студент
Челябинский филиал Финансового университета при правительстве РФ
экономика
Научный руководитель: Перевозова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
УДК 338
Социальная ответственность для современного бизнеса – это актуальнейший инструмент формирования имиджа и деловой репутации. Если компания не занимается своим имиджем, она теряет не только потребителей, но и всех стейкхолдеров, а значит, для бизнеса возникает угроза кризиса. Поэтому важно найти механизмы и пути по работе над данным вопросом. Таким образом, данная тема является актуальной.
На сегодняшний день общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. Согласно данным исследований, только 60% опрошенных имеют общее понимание о том, что собой представляет социальная ответственность бизнеса. Наблюдается недостаточный уровень «грамотности» в отношении корпоративной социальной ответственности как еще принято употреблять - КСО; государственные структуры и научная среда страны еще недостаточно проработали эту тему. Исходя из этого следует, что необходимо уделять должное внимание развитию социальной ответственности в компаниях. Таким образом, данная тема является актуальной.
Цель работа – исследовать применение модели социальной ответсвенности А. Керолла в различных корпорациях для обобщения опыта. Для достижения поставленной цели решались задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты модели социальной ответственности А. Керолл;
2) проанализировать опыт применения модели в корпорациях;
3) оценить экономический эффект применения модели в отечественных компаниях.
Одной из попыток представления социальной ответственности бизнеса как целостной системы является модель КСО, предложенная в конце 1970-х гг. американским экономистом Арчи Кэрроллом, который представил ее в виде пирамиды. Данный подход опирается на разграничение того, какого вида ответственность существует у корпорации. Керолл выделяет четыре вида ответственности компании – экономическую, правовую, этическую и филантропическую. Согласно ей социальная ответственность бизнеса представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно изобразить в форме пирамиды.
В основе пирамиды лежит экономическая ответственность, что обуславливается основным предназначением компании на рынке, сопряженной с прямым созданием высококачественных продуктов и услуг, что дает возможность удовлетворить необходимость потребителей в необходимых товарах и услугах и предоставляет возможность получать доход. Таким образом, можно сказать, что каждая фирма социально ответственна, потому что деятельность компании содействует удовлетворению запросов населения.
На следующей ступени находится правовая ответственность. На этой ступени рассматривается законопослушность бизнеса в условиях рыночной экономики, а также соответствие его деятельности установленным законным общепризнанным нормам. Примером эффективного использования и реализации правовой ответственности компании является своевременные выплаты бизнесменами налогов в бюджет, которые в дальнейшем будут направлены путем государственного распределения на решения основных социальных задач, которые возникают перед обществом.
Следующая ступень выделяет этическую ответственность, которая требует от бизнеса выполнение ожиданий общества, не оговоренных в соответствующих правовых нормах, но основанных на существующих нормах морали. Заключительным звеном пирамиды выступает ответственность филантропическая (дискреционная), побуждающая фирму к поступкам, направленным на сохранение и формирование благополучия общества с помощью добровольного вовлечения в осуществлении социальных проектов [1].
Главной отличительной особенностью модели является взаимосвязь ступеней пирамиды. Компания, которая участвует в социальных акциях или занимается благотворительностью, реализуя свою корпоративную социальную ответственность, не может быть назван социально ответственным, если при этом выплачивает своим сотрудникам «серую» заработную плату или производит товар низкого качества, то есть не выполняет своей экономической ответственности.
Одним из примеров может служить крупнейший частный банк Казахстана Казкоммерцбанк, успешно исполняющий все обязательства, представленные в «пирамиде» КСО Кэролла.
Во-первых, главными и первостепенными задачами банка являются получение максимальной прибыли для своих акционеров, поддержание операционных расходов на минимальном уровне и предоставление потребителям высококачественных услуг.
Во-вторых, Казкоммерцбанк работает в соответствии со всеми государственными законами и требованиями.
В-третьих, банк руководствуется этическими нормами и принципами справедливости при взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами (согласно Кодексу деловой этики).
В-четвертых, банк выполняет свои филантропические обязательства, предоставляя различные стипендии в рамках благотворительной программы «Кус Жолы», а также оказывая помощь уязвимым слоям населения.
Очевидно, что общество ожидает от современных компаний не только исполнения обязательств согласно «пирамиде» Кэрролла, но и проявление заботы об окружающей среде или, по крайней мере, принятие мер по избежанию нанесения вреда. Такие вопросы как изменение климата, глобальное потепление, загрязнение воздуха и воды и истощение природных ресурсов уже давно стоят на повестке дня многих государств.
Анализ социальной ответственности компаний отрасли туризма показал, что большинство местных туроператоров имеют очень общее и поверхностное понимание понятий «этика» и «КСО». Более того, деятельность местных туроператоров не всегда соответствуют международно-признанным нормам, другими словами, далеко не все туристские компании используют социально ответственные и этические нормы при осуществлении своей деятельности [2].
Если же говорить о развитии КСО в целом, то исследование, проведенное Р.М. Потлури и др. показало, что большая часть представителей гражданской общественности удовлетворена социальным поведением [3]. Тем не менее, акционеры, работники компаний и представители государственных структур считают, что предприятия должны уделять больше внимания исполнению экономической и правовой ответственности. В то же время, члены гражданского общества полагают, что организациям необходимо больше уделять внимания этической и филантропической ответственности [3].
В качестве основного метода исследования был выбран опрос. Для сбора первичных данных использовалась стихийная выборка. Всего для обработки данных было собрано 120 заполненных анкет. Опросник был составлен на базе идентичного исследования, проведенного сингапурскими учеными Г. Таном и Р. Комараном [4]. Мнения респондентов относительно утверждений измерялись с помощью шкалы Лайкерта, по которой участники опроса оценивали степень своего согласия или несогласия с каждым суждением, от «полностью согласен» (5 баллов) до «полностью не согласен» (1 балл).
Один из разделов анкеты был направлен на измерение уровня социальной ответственности компаний, а также преимуществ, которые могут получить организации в результате исполнения социальных обязательств. Уровень КСО оценивался по 7-бальной шкале Лайкерта, от 1 – «очень низкий» до 7 – «очень высокий».
Согласно полученным результатам, принцип администрирования является третьим по важности. По мнению респондентов, организации должны принимать во внимание интересы всех заинтересованных сторон и действовать в качестве "попечителей". А вот принцип благотворительности, который подразумевает оказание помощи нуждающимся и менее удачливым в обществе, по результатам опроса является наименее важным (ср. знач. = 14,33).
Такая оценка может быть вполне оправданной, так как КСО только начинает активно развиваться [5]. Другим объяснением полученных нами результатов может служить недостаточное освещение социальной деятельности компаний в средствах массовой информации (СМИ). Более того, лишь немногие компании (около 31%) предоставляют информацию о своей социальной политике на своих сайтах, что в свою очередь приводит к искаженному толкованию понятия и принципов КСО.
Таким образом, резюмируя все материалы исследования, можем установить, что КСО полезно не только для общества, но и предоставляет выгоду самим компаниям. По мнению респондентов, наиболее значимыми преимуществами, получаемыми компаниями в результате выполнения социальных обязательств являются: улучшение имиджа и репутации компании (79.2%), получение поддержки общества (63.3%) и преданность клиентов (45.0%). В то же время, среди других немаловажных преимуществ КСО участники опроса (32.5%) выделили повышение престижа бренда, снижение критики общественности и увеличение продаж. Кроме того, ни один из респондентов не указал, что социально ответственное поведение не приносит никакой пользы. Следовательно, можно сделать вывод, что общественность относится лучше к тем компаниям, которые выполняют свои социальные обязательства.
Рецензии:
7.12.2017, 9:16 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: Главное замечание автору статьи - нигде не нашёл разъяснение аббревиатуры "КСО", хотя автор активно использует этот неясный термин. В самом начале статьи необходимо дать определение. После внесения исправления, статья может быть опубликована.