Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Образование
Размещена 24.01.2017. Последняя правка: 23.01.2017.
Просмотров - 4675

Оценка опыта стран ЕС в профессиональной ориентации учащихся (на примере Германии, Франции, Финляндии)

Богданова Татьяна Владимировна

специалист

СКТ(ф)СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

методист, учебный отдел

Аннотация:
В настоящее время система среднего профессионального образования в РФ выходит на новый уровень. Согласно государственной политике в сфере профессионального образования, к 2020 году в половине колледжей России должна осуществляться подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.Но сейчас наблюдается снижение интереса абитуриентов к получению такого образования. В связи с этим важны механизмы взаимодействия образования и сферы труда: эффективная система профориентации должна привлекать молодежь в СПО, повышать престиж рабочих профессий. Успешный опыт других стран в этой области(стран ЕС Германии, Франции, Финляндии) может послужить примером для совершенствования профориентационной работы в России.


Abstract:
Currently the system of secondary vocational education in Russia to a new level. According to the state policy in the sphere of professional education, by 2020 half of Russian colleges should be training in 50 most popular and promising occupations in accordance with international standards and advanced technologies.But now there is a decreasing interest of students to pursue such education. In this regard, the important mechanisms of interaction between education and the world of work: an efficient system of vocational guidance should involve young people in the act, to raise the prestige of working professions. The successful experience of other countries in this area(EU countries Germany, France, Finland) can serve as a model for improved career guidance in Russia.


Ключевые слова:
профессиональная ориентация; профессия; среднее профессиональное образование; рабочие кадры; профессиональное самоопределение; абитуриент; профориентационная практика; международный опыт.

Keywords:
professional orientation; profession; vocational education; personnel; professional self-determination; the applicant; career guidance practice; international experience.


УДК 37

В настоящее время первостепенное значение приобретает система среднего профессионального образования в РФ. По словам В.В. Путина (послание Президента РФ к Федеральному собранию 2014 года), к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Одними из показателей эффективности изменений в профессиональном образовании, по словам президента, должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям, т.к. это хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты. Все эти причины должны мотивировать молодежь, привлекая в систему среднего профессионального образования, повышать престиж рабочих профессий, профессионально ориентировать абитуриентов.

Между тем, по данным 2014 года, доля выпускников средних школ, которые в последние годы выбирают среднее профессиональное образование в качестве «трамплина» своей будущей профессиональной деятельности, достаточно мала - после 9 класса – 10-15%, после 11 класса – 7-8% [6]. Если рассматривать статистику, за 2015 год – прием в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена – 638 тыс. человек, что более на 18,6 тыс. чел. в сравнении с 2014 годом[3]. Это связано с уменьшением количества студентов, поступающих на специальности программы подготовки бакалавров и специалистов (высшее образование, база 11 классов), а также с уменьшением самих образовательных организаций СПО (на 0,6%) [4].

Такое увеличение интереса абитуриентов к СПО, безусловно, дает надежду на позитивные изменения, но государственный заказ – 25 млн. квалифицированных специалистов, прошедших программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, - это достаточно большой объем рабочих кадров для рынка труда, привлечь такое количество студентов и научить – становится первостепенной задачей системы образования. Основная цель – профориентация и обучение кадров для рынка труда по наиболее востребованным специальностям ТОП-50.

Система профессиональной ориентации за последние десятилетия продвинулась в России на более высокий уровень. Тем не менее, как видится, необходимо обращаться также не только к отечественному опыту в сфере привлечения будущих специалистов в систему образования, но и заимствовать некоторые наиболее удачные технологии и опыт зарубежных стран – именно те достижения, которые оправданы многолетней профориентационной практикой.

С этой точки зрения представляется интересным опыт трех стран ЕС – Германии, Франции, Финляндии.

Профориентация школьников в Германии – подготовка к выбору профессии в биографической концепции, включает три шага – анализ личных качеств в контексте планов на жизнь; проверка возможностей профессии, исходя из предпосылок, учебы, целей в жизни, представлений о нормах, ценностях; наброски стратегий для реализации учебного комплекса. Одной из наиболее интересных технологий данной концепции является профориентация учеников в школьных фирмах. Выбор будущей профессии – дело довольно сложное. Профобучение – это процесс, который способствует этому выбору, но в школе учат классическим знаниям, а не столкновению с «профессиональной реальностью». Формируемые знания, имеющиеся способности могут так и остаться в области теории. Для преодоления этого противоречия в Германии был создан проект (NEBS), в котором участвуют 47 специальных педагогических центров в Берлине (250 фирм, 2000 школьников). Основная задача школьников в данном предприятии – учиться, работая в самостоятельных школьных фирмах и приобретая подготовку для трудовой жизни (около 250 фирм).

Данный педагогический проект только моделирует производственные условия фирмы, не являясь реальной организацией. Подобные фирмы работают, как правило, в зданиях школы и отражают настоящие экономические процессы - создание и продажа продуктов и услуг обслуживания, управление денежными и товарными потоками. Молодые люди в разных ролях развивают такие способности и квалификации как способность работать в команде, личная ответственность, независимость. Через инструменты рыночной экономики ребята учатся думать и действовать, как предприниматели. В данном проекте развиваются как личностные способности, так и отношение к окружающей среде (дается соответствующая информация о производстве, проводится производственная практика). Учитель при этом имеет функцию модератора [1, с. 385].

Эта идея сама по себе интересна тем, что, желание продолжать обучение в системе СПО либо ВО у школьников возникает в связи с базовой практикой работы в фирме. Ученики представляют ее бизнес-процессы изнутри, могут самостоятельно развивать приобретенные уже навыки через последующие программы обучения. Так реализуется профориентация через модель реального производственного процесса в форме интерактивной деловой игры.

Во Франции в профориентационной работе взят курс на утверждение концепции «воспитание ориентации». В таком случае сами учащиеся становятся субъектами профессиональной ориентации.

Внутришкольная профориентационная работа проводится в соответствии с пятью педагогическими циклами: 1) наблюдения и адаптации; 2) центральный; 3) ориентации; 4) определения; 5) выпускной. Первые три цикла относятся к обучению в коллеже, четвертый и пятый цикл отражает обучение в лицее [7, c. 108].

В первом цикле изучается личность учащегося, способности, склонности, уровень знаний, черт характера с помощью тестов. В центральном цикле коллежа (V-IV классы) учащиеся проходят знакомство с миром профессий. С V класса можно выбрать для изучения дополнительные предметы по своим интересам и возможностям. Для выбора предлагаются: изучение языков, опытных или технологических наук. С VI класса учащиеся, по желанию, могут пройти стажировку на предприятии в форме «визита» или «наблюдения». Цикл ориентации коллежа (III класс) намечает дальнейший учебный путь: общеобразовательный и технологический лицей; профессиональный лицей; центр профессионального обучения. Профориентационный план этого цикла состоит в информировании школьников о различных учебных направлениях, профессиях, к которым они готовят (с 2005 г. в учебном расписании французских коллежей был введен обязательный предмет «Знакомство с профессиями», включает знакомство с профессиональной деятельностью, с организациями, с местами и способами подготовки). Следующие два цикла относятся к лицею (во Франции два типа лицеев - общеобразовательный и технологический; профессиональный). Обучение имеет профильный характер (дифференциация по направлениям, секциям и профилям). Цикл определения в общеобразовательном и технологическом лицее (11 класс) - период предпрофильной подготовки, школьник выбирает профиль в соответствии с учебными результатами. Происходит уточнение профессиональных и предметных предпочтений (стажировки на предприятиях, встречи с бывшими учениками (ныне студентами), а также со специалистами различных профессиональных областей. Выпускной цикл общеобразовательного и технологического лицея (с I класса по выпускной) - завершающий этап, на протяжении которого лицеисты готовятся к сдаче итоговых экзаменов. Профориентационная работа сконцентрирована на информировании о различных учебных заведениях профессионального образования, правилах поступления и др. На протяжении I класса можно изменить как учебный профиль, так и учебное направление (возможность переориентации). В профессиональных лицеях обучение направлено на овладение конкретной профессией. Здесь общеобразовательная подготовка сочетается с производственной практикой. Целью профориентации является знакомство с выбранной профессией, организацией труда, рабочего места, компетенциями профессии, возможностями трудоустройства. Так достигается постепенная дифференциация учащихся по учебным направлениям (после коллежа), по учебным секциям и профилям (I и выпускной классы лицея)[7, c.110].

Такая система профориентации полностью интегрирована в систему образования, интересна своей многоступенчатостью, дифференциацией предметных и индивидуальных устремлений по мере становления личности и ее развития, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

И, наконец, профориентационная практика Финляндии также может привлечь внимание. Эта страна ЕС все чаще упоминается в связи с наиболее конкурентоспособной экономикой и одной из самых эффективных систем образования. Профессиональная ориентация учащихся является там одним из приоритетов государственной политики.

В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего по многим причинам. Курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса, они включают период введения в трудовую жизнь (1-3 недели), в течение которого подростки работают в реальных производственных условиях. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к выбору профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. После окончания девятого класса ученик должен выбрать свой профессиональный путь, но в случае неясности ему дается год на профессиональное самоопределение. Специалисты-консультанты помогают ученику сделать верный выбор. В течение этого периода с ним активно работают профессиональные консультанты и добиваются осознанного школьником выбора (с точки зрения желаний, возможностей, потребностей в кадрах государства). По завершении выбора пути выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в семь профессиональных учебных заведений.

Мотивируя учащихся на получение рабочих специальностей, финны активно используют для информирования подростков сеть Интернет, где дают ответы на все вопросы, поднимают престиж рабочих профессий сведениями о востребованности, высокой оплате труда. В случае отсутствия выбора ученику дается возможность в течение какого-то периода быть трудоустроенным - выполнять простую работу (красить окна, подметать улицы), чтобы осознавать ответственность и сопричастность процессу, в котором задействовано все трудоспособное население страны.

Такой опыт представляется интересным в «привязке» в становлению личности и ее профессиональному самоопределению, а также осознанию ответственности личности перед обществом.

Обзор профориентационных практик стран ЕС позволяет сделать некоторые выводы относительно использования таких технологий в отечественной педагогике и профессиональном определении.

В России происходит ориентация на мировой опыт ведущих зарубежных стран в плане модификации и модернизации системы подготовки кадров. Но часто данная ориентация связана с копированием международного опыта и внедрением в национальную систему, что не всегда оправдано в национальном контексте нашего обучения, ввиду отсутствия единой централизованной организации процесса, так как каждый регион и образовательная организация действуют самостоятельно.

Опыт Германии позволяет сделать вывод о том, что интерактивные проекты типа «школьной фирмы» полезны профориентационной направленностью. Разумеется, как система данное мероприятие не может быть реализовано в отечественной практике в полной мере, но как разовая форма возможна либо вместо школьной практики, либо как «Фестиваль профессий», «Один день фирмы» (деловая игра), либо в виде курса УПК по экономике и др.

Интегрированная в систему образования Франции многоступенчатая система профориентации для российского опыта интересна именно как целостная структура. В российской системе образования, например, с успехом внедряется многоступенчатое духовное воспитание, начиная с начальных классов. Путь профессионального самоопределения не менее важен для формирования будущего профессионального сообщества, такая система, несомненно, была бы очень полезной российским школьникам.

Финский опыт профориентации интересен своей нацеленностью на результат, направленностью на ответственность ученика перед обществом, даже в случае неверного профессионального самоопределения бывший школьник принимается за простую работу, чтобы «даром не есть свой хлеб». В данном контексте представляется удачным отечественный опыт трудоустройства учеников в летний период с выполнением ими простой работы по уборке города и получением фиксированной зарплаты (реализуется в Смоленской области организацией «Смоленские дворы»)[5]. В данный период в свободное от работы время с трудоустроенными школьниками проводятся культурные мероприятия. Было бы полезным также организовать в это время экскурсии на производственные предприятия, ознакомить с различными условиями труда, показать современную технику и др. в контексте профессиональной ориентации.

Несомненно, предприятия профориентационной направленности будут постепенно все более совершенствоваться в России, принося «свои плоды» рынку качественных трудовых ресурсов. В этом может помочь и опыт других стран для сопоставления и обогащения наиболее удачными практиками, их элементами.

Библиографический список:

1. Бердн М. Система профессиональной ориентации в Германии// Научные записки. Серия «Педагогика». — 2011. — № 3. — С. 378-386.
2. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. — 2004. — № 7. — С.85–91.
3. Образование в цифрах: 2016: краткий статистич. сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю.Забатурина, Г.Г. Ковалева и др. –М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 80 с.
4. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников//Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. 28.05.2014. URL: http://www.akvobr.ru/opyt_proforientacii_shkolnikov.html (дата обращения 25.12.2016).
5. Трудоустройство несовершеннолетних 2016[Электронный ресурс]//МБОУ ДО «Центр развития детей и молодежи «Смоленские дворы» г. Смоленска: URL: http://smoldvor.smoladmin.ru/ (дата обращения 23.12.2016)
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. 25.12.2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения 12.12.2016).
7. Шамсутдинова И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции [Электронный ресурс]/ И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова. 13.11.2007. URL: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1194958461&archive=1195596857&start_from=&ucat=& (дата обращения 12.12.2016)




Рецензии:

24.01.2017, 20:50 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Все это фантастика. К Российской действительности это не применимо, потому, что это у них люди всех специальностей могут жить, а у нас не так. Исходя из полной фантастичности темы для наших условий я это к публикации не рекомендую.

25.01.2017 17:17 Ответ на рецензию автора Богданова Татьяна Владимировна:
Уважаемый Леонид Борисович. Я бы не стала так категорично утверждать. Есть различные регионы РФ, в которых представители разных специальностей "могут жить" по-разному, в зависимости от профессиональных достижений, интеллектуальных способностей и т.д. "У нас", разумеется, свой менталитет и условия, "у них" (т.е. в европейских странах), конечно, свои. Но определенные элементы их опыта в профессиональной ориентации учеников могут быть полезны для нас. Ребята должны знать, какую дорогу выбрать, должны приучаться к труду, тогда и они, получив образование "смогут жить", как Вы говорите, причем, в любой стране. Спасибо за отзыв.

25.01.2017, 9:23 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Автором статьи обозначена проблема, актуальность которой сложно переоценить. Отказ от образовательной парадигмы «учить всех всему» нет необходимости обосновывать, более того, именно об этом свидетельствуют тенденции перехода на компетентностную, личностно ориентированную систему образования всех уровней. Повышение профессиональной ориентированности школьного образования, а значит и качества самоопределения будущего специалиста – это не только вопрос качества жизни каждого отдельного человека (условие его самоактуализации), но и качество социально-экономического развития страны в целом. Представленный в статье опыт, несомненно, интересен, прежде всего, исходя из его эффективности. Вопрос имплементации в иную образовательную среду – это проблема не перенесения опыта (этот процесс всегда будет деструктивным), а комплексного исследования разных систем и определения СВОЕГО пути поэтапного наращивания потенциала профессиональной ориентированности, прежде всего, исходя из актуального уровня сформированной системы. Должны быть определены не только технологические подходы, но, прежде всего, концептуальные, ориентированные на развитие системы как целостности в комплексе взаимоотношений всех составляющих, гармонизируя их. В этом контексте разные практики (даже негативные) представляют ценность и должны стать предметом комплексного и глубокого научного анализа. Статья рекомендуется к публикации.
26.01.2017 9:09 Ответ на рецензию автора Богданова Татьяна Владимировна:
Уважаемая Татьяна Иосифовна, спасибо за рецензию. Думаю, что обозначенные вопросы могут стать предметом исследования в последующих статьях.

25.01.2017, 13:08 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Скандинавская модель образовательного планирования проф.адаптивности функционирует на самом высоком уровне. 2. К сожалению в Россий традициий в проф.ориентации имеют очень глубокие исторические основания,но... 3.Так что статья имеет региональный характер по поводу возможного сравнения между Р.Ф. и остального мира. 4.Хорошо было бы использование сравнительного контент-анализа как стратегия систематизированного обобщения.
26.01.2017 10:10 Ответ на рецензию автора Богданова Татьяна Владимировна:
Уважаемый, Георгий Тодоров, спасибо за рецензию. Думаю, что обозначенная Вами методика будет использована в последующих статьях для анализа обозначенных вопросов.

1.02.2017, 6:53 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема работы весьма актуальна. Применение опыта передовых педагогических систем в российском образовании вполне возможно. Однако категорический отказ от традиционных подходов к образованию не может стать оптимальной альтернативой. Следовательно, сравнительное контекстуальное прочтение современных и традиционных, советско-российских и зарубежных моделей было бы обоснованным.
05.02.2017 19:19 Ответ на рецензию автора Богданова Татьяна Владимировна:
Уважаемая Елена Геннадьевна, спасибо за рецензию. Конечно, тематика и содержание статьи не предполагают отказ от традиционных подходов к образованию, но, как бы то ни было, педагогические реалии говорят как раз о коренных изменениях не только на научном, но и на государственном, политической уровне, которые влияют и на преподавание предметов, и на профориентацию, и на профобучение. Особенно этот процесс коснулся системы СПО (актуализация ФГОС СПО с позиций требований профстандартов, союза World Skills Russia и т.д., новые ФГОС по профессиям ТОП-50 - в этом ориентир именно на международные стандарты). В этом контексте зарубежный опыт используется, конечно, не как абсолютный эталон, а только для фрагментарного сравнения. Конечно, должен быть системный сравнительный анализ российской и зарубежной педагогической модели профориентации, который, возможно будет проведен в последующих статьях.Спасибо большое за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх