Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 19.04.2016. Последняя правка: 19.04.2016.
Просмотров - 8763

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Разумов Александр Владимирович

-

Ульяновский государственный технический университет

Студент

Волков Михаил Павлович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Ульяновский государственный технический университет.


Аннотация:
В статье представлены размышления о значении в системе современной культуры такого специфического вида общественного сознания, как религия. Автор предлагает свое видение соотношения религиозного и научного подхода к мировоззрению и обосновывает необходимость их симбиоза для более полного познания мира.


Abstract:
Reflections about value in system of modern culture of such specific type of public consciousness as religion are presented in article. The author offers the vision of a ratio of religious and scientific approach to outlook and proves need of their symbiosis for fuller knowledge of the world.


Ключевые слова:
религия; наука; культура; атеизм; мировоззрение.

Keywords:
religion; science; culture; atheism; outlook.


УДК 1; 13:130.3 

Введение

В настоящее время в духовно-культурной сфере общества соединяются множество разнообразных составных частей культуры, одним из которых является религия. Религия представляет собой неотъемлемую часть культуры человечества на протяжении практически всей истории его развития. Вопросам веры, проблеме существования бога как высшего существа посвящено множество философских трудов мыслителей самых разных эпох. Религиозные сюжеты или их непосредственное влияние прослеживаются во многих произведениях литературы и искусства, немалая часть которых входит в сокровищницу главных культурных достижений человечества. Все это говорит нам о том, что проблематика религиозного фактора в духовной жизни общества была и остается актуальной для исследования. В представленной вниманию читателей статье делается попытка осветить место религии в системе культуры на современном этапе.

Основная часть

Религия представляет собой особый вид общественного сознания, мировоззрения, совокупность духовных представлений, которые основаны на вере в существование бога (богов) либо иных сверхъестественных сил. Помимо этого внутреннего сущностного содержания для религии также характерно и внешнее оформление в виде специфических действий (культ) и соответствующего им обрядового поведения.

Религиозное мировоззрение зародилось в недрах первобытного общества и прошло с тех пор длительную историю развития – от примитивных верований (анимизма и тотемизма) до так называемых «мировых религий», каждая из которых имеет весьма развитую систему своей внутренней философии, этики, догматики и насчитывает сотни миллионов приверженцев во всем мире.

Разумеется, религия была и остается важным компонентом духовной сферы общества, оказывала и оказывает значительное влияние на самые различные сферы – от глобальной политики до внутреннего мира отдельного индивида. Насколько же важное место занимает религия в системе современной культуры?

Начиная со второй половины XIX века и на протяжении всего ХХ века, человечество достигло значительных достижений в разных областях науки и техники. Этот процесс сопровождался ростом научно-оптимистического мировоззрения, массовым отказом от религиозных взглядов, широким распространением мнения о непримиримой «борьбе науки и религии», и в какой-то момент многим стало казаться, что религия постепенно уходит в прошлое.

Однако весьма скоро выяснилось, что такие «научные оптимисты» не правы. ХХ век принес человеку помимо грандиозного научно-технического прогресса такие кровавые потрясения и глобальные угрозы, что к его середине и особенно к концу стало накапливаться разочарование в науке, имеющее свое закономерное объяснение, так как многие из упомянутых проблем прямо или косвенно связаны с бурным ростом науки и техники (угроза термоядерной войны, экологические проблемы).

Вполне объяснимо, что в результате этого «маятник качнулся в другую сторону»: многие люди стали видеть причину многих стоящих перед человечеством проблем в отказе от религии, а то и прямо в «божьей каре» за отступничество.

Философ и историк А.Дж. Тойнби так высказывался об этом: «когда западный человек решил обойтись без традиционной религии, его дом, в конце концов, оказался пуст. Из него всё вымел рационализм, не оставив ни пылинки. Дом аккуратно и тщательно прибрала наука, но наука не сделала его уютным для обитания Человека, ибо оставила его без религии. А когда предлагают науку в качестве заменителя религии, то это всё равно, что предложить вместо хлеба камень» [3, C. 384].

Возможно, английский ученый чрезмерно пессимистичен и суров в своем высказывании, но определенная правота в его словах имеется. Действительно, после отхода человека от религиозного мировоззрения в какой-то период возникает определенная «духовная пустота», которую, как выясняется, заполнить-то особо и нечем. Дело в том, что научно-технический прогресс нередко протекает значительно быстрее, чем параллельное ему внутреннее совершенствование человека. Такой процесс запаздывания нравственного созревания по отношению к интеллектуальному развитию становится весьма опасным и остро поднимает вопрос о пределах научно-технического развития. [1, C. 84].

Что касается современной России, то здесь процесс так называемого «религиозного ренессанса» имеет свои особенности. Помимо указанных выше глобальных причин, на постсоветском пространстве массовое возвращение людей к религиозным взглядам в конце ХХ века было также и реакцией на многолетнее идеологическое доминирование одной концепции, частью которой был насильно насаждаемый сверху атеизм. Естественно, что с ослаблением и последующим крахом советской идеологии многие люди обратились к религии: одни из искренних побуждений, другие – стремясь заполнить образовавшийся «идеологический вакуум», третьи – просто из протестных побуждений по отношению к официальной идеологии.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день человечество еще не готово полностью отказаться от религии, и она продолжает занимать значительное место в системе культуры современного общества, выполняя для значительной части общества роль сдерживающего морального фактора. Церковные организации как внешнее выражение религиозных взглядов части общества остаются важной частью как общественных, так и политических процессов, являясь в некоторых странах частью государственного аппарата.

Факты свидетельствуют, что религия по-прежнему имеет важное значение в жизни многих. Любому из нас свойственно стремление поиска истины. И в этом поиске один обращается к науке, другой – к материальным благам, третий – к искусству, а многие – к религии. Некоторые философы считают, что религиозные чувства изначально присущи человеку и даже определяют его как «homo religiosus» [2, C. 17].

В то же время нам нельзя забывать, что чрезмерное усиление религиозной компоненты в духовной жизни общества также несет немало угроз. Такие угрозы весьма многочисленны: от стремления усиливающейся церкви опровергнуть многие научные достижения, противоречащие религиозной догматике (в первую очередь, разумеется, это касается эволюционной биологической теории) до глобального терроризма, который во многих случаях имеет религиозный оттенок (в первую очередь, конечно, исламский фундаментализм). 

Заключение

Подводя итог, мы можем заключить, что религия на сегодняшний день остается весьма значимым фактором в духовной жизни современного человечества. Попытки недооценки ее воздействия, также как и попытки переоценки такого влияния, на наш взгляд, могут оказаться весьма пагубными для общества, о чем свидетельствуют примеры из мировой истории.

Несмотря на то, что долгое время существовало мнение об определенном противоборстве науки и религии, на наш взгляд, сегодня человечеству необходимо найти необходимый паритет взглядов между наукой и религией, не скатываясь при этом в новое Средневековье, когда наука была «служанкой теологии», и не повторяя ошибок ХХ века с его насильственно насаждаемым атеизмом. Надо выработать компромисс между условно «научным» и условно «религиозным» взглядом на мир, который мог бы послужить на пользу всему человечеству в поиске истины.

Библиографический список:

1. Быданов В. Е Религиозно-этическое измерение науки как ценность современной научной рациональности // Религия и нравственность в секулярном мире. Серия “Symposium”, Выпуск 20. / Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 г. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C.82-86.
2. Рыжов Ю. В. Религия, наука и искусство в системе культуры // Проблемы системного анализа культуры. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2003. – 126 c.
3. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: АСТ, 2011. – 318 с..




Рецензии:

19.04.2016, 19:26 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: К публикации не рекомендую. Анализ очень поверхностный. На деле все на много сложнее и не совсем так как пишет автор. Нет определений основных терминов. Текст на уровне очевидного. Ничего нового.

