магистр
Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта", отдел компьютерно-информационных технологий
специалист 1 категории
Пигуз Валентина Николаевна, член Российской Академии Искусственного Интеллекта, заведующий компьютерно-информационным отделом Государственного учреждения Институт проблем искусственного интеллекта
УДК 130.122:141.32:230.1
Душа по природе своей христианка.
Тертуллиан
Христианство – синкретичное полиаспектное явление. В его поле органично сочетаются теология, аспекты морали, обряды и проч. Однако, наиболее значимым понятием в христианстве является экзистенциальный аспект, выражающий исходные смыслы существования человека в окружающем мире. Б. Паскаль является тем автором-философом, исследователем, которому удалось выразить экзистенциальный опыт христианства, избегая при этом сложной богословской терминологии, религиозных и других направлений в христианстве.
Проблемой интерпретации христианского опыта как пути определения личности и смысла жизни занимались следующие ученые-философы: Н. Бердяев, Л. Шестов, Г. Марсель, К. Барт и др. Но, именно в творчестве Б. Паскаля впервые в европейской философии были раскрыты главные существенные положения христианства, свидетельствующие о глубоком внутреннем соответствии основных постулатов христианства основным платам жизни человеческого общества. При этом мыслитель, который среди множества философов Нового времени наиболее полно и всеобъемлюще обосновал идею универсальности христианства, не оставил систематизированного труда по данной проблеме, лишь собрание разобщенных фрагментов. Более того, основное произведение Б. Паскаля, посвященное апологии христианства и начатое автором в традиции афористического письма, так и осталось незавершенным.
В противовес вышесказанному нельзя не вспомнить слова М. Бахтина, согласно которым путь в глубины человеческого существования является принципиально незавершенной исповедью, в которой принципиально невозможно поставить смысловую точку. Поэтому исследование творчества Б. Паскаля – неисчерпаемая тема для множества будущих интерпретаций и комментариев.
Исследовательская литература, посвященная работам Б. Паскаля, представлена достаточно широким кругом авторов: Л. Гольдман [1], Г.Я. Стрельцова [2], Б.Н. Тарасов [3] и др.
Цель данной статьи заключается в определении ряда тех аргументов, которые используются Б. Паскалем для обоснования универсальности христианской религии. Проведении наглядных параллелей между философией экзистенциализма (основными тезисами) и христианской религией.
Для получения более точной картины философского учения Паскаля необходимо остановится на его жизненном пути, тех социально-политических условиях, под влиянием которых формировалось его мироощущение и талант ученого.
Блез Паскаль (1623 – 1662) – изначально принадлежал к «судейскому дворянству», или так называемому «дворянству мантии». Его отец, Этьен Паскаль, был человеком с широким кругом интересов, образованным, чрезвычайно талантливым и состоятельным. Мать мальчик потерял в двухлетнем возрасте. Отец решил более не вступать в брак и посвятил себя воспитанию детей. В результате чего Блез Паскаль и его сестры получили прекрасное домашнее образование. Этьен Паскаль учил своих детей не только классическим языкам, латинскому и греческому, но и математике, истории, географии и проч. Блез Паскаль научился писать и читать в четыре года. В 10 лет он уже написал «Трактат о звуках», поводом к чему послужило детское любопытство – почему звенела фаянсовая тарелка на столе?
В 1631 году семья переезжает в Париж, где отец Паскаля завязывает знакомства со многими выдающимися учеными-математиками того времени: обервалем, Дезаргом, Арди, Ле Пайером, Мидоржем и др. А также Маренном Марсенном – францисканским монахом, человеком образованным и всесторонне одаренным, в келье которого собирались все вышеперечисленные люди, чтобы обсудить новости мировой научной и культурной жизни. Блез Паскаль получил туда доступ в 13 лет.
В 16 лет он написал «Опыт о конических сечениях», настоящий математический шедевр продолжительностью 53 строчки. Полностью оправдывая этим выражение – краткость – сестра таланта.
Паскаль формулирует одну из основных теорем проективной геометрии, которую математик Дезарг назвал «великой Паскалевой теоремой»: три точки пересечения противоположных сторон шестиугольника, вписанного в коническое сечение, лежат на одной прямой.
Однако, социально-политическая обстановка того времени была чрезвычайно тяжелой и напряженной, в связи с постоянно вспыхивавшими восстаниями бедных. Семья переезжает в Руан и для облегчения работы отца, вынужденного в силу специфики своей профессии вести постоянные подсчеты, Блез Паскаль арифметическую машину. Этому научному проекту он отдал пять лет жизни – 1640 – 1645 гг. Создал множество ее вариаций, прежде чем остановиться на окончательном проекте, и даже получил от короля «Привилегию на арифметическую машину» (1649 г.), позволяющую ему изготавливать и продавать свое изобретение.
Настоящий переворот, так называемое «первое обращение», случилось в сознании Паскаля после прочтения им книги Янсения «Августин», написанной для простых верующих общедоступным и понятным языком. Янсенизм осуждал светскую жизнь с ее многочисленными грехами и пропагандировал жизнь вне света, простую с умервщлением плоти. Что сыграло для и без того слабого здоровья Паскаля довольно негативную роль. Периоды всплесков творческой активности чередовались с приступами болезненной слабости и хроническими болезными, которые мучили Б. Паскаля до самого конца жизни.
Однако, именно Б. Паскаля можно назвать Блеза Паскаля можно назвать «философом человека». Достаточно привести его высказывания: "Величие человека так заметно, что доказывается даже самой его немощью"; "Человек велик, сознавая свое жалкое состояние. Дерево не осознает себя жалким. Следовательно, бедствовать – значит сознавать свое бедственное положение, но это сознание – признак величия…", "Все наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством и временем, которым нам все равно не заполнить. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности" [4].
Б. Паскаль является представителем «философского мистицизма». Он видит несовершенство человеческой натуры, однако призывает к познанию мира посредством любви: «Величие и ничтожность человека являются настолько очевидными, что истинная религия обязательно должна учить нас тому, что в человеке есть определенное огромное основание как для величия, так и для ничтожности» [4, с. 120]. Философия – интеллектуальное познание человека («интеллектуальное Богосозерцание»), однако Б. Паскаль отдает прерогативу именно религиозному чувству внутреннего познания – вере. Получается, что Б. Паскаль исходит из аспекта духовного содержания опыта самого христианства, чтобы продемонстрировать его соответствие глубинному содержанию природы человека и тем самым обосновать христианство как истинную религию, т.е. реализовать основное задание апологетики. Таким образом, Б. Паскаль стоит у истоков веротерпимости. Согласно, Б. Паскалю, идеальный человек – «это идея, наполненная Богом». Однако, говорить о таком идеальном существе рано, потому что человек живет в реальном мире, среди реальных людей ,честолюбия и зависти.
Данную особенность исследовательского метода Б. Паскаля отмечает одна из наиболее известных исследователей его творчества Г. Стрельцова в своей работе «Паскаль и европейская культура»: «…нет ни одной религии, в соответствии с Б. Паскалем, кроме христианской, которая бы настолько хорошо понимала человека во всей его сложности, конфликтности и многоликости. Поэтому ни одна из них не является истинной» [2, с. 247].
Таким образом, можно выделить следующие аспекты человеческой природы, которые согласно Б. Паскалю объясняются теми или иными положениями христианства:
Таким образом, философское наследие Б. Паскаля в своем первичном значении наглядно воплощается тезис Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно». Необходимость веры заключается не только в рациональных, но и в более высоких и глубоких человеческих чувствах. Вера – явление вне разума, поэтому нельзя сводить ее исключительно к доводам рассудка.
При этом на первый план выходит концепция «двоичной истины», т.е. постижение Бога возможно двумя путями:
- рациональным, при помощи рассудка;
- путем полученного свыше откровения.
Поэтому в работах Паскаля воплотился еще один тезис Тертуллиана: «Душа по своей природе христианка». Ведь глубинный сенс отвечает глубинным пластам человеческого существования.
Для иллюстрации природности и наибольшей преемственности христианства для человека Б. Паскаль использует примеры из формальной логики и теории игр. Наиболее яркой иллюстрацией в этом плане является знаменитое «пари Паскаля»: «Тут от вас ничего не зависит, ведь вы уже в этом деле. На что вы поставите? Посмотрим; потому что необходимо выбрать, посмотрим, где убыток для вас будет меньше. Вы можете утратить две вещи: истину и благо, и две вещи вы можете поставить на кон: ваш рассудок и вашу волю, знание и блаженство, и двух вещей страшится ваша природа: обмана и несчастия. Так как выбирать все равно необходимо, для вашего разума при каком угодно выборе убыток будет одинаковым. Это отпадает. Но ваше блаженство? Взвесим ваш выигрыш и утрату, если вы ставите на решку, т.е. на Бога. Рассмотрим две возможности: если вы выиграете, то выиграете все, а если проиграете, то не утрачиваете ничего; делайте же быстрее ваши ставки» [4, с. 187].
Таким образом, творчество Б. Паскаля интерпретирует христианство в экзистенциальном ключе, выделяя при этом наиболее существенные соответствия между положениями христианской религии и глубинными особенностями существования человека в мире. Данными соответствиями являются:
- дуализм человеческой природы, отвечающий христианскому пониманию человека, дуального создания. Проблема свободы выбора и ответственности за сделанный выбор;
- трагизм и предопределенность смерти преодолеваются при помощи обращения к христианской идее спасения. Проблема преодоления «кризисных ситуаций»;
- соответствие идеи личного Бога глубинной потребности человека в доскональности и гармонии. Преобладание духовного над материальным;
- возможность восприятия христианства в форме формально целостной системы при допущении, что исходные тезисы, находящиеся в основе данной религии, являются истинными.
Философия – интеллектуальное познание человека («интеллектуальное Богосозерцание»), однако Б. Паскаль отдает прерогативу именно религиозному чувству внутреннего познания – вере. В целом философское творчество Б. Паскаля является нетипичным для духовной жизни Европы периода ХVII ст., однако его аргументация относительно основных постулатов христианской религии станет источником для дальнейших интерпретаций христианства в европейской философии ХХ ст.
Рецензии:
10.04.2019, 17:26 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Изосимовой С.Н. религиозного содержания, хотя «Sci-article.ru» обслуживает также и атеистов. Эти атеисты могут усомниться в том, что Россия государство светское. Ведь не сказано о том, что, религиозному сознания противопоставилось атеистическое, что наука «веру», что есть «гипотеза», за истину не принимает. В статье не показано отличие философии от религий, в работе указания всех мировых религий, объяснения причин их отличий нет. Если статья не написана лишь для верующих, то стоит дать хоть какие-то биографические сведения о Паскале Б. (1623-1662 гг.). Ведь он не священник, а математик, физик, т.е. естествоиспытатель. Что им сделано для обоснования фактического наличия бога? И в какой социально-политической обстановке он жил и творил? Предлагается автору эти замечания учесть, и самой определять судьбу своей рукописи.
12.04.2019, 10:09 Изосимова Снежана Александровна Отзыв: Уважаемый Оганес Александрович. Ваши замечания учтены. Спасибо за рецензию. С уважением Изосимова С.А. |