аспирант
Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом
преподаватель истории и обществоведения
УДК 159.9
Введение
Современное общество представляет собой сложную, динамично- развивающуюся систему, наполненную сплетением противоречий. Множество проблем в жизни современного человека, тем более подростка, непосредственно влияют на его здоровье, в частности психическое. Ребенок в подростковом возрасте постепенно начинает осознавать свою неповторимость и особенность. У него начинает интенсивно формироваться самосознание, идет развитие индивидуальной системы самооценки и саморефлексии.
В последние десятилетия отмечается всевозрастающий интерес к исследованиям личностных психологических особенностей детей и подростков с болезнями опорно-двигательного аппарата, однако в исследовательских работах по этой проблеме освещаются лишь некоторые аспекты психологических особенностей данной группы пациентов.
В большинстве случаев, подростки со сколиотической патологией проходят длительный лечебно-образовательный курс в специализированных лечебно-образовательных учреждениях, что приводит к минимизации физической и социальной активности, возникновению у них психосоматических изменений личности в результате дефицита общения с родными и друзьями.
Значение этих задач возрастает по причине того, что в последнее время растет количество детей и подростков у которых выявляется сколиоз. О.А. Шабанова замечает, что сколиоз является одной из самых распространенных болезней опорно-двигательного аппарата, но в то же время малоисследованной, с точки зрения психологии [5].
Актуальность изучения психологических особенностей подростков с заболеванием сколиозом, представляется важным для разработки программ психологической помощи и внедрения их в лечебно-образовательных учреждениях данного профиля.
Основная часть
При сколиотической болезни (даже внешне незаметной), с момента, когда врач ставит диагноз, создается специфическая психологическая ситуация для больного подростка и его родителей. При этом нужно учитывать тот фактор, что сколиоз обнаруживается в основном в 11-15 лет, т. е. в возрастном периоде, когда любой подросток испытывает кризис становления личности, во время которого делает попытки понять, как самого себя, так и окружающих. В этот период патология сколиоза, которая меняет физический облик индивида и требует лечения, в огромной степени влияет на формирование личности.
А.С. Похилько отмечает, что у подростков со сколиозом выявлен выраженный, соразмерно степени тяжести заболевания, повышенный уровень сензитивности. Наличествует необходимость в социальной поддержке, в комплексе с оторванностью от других людей, применение механизмов защиты отрицания и компенсации, и т.п. Это дает возможность прийти к выводу о наличии у подростков с патологией сколиоза эмоциональной дезадаптации, которая выражена пониженным настроением, тревожностью, снижением самоконтроля [2].
У подростков со сколиозом присутствуют признаки эмоциональной лабильности, раздражительности, нервно-психической неустойчивости, а степень риска появления нарушений личностного уровня обуславливаются тяжестью болезни, ее длительностью, и необходимостью оперативного вмешательства, по преимуществу в сенситивные возрастные периоды [1].
А.А. Путилова утверждает, что даже у здоровых подростков часто присутствуют перебои в настроении, повышенный уровень возбудимости, тяга к асоциальному поведению. При существовании каких-то физических отклонений, диссонанс присущий подростковому возрасту выражается в более резких формах, затрудняя адаптацию ребенка в обществе. Подростки со сколиозом в этот период испытывают определенные трудности в образовательном процессе, из-за снижения уровня памяти и внимания, а также утраты интереса к учению. Наиболее характерными формами поведения в этом случае становятся, или уход в собственные переживания, или вызывающая манера поведения [3].
Одной из важнейших потребностей в подростковом возрасте становится необходимость общения со сверстниками, которое нельзя заменить общением с родителями. Прохождение лечебного курса в школе-интернате для детей больных сколиозом, ведет к изоляции от массовой общественной среды, минимум контактов, связанных с болезнью, увеличивают чувство одиночества. Это вынужденное, продолжительное «одиночество» способно вызвать вторичную задержку в психическом развитии, как результат невозможности накопить необходимый когнитивный и чувственный опыт, а также развить определенные черты самоизоляции и десоциализации.
Для подростка со сколиозом дружеское общение с обычными сверстниками бесценно. Оно предупреждает появление чувства своей неполноценности, которая обычно появляется в искусственно созданной изоляции от здоровых детей, в условиях нахождения в школе-интернате. Такое общение положительно сказывается на общеэмоциональном и умственном развитии ребенка. Взаимодействие только с детьми, которые страдают от такой же патологии и взрослым персоналом школы-интерната, обедняет духовную жизнь подростка, не давая ему возможности реализации естественных детских интересов и желания дружить со здоровыми сверстниками. Это приводит к «зацикливанию» на самом себе и своей болезни.
Если подросток «застревает» на эгоцентрической позиции, тогда он не может собрать целостную картину мира, и не может найти свое место в нем. Своему самосознанию он не дает позитивную или негативную личностную оценку, в том смысле, что подросток не может адекватно его оценить и определиться с эмоционально-ценностным отношением к самому себе [4].
Существует явный дефицит отечественных исследовательских работ по данной проблеме. В то же время зарубежные психологические исследования в этой области более разнообразны, однако представляемая в них информация имеет фрагментарный и противоречивый характер. Исследовательских работ, направленных на изучение личностных психологических особенностей подростков со сколиотической болезнью, проходящих лечебно-образовательный курс в школе-интернате, в доступной отечественной литературе обнаружить не удалось.
Целью данного исследования явилось выявление обусловленных влиянием патологией сколиоза, личностных психологических особенностей подростков с этим заболеванием.
В данном исследовании был использован многофакторный опросник Р. Кеттела, поскольку он предоставляет информацию о выраженности наиболее важных и значимых личностных черт:
Юношеский вариант опросника Р. Кеттела содержит 12 факторов:
Фактор А -шизотимия - аффектотимия;
Фактор В - низкий интеллект - высокий интеллект;
Фактор С - эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность;
Фактор D - флегматичность - возбудимость;
Фактор Е - подчиненность - доминантность;
Фактор F - сдержанность - экспрессивность;
Фактор G - низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения;
Фактор Н - робость - смелость;
Фактор I - суровость - мягкосердечность;
Фактор J - включенность в группу - осторожный индивидуализм;
Фактор О - гипертимия - гипотимия;
Фактор Q2 - зависимость от общества - самодостаточность;
Фактор Q3 - слабая воля - сильная воля;
Фактор Q4 - расслабленность - тревожность;
Исследование было проведено на базе УО «МГСШИ для детей больных сколиозом». В исследовании приняли участие 58 подростков с патологией сколиоза (29 мальчиков и 29 девочек).
По результатам диагностического исследования личностных психологических особенностей подростков при сколиозе, были сделаны следующие выводы:
− у подростков с патологией сколиоза отмечаются личностные психологические особенности в виде понижения общей активности и увеличения уровня неврастении, концентрации на своем внутреннем мире и личностных проблемах, сочетающихся с установкой на минимизацию усилий, самосохранение и восстановление сил, игнорирование своих потребностей при длительном воздействии негативных ситуаций;
− личностные психологические особенности подростков со сколиотической патологией зависят от тяжести болезни. Трансформация личностных черт в большей мере присуща для подростков с явно выраженной степенью сколиоза, что объясняется объективной тяжестью патологии, изменением привычного образа жизни по причине заболевания, длительным курсом лечения и реабилитации. У подростков с минимальным уровнем сколиотического искривления, чаще проявляются изменения психических состояний и поведенческих реакций, которые связаны в большей степени с напряженностью адаптационных процессов, в ситуации прогрессирующей болезни и новыми условиями нахождения в лечебно-образовательном учреждении;
− личностные психологические характеристики у подростков со сколиотической болезнью определяются гендерными особенностями реагирования и большей частью фиксируются у мальчиков в виде уменьшения разных видов активности, появления флегматичности, осторожности, отрицания ответственности при длительной фрустрации и понижения общей адаптивности;
− у больных подростков наблюдаются личностные особенности, которые влияют на их отношение к лечебно-образовательному курсу в школе-интернате. Препятствием для положительного отношения становятся: неприятие норм, высокий уровень возбудимости, склонность к переживанию вины, игнорирование и фиксация на конфликте, повышенная требовательность, низкий контроль агрессии.
Заключение
Понимание личностных психологических особенностей подростков со сколиозом, является существенной предпосылкой для разработки целесообразных программ психологической помощи, содействующих успешному лечебно-образовательному процессу в школе-интернате для детей больных сколиозом, способствующих увеличению эффективности лечения и дальнейшему успешному интегрированию детей с данной патологией в общество. Необходим всесторонний учет условий социальной среды, связанных с особенностями адаптации подростка к болезни, спецификой лечебного курса, и личностными психологическими особенностями, формирующимися в данных условиях.
Рецензии:
17.11.2020, 18:53 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Нет, нет, нет. Вы можете лучше писать. 1. Актуальность не обоснована и не очень понятна. 2. Необходимо четко перечислить психологические особенности таких детей и указать с какими теоретическими работами в психологии связаны эти особенности. Ну, например, Вы пишите "отмечаются психологические особенности в виде понижения общей активности", так покажите теоретические основы понижения активности, какие существуют подходы, кто их развивал. Какова Ваша точка зрения и так далее. Доработайте статью, пожалуйста.