ФГБОУ ВО РЭУ им. Плеханова
студент
Мазанова Екатерина Евгеньевна, студент. Чибисов Олег Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
УДК 33
Введение
Бюджет государства является центральным звеном финансовой системы, так как с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. Централизованный фонд государства в виде федерального бюджета необходим государству для осуществления своих функций, таких как : расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
Актуальность
Актуальность данной темы состоит в том, что федеральный бюджет представляет собой основное средство расходования ресурсов страны и их мобилизации. С помощью него власть имеет возможность оказывать влияние на экономику и стимулировать развитие ее значимых отраслей, занимается развитием образования, науки и культуры, обеспечивает оборону страны и социальную поддержку населению. Бюджет фиксирует обязанности и права бюджетных отношений, организует и регулирует деятельность участников хозяйственных связей.
Целью данной статьи является анализ структуры федерального бюджета Российской Федерации и его изменение за рассматриваемый период.
В соответствии с поставленной целью быливыполнены следующие задачи:
1. Рассмотрение поступления доходов в федеральный бюджет.
2. Рассмотрение расходования средств федерального бюджета.
3. Сравнение полученных данных, выявление проблемных участков бюджета и составление рекомендаций по их совершенствованию.
РезультатыСогласно «Бюджетному кодексу Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации не допускается[1].
Одна из главных функций Правительства Российской Федерации и Министерства Финансов – это формирование и утверждение сбалансированного бюджета. Важное значение в федеральном бюджете имеет сбалансированность доходов и расходов, от этого фактора зависит экономическая стабильность страны.
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть это источник средств на финансирование деятельности государства. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах страны. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Удельный вес в %, 2013 г |
Удельный вес в %, 2014 г |
Удельный вес в %, 2015 г |
Доходы, всего |
13 019,9 |
14 496,9 |
13 659,2 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Нефтегазовые доходы |
6 534,0 |
7 433,8 |
5 862,7 |
50,2 |
51,3 |
42,9 |
Ненефтегазовые доходы |
6 485,9 |
7 063,1 |
7 796,6 |
49,8 |
48,7 |
57,1 |
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Удельный вес в %, 2013 г |
Удельный вес в %, 2014 г |
Удельный вес в %, 2015 г |
|
1.2. |
Ненефтегазовые доходы |
6 485,9 |
7 063,1 |
7 796,6 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
1.2.1. |
Связанные с внутренним производством |
2 681,5 |
3 113,6 |
3 467,6 |
41,3 |
44,1 |
44,5 |
1.2.2. |
Связанные с импортом |
2 418,0 |
2 474,3 |
2 404,4 |
37,3 |
35,0 |
30,8 |
1.2.3. |
Прочие |
1 386,4 |
1 475,2 |
1 924,6 |
21,4 |
20,9 |
24,7 |
Источник: рассчитано автором по материалам [http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/]
В анализируемом периоде доходы федерального бюджета возросли в 2014 году по сравнению с 2013 годом и уменьшились в 2015 по сравнению с 2014, что говорит о нестабильной экономической ситуации в стране.
Удельный вес нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в 2013 и 2014гг. практически одинаковый, а в 2015 г. доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете резко уменьшилась, что связано с падением цен на нефть в данном году.
В структуре ненефтегазовых доходов произошли серьезные изменения в доходах, связанных с импортом, с 35% в 2014 г, до 30,8% в 2015 г. Основными причинами данных изменений являются конфронтация с западными странами и рост курса доллара в 2015 г. ко всем важнейшим мировым валютам.
Доля дохов, связанных с внутренним производством увеличилась на 2,8% в 2014 г. относительно 2013г., что также связано с конфронтацией с западными странами и свидетельствует об уменьшении зависимости России от импорта и раскрытии собственного производственного потенциала.
Анализ динамики доходов бюджета представлен в таблице 3.
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | Отклоне-ние | Темп роста % | Темп прироста % | 2014 г. | 2015 г. | Отклоне-ние | Темп роста % | Темп прироста % | |
1 | Доходы, всего | 13 019,9 | 14 496,9 | 1 476,9 | 111,3 | 11,3 | 14 496,9 | 13 659,2 | -837,6 | 94,2 | -5,8 |
1.1. | Нефтегазовые доходы | 6 534,0 | 7 433,8 | 899,8 | 113,8 | 13,8 | 7 433,8 | 5 862,7 | -1 571,2 | 78,9 | -21,1 |
1.2. | Ненефтегазовые доходы | 6 485,9 | 7 063,1 | 577,2 | 108,9 | 8,9 | 7 063,1 | 7 796,6 | 733,5 | 110,4 | 10,4 |
1.2.1. | Связанные с внутренним производством | 2 681,5 | 3 113,6 | 432,1 | 116,1 | 16,1 | 3 113,6 | 3 467,6 | 354,1 | 111,4 | 11,4 |
1.2.1.1. | НДС (внутрений) | 1 868,2 | 2 181,4 | 313,2 | 116,8 | 16,8 | 2 181,4 | 2 448,3 | 266,9 | 112,2 | 12,2 |
1.2.1.2. | Акцизы | 461,0 | 520,8 | 59,8 | 113,0 | 13,0 | 520,8 | 527,9 | 7,1 | 101,4 | 1,4 |
1.2.1.3. | Налог на прибыль | 352,2 | 411,3 | 59,1 | 116,8 | 16,8 | 411,3 | 491,4 | 80,1 | 119,5 | 19,5 |
1.2.2. | Связанные с импортом | 2 418,0 | 2 474,3 | 56,3 | 102,3 | 2,3 | 2 474,3 | 2 404,4 | -69,9 | 97,2 | -2,8 |
1.2.2.1 | НДС на ввозимые товары | 1 670,8 | 1 750,2 | 79,4 | 104,8 | 4,8 | 1 750,2 | 1 785,2 | 35,0 | 102,0 | 2,0 |
1.2.2.2. | Акцизы на ввозимые товары | 63,4 | 71,6 | 8,2 | 112,9 | 12,9 | 71,6 | 54,0 | -17,6 | 75,4 | -24,6 |
1.2.2.3. | Ввозные пошлины | 683,8 | 652,5 | -31,3 | 95,4 | -4,6 | 652,5 | 565,2 | -87,4 | 86,6 | -13,4 |
1.2.3. | Прочие | 1 386,4 | 1 475,2 | 88,8 | 106,4 | 6,4 | 1 475,2 | 1 924,6 | 449,4 | 130,5 | 30,5 |
Источник: рассчитано автором по материалам [http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/]
Данные из таблицы 3 предсталены наглядно с помощью графика, (рис 1)
Рис 1. Динамика доходов федерального бюджета за период 2013 – 2015гг.
Доходы федерального бюджета РФ в рассматриваемом периоде увеличились в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 11,3%, но уменьшились в 2015 г. относительно 2014г. на 5,8%.
Уменьшение общей величины доходов связано со снижением показателя нефтегазовые доходы на 21,1% в 2015 г. Даже при росте ненефтегазовых доходов на 10,4% недостаток нефтегазовых доходов не покрыт, что свидетельствует о зависимости России от экспорта нефти и газа в данном периоде.
Размер ненефтегазовых доходов в целом увеличился благодаря росту доходов, связанных с внутренним производством на 11,4% и росту прочих доходов на 30,5%. Увеличение данных статей способствовало увеличению ненефтегазовых доходов в целом, несмотря на снижение доходов, связанных с импортом в 2015 г. на 2,8%.
Анализ объема и структуры расходов бюджета представлен в таблице 4.
Показатели, млрд.руб. |
2013 |
2014 |
2015 |
Удельный вес в %, 2013 г |
Удельный вес в %, 2014 г |
Удельный вес в %, 2015 г |
Расходы, всего |
13 342,9 |
14 831,6 |
15 620,3 |
100 |
100 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
850,7 |
935,7 |
1 117,6 |
6,38 |
6,31 |
7,16 |
в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга* |
|
|
|
|
|
|
Национальная оборона |
2 103,6 |
2 479,1 |
3 181,4 |
15,77% |
16,71% |
20,37% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 061,6 |
2 086,2 |
1 965,6 |
15,45% |
14,07% |
12,58% |
Национальная экономика |
1 849,3 |
3 062,9 |
2 324,2 |
13,86% |
20,65% |
14,88% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
177,5 |
119,6 |
144,1 |
1,33% |
0,81% |
0,92% |
Охрана окружающей среды |
24,3 |
46,4 |
49,7 |
0,18% |
0,31% |
0,32% |
Образование |
672,3 |
638,3 |
610,6 |
5,04% |
4,30% |
3,91% |
Культура, кинематография и средства массовой информации* |
|
|
|
|
|
|
Культура, кинематография |
94,8 |
97,8 |
89,9 |
0,71% |
0,66% |
0,58% |
Здравоохранение и спорт* |
|
|
|
|
|
|
Здравоохранение |
502,0 |
535,5 |
516,0 |
3,76% |
3,61% |
3,30% |
Социальная политика |
3 833,1 |
3 452,4 |
4 265,3 |
28,73% |
23,28% |
27,31% |
Физическая культура и спорт |
68,0 |
71,2 |
73,0 |
0,51% |
0,48% |
0,47% |
Средства массовой информации |
77,3 |
74,8 |
82,1 |
0,58% |
0,50% |
0,53% |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
360,3 |
415,6 |
518,7 |
2,70% |
2,80% |
3,32% |
Межбюджетные трансферты* |
|
|
|
|
|
|
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
668,1 |
816,1 |
682,0 |
5,01% |
5,50% |
4,37% |
Источник: рассчитано автором по материалам [http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/]
За период 2013 – 2015 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах.
Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2013 г. - 3833,1млрд. руб. (28,7%), в 2014 г. - 3452,4 млрд. руб. (23,28%), в 2015 г. – 4265,3 млрд. руб. (27,31%).
Расходы федерального бюджета РФ на социальную политику являются одними из самых значимых расходов. С посмощью них наше государствоподдерживает, развиваетисовершенствует социальную системунаселения. Такиедействияимеютпомимо социального еще иэкономическоезначение, оникосвенновлияют на общественное производство, так как улучшают качественныйсоставтрудовых ресурсов, формируютусловиядляповышенияпроизводительности трудаза счетиспользованияегонаучнойорганизациииНоу-хау.
Статья «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по ней увеличивались за весь выбранный для иследования период: в 2013 г. – 2103,6 млрд. руб. (15,8%), в 2014 г. – 2479,1 млрд. руб. (16,7%), в 2015 г. – 3181,4 млрд. руб. (20,4%).
Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.
Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2013 г. – 24,3 млрд. руб. (0,2%), в 2014 г. – 46,4 млрд. руб. (0,31%), в 2015 г. – 49,7 млрд. руб. (0,3%). Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2013-2015 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается,поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану.
Анализ динамики расходов бюджета представлен в таблице 5:
Показатели | 2013г | 2014г. | Отклонение | Темп роста % | Темп прироста % | 2014г | 2015г. | Отклонение | Темп роста % | Темп прироста % | |
Расходы, всего | 13 342,9 | 14 831,6 | 1 488,7 | 111% | 11% | 14 831,6 | 15 620,3 | 788,7 | 105% | 5% | |
Общегосударственные вопросы | 850,7 | 935,7 | 85,0 | 110% | 10% | 935,7 | 1 117,6 | 181,9 | 119% | 19% | |
Национальная оборона | 2 103,6 | 2 479,1 | 375,5 | 118% | 18% | 2 479,1 | 3 181,4 | 702,3 | 128% | 28% | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 061,6 | 2 086,2 | 24,6 | 101% | 1% | 2 086,2 | 1 965,6 | -120,6 | 94% | -6% | |
Национальная экономика | 1 849,3 | 3 062,9 | 1 213,6 | 166% | 66% | 3 062,9 | 2 324,2 | -738,7 | 76% | -24% | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 177,5 | 119,6 | -57,9 | 67% | -33% | 119,6 | 144,1 | 24,5 | 120% | 20% | |
Охрана окружающей среды | 24,3 | 46,4 | 22,1 | 191% | 91% | 46,4 | 49,7 | 3,3 | 107% | 7% | |
Образование | 672,3 | 638,3 | -34,0 | 95% | -5% | 638,3 | 610,6 | -27,7 | 96% | -4% | |
Культура, кинематография | 94,8 | 97,8 | 3,0 | 103% | 3% | 97,8 | 89,9 | -7,9 | 92% | -8% | |
Здравоохранение | 502,0 | 535,5 | 33,6 | 107% | 7% | 535,5 | 516,0 | -19,6 | 96% | -4% | |
Социальная политика | 3 833,1 | 3 452,4 | -380,8 | 90% | -10% | 3 452,4 | 4 265,3 | 812,9 | 124% | 24% | |
Физическая культура и спорт | 68,0 | 71,2 | 3,2 | 105% | 5% | 71,2 | 73,0 | 1,8 | 103% | 3% | |
Средства массовой информации | 77,3 | 74,8 | -2,5 | 97% | -3% | 74,8 | 82,1 | 7,3 | 110% | 10% | |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 360,3 | 415,6 | 55,3 | 115% | 15% | 415,6 | 518,7 | 103,1 | 125% | 25% | |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 668,1 | 816,1 | 148,0 | 122% | 22% | 816,1 | 682,0 | -134,1 | 84% | -16% |
Источник: рассчитано автором по материалам [http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/]
Данные из таблицы 5 предсталены наглядно с помощью графика (рис. 2).
Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета за период 2013 – 2015 гг.
При сравнении 2013 и 2014 гг. было выявлено, что больше всего увеличились расходы на национальную экономику, а именно 1213,6млрд. руб. (66%), но при сравнении 2014 и 2015 гг. произошлоуменьшение расходов на 738,7млрд. руб. (24%). Таким образом за период 2013-2015 гг. увеличение было не самым большим – а именно на 474,9млрд. руб. Чего нельзя сказать о расходах на на национальную оборону, в течение всего исследуемого периода они показывали стабильное увеличение: за период с 2013по 2014 гг. произошло увеличение на 375,5млрд. руб. (18%), за период 2014-2015 гг. -702,3 (28%), таким образом, за весь выбранный для исследования промежуток времени (2013-2015) расходы увеличились на 1077,8 млрд. руб. и составили 3181,4млрд. руб.
Несмотря на это, самыми большими стали расходы на социальную политику, хотя за период 2013-2014 они были уменьшены на 380,8млрд. руб. (10%), они показали рост в 2014-2015 - 812,9млрд. руб. (24%), составив в 2015 - 4265,3млрд. руб. и тем самым среди произведенных расходов они заняли первое место.
За период с 2013 по 2015 г, больше всего уменьшились расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2013-2014 г на 24,6 млрд. руб. (1%) был небольшой рост, но в 2014- 2015 ггбыло сокращение на 120,6 млрд. руб. (6%). Таким образом за весь период расходы уменьшились на 96 млрд. руб.
Выводы
Во всем исследуемом периоде расходы превышают доходы, наблюдается дефицит бюджета. Заментно увеличение дефицита, с 2013 г. по 2015 г. он увеличился на 1638 млрд.руб.
Рекомендации по уменьшению дефицита бюджета:
1. Российский бюджет во многом зависит от нефтегазовых доходов, для того, чтобы исправить сложившееся положение, стране необходимо развивать другие отрасли.
2. Необходимо рациональное управление государственными расходами, так как в нынешней ситуации увеличение расходов может стать источником финансовой нестабильности.
3.Так как страна находится в кризисном положении, при осуществлении мер для стабилизации экономики нельзя забывать о долговременных приоритетах, отдавая предпочтение сиюминутным.
4. Нужно поддерживать макроэкономическую стабильность, так как ее нарушение грозит неисполнением государством его обязательств, существенным увеличением заимствований и налоговой нагрузки.
Мы считаем, что данные рекомендации помогут сформировать и реализовать эффективную бюджетную политику.
Заключение
Федеральный бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, выполняет множество функций, среди которых: установление налогового климата в стране, определение направления расходования средств, является выражением экономической политики государства, выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики.
Таким образом, бюджет является ведущим звеном финансовой системы государства и играет важную экономическую и политическую роль.
Рецензии:
20.12.2016, 16:02 Чувикова Виктория Викторовна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации
20.12.2016, 16:41 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Анализ проведен довольна-таки корректно. Выводы и рекомендации,на наш взгляд, недостаточно полно отражают возможности повышения доходной части бюджета (поддержка предпринимательства не на словах, а на деле; поддержка развития малого и среднего бизнеса, рост производительности труда и т.д.)
Статья написана грамотным экономическим языком и может быть опубликована. С уважением Боровский Владимир Наумович.
27.12.2016, 1:41 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья интересная,в ней присутствует Анализ,что довольно редко для данного журнала.и библиографический список достойный.Побольше бы таких статей,так глядишь и выводы научились бы делать.К сожалению анализ по формуле больше меньше.А почему так пока еще в перспективе.Пишите чаще.Рекомендую статью к публикации без доработок
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий