Бакалавр
Полесский государственный университет
Магистрант
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.3
Актуальность темы исследования заключается в том, что государственный долг играет важную роль в макроэкономической системе каждой страны. Это обусловлено тем, что формирование, обслуживание и погашение государственного долга оказывает значительное влияние на состояние государственных финансов, инвестиционного климата страны, денежного обращение, структуру потребления и развитие международного сотрудничества государств.
Цель исследования: изучить современное состояние государственного долга Республики Беларусь и выявить перспективные направления внешних государственных заимствований.
Введение: На сегодняшний день государственный долг является неотъемлемым элементом финансово-экономической системы любого государства. Несоответствие потребностей государства в финансировании своих расходов и его возможностей приводит к образованию дефицита бюджета. В связи с этим у государства возникает необходимость поиска дополнительных источников средств. Традиционно такими источниками выступают внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
Основная часть.
Государственный долг представляет собой сложную и многогранную экономическую категорию, под которой следует понимать систему отношений, возникающих между органами государственного управления и финансовыми институтами по поводу формирования, обслуживания и погашения задолженности как источника дополнительных финансовых ресурсов.
Государственный долг Республики Беларусь представлен заимствованиями как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Его динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика государственного долга Республики Беларусь
|
Государственный долг, млн. руб. |
Внешний государственный долг |
Внутренний государственный долг |
||
млн. долл. США |
% к государственному долгу |
млн. руб. |
% к государственному долгу |
||
01.01.2014 |
15 400,9 |
12 440,8 |
76,82 |
3 569,6 |
23,18 |
01.01.2015 |
19 745,5 |
12 580,2 |
75,5 |
4 838,0 |
24,5 |
01.01.2016 |
32 855,9 |
12 446,3 |
70,34 |
9 744,3 |
29,66 |
01.01.2017 |
36 958,0 |
13 645,1 |
72,31 |
10 234,2 |
27,69 |
01.01.2018 |
41 381,0 |
16 448,0 |
77,66 |
9 246,5 |
22,34 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1]
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что государственный долг Республики Беларусь ежегодно увеличивается. По данным Министерства финансов, общая сумма государственного долга Республики Беларусь на 1 января 2018 года составила 41 381,0 млн. бел. рублей и увеличилась по сравнению с началом 2017 года на 4 423 млн. бел. рублей, или на 11,97 %. На долю внутреннего государственного долга в 2017 году пришлось 22,34%. В абсолютном выражении он составил 9 246,5 млн. руб., сократившись по отношению к прошлому году на 987,7 млн. руб.
Однако наибольший удельный вес приходится на внешний государственный долг. По состоянию на 01.01.2018 года данный показатель составил 77,66%. В абсолютном выражении внешний государственный долг составил 16 448,0 млн. долларов США, что на 2 802,9 млн. долларов США больше, чем по состоянию на 01.01.2017 (или на 20,54%).
В структуре внешнего государственного долга наибольший удельный вес занимают государственные кредиты и займы. По данным Национального банка РБ [2], по состоянию на 01.01.2018 данный показатель составил 84,18%, сократившись по отношению к прошлому году на 6,59%. На втором месте по занимаемому удельному весу находятся долговые ценные бумаги, размещённые на внешних рынках. Их удельный вес вырос c 5,73% на 01.01.2017 г. до 12,78% на 01.01.2018 г. Данный прирост связан с размещением в июне 2017 года двух новых выпусков еврооблигаций Республики Беларусь. Наименьший удельный вес приходится на долю специальных прав заимствования, которые представляют собой искусственные резервные и платёжные средства, эмитируемые Международным валютным фондом. За анализируемые три года их доля сократилась от 3,94% по состоянию на 01.01.2015 до 3,04% по состоянию на 01.01.2018.
В настоящее время Республика Беларусь имеет опыт размещения еврооблигаций на внешних финансовых рынках (таблица 2).
Таблица 2 - Государственные облигации РБ, размещенные на международных финансовых рынках
Размещение |
Сумма |
Ставка купона, % |
Погашение |
Люксембургская фондовая биржа, млн. долл.: |
|
|
|
август 2010 г. |
1 000 |
8,75 |
03.08.2015 |
январь 2011 г. |
800 |
8,95 |
26.01.2016 |
Московская фондовая биржа, млн. руб.: |
|
|
|
декабрь 2010 г. |
7 000 |
8,7 |
20.12.2012 |
Ирландская фондовая биржа, млн. долл.: |
|
|
|
июнь 2017 г. |
800 |
6,875 |
28.02.2023 |
июнь 2017 г. |
600 |
7,625 |
29.06.2027 |
февраль 2018 г. |
600 |
6,2 |
28.02.2030 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3,4]
В 2017 году Республика Беларусь разместила два транша еврооблигаций с погашением в феврале 2023 года и в июне 2027 года в объеме 800 млн. долларов и 600 млн. долларов соответственно, вернувшись на международный долговой рынок после длительной паузы. Доходность короткого транша была установлена на уровне 6,875% годовых, длинного выпуска — 7,625%. В феврале 2018 года Беларусь разместила 12-летние евробонды на сумму 600 млн. долларов с доходностью 6,2% годовых.
На наш взгляд, в качестве перспективных внешних источников государственных заимствований Республики Беларусь следует рассматривать облигации, размещаемые на внешних финансовых рынках, т.к. они обладают явными преимуществами, к которым следует отнести:
Присоединяемся к мнению, что качестве важного источника внешних заимствований следует рассмотреть возможности выпуска ”панда-облигаций“ (”Panda Bonds“), которые представляют собой облигации иностранных эмитентов, размещенные на финансовом рынке континентального Китая в китайских юанях (китайский рынок облигаций является третьим крупнейшим рынком облигаций в мире после США и Японии) [5].
Республика Беларусь рассчитывает выйти на внутренний финансовый рынок Китая с суверенными облигациями до конца 2018 года. На сегодняшний день ведутся работы с китайскими рейтинговыми агентствами над получением китайского рейтинга. В том случае, если до конца текущего года Республика Беларусь получит китайский кредитный рейтинг и будет принято положительное решение Народного банка Китая, то до конца 2018 года либо в начале будущего нашему государству удастся впервые выйти на китайский внутренний финансовый рынок [6].
При рассмотрении возможности эмиссии белорусских ценных бумаг на финансовом рынке Китая положительным моментом является также высокий уровень сотрудничества Китая и Беларуси в политической и экономической сферах, что может облегчить и ускорить процедуры получения допуска от регулирующих властей Китая, а также обеспечить заинтересованность и уверенность потенциальных инвесторов.
Таким образом, следует рассмотреть возможность выхода на новые финансовые рынки для поиска альтернативных источников заемных ресурсов и диверсификации внешних государственных заимствований в Республике Беларусь.
Рецензии:
19.05.2018, 19:59 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Дяк Т. Д. на основе статистических данных проведен анализ внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за 2014-2018 гг. Авторы предложили мероприятия по диверсификации внешних государственных заимствований Республики. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.