19.04.2016, 20:42 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Чтение рукописи создает впечатление того, что она написана не студентом, которой изучает науки, а священником, недовольным количеством прихожан, которые приходят к нему на консультацию с денежными или другими подношениями. Автору нужно знать, что кроме религий и наук есть еще философия. Эта философия поначалу была только «компаньоном» религий, объективно-идеалистической. Формирование наук дало материалистическую философию, диалектическую, поддержавшую атеистическое мировоззрение. У этого атеизма есть вклад в создание социалистической России, где была исключена безработица. Но священники никак не могут уговорить бога, сделать всех граждан страны обеспеченными работой. Зато богатые, далее богатеющие люди способны через церковь влиять на выбор народом выгодного для них состава депутатов. Не ясно, зачем это скрывать, какая у студента польза? Попросите Вашего научного руководителя просветить Вас получше, чтобы ваша статья приобрела ценность.

19.04.2016, 22:02 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Несмотря на "религиозное" почитание и уважение к М.П. Волкову, возглавляющего одну из лучших философских школ многонациональной России, "электрическую" актуальность темы, генетическую склонность рецензента к поддержанию молодых талантов, да и просто студентов, стремящихся сказать своё слово в науке, данный материал на научную статью ЕЩЁ не дотягивает. Не поставлена реальная проблема, не намечены пути её разрешения, нет новизны фактологической или переоценки существующих воззрений и реалий. Рецензент всегда начинает альтернативные высказывания со слов" на взгляд...". В данном случае - без всяких "на взгляд..." - проблема состоит в следующем. В разное время разные конфессии и их ветки в качестве приоритетного "словоблудия" и реального механизма подавления свободомыслия своей паствы выдвигали разные легенды и "обрезки гвоздей" от распятий. В настоящее время в каком-то резонансном порыве все религии во главу своих проповедей и "песнопений" поставили - якобы временную жизнь на этом свете, а истинную, настоящую, бесконечную где-то ТАМ, на другом. Это и привело к взрыву терроризма. Сегодня истинная миссия религии всё сделать для того, чтобы откреститься, проклясть, вытравить из своих верований эту составляющую. Научные статьи обязаны смело и откровенно обвинять религию в распространении массового терроризма, показывать, что наш опыт и наша жизнь - это сумма знаемого и неопознанного, разума и веры: чем больше конкретных проверенных знаний, тем меньше остаётся для безоглядных верований. В ряде своих статей рецензент этот аспект описывал и математически. Понаучней, посмелей, пообъективней надо молодым авторам писать, поменьше необоснованных компромиссов и конформизма. Это поле принадлежит политикам, формирующим свой электорат любыми средствами вплоть до разрешений их избирать преступникам тюрем и поселений. И без учёных будет кому "подлизываться" к чиновникам безналогового бизнеса, каковым ныне является у нас религия. Анализ же культурного наследия переплетается с религией совсем по другой причине, подобной сталинскому периоду воспевания его и иего "религии" почти всеми видами искусства. Молодые, не поддавайтесь на удочку компромиссов, занимайтесь наукой - генератором не веры, а новых знаний.

19.04.2016, 23:34 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья соответствует основным квалификационным требованиям. Название и содержание не противоречат друг другу. Присутствует логика в подаче материала. Учитывая, что это студенческая работа к публикации рекомендую.

6.05.2016, 11:11 Лещенко Василий Васильевич
Рецензия: Текст необходимо преобразовать в научную статью, указав цель работы, предмет и объект. Также полезно указать, где определение, сформулированное автором, а где взято из научных источников. Тема интересная и актуальная, нуждающаяся в научном исследовании. Может быть даже название дать: "Религия как часть культуры современного общества". Дерзайте, Александр Владимирович, и Вы достигните сияющих вершин науки. Пожалуйста, переработайте текст и Вы получите положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх