Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №123 (ноябрь) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 23.11.2023. Последняя правка: 27.11.2023.
Просмотров - 830

Привычки и их роль в турбулентной экономике

Микулко Ангелина Александровна

Полесский государственный университет

Студент

Зборина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и бизнеса, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье анализируется важность привычек в различных аспектах человеческой жизни, их влияние на мышление, поведение и социальные взаимодействия. Рассматривается термин "привычка" в экономическом и социальном контексте, особенности их формирования и воздействия на индивидуальное и коллективное поведение. Обсуждаются различия между привычками, рутиной и институтами, их влияние на принятие решений, поведение и образ жизни. Роль привычек рассматривается в условиях оптимизации выбора, обработки объемной информации, сложности информации, неопределенности, обучения агентов и взаимодействия агентов. Также обсуждаются особенности формирования привычек в различных сферах жизни, включая менеджмент, научные исследования и общественные взаимодействия.


Abstract:
This article analyzes the importance of habits in various aspects of human life, their impact on thinking, behavior and social interactions. The term "habit" is considered in the economic and social context, the features of their formation and impact on individual and collective behavior. The differences between habits, routine and institutions, their influence on decision-making, behavior and lifestyle are discussed. The role of habits is considered in the conditions of optimization of selection, processing of voluminous information, complexity of information, uncertainty, agent training and agent interaction. The peculiarities of habit formation in various spheres of life, including management, scientific research and social interactions, are also discussed.


Ключевые слова:
привычки; институционализм; институты

Keywords:
habits; institutionalism; institutions


УДК 330.11

Введение. Одним из важных аспектов человеческой жизни являются привычки. Привычки влияют на наше мышление, решения, поступки и образ жизни в целом. Они помогают нам справиться с повседневными задачами, свободно функционировать в обществе и сформировать некоторые стандарты поведения.
Кроме того, привычки имеют также социальный аспект. Они помогают нам строить взаимоотношения с другими людьми и налаживать коммуникацию. Общаясь с другими людьми, мы можем определить, какими привычками они обладают, и это помогает нам лучше понять, как вести себя в общественных местах, чтобы не вызывать конфликтов или дискомфорта.

Актуальность: привычки являются важной частью человеческой жизни, оказывая влияние на наше мышление, принятие решений и социальные взаимодействия. Понимание привычек помогает нам оптимизировать выбор, обработку информации, а также реагировать на сложные и изменчивые условия. Кроме того, привычки играют роль в обучении, взаимодействии между людьми и формировании институтов и рутин. 

Целью исследование является изучение концепции привычек и их значение в повседневной жизни, а также в экономической и социальной сферах. 

Научная новизна заключается в анализе привычек с учетом их влияния на различные аспекты человеческой жизни, включая поведение, принятие решений, а также их социальный аспект.

Т. Веблен ввел термин «привычка», который является одним из ключевых понятий институционализма и неотъемлемым элементом четкого и повторяемого плана жизни, способствующего освоению широкого спектра практических и интеллектуальных навыков. В начале изучения любой технологии, необходимо сосредоточиться на каждой детали, составляя план действий. Со временем развиваются навыки, которые в конечном итоге становятся автоматическими, без необходимости полного осознанного размышления или обдумывания. Такие привычки часто содержат «неявное знание», которое сложно закрепить или объяснить [1].  

В экономической литературе привычка определена как «более или менее самоподдерживающаяся склонность или тенденция к следованию предустановленной или благоприобретенной форме поведения» [2]. Дж. Ходжсон четко не различает понятия привычка и правило, поскольку они имеют общую структуру, и повторное следование правилам может превратиться в привычку.

По мнению Дж. Ходжсона, имеет смысл различать привычки, рутины и институты. Привычки являются индивидуальными и связаны с отдельными людьми. В отличие от этого, рутины могут включать группу людей и быть частью институтов. Например, в фирме может существовать определенная рутина, которая затрагивает несколько людей и формируется в ответ на воздействие внешней среды. Вероятнее всего, индивидуальные привычки оказывают влияние на выполнение этой рутины. «Когда индивидуальные привычки разделяются обществом или группой и укрепляются в этих пределах, они принимают форму социально-экономических институтов», – отмечает Дж. Ходжсон [2].

Привычки являются неотъемлемой частью регулирования сложности повседневной жизни; они позволяют людям использовать установленные образцы поведения без необходимости проведения сложных логических расчетов, основываясь на большом объеме информации.

Институты, по терминологии Т. Веблена, представляют собой привычки и стереотипы мышления, распространенные среди большого числа членов общества. Старый институционализм предлагает несколько определений этого социального явления, которые подчеркивают характер привычности, устойчивости и широкой распространенности определенного мыслительного образа. Институты возникают в основном на основе человеческих инстинктов и базовых потребностей. Способствуя удовлетворению этих потребностей, они приобретают самоподдерживающийся характер и через обратную связь формируют стереотипы мышления [3].

Следование привычке не зависит от контроля других людей, а нарушение привычек не вызывает чувства вины или беспокойства. Это отличает привычки от норм и правил [4].

Приобретение привычек обычно связано с некоторой степенью намеренности со стороны людей. Для того чтобы приобрести новые навыки и привычки, необходимо принять осознанное решение. Также разработка новых идей требует активного понимания и размышления. Поэтому представление о человеке как о существе, автоматически управляемом генами, заранее недостаточно для объяснения поведения человека, который обладает целенаправленными стремлениями.

Некоторые привычки приносят очевидное преимущество, в то время как другие являются неэффективными. Кроме того, повторяющееся поведение может закрепляться даже при отсутствии выгоды для людей. Тем не менее, привычки играют особую роль в функционировании в сложных и изменчивых условиях. Несмотря на то, что развитие привычек может привести к неправильному поведению и ошибкам, это не отменяет их необходимости.

Использование привычек необходимо в следующих ситуациях:

1. При оптимизации выбора, когда известен набор альтернатив, и можно использовать упрощенные процедуры и решения для достижения наилучшего результата. Современная неоклассическая экономика основывается на предположении о полной применимости оптимизационного подхода к изучению человеческого поведения. Она предполагает, что люди действуют рационально, стремясь максимизировать свои цели согласно заданным и стабильным предпочтениям. Основное внимание уделяется достижению равновесия, и проблемы, связанные со сбором и обработкой информации, исключаются.

Один из примеров привычки при оптимизации выбора является проведение коллективных обсуждений и принятие решений по важным вопросам в организации. В таких ситуациях сотрудники могут выражать свои точки зрения, делиться опытом и предлагать различные варианты решения проблемы. Затем, после обсуждения всех аспектов, коллективно принимается решение, которое будет наилучшим для всей команды. Эта привычка способствует оптимизации выбора, так как позволяет учесть множество различных факторов и точек зрения, что в итоге приводит к более осознанным и эффективным решениям.

2. В случае обработки объемной информации, когда она доступна и понятна агенту, но поиск и анализ этой информации требуют значительных временных и ресурсных затрат. Обработка объемной информации означает проблему работы с большими объемами информации, даже если она доступна и может быть воспринята. Чаще всего проблема обработки объемной информации связана с накладными расходами на ее получение для агента. При заданном уровне ожидаемой выгоды от поиска в определенный момент агенту может показаться бессмысленным тратить время и ресурсы на продолжение поиска. Агент, стремящийся к оптимуму, не может точно определить, когда будет достигнута точка оптимума, и, следовательно, не может гарантировать точность принятого решения. Таким образом, оптимальность выбора и концепция глобальной рациональности подвергаются сомнению, поскольку невозможно сделать оптимальный выбор и одновременно знать, что этот выбор является оптимальным. Затраты и выгоды дальнейшего поиска остаются неизвестными [5].

Например, в случае, когда обработка объемной информации в компании требует значительных затрат, привычка в коллективе – разработка системы совместной работы над информацией, где каждый сотрудник берет на себя определенную часть работы, – поможет значительно ускорить процесс обработки информации. Так, один сотрудник может быть ответственным за поиск информации, другой – за ее анализ, третий – за подготовку отчетов. Такой подход позволяет оптимизировать процесс работы с объемной информацией и сократить временные затраты, так как каждый сотрудник специализируется на определенном этапе работы, что повышает эффективность всего процесса.

В отличие от остальных аспектов, объем информации может не быть достаточным основанием для формирования привычек. При наличии большого объема информации нет необходимости полагаться на привычки каждый раз, и мы можем действовать спонтанно. Тем не менее, привычки все равно будут формироваться, даже если мы действуем спонтанно, и, фактически, объем информации является наименее значимым фактором для их формирования. Например, в сфере научных исследований, где объем информации может быть огромным, ученые могут все равно развивать привычки регулярного проведения экспериментов, анализа данных и публикации результатов, несмотря на большой объем информации. Такие привычки могут быть связаны с организацией времени, планированием и структурированием работы, а не только с объемом информации.

3. При сложности информации, когда возникает разрыв между сложностью среды принятия решений с одной стороны и аналитическими и вычислительными возможностями агента с другой. Сложность информации означает, что мы имеем доступ ко всей необходимой информации для принятия оптимального решения, но мы не в состоянии полностью анализировать и интерпретировать эту информацию и достичь оптимального результата.

Например, привычка регулярного обмена информацией в коллективе и обсуждения сложных вопросов, для совместного нахождения оптимального решения. Она может включать в себя проведение еженедельных или ежемесячных совещаний, где сотрудники делятся своими идеями, анализируют данные и обсуждают возможные пути действий. Такие привычки помогут улучшить коммуникацию в коллективе и повысить эффективность принятия решений, несмотря на сложность информации.

4. В условиях неопределенности, когда критически важная информация о вероятности будущих событий фактически недоступна. Неопределенность описывает ситуации, в которых невозможно вычислить или определить численную вероятность, даже субъективную. В таком радикальном смысле понятие неопределенности несовместимо с оптимизацией поведения. Без возможности оценить вероятность и риски, поиск оптимального решения становится невозможным.

Пример привычки в менеджменте в условиях неопределенности – это разработка гибких планов и стратегий. Менеджеры должны быть готовы к тому, что ситуация может меняться, и поэтому планы должны быть поддающимися корректировке. Гибкость и способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде становятся важными навыками в условиях неопределенности.

5. Обучение агента: получение критически важной информации о окружающем мире. Процесс развития и обучения включает в себя приобретение навыков восприятия и структур познания. Обучение может включать как получение дополнительной информации, так и формирование новых концептуальных структур. Часто успешное обучение приводит к созданию привычек, которые закрепляют модели познания и поведения, выходящие за пределы сознательного размышления. Эти привычки необходимы для приобретения практических и интеллектуальных навыков. Со временем появляются интеллектуальные и практические привычки, и на этом этапе можно сказать, что достигнуто определенное мастерство. Когда аналитические или практические правила применяются без сознательного обдумывания, можно говорить о том, что цель овладения техникой достигнута.

Например, менеджеры могут развивать привычку активного обучения своих агентов и постоянного обновления их знаний. Это может включать в себя проведение регулярных тренингов, обмен опытом и знаниями между агентами, изучение новых технологий и методов работы. Также важно поощрять агентов к самостоятельному обучению и постоянному поиску новой информации, чтобы быть готовыми к изменениям в окружающей среде и эффективно реагировать на них.

6.Взаимодействие агентов: необходимость поддерживать регулярный контакт с другими участниками. Язык предполагает наличие общих привычек и правил. Он служит для регулирования нашего поведения и предоставляет ограниченный набор значимых выражений, выбранных из множества потенциально произносимых звуков. Поскольку эти же ограничения приняты и другими участниками, они облегчают передачу большого объема сообщений и сигналов.

Например, привычка – еженедельные совещания или обзоры, где агенты делятся информацией о своих клиентах, конкурентах, новых продуктах и услугах. Такие встречи могут помочь улучшить координацию действий, обменяться опытом и идеями, а также обсудить проблемы и найти решения вместе. Это также способствует созданию единого фронта и укреплению командного духа в коллективе.

Примеры привычек, которые актуальны в научных исследованиях:
1) Отложив задачу на «позже», исследователь может в последнюю минуту не успеть завершить ее. Привычка начинать сразу же поможет более эффективно решать задачи. Например, написание диссертации, статей или грантов обычно являются задачами, которые исследователи постоянно откладывают на потом.
2) Регулярное составление списка дел (планирование задач) – один из наиболее эффективных способов повысить производительность в лаборатории.
3) Начинайте с самых сложных задач, а не откладывайте их на конец дня.
4) Завершите то, что начали. Выполните задачу или делегируйте ее сразу, чтобы вычеркнуть ее из списка дел и освободить свои мысли для других задач.
5) Выработайте привычку ставить цели SMART: Специфический. Чего именно вы хотите добиться? Измеримый. Как конкретно вы измеряете успех? Достижимый. Вы верите, что сможете этого достичь? Реалистичный. Можно ли добиться? Когда крайний срок?
6) Один из лучших способов настроиться на успех – найти партнера по подотчетности.
7) Вам предстоит многое сделать. Иногда невозможно выполнить все, не жертвуя качеством или личной жизнью. Вы должны расставить приоритеты. Какая задача поможет вам достичь ваших целей? Какие из них наиболее актуальны и важны?
8) Ограничение отвлекающих факторов (смартфон, уведомления по электронной почте или даже громкая болтовня коллег).
9)Хорошее питание, физические упражнения и полноценный 7-8 часовой сон помогут творчеству. Забота о себе поможет поддерживать когнитивные функции в отличной форме и способствовать более стратегическому мышлению. 

Таким образом, изучение концепции привычки имеет важность во многих аспектах. Прежде всего, анализ понятия автоматического поведения помогает найти основу для определенной устойчивости и последовательности в общественной жизни. Во-вторых, оно акцентирует внимание на роли выбора или осмысленного поведения, с которым оно представляет контраст. В-третьих, оно выступает в качестве фундамента для формирования институтов и рутины. В-четвертых, оно является ключевым элементом в эволюционных экономических и социальных теориях.

Библиографический список:

1. Половинкина А.Е. Привычки, рутины и их связь с институтами // Экономика и социум. 2018. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privychki-rutiny-i-ih-svyaz-s-institutami (дата обращения: 02.11.2023).
2. Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 2000. – № 1. – С. 40.
3. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: учебник / Г.П. Литвинцева – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 336 с.
4. О. А. Булавенко Институциональная экономика: учеб. пособие / О.А. Булавенко, Т.А. Яковлева. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 205 с.
5. Кларк Дж. Экономика и современная психология // Журнал политической экономии. – 1918. – Т. 26, № 1-2 – С. 25




Рецензии:

25.11.2023, 17:31 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Автор в аннотации статьи пишет, что "обсуждаются особенности формирования привычек в различных сферах жизни, включая менеджмент, научные исследования и общественные взаимодействия". Однако в статье автор не приводит примеры привычек в научных исследованиях.Высокопродуктивное научное исследование обусловлено, следующими привычками:1) Отложив задачу на «позже», исследователь может в последнюю минуту не успеть завершить ее. Привычка начинать сразу же поможет более эффективно решать задачи. Например, написание диссертации, статей или грантов обычно являются задачами, которые исследователи постоянно откладывают на потом. 2) Регулярное составление списка дел (планирование задач) — один из наиболее эффективных способов повысить производительность в лаборатории.3) Начинайте с самых сложных задач, а не откладывайте их на конец дня. 4) Завершите то, что начали. Выполните задачу или делегируйте ее сразу, чтобы вычеркнуть ее из списка дел и освободить свои мысли для других задач. 5) Выработайте привычку ставить цели SMART: Специфический. Чего именно вы хотите добиться? Измеримый. Как конкретно вы измеряете успех? Достижимый. Вы верите, что сможете этого достичь? Реалистичный. Можно ли добиться? Когда крайний срок? 6) Один из лучших способов настроиться на успех — найти партнера по подотчетности. 7) Вам предстоит многое сделать. Иногда невозможно выполнить все, не жертвуя качеством или личной жизнью. Вы должны расставить приоритеты. Какая задача поможет вам достичь ваших целей? Какие из них наиболее актуальны и важны? 8) Ограничение отвлекающих факторов (смартфон, уведомления по электронной почте или даже громкая болтовня коллег). 9)Хорошее питание, физические упражнения и полноценный 7-8 часовой сон помогут творчеству. Забота о себе поможет поддерживать когнитивные функции в отличной форме и способствовать более стратегическому мышлению. Статью "Привычки и их роль в турбулентной экономике" рекомендую доработать.

27.11.2023 22:22 Ответ на рецензию автора Микулко Ангелина Александровна:
Замечания были учтены, статья доработана.

29.11.2023, 18:01 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Статью "Привычки и их роль в турбулентной экономике" рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх