Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Студент
Морозова Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 338.987
Тема актуальна, так как при максимальной заинтересованности персонала в развитии организации будет достигнуто повышение эффективности ее функционирования.
Новизна: совмещение и усовершенствование различных методов премирования в коммерческих организациях.
Цель исследования: исследовать уязвимые места в системе мотивации персонала и разработать меры по совершенствованию системы оплаты труда посредством премирования.
Введение:
Повышение эффективности деятельности организации может достигаться посредством воздействия различными способами на сотрудников. Одним из важнейших среди них является дополнительное материальное вознаграждение персонала за результаты труда, называемое премированием. Различные организации по видам деятельности, форм собственности используют различные друг от друга системы премирования. Система премирования, представленная далее, наиболее полно раскроет свой потенциал в коммерческих организациях. Система прекрасно подойдет коммерческим организациям со средним и выше числом сотрудников, и будет уместна вне зависимости от места применения, от политической, экономической и социальной стороны.
Важным моментом является то, что крайне необходимо построить систему, которая способствовала повышению эффективности деятельности организации и развитию сотрудников. Персонал не может существовать обособленно от организации, следовательно, необходимо исключить превалирование собственной выгоде сотрудника над целями организации [5]. Премирование дополнительно стимулирует работников на достижение результатов как индивидуального, так и коллективного труда, а так же их вклад в повышение эффективности производства. Деятельность сотрудника должна быть сопряжена с целями компании и ее миссией. Именно в этом случае будет разумным хорошее премирование и повышение эффективности деятельности организации. Сотрудники должны быть грамотно мотивированы в достижении определенных показателей.
Основная часть:
Отечественный и зарубежный опыт в формировании оплаты труда уже давно использует систему премирования персонала. Она может варьироваться от вида деятельности, собственности организации, общепринятых и установленных законах и правил.
Для успешного функционирования организации необходим персонал с высоким уровнем мотивации, которая сложна в измерении, проявляется в действиях и поступках людей, не всегда отражающих истинные побудительные причины поведения. Единой системы мотивации не существует, она индивидуальна, она индивидуальна для каждой организации, ее сложность, многогранность, вариативность и эффективность могут быть различны, что зависит от бюджета и размера организации, количества персонала и др. [2, с. 231].
Премирование работников осуществляется ежемесячно и выплачивается с целью поощрения за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей. Фиксированная часть дохода (далее — FIX) сотрудника зависит от его грейда (специализируемый персонал) или должности (административный персонал) и является постоянной, неизменной частью дохода. Размер FIX для сотрудников административного персонала устанавливается исходя из уровня вознаграждения, принятого в компании для конкретной должности, с учетом профессиональных качеств конкретного сотрудника, режима работы, результатов собеседований и испытательного срока [3].
При оплате труда важно грамотно учитывать такие критерии, как ответственность за выполняемую работу, сложность, напряженность, совмещение профессий и должностей, выполнение работы за временное отсутствующих работников, ненормированный график работы, дифференциацию работ с различными категориями лиц (по уровню образования, подготовки, состояния здоровья, возможностями личности) [1, с. 126].
Переменная часть дохода — вознаграждение, которое зависит от эффективности работы сотрудника и начисляется сотрудникам, как правило, ежеквартально. Переменная часть дохода специализируемого персонала состоит двух частей, которые рассчитываются и начисляются независимо друг от друга:
Вознаграждение за выполнение плана по коммерческой нагрузке состоит из премии за выполнение плана и бонуса за его перевыполнение [4]. Оценка выполнения плана работ производится:
В качестве компонентов для методики расчета премирования используется премиальный фонд (ПФ).Размер квартального премиального фонда конкретного сотрудника за квартал равен 30% от суммы его FIX затри месяца. Размеры премии и бонуса зависят от % выполнения плана коммерческих работ (далее - ВП), взятого с округлением до сотых. При выполнении плана коммерческих часов/дней/сделок от 80% до 100% включительно сотрудник получает соответствующую квартальную премию.
ВП<80% |
ВП=80% |
80%<ВП<=100% |
Премия за выполнение плана = 0 |
Премия составит 50% ПФ |
Премия рассчитывается линейно: 50% ПФ + Х% ПФ за каждый 1%ВП свыше 80% |
Рисунок 1. Размер выполнения плана по коммерческой деятельности.
Необходимый процент выполнения плана организация устанавливает сама. Исходя из вида деятельности, требований, квалификации и тому подобное.
Помимо коммерческой деятельности сотрудники компании активно принимают участие в некоммерческой деятельности, что так же оказывает конкурентное преимущество организации. Это могут быть лекции/семинары внутри компании, публикация статей и тому подобное. Вознаграждение за выполнение плана по некоммерческой активности состоит из премии за выполнение плана и бонус-баллов. План по некоммерческой активности измеряется в баллах.
Ежегодное Собрание партнеров/учредителей/акционеров устанавливает план баллов на квартал. База для расчета вознаграждения за выполнение плана по некоммерческой активности – премиальный фонд (ПФ). Размер квартального премиального фонда для конкретного сотрудника за квартал равен 10% от суммы его фикс за три месяца. Таким образом, общий размер ПФ по коммерческой и некоммерческой активности, составляет 40% от FIX сотрудника. Этот размер вознаграждения сотрудник получает, если выполняет планы на 100%.
Количество баллов < Х |
Количество баллов = ~Х |
~ Х<ВП <= Х |
Премия по некоммерческой активности = 0 |
Премия составляет 50% ПФ |
Премия рассчитывается линейно: 50 % ПФ + Х% ПФ за каждый балл свыше ~Х |
Рисунок 2. Размер выполнения плана по некоммерческой деятельности.
Если сотрудник набирает за квартал более Х баллов, то все баллы сверх Х начисляются ему как бонус-баллы, которые он может использовать для приобретения товаров и услуг.
Таблица 3. Возможное использование бонус-баллов.
Оплата или приобретение |
Условия |
Обучающие или маркетинговые мероприятия (семинар, тренинг, конференции т.п.) |
1 балл = 15 у.е |
Абонемент в фитнес-центр, бассейн, тренажерный зал и т.д. |
1 балл = 10 у.е |
Рабочий стул |
1 балл = 10 у.е |
MacBook, IPhone,IPad |
1 балл = 10 у.е |
Спортивный инвентарь (например, велосипед) |
1 балл = 10 у.е |
Оплата обучения в автошколе |
1 балл = 10 у.е |
Оплата занятий по английскому |
1 балл = 10 у.е |
Оплата психолога |
1 балл = 10 у.е |
Итак, наиболее эффективным методом стимулирования является премирование за фактические показатели. Повышение уровня профессионализма и развитие персонала – один из толчков для повышения эффективности деятельности предприятия. Именно человек двигатель прогресса. При грамотно построенной системе мотивации, сотрудник сможет наиболее полно раскрыть свой потенциал, а также организация сможет добиться максимизации синергетического эффекта.
Рецензии:
19.11.2020, 9:27 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает теоретический и практический интерес. Аннотация статьи дана, правда, в небольшом объеме (всего 3 предложения, следует расширить), англо-русский перевод - качественный. Список литературы состоит всего из 5 источников информации, в том числе электронных, которые были изучены автором. Все-таки необходимо цитировать и использовать в работе не только труды своего научного руководителя, но и других авторов. Вывод сделан. На мой взгляд, данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале после доработки аннотации, списка библиографии, заключения (всего 4 строки текста).
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий