4 курс
Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики
студентка
Научный руководитель: Кукуев Евгений Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики, Кафедра психологии и педагогики детства.
УДК 1
Каждый человек проходит определённые этапы развития. Первый этап развития называется «кризис трёх лет» на данном этапе ребёнок пытается утверждать своё Я, демонстративно не подчиняется указаниям родителей. Вторым этапом развития является «подростковый кризис», потребность в самостоятельности достигает своей высшей точки, происходят тяжелые семейные конфликты. Период завершения созревания тех личностных механизмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, а также самостоятельно приходиться на возраст 16-18 лет [4].
Но на данном этапе становление личности не завершается, оно проходит еще долгий путь. Человек достигает самоуправления, независимости от внешних побуждений, реализует свои поставленные цели. Следует отметить что, личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным и интеллектуальным. Это говорит о том, что познавательная сфера, интеллект, нравственные ориентации у каждого человека развиваются индивидуально, но не имеют глубоких отличий.
В отечественной психологии используются попытки целостного осмысления личностных характеристик, которые отвечают за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями. Это свидетельствует о личностном адаптационном потенциале, которые определяет устойчивость человека к экстремальным факторам (А.Г. Маклаков).
Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д.А. вводит понятие «личностный потенциал» (ЛП). Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальной характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности [1].
Личностный потенциал – системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д.А. Леонтьев) [2].
По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности и обеспечивает:
К критериям личностного потенциала мы относим показатели жизнестойкости, самоорганизации деятельности, а также удовлетворенность жизнью [4].
Жизнестойкость входит в критерии личностного потенциала, но в отечественной психологии совмещали два психологических феномена – это личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков), субъективность (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, В.и. Моросанова), самореализация личности (Л.А. Коростылева, М.В. Ермолаева, Э.В. Галажинский, Д.А. Леонтьев, И.В. Солодникова и др.), жизнетворчество (Д.А. Леонтьев), личностный потенциал (Леонтьев Д.А.).
Следовательно, одной из специфических форм проявления личностного потенциала – это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий её развития. Условия могут задаваться не только генетическими особенностями, но и внешними неблагоприятными условиями. Поэтому, существуют неблагоприятные условия для формирования личности, которые могут влиять на развитие.
Личностный потенциал лежит в основе личностной способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности в своей жизнедеятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.
Так как, старшеклассникам предстоит профессиональное самоопределение, которое затрагивает многие компоненты личности. На становление личностного потенциала старшеклассников могут повлиять различные жизненные факторы такие как: местность проживание, жизнестойкость, удовлетворенность жизнью, саморазвитие. Вопросы, касающиеся личностного потенциала старшеклассников являются актуальными.
Проблема: влияние жизненных факторов и места проживания на развитие личностного потенциала у старшеклассников.
В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между необходимыми условиями развития личностного потенциала у старшеклассников и отсутствие готовности к изменению определённых условий жизнедеятельности.
Объект исследованияличностный потенциал старшеклассников.
Предмет исследования особенности личностного потенциала старшеклассников, обучающихся в сельской местности.
Целью исследования является анализ особенностей личностного потенциала старшеклассников.
Задачи
Гипотеза: место проживания не влияет на становление личностного потенциала старшеклассников.
Исследование личностного потенциала проводилось на базе двух школ: МАОУ «Голышмановская СОШ №1» и МАОУ СОШ №92 г. Тюмени. В исследовании приняли учащиеся 10-ых классов в количестве 48 человек.
Для психологического исследования были применены следующие методики: Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев; Тест «Жизнестойкость» (С. Мадди; в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, модификация Е. Осина); Опросник «Самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова); Шкала «Удовлетворённость жизнью» (Э.Динер).
Даннное исследование поможет педагогам-психологам узнать лучше личностные особенности старшеклассников, а также своевременно проводить коррекционную работу по затруднениям.
Вывод 1: По результатам дисперсионного анализа можно сделать вывод о том, что у детей, обучающихся в городе, преобладает «зеркальное Я», высокие значения данной шкалы соответствуют представлению о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение. У подростков, обучающихся в сельской местности, преобладает «самообвинение», высокие значения говорят о том что, подросток готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, данные факторы сопровождаются негативными эмоциями в свой адрес даже, несмотря на наличие высокой самооценки собственных качеств.
Полученные данные свидетельствуют тому, что дети из городской местности более общительнее, а также не зацикливаются на неудачах. Они спокойнее реагируют на появляющиеся трудности. Дети проживающие в сельской местности труднее переживают возникающие жизненные трудности, возможно, это происходит из-за того что в школах сельской местности отсутствуют педагоги-психологи, которые непосредственно помогали бы им справляться с данными затруднениями.
Вывод 2: По результатам факторного анализа можно сделать вывод, что у подростков, обучающихся в сельской и городской местности, совпадают показатели вовлеченности, принятия риска и жизнестойкости, это свидетельствует о том, что место жительства не влияет на данные факторы. Так же следует отметить, что у городских преобладает самопринятие, а также отрицательным компонентом является открытость, низкие значения данной шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности.
У сельских подростков преобладает контроль - представляет убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован, противоречивым фактором выступает шкала настойчивость это значит то, что детям трудно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения.
В заключение отметим, что жизнедеятельность вносит не значительные изменения в личностный потенциал старшеклассников. Изменения происходят в некоторых аспектах личности. У старшеклассников, обучающихся в сельской местности преобладает самообвинение и контроль, то есть если им по каким-либо причинам не удаётся достичь положительного результата они винят в этом себя. Старшеклассники, обучающиеся в городской местности более открытые к окружающим достичь успеха у них больше шансов, чем у детей из сельской местности.
Рецензии:
18.05.2016, 16:46 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Из этого можно сделать статью, но пока не понятно, кто, что и как исследовал. В общем это доработать надо. Изложить четко и ясно. А так это разорванные тезисы, а не статья.