ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Студент
Гарифуллина Альбина Фатиховна, кандидат политических наук, доцент, зам. декана по воспитательной работе факультета информационных технологий и управления в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
УДК 65
Введение
В большинстве развитых стран управление водными ресурсами на сельских территориях взаимосвязано со всеми видами хозяйственной деятельности. При этом охрана и использование водных ресурсов на сельских территориях является составляющим экологической политики и комплексного планирования, поскольку вода является экологически важным продуктом, источником жизнедеятельности людей, общественным богатством и, наконец, средством функционирования и развития экономики. Усилия, предпринятые за последние 30-40 лет в США, Японии, странах Западной Европы в области управление водными ресурсами на сельских территориях, принесли весьма значительные результаты. Поэтому накопленный в США, Канаде, Японии, странах Европы и других государствах полезный опыт, безусловно, заслуживает пристального внимания [1].
Цель данной статьи – изучить зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях и выявить перспективу ее применения в РФ.
Задачи:
- рассмотреть зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях;
- выявить перспективу применения зарубежного опыта в РФ.
Общая природоохранная политика стран Евросоюза (далее – ЕС) базируется: 1) типичности проблем экологии; 2) обязательности совместно принятых решений; 3) единых мерах по борьбе с загрязнением в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте во всех странах.
В ЕС реализуется переход от отраслевого, покомпонентного принципа ООС к комплексному и от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. Принцип «платит тот, кто загрязняет» объявлен основным инструментом стимулирования природоохранной деятельности. Тем не менее, государство берет на себя значительную часть расходов промышленных компаний на борьбу с загрязнением. Государство также оказывает финансовую помощь в природоохранных мероприятиях в форме низкопроцентных ссуд, кредитов, премий на природоохранные инвестиции, оплаты экспортных пошлин, финансирует природоохранные исследования, разработки мало и безотходных технологий, строительство и реконструкцию предприятий по переработке отходов, меры по повторному использованию отходов. Широко распространены налоги на загрязнение, особенно на сброс сточных вод и водоподготовку. Агентства водной сферы составляют общую системы водохозяйственной деятельности, привлекая к управлению все население, они взаимодействуют с комитетом соответствующего гидрографического бассейна (водным парламентом) в рамках комплексных программ по использованию вод, к которым относятся: 1) пятилетний план деятельности агентства по водным ресурсам, где определены задачи по восстановлению водных ресурсов и финансовые средства (план рассматривается комитетом гидрографического бассейна); 2) директивные схемы и программы обустройства и управления водными объектами. Агентства по водным ресурсам, играя по сути двойную (экологическую и экономическую) роль по обустройству водных источников, представляют технические и финансовые средства не заказчикам и не подрядчикам, а тем общественным и частным физическим лицам, которые выполняют работы, представляющие общественный интерес. На практике агентства взимают с потребителей следующие виды платежей: 1) за ухудшение качества воды (загрязнение); 2) за водопользование (в т.ч. потребление); 3) за изменение водного режима. [5].
При этом принимается в расчет по отношению к водопользователям стоимость затрат на восстановление водных объектов от загрязнения. Каждое агентство, наряду с различными мерами по воздействию на потребителей, проводит работу по образованию, просвещению и информированию населения о состоянии водных объектов, об их правах и обязанностях в отношении использования вод, охраны и восстановления водных объектов, тем самым мобилизуя общественность на сохранение природных ресурсов и изменение отношения людей к воде.
При этом следует отметить, что роль государства заключается, прежде всего, в регламентации и контроле на всех уровнях деятельности агентств. Декретом Государственного Совета Франции дается определение загрязнений, подлежащих налогообложению или поощрению за их устранение, а также устанавливаются пределы взимания налогов и выплаты вознаграждений. В Германии провозглашена цель водохозяйственной политики - восстановление и поддержание экологического равновесия национальных водоемов. Такая экологическая политика считается необходимым условием для долговременного и гарантированного снабжения людей хорошей водой. Германией проведен значительный пересмотр общего законодательства, после чего выведена потребность расширения системы управления в области водной сферы и были предложены поправки в законы. В этих законах акцент делается на превентивные меры и применяется такое понятие, как «загрязнитель платит за ущерб» и правило – «наилучшая доступная технология». [3].
Так же в законе перечислены требования для сбросов (нормы выбросов), которые применимы на всех землян, но существуют и более строгие в случае сточных вод, содержащих токсичные вещества.
В настоящее время все нормы распространяются также на промышленных пользователей коммунальных канализационных систем. Закон о плате за сточные воды требует оплачивать сброс сточных вод пропорционально количеству содержащихся в них загрязнителей.
Особо строгие меры в Германии были введены для защиты ресурсов подземных вод. Любой забор воды рассматривается нарушением баланса подземных вод, которое может привести к местным и региональным изменениям экосистем и к нанесению ущерба таким системам, поэтому лицензии на использование вод выдаются крайне редко. [1].
Так же в законодательстве установлены требования, предъявляемые к трубопроводам для транспортировки и установкам для переработки вредных веществ.
Для реализации национальной политики в области использования и охраны водных ресурсов для речных бассейнов разрабатываются долгосрочные программы, в которых определяются основные направления экологической и технической политики регулирования водными режимами, включая проблемы.
В Японии главным Законом в водной сфере является Закон об охране окружающий среды, который направлен на предупреждение и устранение нарушений качества природных ресурсов. [2].
В этом Законе описаны основы природоохранной деятельности государства:
1) стандарты качества окружающей среды;
2) организация наблюдений и контроля, разработка и реализация государственных программ, научные исследования;
3) бюджетно-финансовая деятельность.
Особенности японского экономического нормирования заключаются в том, что в них заложены следующие критерии и уровни:
1) уровень связи человека с элементами естественной природы;
2) уровень социальной комфортности среды обитания человека и др.
Стандарты Японии для водной сферы (показатели):
1) качества вод и озер, водоемов;
2) показатели качества морской воды;
3) концентраций или запрет на присутствие в водной сфере особо опасных элементов;
4) качество питьевой воды.
В исполнении решений Япония старается возложить основные затраты (до 80 процентов) на местную власть. Для этого широко используются методы экономической стимуляции деятельности организации в водной сфере. [5].
Так, в целях повышения материальной заинтересованности организаций в использовании очистного оборудования в Японии используются государственные финансовые и кредитные корпорации. Кредитование носит целевой и довольно льготный характер: по времени до 20 лет, по процентам - 5...7 % годовых.
Местная администрация устанавливает размер платы за выбросы в среду, за счет компенсационных пособий. Средства, связанные с загрязнением водной среды, делятся по двум фондам. Методы Японии действуют так, чтобы организациям было выгоднее тратиться на очистку воды, нежели оплачивать нарушения стандартом качества водной среды.
Заключение
Таким образом, в статье мною была рассмотрена зарубежная практика управления водными ресурсами на сельских территориях и выявлены перспективы ее применения в РФ.
Рецензии:
4.05.2017, 14:52 Кокуева Жанна Михайловна
Рецензия: Статья нуждается в доработке - не решена вторая заявленная задача - рекомендации по применению зарубежных практик в РФ.
4.05.2017, 15:36 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях и перспектива ее применения в РФ (Мамлеева Кристина Радиевна") НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации:
1)Тема, аннотация, ключевые слова, содержание не представлены в смысловом единстве;
2) Источники не идентифицируются как научные;
3) Заключение, введение и цель также разобщены;
4) научный результат и его научная оценка автором, в сравнении с известным НАУЧНЫМ ЗНАНИЕМ, отсутствует.
Автору рекомендуется снять статью, при повторной попытке - предварительно ознакомить с научным руководителем.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий