Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №79 (март) 2020
Разделы: Психология
Размещена 29.03.2020. Последняя правка: 29.03.2020.
Просмотров - 994

Инклюзивное образование, как альтернатива для реабилитации подростков со сколиозом

Дорохов Владимир Владимирович

аспирант

Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом

преподаватель истории и обществоведения

Черепанова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент


Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос возможности инклюзивного образования подростков с патологией сколиоза. Подчеркивается актуальность инклюзии в современном обществе.


Abstract:
This article discusses the possibility of inclusive education for adolescents with scoliosis. The relevance of inclusion in modern society is emphasized.


Ключевые слова:
инклюзия; реабилитация; образование; сколиоз; подросток

Keywords:
inclusion; rehabilitation; education; scoliosis; adolescent


УДК 1

Введение

Актуальность статьи состоит в том, что на сегодняшний день цивилизационный прогресс ставит главным приоритетом человеческие ценности.Не политика с экономикой, а именно человек и его здоровье стоят в центре внимания и это должно стать определяющим фактором для будущего развития общества. Нация должна быть здоровой физически и интеллектуально, а также иметь перспективы для своего дальнейшего благоприятного развития. В то же время, согласно статистическим данным, показатели здоровья молодого поколения в Республике Беларусь явно неудовлетворительные. Например, у подростков обнаруживаются не только различные нарушения осанки, но уже явные заболевания, такие как − сколиотические деформации позвоночника. При прогрессирующем течении сколиотической болезни, а также при неадекватном лечении, сколиоз может привести к инвалидности. Следовательно, становится ясно, что подавляющее большинство подростков с патологией сколиоза нуждаются в оздоровлении – комплексной (медицинской и социальной) реабилитации в медицинских условиях, а также в воспитательных и образовательных учреждениях, где они и пребывают большую часть времени.

Цель и задачи статьи – обратить внимание на возможность инклюзивного образования подростков со сколиозом для их успешной реабилитации вне лечебно-образовательных учреждений.

Научная новизна состоит в том, что на данный момент недостаточно разработан вопрос возможности инклюзии для реабилитации подростков со сколиозом в Республике Беларусь.

1. Подросток и сколиоз

Современная психологическая наука, изучая закономерности личностного развития, выделяет органические предпосылки для развития субъекта в тесной связи с социальной средой, как непременным условием для его прогрессивного роста при наличии противоречий в системе предметной деятельности, как направляющей силы развития личности.

Применяя методы психологического исследования необходимо сохранять принцип анализа – от закономерностей здоровой психики к пониманию ее патологии [1]. Это дает возможность для формирования целого ряда критериев, по которым личностная сущность подростка со сколиотической деформацией позвоночника, может быть определена как измененная. Вместе с тем меняется само содержание ведущего мотива деятельности, сокращается уровень опосредованности деятельности (упрощается и обедняется ее целевая структура), меняется система взаимоотношений с окружающими, нарушается уровень критичности и самоконтроля.Вопросы организации когнитивной деятельности подростков с патологией сколиоза изучены крайне мало.

Тяжелая степень сколиоза характеризуется кроме серьезного нарушения соматического статуса еще и косметическим дефектом внешности, что крайне негативно переживается школьниками старшего возраста [2]. Ярко выраженный дефект внешности невольно привлекает внимание окружающих, что вызывает у больного подростка отрицательную эмоциональную реакцию. Подростки со сколиозом стараются минимизировать круг и время общения со здоровыми сверстниками. Чтобы облегчить общение применяют различные компенсаторные приспособления, которые скрывают дефект [5]. Ограниченность в деятельности и общении ведут к сокращению активизации личности, а чувство собственной неполноценности и эгоцентрическая направленность ведут к конфликтным ситуациям с окружающими людьми. Больные подростки опасаются оказаться некоммуникабельными, боятся того, что над ними будут подшучивать, самооценка у них, в большинстве случаев, сильно занижена. Сколиоз препятствует удовлетворению потребностей и проведению досуга, а также ограничивает выбор профессии. Болезненный процесс протекает по психосоматической спирали: соматические недостатки ведут к сложностям социальной личностной адаптации, а чувство неудовлетворенности содействует осложнению течения соматического процесса. Любая хроническая болезнь, как и сколиотическая болезнь, ставят подростка в особую социальную ситуацию. Поэтому при проведении комплексной реабилитационной работы с подростками со сколиозом необходимо учитывать их физическое и психическое состояние.

2. Инклюзия и реабилитация

Традиционно сложившаяся медико-психолого-педагогическая теория и практика в полной мере не раскрывают теоретических позиций и не предоставляют практического руководства по медицинской реабилитации, воспитанию и обучению подростков с патологией сколиоза в условиях комплексного восстановления на всех этапах. Происходит несоответствие между предъявляемыми требованиями современного общества, следующего гуманистическим приоритетам, и теоретико-практической нереализованностью условий, которые обеспечивали бы успешную медицинскую реабилитацию, воспитание и обучение [4].

Психолого-педагогические аспекты комплексной реабилитации обучающихся подростков с патологией сколиоза обусловлены следующим. На сегодняшний день актуальна проблема формирования инклюзивного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы необходимо создать систему педагогического и реабилитационного сопровождения подростков со сколиозом в условиях интеграции. Инклюзивное образование может стать альтернативой обучения подростков с патологией сколиоза, так как они, несмотря на свои физические и психологические особенности, включены в общую образовательную систему. Инклюзивное образование дает возможность молодой формирующейся личности реализовать свое естественное право на образование, что создает основу для развития более справедливого общества. Однако, для осуществления принципа инклюзивного образования, которое позволит воплотить в жизнь образовательные потребности больных подростков, нужно одолеть ряд препятствий: недоступные учебные помещения; дефицит нужных программ; отсутствие школьных учителей, подготовленных для работы с учащимися со сколиотической патологией; неимение в наличии нужной методической базы, которая позволила бы увеличить качество учебно-воспитательного процесса, а также недостаток необходимых средств обучения.

Нужен интегральный комплексный подход для решения этих проблем. Осуществление потребует совместных усилий лечебных учреждений, школ и методических центров [3]. Это сделает возможным обеспечение эффективной реабилитации подростков со сколиозом, поскольку инклюзивное образование, прошедшее апробацию во множестве стран мира, доказало свою эффективность.

Заключение

В результате можно заключить, что не каждый человек в современном обществе готов принять человека с явно выраженной патологией, однако осознание того, что в настоящее время люди видят данную проблему и готовы говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая гуманистическая концепция утверждает ценность жизни любого индивидуума, как единственного и неповторимого в этом мире. Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему. Поэтому процесс инклюзивного образования в современном мире, это не только техническое или информационное внедрение каких-либо изменений в общественной жизни, а прежде всего – изменение взгляда на жизнь и ее ценность.

Библиографический список:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. – Воронеж: МОДЭК, 1999. − 224 с.
2. Гэлли Р.Л. Неотложная ортопедия. Позвоночник / Р.Л. Гэлли, Д.У. Спайт, Р.Р. Симон. – Москва: Медицина, 1995. − 432 с.
3. Инклюзивное образование: путь в будущее // Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования: материалы III регион. сем. − Минск: Четыре четверти, 2007. − 190 с.
4. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А. Н. Коноплева [и др.]. − Минск: НИО, 2005. − 257 с.
5. Ченцов В.В. Вся правда о сколиозе / В.В. Ченцов. − СПб.: Питер, 2008. – 128 с.




Рецензии:

29.03.2020, 13:52 Мамедов Хасан Исмаилович
Рецензия: Статья несомненно представляет интерес, учитывая набирающую популярность инклюзию. Все критерии научного изложения соблюдены. Статья рекомендуется к публикации.

29.03.2020 16:16 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Благодарю за положительную рецензию, Хасан Исмаилович!

30.03.2020, 5:52 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья представляет несомненный интерес. Небольшие недочеты не снижают ее качества. рекомендуется к публикации.
30.03.2020 10:10 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Бдагодарю, Ризабек Агзамович!



Комментарии пользователей:

29.03.2020, 15:34 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Инклюзивное образование широко известно (см. Википедию), считаю, что новизну следует переформулировать - уточнить.


29.03.2020, 16:03 Дорохов Владимир Владимирович
Отзыв: Спасибо, "новизну" уточнил.


Оставить комментарий


 
 

Вверх