Магистр
Российский Государственный Педагогический Университет им. Александра Ивановича Герцена
Студент
Научный руководитель: Чепаков Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Российского Государственного Университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
УДК 79
Введение:
Непрерывный рост результатов современного стрелкового спорта высших достижений определяет потребность последующего совершенствования тренировочного процесса молодых стрелков. Исследование наиболее совершенных способов, средств и методов даёт возможность достигать существенных успехов в избранном виде спорта.
Фундаментом учебно-тренировочного процесса такого сложного вида спорта, как пулевая стрельба, считается техническая подготовка, которой уделяется значительное внимание, тем не менее, она определена и в первую очередь находится в зависимости от уровня физической подготовки спортсмена.
У пулевой стрельбы, как одного из направления спортивной стрельбы, существует определенная особенность. Существенная нагрузка формируется в период неподвижного положения всего тела спортсмена, когда нужно закрепить наилучшее состояние тела для выполнения меткого выстрела. Во время стрельбы спортсмену-стрелку важно проявлять стабильность со способностью долгое время удерживать неподвижное состояние руки и оружия в сочетании с прицеливанием. Спортсмены должны обладать достаточным уровнем физической подготовленности, которая представляет собой разновидность физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы научного исследования.
В сложившейся системе подготовки стрелков-пулевиков, деятельность сотрудников комплексной научной группы (КНГ) является ведущей для отбора спортсменов в Сборную команду России, к чему, безусловно, будет стремиться юный спортсмен. На первом месте научных исследований КНГ остаются, конечно же, спортивные результаты, но не менее значимым вопросом для изучения специалистов является общая и специальная подготовленность стрелка. Далее по важности располагаются психологическая, тактическая подготовка, оценка состояния здоровья, которая немыслима без высокого уровня опять же физической подготовленности.(Z.Peljha, V.Gut, 2014)
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику специальной физической подготовки спортсменов отделения пулевой стрельбы на учебно-тренировочном этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности тренировки юных спортсменов отделения пулевой стрельбы на соревновательном и учебно-тренировочном этапе в стрельбе из пневматического пистолета.
2. Исследовать годичную программу подготовки спортсменов отделения пулевой стрельбы и определить содержание тренировочной нагрузки юных спортсменов.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику специальной физической подготовки в годичном цикле тренировок юных стрелков на учебно-тренировочном этапе.
С целью определения общей и специальной физической подготовки спортсменов отделения пулевой стрельбы были изучены нормативные документы и рабочие программы ведущих спортивных школ России и Санкт-Петербурга. Так же нами рассмотрен Федеральный Стандарт спортивной подготовки по виду спорта "пулевая стрельба" (ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50). Было выявлено, что в отношении общей и специальной физической подготовки нет подробных указаний об условии ее реализации, месте проведения, специфике и дозировке нагрузки, есть лишь общее распределение объёма на год для каждой группы подготовки. В тоже время, общей и специальной физической подготовке среди остальных видов (тактическая, техническая, психологическая, соревновательная) выделено достаточно большое количество времени (35 % от общего объёма) на учебно-тренировочном этапе.
С целью изучения вопросов использования СФП в тренировочном процессе групп начальной специализации нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 58 спортсменов и 18 тренеров по пулевой стрельбе ведущих отделений спортивных школ Санкт-Петербурга, Кронштадта, Выборга, Гатчины, Снежинска.
В результате исследования было отмечено, что все респонденты (100% спортсменов) считают необходимым и обязательным условием регулярное использование СФП в их тренировочном процессе. Однако из них только 75% регулярно используют специальные упражнения на рубеже с оружием.
30% опрошенных спортсменов отметили, что посещают спортивный зал с целью совершенствования силовых показателей и общей выносливости, и только 24% указали, что используют в качестве дополнительной подготовки специальные упражнения без оружия.
На вопрос, сколько же на самом деле уделяется времени специальным физическим упражнениям, тренеры ответили, что процент резко падает и меняется в зависимости от уровня подготовленнности. Спортсмены высокого класса обладают опытом, сознательностью и оценивают для себя пользу использования СФП. Спортсмены младших групп не всегда готовы кропотливо трудиться над деталями, в силу возраста и неопытности, желая делать больше выстрелов с пулькой, забывая про отработку техники, на которой строится результат.
Таким образом, актуальность СФП в тренировочном процессе подчеркивают и спортсмены, и тренеры, однако следует констатировать, что для правильной организации такого вида тренировки, в настоящее время, недостаточно соответствующих научно-методических разработок, подходящих спортивной группе по возрасту и специализации.
Нами была разработана методика, направленная на специальную физическую подготовленность стрелка-пистолетчика, в основе которой использовались комплексы с применением групп упражнений на развитие статической выносливости, координации, специальных силовых упражнений. В методике используется оборудование(эспандер кистевой, эластичный амортизатор, босу и др), позволяющее воздействовать как комплексно, так и отдельно на основные стрелковые качества, такие как: выносливость к статическим нагрузкам, способность точно дозировать мышечные усилия в положении изготовки, умение длительно сохранять внимание на системе «Стрелок-оружие». Специализированные комплексы были разработаны в соответствии с годовым планированием для каждой группы подготовки(стрелки второго года обучения и старше), возраста и с учетом индивидуальных особенностей каждого упражнения(упражнения сопровождаются фотографией с наилучшей техникой его исполнения). В качестве оценки физической подготовленности спортсменов и проверки эффективности разработанных комплексов нами были использованы тесты, соответствующие специальным качествам стрелка:
- высокой точностью, скоростью воспроизведения движений и стабильностью сенсомоторной реакции (пальцевой теппинг-тест);
- тонкой координацией мелких движений системы «стрелок-оружие», обеспечивающей достаточно длительную ее устойчивость при производстве выстрелов - стабилотренажер ( платформа для определения устойчивости);
- способностью тонко дозировать усилие нажима пальца на спусковой крючок и хват рукояти пистолета (кистевая динамометрия);
- выносливостью к длительным статическим нагрузкам (удержание пистолета в позе-изготовке и вис в верхней точке подтягивания).
Заключение :
В настоящее время, с целью определения эффективности разработанной методики СФП для стрелков на учебно-тренировочном этапе, нами проводится педагогический эксперимент в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении - Спортивная школа олимпийского резерва «Комплексная школа высшего спортивного мастерства», отделение пулевой стрельбы. Спортсмены в возрасте от 12 до 16 лет, квалификацией от I до III спортивного разрядов приняли участие в первом этапе - тестирование навыков СФП. Далее будет выделена экспериментальная группа, которая будет выполнять упражнения по разработанной нами методике в течение 6 месяцев и контрольная группа, не занимающаяся по методике. В конце срока тестирование уровня СФП повторится для всех. Сравниваться будет как личный прирост показателей, так и обеих групп.
Результаты эксперимента будут представлены на ближайших научно-практических конференциях в виде научных докладов и опубликованы в научных журналах. Надеемся, что результаты педагогического исследования позволят оптимизировать тренировочный процесс стрелковых отделений Санкт-Петербурга и повысить уровень индивидуального (исполнительского) мастерства юных спортсменов.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий