ВлГУ
студент
Еремеев Александр Евгеньевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
УДК 31.316
Введение:
Социология, как самостоятельная наука, возникла в 40-е годы XIX века. Для появления данной науки был ряд предпосылок, как объективных: «Объект должен находиться в определенном состоянии, пригодном для того, чтобы сфокусировать на себе когнитивный интерес исследователя», так и субъективных[5, с. 4]. Еще начиная с Античности люди имели интерес к изучению общества и общественных отношений. А в XIX веке европейское общество вступило на путь капитализма. Это было очень нестабильное время общественной жизни. Совершались перевороты, восстания и революции. Тогда социология появилась в виде позитивизма. Предполагалось, что социальная физика, как она первоначально называлась, должна была быть четкой, точной наукой, она должна открывать строгие законы и сформулировать четкую картину мира.
Актуальность темы:
Важным аспектом изучения социологии является изучение её истории развития и становления. Огюст Конт является основоположником социологической науки. Для понимания сути социологии необходимо подробное изучение классических и базовых теорий, одной из которых является воззрения данного ученого.
Задачи:
Научная новизна:
Позитивизм был исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX века. Основоположником данного направления в социологии принято считать французского социолога Огюста Конта. Он ставил перед собой задачу, суть которой заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. И даже в своей работе «Дух позитивной философии» Конт сформулировал специальный «закон классификации», который касался шести основных, по мнению Конта, наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии. Основаниями для данной классификации явились два главных условия – догматическое и историческое. «Первое состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым» [4, с. 85].
Так зачем же понадобилось создание новой науки? Конт воспринимал состояние общества как кризисное и главной причиной данного кризиса, по его словам, было разрушение старых социальных институтов, связей и норм, а так же ещё несформированность новых. Именно основным средством преодоления этого кризиса Конт видел новую «позитивную» науку об обществе, которую он назвал «социальная физика», а позднее социология.
По Конту социология занимается изучением общества как целого, она относится к нему как социальному организму. Социальный, по трактовки Огюста Конта, означает коллективный, общественный. Главный метод, который использует Конт при изучении мира и общества это целостный и системный подход. Элементы общества, как социального организма, выполняют определенные специфические функции и служат его функциям.
Для обозначения структуры социологического знания Огюст Конт использует термины социальная статика и динамика, которые он заимствовал из физики. Социальная статика призвана изучать структуру общества в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, а также отвечать на такие вопросы, как: «Как возможно общество?»; «Что цементирует социальный порядок?» и т.д. Социальная динамика же анализирует развитие общества, причины и закономерности социальных изменений.
Основным законом социальной статики можно назвать закон социальной гармонии, который устанавливал в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов. Конт постоянно использует лозунг – «порядок и прогресс» и именно эти характеристики должны лежать в основе общества и его эволюции. Огюст Конт начал анализ социальной статики с семьи, он рассматривал её как основную клеточку социального организма. По мнению Конта распад семьи будет означать и распад общества, по сколько семья выполняет в обществе самые важные функции в обществе, например, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, сохраняет культурное наследие. Именно из семьи, как первичной формы объединения людей, вырастают и другие формы, например, племена, народы и тому подобное.
Французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи. Его больше интересовали проблемы морального характера, духовного и нравственного развития общества. [3, с. 28 – 33]
В своей работе «Дух позитивной философии» Конт сформулировал закон трех стадий. Он считал, что все наши умозрения должны пройти, последовательно, через три стадии – теологическая, метафизическая и научная. И социальная динамика характеризовала развитие мысли и общества именно в этих трех последовательно сменяющих друг друга фаз. На теологической стадии имеет место быть религиозно-мифологическое сознание. Всё происходивши явления рассматривались как результат сверхъестественных сил. Хронологические рамки данной стадии это древность и раннее средневековье. В рамках данной фазы выделялись три периода – фетишизм, политеизм, монотеизм. Вторая, метафизическая, фаза, по мнению Конта, является разрушительной, негативной и даже кризисной, так как она характеризуется господством направленностью на разрушение, войны, упадок старых устоев, которые составляли фундамент общественного порядка. А вот третья, научная, стадия является позитивной, так как происходит полное и окончательное утверждение нового взгляда на общество и природу. Характерные черты позитивной стадии это быстрое развитие материальной культуры, рост социальных чувств.
По сколько позитивизм, как учение, основано на сборе точных фактов, Огюст Конт уделял особое внимание проблеме методов социологии, ведь полученное новое знание должно быть точный, объективным и научным. Основным методом исследования он считал наблюдение. Конт даже выделял несколько условий эффективности применения метода наблюдения. Первое условие заключается в том, что наблюдение социальных фактов должно опираться на законченную теорию. Второе условие – социальное наблюдение предполагает четкое разделение субъекта и объекта. По мнению Конта, в социологии имеет место быть только наблюдение со стороны. Третье условие это необходимость преодоления иллюзии того, что наблюдение это легко, поскольку наблюдатель и сам является участником событий.
Вторым по значимости методом социологии Конт видел эксперимент. Также французский ученый выделял два вида эксперимента – непосредственный и опосредованный эксперимент. Чаще всего применяется именно опосредованный эксперимент, который заключается в наблюдении за кризисами, переменами, потрясениями в обществе.
Третий метод – сравнительный. Сравнивать можно как различные общества, так и нравственные и интеллектуальные факторы, которые оказывают влияние на жизнь общества.
Четвертый метод Конт назвал исторический. В задачи исторического метода входит последовательное сравнение состояний общества с учетом прошлого, настоящего и будущего. [2, с. 27]
Заключение:
Социологическая концепция Огюста Конта значима, и это определяется его многочисленными попытками найти и выстроить критерии общественного порядка и социального прогресса в обществе. Конт обосновал идею строгого отбора социальных фактов для того, чтобы осмысливать социальную реальность, показать, что нужно анализировать общество.
Рецензии:
8.02.2017, 13:50 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это реферат, а не научная статья. В том случае если автор четко покажет научную новизну данной работы и свой личный вклад можно рекомендовать это к публикации. В таком виде - нет. Хотя я сомневаюсь, что там есть хоть какой-то вклад автора, в принципе это описание взглядов Конта, которое можно прочесть в любом учебнике. Но если я не прав, пусть автор покажет это.
8.02.2017, 21:25 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александроич. Статья, которую написала Легкая Кристина Сергеевна, ценна в плане оценки степени ценности религиозных взглядов на общество, человечество, социально-философских взглядов и предложенных научных. Но труды Огюста Конта следует представлять читателям не просто в виде изложения избранных положений, а с оценкой их с нынешних дней. Автор работы не указала, что этот ученый остался недовольным построением социально-философских знаний с опорой на гипотезу о первичности «духа» или сознания и вторичности всего остального. Позитивизм предстал как положение о небогоданности людям при рождении скрытых знаний, которые нужно открывать, с противопоставлением выработки их сугубо людьми с каким-то доверием к показаниям органов чувств. Но значимости доказательств и опровержений, эксперименту, опытам не было придано важное значение, что довелось сделать диалектическому и историческому материализму. Вклад Огюста Конта в развитие знаний состоит в утверждении недостаточности социально-философских знаний, возможности выработки общественных наук с учетом опыта естественных. Предлагается все это учесть, и, что подойдет, применить.
Комментарии пользователей:
25.04.2017, 17:24 Поваляев Сергей Анатольевич Отзыв: Мне кажется, что дело даже не в том, что статья напоминает реферат. И реферат может быть полезен. А вот почему Огюст Конт отдаёт пальму первенства научному (естественному) знанию в противовес метафизическому (философскому) это можно бы раскрыть и подробно.И ещё. Конт был ученым секретарём у известного философа-утописта Сен-Симона, который выделял три стадии развития общества, при этом понятие"позитивный" он рассматривал применительно к модели своего нового общества.Вот было бы интересно посмотреть пересечение этих аналогий у Конта и Сен-Симона. Один применяет термин "позитивный" к знанию, другой к обществу. Советую автору это посмотреть и включить в статью. Тогда возникнет не только новизна,но и интрига. В принципе, если автор так сделает, то вполне можно будет публиковать. |