Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №33 (май) 2016
Разделы: Психология
Размещена 18.05.2016. Последняя правка: 31.05.2016.
Просмотров - 3958

Личностный потенциал старшеклассников, обучающихся в сельской школе.

Попова Екатерина Сергеевна

4 курс

Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики

студентка

Научный руководитель: Кукуев Евгений Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики, Кафедра психологии и педагогики детства.


Аннотация:
В данной научной статье на основе исследования личностного потенциала старшеклассников определены личностные критерии старшеклассников обучающихся в сельской и городской местности. Кроме того, подведены итоги влияния места проживания на становление личностного потенциала. В статье рассматриваются результаты психодиагностики учащихся школ сельской и городской местности.


Abstract:
Abstract: In this scientific article based on a study of personal potential of senior high school students identified the personal criteria of students in rural and urban areas. In addition, summed up the effect of the place of residence on the development of personal potential. The article discusses the results of psychodiagnostics school students in rural and urban areas.


Ключевые слова:
личностный потенциал; саморегуляция личности; жизнестойкость.

Keywords:
personal potential; self-identity; vitality.


УДК 1

Каждый человек проходит определённые этапы развития. Первый этап развития называется «кризис трёх лет» на данном этапе ребёнок пытается утверждать своё Я, демонстративно не подчиняется указаниям родителей. Вторым этапом развития является «подростковый кризис», потребность в самостоятельности достигает своей высшей точки, происходят тяжелые семейные конфликты. Период завершения созревания тех личностных механизмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, а также самостоятельно приходиться на возраст 16-18 лет [4].

Но на данном этапе становление личности не завершается, оно проходит еще долгий путь. Человек достигает самоуправления, независимости от внешних побуждений, реализует свои поставленные цели. Следует отметить что, личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным и интеллектуальным. Это говорит о том, что познавательная сфера, интеллект, нравственные ориентации у каждого человека развиваются индивидуально, но не имеют глубоких отличий.

В отечественной психологии используются попытки целостного осмысления личностных характеристик, которые отвечают за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями. Это свидетельствует о личностном адаптационном потенциале, которые определяет устойчивость человека к экстремальным факторам (А.Г. Маклаков).

Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д.А. вводит понятие «личностный потенциал» (ЛП). Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальной характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности [1].

Личностный потенциал – системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д.А. Леонтьев) [2].

По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности и обеспечивает:

  • с одной стороны, устойчивость личности и ее смысловых ориентаций в изменчивом мире, в котором низкая степень прогнозируемости будущих событий и «ситуация неопределенности» приобретают онтологический статус;
  • с другой стороны, возможность человеку изменять свою стратегию и тактику поведения при изменении ситуации, проявлять надситуативную активность.  Данная возможность позволяет ему не только приспосабливаться к изменившимся условиям, но и эффективно справляться с возникающими перед ним новыми задачами посредством самостоятельного создания необходимых условий, как в профессиональной области, так и в других сферах жизни.
  •  Высокий личностный потенциал человека оказывается важным условием формирования эффективных механизмов саморегуляции и тем самым позволяет человеку справляться с  возникающими проблемами в различных сферах жизни  и организовывать собственное жизненное пространство [2].

К критериям личностного потенциала мы относим показатели жизнестойкости, самоорганизации деятельности, а также удовлетворенность жизнью [4].

Жизнестойкость входит в критерии личностного потенциала, но в отечественной психологии совмещали два психологических феномена – это личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков), субъективность (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, В.и. Моросанова), самореализация личности (Л.А. Коростылева, М.В. Ермолаева, Э.В. Галажинский, Д.А. Леонтьев, И.В. Солодникова и др.), жизнетворчество (Д.А. Леонтьев),  личностный потенциал (Леонтьев Д.А.).

Следовательно, одной из специфических форм проявления личностного потенциала – это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий её развития. Условия могут задаваться не только генетическими особенностями, но и внешними неблагоприятными условиями. Поэтому, существуют неблагоприятные условия для формирования личности, которые могут влиять на развитие.

Личностный потенциал лежит в основе личностной способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности в своей жизнедеятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.

Так как, старшеклассникам предстоит профессиональное самоопределение, которое затрагивает многие компоненты личности. На становление личностного потенциала старшеклассников могут повлиять различные жизненные факторы такие как: местность проживание, жизнестойкость, удовлетворенность жизнью, саморазвитие. Вопросы, касающиеся личностного потенциала старшеклассников являются актуальными.

Проблема: влияние жизненных факторов и места проживания на  развитие личностного потенциала у старшеклассников.

В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между необходимыми условиями развития личностного потенциала у старшеклассников и отсутствие готовности к изменению определённых условий жизнедеятельности.

Объект исследованияличностный потенциал старшеклассников.

Предмет исследования особенности личностного потенциала старшеклассников, обучающихся в сельской местности.

Целью исследования является анализ особенностей личностного потенциала старшеклассников.

Задачи

  1. Раскрыть особенности личностного потенциала старшеклассников.
  2. Исследовать главные аспекты личностного потенциала.
  3. Рассмотреть влияние места проживания на становление личностного потенциала.
  4. Провести сравнительный анализ сельской и городской местности.

Гипотеза: место проживания не влияет на становление личностного потенциала старшеклассников.

Исследование личностного потенциала проводилось на базе двух школ: МАОУ «Голышмановская СОШ №1» и МАОУ СОШ №92 г. Тюмени. В исследовании приняли учащиеся 10-ых классов в количестве 48 человек.

Для психологического исследования были применены следующие методики: Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев; Тест «Жизнестойкость» (С. Мадди; в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, модификация Е. Осина); Опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова); Шкала «Удовлетворённость жизнью» (Э.Динер).
Даннное исследование поможет педагогам-психологам узнать лучше личностные особенности старшеклассников, а также своевременно проводить коррекционную работу по затруднениям.

Вывод 1: По результатам дисперсионного анализа можно сделать вывод о том, что у детей, обучающихся в городе, преобладает «зеркальное Я», высокие значения данной шкалы соответствуют представлению о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение. У подростков, обучающихся в сельской местности, преобладает «самообвинение», высокие значения говорят о том что, подросток готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, данные факторы сопровождаются негативными эмоциями в свой адрес даже, несмотря на наличие высокой самооценки собственных качеств.
Полученные данные свидетельствуют тому, что дети из городской местности более общительнее, а также не зацикливаются на неудачах. Они спокойнее реагируют на появляющиеся трудности. Дети проживающие в сельской местности труднее переживают возникающие жизненные трудности, возможно, это происходит из-за того что в школах сельской местности отсутствуют педагоги-психологи, которые непосредственно помогали бы им справляться с данными затруднениями.

Вывод 2: По результатам факторного анализа можно сделать вывод, что у подростков, обучающихся в сельской и городской местности, совпадают показатели вовлеченности, принятия риска и жизнестойкости, это свидетельствует о том, что место жительства не влияет на данные факторы. Так же следует отметить, что у городских преобладает самопринятие, а также отрицательным компонентом является открытость, низкие значения данной шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности.

У сельских подростков преобладает контроль  - представляет убежденность в  том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован, противоречивым фактором выступает шкала настойчивость это значит то, что детям трудно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения.

В заключение отметим, что жизнедеятельность вносит не значительные изменения в личностный потенциал старшеклассников. Изменения происходят в некоторых аспектах личности. У старшеклассников, обучающихся в сельской местности преобладает самообвинение и контроль, то есть если им по каким-либо причинам не удаётся достичь положительного результата они винят в этом себя. Старшеклассники, обучающиеся в городской местности более открытые к окружающим достичь успеха у них больше шансов, чем у детей из сельской местности.

Библиографический список:

1. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. – 43 с.
2. Леонтьев Д.А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. – 675 с.
3. Ученые записки дры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
4. Измерение параметров личностного потенциала человека: опросниковые методы // С.А.Богомаз. Томск: ГОУ ВПО Томский государственный университет. Факультет психологии – 2012 г. – 42 с.




Рецензии:

18.05.2016, 16:46 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Из этого можно сделать статью, но пока не понятно, кто, что и как исследовал. В общем это доработать надо. Изложить четко и ясно. А так это разорванные тезисы, а не статья.

24.05.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Попова Екатерина Сергеевна:
статья доработана.

18.05.2016, 18:07 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья является очень актуальной по отношению регионального характера образования. На данном этапе изменились существенно социокультурные параметры сельской и городской школы... Автор статьи нужно одинако лучше выяснить верефикационную стратегию проблематики... Имеются выводы...нужно их категорически показать на основе методологического моделя исследования... Апробация надеюсь дасть нужные научные доказательства основной тезы.... Можно публикавоть после доработки!PhD Георги Клинков
24.05.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Попова Екатерина Сергеевна:
Статья доработана,возникли проблемы с поиском статистических данных.

19.05.2016, 8:43 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Да.хотелось бы увидеть доработанный вариант Вашей работы.
24.05.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Попова Екатерина Сергеевна:
статья доработана

19.05.2016, 21:21 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Соглашусь с рецензентами. Тема статьи актуальна. Но представленный материал необходимо доработать для предоставления к публикации. Хотелось бы увидеть более полные и четкие выводы и где и с какой целью можно использовать полученные результаты вашей работы.
24.05.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Попова Екатерина Сергеевна:
статья доработана

25.05.2016, 6:34 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Конечно,не все доработано,но автор имеет право на собственное видение проблемы.Статья рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх