канд.филос.н.доцент, автор более 20 поэтических сборников
Белорусский госуниверситет
доцент к-ры философии и методологии науки
Савина С.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Белорусский госуниверситет
УДК 1 (091):37
Введение. Современный мир – это мир быстро меняющейся информации, мир, где идеи постоянно реконструируются, перепроверяются и собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Это мир информации, которая быстро устаревает. Образование представляет собой социальную систематизированную технологию введения каждого человека в культуру, где основополагающим является преемственность традиций в воспитании и интеллектуальном становлении личности. Личность является социальной определённостью с множеством связей и зависимостей, где важнейшим вектором и целью развития выступают свободный человеческий выбор и духовное совершенство. Именно образование и реализует такую цель. Но образование является многогранной областью, ,где тесно соединяются такие основания как наука, культура, этика, эстетика. Поэтому образование тесно связано с воспитанием личности, так как целью любого общества выступает её всестороннее духовное и нравственное совершенствование. Каждое общество нацелено на эффективное использование интеллектуального потенциала и успех обычно достигается там, где не только соблюдаются традиции и исторический опыт, но и создаются гарантированные условия для эффективных инвестиций в собственную образовательную систему, которая не будучи защищённая обществом, не сможет защитить и само это общество., Сегодня систему образования отличает инновационный характер,, гибкость и динамизм. И здесь важно прислушаться к мыслителям античной эпохи, которые всегда предостерегали от попыток внедрения в сознание обучаемых многознания. Необходима выработка механизмов избирательного знания, как с точки зрения систематизации всего предметного кластера, так и конкретных изучаемых дисциплин. Объём научной информации удваивается каждые 10 лет. Даже при наличии эффективных компьютерных технологий её обработки, остаётся открытым вопрос - каким образом подавать и закреплять эту информацию в сознании индивида, причём, чтобы она ещё была и правильно понята. Человек образовывается с самого начала своей эволюции. Меняется наш мир, и меняются наши представления об этом мире. Мы, по сути, есть участники одного из самых главных действий, которые предписаны нам историей и всеми предшествующими эпохами - познанием себя и через него научению как сохранить наш мир и не дать ему исчезнуть.
Актуальность и новизна. Ученическое сообщество, попав в стены профессионального образовательного заведения, зачастую не в состоянии (они этому не обучены и к этому не подготовлены) освоить громадный объём учебно - информационного материала, в среднем до 20-30 тысяч страниц текста, в зависимости от специальности подготовки. Значительный объём затрат творческих сил у профессорско-преподавательского состава связан с попыткой избежать в студенческом сознании "короткого замыкания" и поддержать познавательную доминанту. Это всё те реалии, которые сегодня определяют собственно информационно-дидактическую составляющую образовательного процесса. Современная система образования является наиболее гибким и развивающимся механизмом. При этом чрезвычайно важно сохранять в этой системе те традиции, которые были заложены в предыдущие исторические эпохи. В этом отношении, безусловно, важную роль играет античная эпоха со своими неповторимыми идеями, размышлениями, методами, раскрывающими особенности образования и воспитания данного периода. Можно с уверенностью говорить о том, что именно в античности был заложен фундамент философской, гуманистической и культурной системы,которую мы сегодня продолжаем и развиваем, но которую порой приходится и отстаивать перед псевдоноваторскими образовательными приёмами. Поэтому основной целью и задачей данной статьи является обзор взглядов различных философов античности на проблемы образования и воспитания личности.
Основной текст. Сегодня мы стремимся построить нечто новое и совершенное, иногда забывая о позитивном реальном опыте прошлых образовательных систем. Но предмет нашего рассмотрения – истоки идей и взглядов не о знании вообще (что само по себе важно и мы, так или иначе, будем касаться и этой темы),а о сущности образования и воспитания личности в контексте идей античной философии.
Античная эпоха явила собой культурный источник для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования. В древней Греции система образовательно-воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В Афинах в классический период получение образования не было юридически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. А потому все школы были частными и платными. Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как единство гимнастического и мусического. Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал калокагатии (красоты и добра, слитых в человеке воедино). В школе обучались мальчики от 7 до 15 лет, последовательно у 3-х учителей – грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист обучал чтению, письму и счету. Ученики читали античных авторов, разучивали гимны и ритуалы. Кифарист обучал музыке и пению. Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе, акцентируя внимание не только на силу и ловкость, но и красоту тела. Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остроумием и начитанностью в кругу мужчин могли только гетеры. Античные греки внесли значительный вклад в дидактическую теорию, которая в тот период развивалась в рамках философской науки.
Обратимся к идеям античной философии на проблемы образования и воспитания. В начале рассмотрим ранний период античной эпохи, где целесообразно выделить пифагорейскую школу, которая получила название математической, и в равной степени представляла собой и научную, и образовательную систему. Основная идея этой школы была заключена в том, что вся природа раскрывается с помощью математики. В основе этой идеи лежали следующие постулаты: учение о гармонии раскрывает связь между математикой и музыкой; теоремы доказательств применимы к материальным вещам; движение небесных тел подчинено математическим законам. При этом само знание понималось как математическая определённость в рамках всей существующей субстанции. В понимании учения данная школа исходила из принципа аскетизма и самоотречения в постижении философского и математического знания. Был составлен своеобразный свод-кодекс правил нравственного поведения, которые требовали определенного познания философии для расшифровки конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет - не ходи по дороге, подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило соблюдения закона означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, его ученики нередко выполняли обет длительного молчания. Считалось, что обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика и только тогда достигается цель обучения, во всех же других случаях всё будет безрезультатным. Воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы упорядочить и гармонизировать сознание. Затем в храме велось преподавание, учение и исправление нравов. После обеда проходили совместные чтения с комментариями. В ранней античной эпохе отношение к природе знания шло, в первую очередь, (как, впрочем, и в последующие античные периоды) от поиска истины. Поэтому и главный вопрос заключался в том, как лучше организовать человеческое мышление для постижения достоверного знания.
Антропоцентрический или софистский период в античности выражен в дискуссии и нормативной схоластике морали и права. Как результат, выход на рационально-дедуктивный метод постижения и обоснования социального знания. Политико-правовая система афинской демократии того времени была достаточно высокого уровня и требовала такого же образования личности. Чтобы каждый мог участвовать в управлении обществом ему необходимо было получить достаточную подготовку для этих целей. Именно софисты выполняли функцию просвещения народа. Они обучали предметам, которые были необходимы для участия в политической деятельности - гражданскому праву, искусству, риторике, аргументации и пониманию человеческой природы. Выражаясь современным языком, софисты были одновременно и учителями, и журналистами и интеллектуалами.
Необходимо остановиться и на других взглядах, в которых были высказаны идеи об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека. Так например, Гераклит полагал, что всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать, Демокрит считал, что воспитатель, если и формирует и изменяет человека, но, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является её частицей - микрокосмосом Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, Философ подчёркивал, что хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы, а воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу. Важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта и при этом, особо важно стремиться не к многознанию, сколько к всестороннему образованию ума. Обучение рассматривалось как трудная работа. Поэтому допускалось принуждение в отношении учащихся, без которого они бы не научились ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель - стыду. Философ считал, что наихудшее из того, чему может научиться молодежь – это легкомыслие.
Сократовская система отражала рационально - критический метод, в основе которого лежало изложение материала в форме беседы, с использование майевтики,т.е. в научении из всего извлекать скрытый смысл. Для философа главное в передаваемом знании - это воспитание через него (знание о нас самих и ситуации, в которой мы находимся, нормативное знание и действительное знание). Философско - парадигматическая модель становления и воспитания человека у философа выражена триединством: знание как благо, правильное знание как моральное действие и моральное действие как обретение истинного счастья (читай - завершённость человеческой гармонии). Он - один из основоположников учения о доброй природе человека. Философ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании и через это им понималась возможность уяснения для себя, что есть полезное и того, что человек может или не может. Природные способности человека философ связывал с правом на образование, которое даёт возможность личности стать полезной обществу и, наоборот, нанести вред, не получив образования. Учительская деятельность для него была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Он принял яд цикуты. Философ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника виделась им в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком повивальном искусстве он видел основное предназначение учителя. Его беседы были направлены на то, чтобы помочь самозарождению истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом, суть которого в том, что твое знание – это всегда есть незнание нового. Эти беседы вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем (у некоторых учеников во время сократовских бесед поднималось давление и выступали слёзы восхищения).
Платоновская система базировалась на передаче знания в форме диалога с ис пользованием рационально – познавательного метода. Процесс образования - есть непрекращающееся странствие между светом и царством теней. В понимании знания философ склонялся к единству теории и практики, соединению незыблемых вечных идей с конкретными жизненными ситуациями. Он был сторонником всеобшности образования, которое должно находиться в руках государства, а не частных лиц, а все дети, вне зависимости от пола и социальной принадлежности, должны обладать возможностью учиться. При этом, в возрасте от 10 до 20 лет все получали общее образование, после чего, наиболее способные переходили на профессиональную ступень, а изучение философии предполагалось для особо одарённых с 30 лет. В педагогической деятельности особо выделялось значение социальных функций воспитания, где главной целью являлось воспитание совершенного гражданина, умеющего справедливо подчиняться или начальствовать. В идеальном обществе, по мнению философа, руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Философ провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения. Сделана попытка соединить положительные стороны спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом золотую середину. Особое внимание предлагалось уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев.
Аристотелевская образовательная модель восходила к методу познания конкретных дисциплин через построение правильных логических выводов средствами языка. Образование, и воспитание, согласно философу, должны идти через актуализацию способностей личности. Схема социализации личности – это сложный путь, который каждый человек последовательно проходит от рождения до осознания своей природы. Особая роль философа в создании Лицея, который (функционировал с IV в. до н.э. и просуществовал почти 8 столетий). В Лицее активно сочетался учебный процесс с научными исследованиями, работал естественно-исторический музей, читались курсы философии, истории, права, риторики, естествознания. Идеал счастья философ видел, прежде всего, в напряженной работе по постижению основ мироздания. Им были заложены важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является внутренней сущностью вещей. Не менее важна мысль и о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем. В извечной проблеме соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, занималась гибкая позиция, суть которой в том,, что не всегда природа обеспечивает хорошее потомство от хороших родителей и тогда необходимы социальные регуляторы. Философ считал особо важным общественное, государственное воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного (однородного или тождественного) воспитания для свободного населения в идеальном государстве. Допускалось домашнее воспитание с раннего возраста под началом отца. Однако, семейное воспитание должно было находится под присмотром государственных чиновников, а воспитание ребёнка не перекладываться на плечи раба. В семь с 5 до 7-летнего возраста, предлагалось проводить начальное обучение. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны были включены грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование. Начинать воспитание школьника предлагалось с заботы о теле таким образом, чтобы воспитание тела способствовало воспитанию духа. Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, философ одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в диких животных. Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дико-животного. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.. Взглядами перечисленных философов, естественно, не исчерпывается весь спектр древнегреческой бытийности, связанной с образованием и воспитанием личности. Подобные мысли можно встретить во многих литературных, поэтических и драматургических античных произведениях.
В основе образования и воспитании римской империи преобладал грамматический идеал. На второй план отходили занятия математикой, их оттесняло изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствовали, а вместо них юношество обучалось верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция, так или иначе, сохранялась на протяжении всей древнеримской эпохи. У древних римлян существовали школы с обучением, как на греческом, так и на латинском языках. Школьное обучение было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Тривиальные школы не имели конкретной территориальной привязки, отсюда и термин –тривиальный, что в переводе означает – перекрёсток.. Детей учили законам, чтению, письму, счету. Характер обучения был похож на школьную практику элинизма, но методика обучения, ее цели и задачи были более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в подобные на те, которые получили распространение в эпоху средневековья. Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы, сами искали учеников и получали плату от родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Школы повышенного типа, или грамматические, первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II в. до н.э. начали распространяться латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до16 лет. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по сравнению с другими школами. Для той молодёжи, которая происходила из аристократической , среды, действовали риторские школы. Занятия складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения заданий по составлению речей на заданную тему. В более поздний период утвердилось двухчастное деление школьного курса на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум. В основу построения учебных программ был положен принцип компиляции, когда в один текст сводились фрагменты различных источников.
Вопросы образования и воспитания в римской античной философской традиции могут быть характеризованы двумя направлениями. Первое отражало идеал понимания человека с позиций гуманности, а целью образования и воспитания являлся совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. При этом единственным путем для достижения истинной человеческой зрелости выступало систематическое и непрерывное образование и самообразование, а в содержание образования должны были быть включены знания законов, философии, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей (Цицерон). Второе в основу воспитания закладывало моральное совершенствование личности. Основным предметом обучения выделялась философия, которая. служила личности возможностью познать законы природы и самое себя и достигнуть нравственного возвышения на пути к божественному идеалу. Особая роль в педагогической деятельности отводилась принятым этико-образовательным нормам, которым было необходимо следовать. Данное направление отстаивало идею образования в рамках энциклопедического знания и утверждало безграничные возможности человеческого познания (Сенека).
Труд педагога, будь то философ или просветитель, способный не только транслировать знание, но и научать новому, всегда сопряжён с определённой степенью личностного выбора. Этот выбор связан с необходимостью отбирать из всего многообразия уже имеющихся знаний то важное, что в будущем окажется нужным человеку в жизни, особенно когда это касается профессиональном образовании , Понятно, что речь идёт о выработке механизмом освоения многоступенчатого знания. Если обратиться к античной системе то весь накопленный опыт в данную эпоху, объём знаний можно дифференцировать следующим образом. В исторической науке в основном присутствовал, с одной стороны, мифологический вектор, с другой - объяснение прошлого с точки зрения психологических факторов и соотношения сил между государствами. В античной медицине знания в основном проистекали из необходимого опыта врачевания над людьми, но уже в гиппократовском врачебном кодексе были заложены и этические основы медицины. В юриспруденции центральным теоретическим вопросом был вопрос об источнике и обосновании права. Греки были тесно связаны с политической и юридической сферами социума. Позднее развивалась практическая доминанта права. В античности, можно утверждать уверенно, юриспруденция становилась своеобразной профессиональной нормативной герменевтикой. Что касается математики, то античная эпоха заложила основы процедурной и операционной стороны этой науки. В физике и химии именно древние греки ввели в обиход ряд понятий, повлиявших на формирования последующей науки. Существует ошибочное мнение, что в античной астрономической науке бытовала только геоцентрическая система, В данную эпоху выдвигалась и идея Земли как шара, который вращается вокруг солнца. Делались попытки постижение также и филологической науки, в частности, контентного сопряжения философских и библейских текстов. Следует отметить, что уже в позднюю античную эпоху, наравне с греческим, стали использоваться и латинский, и еврейский, и даже арабский языки. Естественно, античное знание было во многом синкретично и несовершенно,но через это знание шло образование,интеллектуальное становление личности, закладывался фундамент к последующим успехам познания человечества в поздние эпохи.
Выводы. На наш взгляд, в процессе трансляции образовательного материала,(помимо активного использования компьютерно – диалоговых средств), необходима система конструирования событийности учебного знания. Здесь присутствует широкое познавательное поле, где в полной мере раскрывается эстетика знания. Раскрытие эстетической основы знания, по сути, есть путь к формированию активной познавательной мотивации. Поэтому так важно научить понимать прекрасное в привносимом знании. Образование имеет своё особое прикладное философское свойство. Недаром культуру определяют (правда, в редких случаях), как философию ума. Через образовательную систему мы должны передавать не только универсальное знание, но и воспитывать культурную личность. Важное место в технологиях образования занимают элементы формирования творческой интуиции. Парадоксальное мышление, по сути, и есть творческий феномен всей социальной педагогики. Интуиция и творчество являются основой целостно – образной системы репродукции знания.Таким образом, общий алгоритм образовательного процесса должен предполагать включение рационально – дискурсивных элементов, эстетики знания и интуиции. Естественно, необходимо учитывать и социально –детерминирующие факторы воспитания.
ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ПОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
ЗНАНИЕ |
ЭСТЕТИКА |
ДИСКУРС |
АНАЛОГ |
МНЕНИЕ |
ВЫВОД |
I шаг |
II шаг |
III шаг |
IV шаг |
V шаг |
VI шаг |
Шаг первый - знание в рамках существующей модели мира и физических явлений, шаг второй – конструкция знания в системообразующих формах бытия, шаг третий – обсуждение с привлечением логических доказательств или попыток опровержения, шаг четвёртый – соотнесение учётного знания с обыденным представлением субъекта в рамках первого шага алгоритма и, наконец, шаг шестой – выход на закреплении учётного знания на уровне субъектной аргументации.
Образно говоря, образование – это вагон дальнего следования, у которого своё особое расписание. И здесь главное - разобраться в этом расписании, выйти на нужной станции и при этом не пропустить жизненных полустанков, но прежде успеть взять билет в этот поезд нашего непрерывного движения к вечному знанию.
Рецензии:
5.04.2017, 11:35 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Учитывая полное не знакомство автора с понятием "педагогической парадигмы" я эту статью к публикации не рекомендую. По сути дела, образовательные парадигмы античности в статье не указаны. Да и с точки зрения образования, оно реализовывалось одним и тем же способом, разные философы просто учили разному. Автору посоветовал бы почитать мат часть.
5.04.2017, 13:48 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Но понятие образовательной (педагогической парадигмы) Является достаточно разработанным в науке. И нельзя так просто брать и называть такой парадигмой все что угодно. Что такое "образовательное постижение знания"? А бывает не образовательное? А какое? Что такое "постижение знания", нет я понимаю, что философы любят умные слова смысл которых сами плохо понимают. Но хотелось бы чтобы они все же что-то объясняли. Если автор понимает под образовательной парадигмой нечто иное, чем то, что разработано в науке, пусть он даст свое определение и объяснит окружающим, чем его не устраивают существующие. А то по названию тема про образовательные парадигмы, а содержание вообще не понятно о чем. |
5.04.2017, 14:40 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: А в чем проблема? Я пекусь о науке, а не о педагогике. А наука предполагает изучение источников и определение основных терминов, особенно если их понимание отличается от общепризнанного. А системы образования у нас не будет, потому что философы позволяют себе выдавать за науку любой наукообразный текст, не задумываясь не над смыслом не над целями ради которых он пишется. И я лично берусь это утверждение доказать. |
5.04.2017, 15:08 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Так напишите чем отличается педагогическая парадигма от образовательной. У Вас это есть? У Вас этого нет. Меня это не всколыхнуло. Очередное подтверждение того, что писать можно все что угодно и как угодно вообще. Человек всегда учится новому. Всегда. Ибо если он уже это знает и умеет, то ему не зачем этому учится.Это же очевидно. |
5.04.2017, 16:06 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Вы вообще не понимаете что Вы говорите. Педагогическая наука выделяет несколько образовательных парадигм, отражающих общие способы осуществления образования в обществе. Разные авторы выделяют разное количество парадигм: Технократическая, естественно-научная, эзотерическая и т.п. Педагогическая парадигма показывает базовую позицию учителя и ученика в данной системе обучения. Все это в Вашем тексте не отражено. Так как у Вас нет ни представления о том, что такое образовательная парадигма, ни классификации их, то совершенно не понятно о чем Вы вообще пишите. У Вас нет знания, ну нет его там и я пишу это не для Вас, ибо это почти бесполезно, а для тех, других, кто возможно не понимает о чем вообще речь. Ваш текст нарушает правила построения научного исследования, ибо в нем, повторяю, вообще не рассмотрен предмет. Вы Пишите не понятно о чем. Цитирую " Платоновская система базировалась на передаче знания в форме диалога с ис пользованием рационально – познавательного метода.". И далее " Аристотелевская образовательная модель восходила к методу познания конкретных дисциплин через построение правильных логических выводов средствами языка.". Ну у любого человека тут должен возникнуть вопрос. А Аристотель, что не диалогом учил. Ни при помощи беседы? Да, конечно же так и только так. Тогда других средств то не было. У вас текст даже не о том, как осуществлялось обучение в той или иной античной школе. Потому, что Вы путаете содержание и методы обучения. Где-то про методы, где-то про содержание. И этому Вы собираетесь учить студентов, ну да пусть они мыслят столь же хаотично как и их учитель. Ну не знаю, зачем Вам потребовалось так над ними издеваться. |
5.04.2017, 16:46 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Да причем тут Вы не о Вас идет речь. О том тексте, который Вы представили. Я задал Вам несколько вопросов, которые Вы предпочли проигнорировать, желая беседовать о своей персоне. А я хочу знать, что Аристотель, Пифагор и Платон учили различными способами? Что они учили принципиально разным вещам? В чем специфика системы организации образования у каждого? Все этого в статье нет и похоже не будет. |
24.04.2017, 13:23 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Это ужас. Образование может исчезнуть? Ну это же азбука. Вы понимаете, что такое образование и зачем оно нужно? Могу рассказать. Это процесс передачи опыта. И процесс этот исчезнуть не может. Ибо это свойство человека как вида - способность передавать опыт друг другу. Ну нельзя же так подставляться. Хоть иногда то надо думать, что говоришь. |
24.04.2017, 18:04 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Вы желаете поговорить о моей работе. Что же милости прошу. Спасибо за рекламу. Очень кстати. Вы слышали умные слова, я понимаю. Но вот только у них иные значения. Так вот - неодарвинизм это современная концепция эволюции. А неофрейдизм это современный психоанализ. Ну не хорошо же так позорится. Ну хоть бы в словаре посмотрели, прежде чем писать. Далее, то, что Вы имеете в виду под неодарвинизмом называется (видимо)социальным дарвинизмом, так как работы моей Вы не читали, то не знаете, что в ней проблемы социального дарвинизма обсуждаются и там показано в чем были правы, а в чем не правы социальные дарвинисты. В чемл ложь и правда этой концепции. Собственно это была одна из целей данной работы. Излагать Вам ее содержание я не буду, да Вам и не интересно. (а интересно, так прочитаете). Далее, изложите как может исчезнуть образование. Вот как Вы видите общество вообще без образования? |
25.04.2017, 17:07 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Понимаете. Я Вам уже говорил, что не хорошо употреблять термины значение которых Вы не знаете. Может быть в Вашей дисциплине так принято, но это не хорошо. Образование не может исчезнуть, потому что его наличие суть свойство существование высших животных, даже не приматов. У волков уже это есть. Фактически там где есть сложные сообщества есть образование. Далее. Повторяю, неодарвинизм это не социальный Дарвинизм. Это разные вещи. Ну что ссылочку на словарь дать. Ну не хорошо. Понимаете, никто не доказал, что изучать надо Толстого и Достоевского, а скажем не Лукьяненко или Углова (или еще кого-нибудь), это проблема формирования содержания образования и проблема сложнейшая. И не факт, что нужно знать когда началась Великая отечественная, а не нужно в каком году Леонардо написал Мадонну. Или когда Фрейд Лоренц написал свою работу Агрессия так называемое зло. В мире очень много информации и люди будут ее познавать чтобы существовать. Ваша поэтика чудесная. Но это не наука. Насчет Вашей статьи, да все лучше. Так это публиковать можно. Но Вам вроде дали положительную рецензию. |
25.04.2017, 18:18 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: В контакт заходите.Там на стене. Пишу конечно. А времени не жалко. Оно того стоит. |