Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 04.10.2017.
Просмотров - 2168

Эффективность психолого-педагической коррекции детей с ранним детским аутизмом и сенсо-моторной алалией в зависимости от принятия — отвержения в семье.

Масленникова Екатерина Сергеевна

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Магистрант

Волочков А.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой практической психологии, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. г.Пермь.


Аннотация:
Статья посвящена изучению отношений родителей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. 


Abstract:
The article is devoted to the study of the relationship of parents with children with autism spectrum disorders. 


Ключевые слова:
психологические особенности семьи; воспитывающей ребенка с РДА; дети с расстройством аутистического спектра.

Keywords:
psychological characteristics of families; raising children with autism; children with autism spectrum disorder


УДК 159.9.072.422

Актуальность.

Эффективность программ психолого-педагогической коррекции детей с ранним детским аутизмом и сенсо-моторная алалия определяется, прежде всего медицинскими либо клинико-психологическими критериями. Отчасти это справедливо, поскольку ранним детским аутизмом и сенсо-моторная алалия связаны с достаточно серьезными нарушениями психической нормы (как минимум с так называемыми пограничными состояниями развития). С другой стороны, оба эти синдрома ( сенсо-моторная алалия и ранний детский аутизм), прежде всего, связаны с особенностями психического развития, а сами дети обычно находятся в ситуации педагогических взаимодействий. Однако психологических исследований эффективности медико-психолого-педагогических программ коррекции детей с указанными нарушениями явно недостаточно. Еще меньше исследований, в которых показана зависимость эффективности таких программ от особенностей социальной ситуации развития ребенка с подобными нарушениями. В частности, нас интересует, насколько эффективность программ психолого-педагогической коррекции, связана с родительским принятием-отвержением детей с сенсо-моторной алалией и ранним детским аутизмом. Наша работа в определенной мере направлена на восполнение этого пробела.

Эксперимент проводился в период с января по сентябрь 2017 на базе ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» поликлиника №1 г. Перми. Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов достигалась с помощью методов сравнительного системного анализа данных и методов корреляционного анализа.

Цель исследования – Выявление психологических параметров эффективности ППК детей с выраженным синдромом сенсо-моторная алалия и РДА, а также зависимости этих параметров от родительского принятия-отвержения.

Психодиагностическое обследование наших тестируемых производилось нами очным индивидуальным методом, на базе ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» поликлиника №1 г. Перми , исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым, предварительно, в общем виде объяснялись цель и задачи настоящего исследования.

Все респонденты имели соответствующие индивидуальные бланки для ответов на вопросы опросника родительского принятия – отвержения ребенка – модифицирнованный вариант графических шкал Т.Дембо, П.Гриежа.

По ходу проведения диагностики родители задавали уточняющие вопросы. Некоторые родители высказывали недоумение по поводу вопросов, включенных в опросники.

Приступая к исследованию, родителям подробно объяснялась инструкция по психодиагностическому тесту-опроснику. Мы подробно консультировали каждого родителя наших выборок на все, возникающие в ходе тестирования вопросы. Родители не ограничивались нами во времени для ответов на тест.

Исследовательская база и характеристика на всех испытуемых.

В исследовании принимали участие 55 человек в возрасте от 25 до 45 лет. Исследование было проведено на базе ГБУЗ ПК «Детская клиническая больница им. Пичугина П.И.» поликлиника №1 г. Перми.

В выборку 1: вошли 26 родителей детей, имеющих расстройства аутистического спектра в возрасте 5-7 лет. Возрастной состав родителей от 25 до 45 лет.

В выборку 2: вошли 29 родителей детей с диагнозом: сенсо-моторная алалия. Из них было 7 отцов и 22 матери. Возрастной диапазон такой же.

Выборка испытуемых была выделена на основании того, что именно в семье, именно через детско-родительские отношения осуществляется самая важная и трудная задача социализации ребенка с расстройством аутистического спектра. Успешность и полнота социализации особого ребенка, напрямую зависит от качества детско-родительских взаимоотношений.

Для изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с расстройством аутистического спектра, был выбран Уровень родительского принятия – отвержения ребенка – модифицирнованный вариант графических шкал Т.Дембо, П.Гриежа. Методика в наиболее полной степени позволяет изучить родительское отношение к ребенку.

Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра, убедительно доказывают их специфичность и своеобразие, а также выявляют явные различия с детско-родительскими отношениями в семьях, воспитывающих детей с сенсо-моторной алалией, по большинству исследуемых параметров.

В первой выборке (родители детей с аномальным развитием) более половины родителей (64%) не прошли все стадии принятия ребенка и испытывают отвержение к нему. Это положительно коррелирует с неверием в силы и возможности своего ребенка, приводящей к его инфантилизации (65%). Противоположная картина наблюдается в группе родителей, имеющих детей с сенсо-моторной алалией (выборка два). Небольшая часть родителей (37%) отвергает ребенка.

Эффективность психолого-педагогической коррекции детей с синдромом раннего детского аутизма и сенсомоторной алалии в зависимости от принятия – отвержения в семье. Более высокий уровень принятия связан с более высокой эффективностью программы ППК детей с синдромами ранний детский аутизмом и сенсо-моторная алалия.

Эффективность программы психолого-педагогической коррекции детей с синдромами: ранний детский аутизм и сенсо-моторная алалия статистически достоверно связана с уровнем родительского принятия такого ребенка и его особенностей в семье.

Экспериментально выявили значимость взаимосвязей родительского принятия ребенка с синдромом ранний детский аутизм с параметрами его развития.

Библиографический список:

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В.. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие. Просвещение, 2003
2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Издательский дом Бахрах, 1998
3. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. Под редакцией В. Лебединского и К. Бардышевской. Т. I. Изд-во МГУ, 2002




Рецензии:

5.10.2017, 15:25 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья отвечает всем требованиям.Представляет научный интерес.Рекомендуется к публикации.

7.11.2017, 13:53 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи актуальна и представляет интерес для многих специалистов. Автор отразил актуальность и практические результаты своего исследования. Это несомненно характеризуется автора с положительной стороны. Но, на мой взгляд, имеются недочеты: 1. Не соответствует требованиям оформление списка литературы (не все выходные данные представлены); 2. Отсутствуют сноски на использованную литературу. После доработки, рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх