              

Проблема самовольного строительства на муниципальных землях является актуальной для многих муниципальных образований, особенно для городских поселений. От самовольного строительства теряют муниципалитеты: муниципальное образование теряет возможность использовать эти земли по целевому назначению, при этом недополучаются доходы от потенциальной приватизации или предполагаемой сдачи в аренду земельных участков, теряется налог на землю. Также от самовольного захвата земли страдают и граждане, которые не имеют возможности приобрести нужный им земельный участок, владеть и распоряжаться им по своему усмотрению.

В городе Улан-Удэ самовольный захват муниципальных земель в последние два десятилетия приобрел широкий размах. Основная причина – это попустительство городских властей, не уделивших в свое время внимание этой проблеме. Лишь в последние годы со стороны администрации усилен контроль за незаконным захватом земельных участков. На 01.01.2015 г. самовольно возведенные дома занимают 2% территории города, их количество составляет чуть менее 6 тысяч, общая площадь самоволок составляет около 500 га [3].

На данный момент, как правило, многие земельные участки занимают жители, которые построили свои дома без регистрации еще в советский период. Основными причинами этого являются пробелы в земельном законодательстве, практика передачи земли предприятиям, организациям, профсоюзам без последующей официальной регистрации и т.п. И говорить о сносе этих построек было бы несправедливо, поскольку эти нарушения происходили не по вине граждан.

В  2014 г. внесены поправки в Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III (ред. от 07.03.2014) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Данная поправка позволяла гражданам узаконить постройки, возведенные до девяностых годов XX в. и ею воспользовались свыше 400 жителей. За прошедший период оформлено право собственности на 33 га земли, что составляет примерно 500 тыс. руб. дополнительных доходов в местный бюджет в виде земельного налога[3]. Теперь эти земли могут использоваться по назначению, жители через страхование имущества, возможность совершать сделки могут защищать свои права на данные земельные участки.

 На данном этапе, проблема регистрации самовольных построек в г. Улан-Удэ заключается в том, что большинство из них расположены в зонах, не предназначенных для жилищного строительства. Например, на подтопляемых территориях, зонах подлета самолетов в районе аэропорта, под ЛЭП и т.п.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для индивидуального жилищного строительства должны предоставляться в тех зонах, которые подпадают под строительство жилья. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство в тех или иных местах осуществляется на основании градостроительных документов, основными из которых являются планировка территории, генеральные планы и др., которые утверждаются муниципальными органами власти. При их составлении обязательно учитываются экологические, санитарно-гигиенические, строительные и другие правила и нормативы. Также, на федеральном уровне существуют запреты на строительство жилых домов в определенных зонах. Так, согласно Водному  кодексу запрещено строительство зданий и сооружений, расположение новых населенных пунктов на потенциально затопляемых территориях.

Существуют также зоны ограниченного жилищного строительства, в которых оказались многие жилые дома. К таким зонам относятся зоны сельскохозяйственного назначения, санитарные зоны промышленных предприятий, отводные полосы  железнодорожных путей и т.п. В этих условиях для решения данной проблемы необходима комплексная совместная работа органов местного самоуправления, федеральных органов власти, организаций, производственных предприятий по уточнению и установлению зон ограничения жилищного строительства, предусмотренных законодательством.

Как известно, самовольный захват государственных и муниципальных земель является административным правонарушением, поскольку нарушается земельное законодательство, строительные и градостроительные правила и нормы. Следует отметить, что эти правила принимались для защиты интересов граждан [4]. Так, ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка. Гражданину, самовольно занявшему земельный участок, грозит административный штраф  от 500 до 1000 рублей [1].

После уплаты штрафа фактически еще можно проживать на занятой территории. Гражданам проще оплатить небольшой штраф.

Для решения проблемы самовольного строительства в городе Улан-Удэ предлагается следующее:

• увеличить штраф за самовольный захват, и установить такие штрафы для физических лиц 30 тыс. рублей, для юридических лиц - 100 тыс. рублей.

• установить срок для переселения из «самоволки» в места, где разрешено жилищная застройка, срок не более полугода. Если по истечению этого срока передавать иск в суд, для сноса этой застройки. Этот срок служит для того чтобы не оставлять граждан «без крыши над головой». 

• установить информационные баннеры, в территориях где возможны самовольный захват.  Баннеры содержащие информацию о том, что данный участок не является территорией для жилищного строительства. Так как многие самовольщики сначала отстроятся, думают что со временем они получат эту землю в собственность, но на практике они не знают что отстроились на территориях не предназначены для строительства жилья. 

• необходимо подключить СМИ, для предоставления полной и точной информации о земельных участков пригодных для строительства жилья, и необходимых для этого документов.

 • также возможно «узаконение» прав на самовольную постройку, если он удовлетворяет ряд критериев:

-давность владения, не менее 5 лет;

-местонахождение, не в запретных зонах, в местах массовой малоэтажной застройки;

-также тем, кто нуждается в жилье.

Кроме того, для использования земельных участков, занятых самовольными строениями, в хозяйственных целях необходимо внести поправки в закон Республики Бурятия о возможности бесплатного предоставления земли для построек, возведенных до 2001 г. (то есть до принятия Земельного кодекса РФ). Государственное регулирование использования земельных ресурсов должно быть эффективным. На основании проведения оформления земельных участков по данным инвентаризации необходимо, на наш взгляд, ограничить срок регистрации права на жилище концом 2016 г. Подобная мера может оказаться более эффективной, чем карательный подход при оформлении гражданами объектов недвижимости.

Библиографический список:

1. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru
2. Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 N 115-III (ред. от 07.03.2014) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru
3. Отчет «Об итогах работы Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ за 2014 год и задачах на 2015 год»// Официальный сайт Администрации города Улан-Удэ. URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/
4. Жахов Н.В. Аграрный сектор: новые возможности развития в условиях глобализации // в сборнике: Инновационные процессы в АПК сборник статей II Международной научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов, посвящённой 50-летию образования РУДН. Российский университет дружбы народов. Москва, 2010. С. 462-465.
5. Жахов Н.В. Направления долгосрочного инновационного развития агропромышленного сектора // в сборнике: Наука и инновации в сельском хозяйстве Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 2011. С. 258-260.




Рецензии:

4.04.2016, 23:20 Катаева Наталья Николаевна
Рецензия: Интересный подход к решению проблемы в отдельно взятой республике. Надеюсь, ваши предложения будут когда-нибудь внедрены. Статью рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх