Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №89 (январь) 2021
Разделы: Социология, Телекоммуникации
Размещена 19.12.2020. Последняя правка: 18.12.2020.
Просмотров - 1152

Токсичная аудитория в блогосфере

Батуева Кристина Владиславовна

Владимирский Государственный Университет

Студент

Смыслова Лариса Владиславовна, старший преподаватель кафедры Журналистики и Рекламы и Связей с Общественностью, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых


Аннотация:
В статье рассматриваются примеры токсичной аудитории, среда её обитания, её связь с понятием кибербуллинга и троллинга, а так же путём анализа выделяются её характеристики, функции и значение в блогосфере. Главной задачей статьи является обозначить непосредственно определение понятия «Токсичная аудитория», исходя из всех рассматриваемых факторов. Данная тема важна, так как блогосфера сейчас стремительно развивается, не смотря на то, что она появилась относительно недавно. Токсичная аудитория может быть как угрожающим фактором в плане психического здоровья, так и PR-инструментом для блогеров. Обозначая понятие «Токсичная аудитория», станет понятно, как с ней можно работать в дальнейшем, свести к минимуму её отрицательные качества и выделить её преимущества, которые можно будет использовать для развития блогосферы.


Abstract:
The article examines examples of a toxic audience, its habitat, its relationship with the concept of cyberbullying and trolling, and also through analysis highlights its characteristics, functions and significance in the blogosphere. The main objective of the article is to define directly the definition of the concept of "Toxic audience", based on all the factors considered. This topic is important because the blogosphere is now rapidly developing, despite the fact that it appeared relatively recently. Toxic audiences can be both a mental health threat and a PR tool for bloggers. By denoting the concept of "Toxic audience", it will become clear how you can work with it in the future, minimize its negative qualities and highlight its advantages that can be used for the development of the blogosphere.


Ключевые слова:
кибербуллинг; блогосфера; блоггеры; токсичная аудитория; киберагрессия

Keywords:
cyberbullying; blogosphere; bloggers; toxic audience; cyberagression


УДК 316

ВВЕДЕНИЕ

«Токсичный человек» - новый вид людей в интернете, активно распространяющийся в течение последнего десятилетия. С развитием интернет-коммуникаций все больший процент общественности уходит в онлайн общение. Создаются реальные и фейковые личные аккаунты, представляющие возможность свободно выражать как личное мнение, так и вести провокационные онлайн-беседы и оставлять комментарии. В связи с этим в онлайн-среде возникает такое понятие как «токсичная аудитория».

Актуальность. Феномен блогосферы является относительно новым, а потому он стремительно развивается из года в год. Чем больше аспектов данной сферы будет изучено, (в этой статье будет рассматриваться такой сегмент блогосферы, как токсичная аудитория) тем легче будет работать с этим в будущем.

Цели и задачи. Поиск научно-обоснованного определения понятия «токсичная аудитория», выявление основных отличительных характеристик «токсичной аудитории», а также определение места и роли данного сегмента в блогосфере.

Научная новизна заключается в установлении точного определения понятия «токсичная аудитория», а так же её роли в интернет-коммуникациях, что в дальнейшем может помочь использовать её как PR-инструмент.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Стоит утвердить определения понятий блога, блогосферы, блогеров и непосредственно аудитории. Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») - это небольшой интернет-сайт, основное содержимое которого -регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа, с очень простой системой управления и возможностью обратной связи с читателями, т.е. для блогов характерна возможность публикации отзывов («комментариев») посетителями.[1] Блог может создать абсолютно любой обыватель интернета, которому есть чем поделиться с другими – потому блогов и сущетвует огромное множество. Совокупность всех блогов как сообщество носит название блогосферы. Так же в завершение определения основных понятий перейдём к блогерам – это люди, ведущие блог и наполняющие его контентом. То есть это люди, которые создали себе профиль на какой-либо площадке, оформили его и с определённой периодичностью выкладывают в него различные текстовые, аудио- и видеоматериалы.

Теперь перейдём непосредственно к контенту. Его вариаций может быть бесконечное число – всё, что может придти авторам блога в голову. Это может быть блог-дневник (лайфстайл блог), где человек рассказывает про свою повседневную жизнь; это может быть тематика путешетвий, домашних животных, кулинарии, политики, феминизма, различные юмористические картинки и видео, а может быть что-то радикальное (правда такой контент чаще всего подвергается блокировке) Вариантов может быть много. Так что когда один блоггер может написать про то, как вкусно он сегодня поужинал и прогулялся по парку, другой в это время напишет пост на тему женоненавистничества и почему это, по его мнению, правильно. Как бы эмоционально контрастны ни были эти посты, и там и там с бОльшей вероятностью есть один и тот же вид аудитории – «токсичная».

Одна часть аудитории поддерживает какой-либо блог и оставляет комментарии о том, как всё качественно сделано, как они обожают этот блог, или же аргументируют и здраво критикуют мысли блогера, а другая же часть просто напишет огромное количество матерных слов, угроз и оскорблений  под обычной фотографией с котиком, например. Последние особо негативные особы нас и будут интересовать.

Различные виды деструктивного поведения в сетевых сообществах получило название - киберагрессия. Рассмотрим два основных направления киберагрессии: троллинг и кибербуллинг. Троллинг является наиболее популярным интсрументом интернет-агрессии. Троллинг детерминируется как форма негативного агрессивного поведения в интернете, проявляющееся в злонамеренном вмешательстве в сетевую коммуникацию.[2]

Суть троллинга состоит в то, что агрессия и конфликт являются не побочным эффектом коммуникации,а её самоцелью. Троллю нужна реакция пользователя на его вбросы, и отсутсвие реации будет считаться неудачей.

Есть два основных приёма троллинга. Первый – резкое навязчиваое опровержение общего мнения с резким его расхождением относительно других участников коммуникации. Следующий приём имеет название «переход на личности». Обычно в качестве цели троллинга выбирается сам блоггер или кто-то, кто с ним близок. Такое высказывание может касаться его личностных качеств или его компетентности по отношению к обсуждаемой проблеме

Частью троллинга является так называемый флейминг – общение с ярко выраженной речевой агрессией. Флейм (от англ. flame - огонь, пламя) - «спор ради спора». Флейминг происходит чаще всего в открытом публичном пространстве интернета, например в комментариях под постами, где весь диалог состоит исключительно из оскорблений, унижений, необоснованной критики и тому подобных способов морально уничтожить своего интернет-собеседника, часто может стать затяжным конфликтом.

Другим видом киберагрессии является кибербуллинг. Кибербуллинг - это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия с целью нанесения психологического вреда на протяжении определенного времени, систематически осуществляемые группой лиц или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия - электронной почты, чатов, социальных сетей, а также посредством мобильной связи против жертвы, которая не может себя легко защитить.

Основное количество участников кибербулиинга, включая и жертв, и агрессоров, включает в себя подростков 11-16 лет. А это тот самый возраст, который характеризуется высокой чувствительностью к любым социальным неудачам. Задача агрессора состоит в том, чтобы привести жертву к потере уверенности в себе, деморализовать, а так же самому получить чувство собственного превосходства над жертвой. Высмеиваться может что угодно, что вероятнее всего является уязвимыми местами жертвы, например цвет кожи, сексуальная ориентация, потеря близкого человека и т.п. Кибербуллинг опасен тем, что может не только понижать эмоциональный фон жертвы и ее самооценку, но и довести до самоубийства, и таких случаев очень много.[3]

Киберагрессия напрямую связана с токсичной аудиторией, так как они взаимосвязаны, что можно увидеть далее.

Обычно наибольший концентрат таких пользователей можно найти у блогеров  с «непопулярным» или радикальным мнением или же провокационной и выходящей за социально преемлемые рамки внешностью.

Одним из таких блогеров является Андрей Петров. Это бьюти-блогер, который размещает видеоролики на площадке YouTube, в которых делает на себе разный макияж от определённых брендов косметики и обозревает их (рубрика «Стрём или норм»), а так же рассказывает о своей жизни.

Возьмём случайный видеоролик из его канала на Ютубе – «КОСМЕТИКА «ТВОЁ». СТРЁМ ИЛИ НОРМ?». В нём Андрей вместе с тремя другими блогерами обозревает косметику указанного бренда. Если посмотреть комментарии, то можно заметить преобладание негативных. Их содержание состоит из ненормативной лексики, оскорблений, пожеланий смерти, и, чаще всего, унижений по признаку сексуальной ориентации, эйблизму.

Подобную картину можно наблюдать абсолютно под всеми видеороликами данного блоггера. Учитывая, что у него есть блог так же и в других соц. сетях, можно сделать вывод о том, что подобная токсичность проявляется и там. Например, в комментариях под случайно выбранным фото в инстаграме Андрея наблюдается выражение отвращения к этому блогеру по тем же признакам и теми же способами.

Негатив у пользователей Андрей Петров вызывает своей вызывающей внешностью, несоответсвующей общепринятым стандартам того, как должен выглядеть мужчина, его очень яркий макияж, накаченные губы и ориентация – главные триггеры, активирующие токсичную аудиторию.

Анализируя подобного рода комментарии, можно выделить следующие характеристики токсичной аудитории:

1. Явная провокация человеком на агрессивную реакцию блоггера

2. Агрессивный настрой по отношению к блоггеру

3. Использование резких выражений, ненормативной лексики в комментариях и сообщениях

4. Часто возможен спам (определение спама) не несущими смысловой нагрузки комментариями и сообщениями

5. Часто намеренные и ненамеренные грамматические ошибки

Часто блоггеры намеренно активируют токсичную аудиторию в своих целях посредством каких-либо скандальных ситуаций, вызывающих поступков, необычной внешностью. И здесь токсичная аудитория начинает выполнять свои «полезные» функции:

1. Повышение уровня  активности в профиле блоггера

2. Привлечение внимания к аккаунту или посту блоггера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать непосредственно определение понятия токсичной аудитории. Токсичная аудитория - аудитория, распространяющая негативные комментарии под публикациями блогера в целях провокации его на соответствующую реакцию.

Теперь, выяснив, что такое токсичная аудитория, какие у неё характеристики и функции, можно применять полученные знания в дальнейших исследованиях блогосферы.

Библиографический список:

1. Евсюкова Т.В. и Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике [Электронный ресурс] // Кибер-Ленинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike (дата обращения 15.11.2020г.)
2. Фетисова Т.А. Агрессивное поведение в Интернет- коммуникации. Обзор [Электронный ресурс] // Кибер-Ленинка. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-v-internet-kommunikatsii-obzor (дата обращения 15.11.2020г.)
3. Семенов Д. И. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности [Электронный ресурс] / Д. И. Семенов, Г. А. Шушарин // Международный журнал экспериментального образования: научный журнал. - М., 2011. - В. 8. - С. 135-136.




Рецензии:

21.02.2021, 11:56 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Батуевой К.В. обращена к интернетовскому варианту выражения личных воззрений, где задумка психологического воздействия на получателей этих сведений. Это воздействие преимущественного негативное, но для своего психического состояния выигрышное. Отсюда желание расширения своих действий, не считаясь с самочувствием других. Пропагандировать такие «атаки» среди других пользователей Интернетом обществу не выгодно. Но нужно знать о таких действиях и усиливать противостояние этому. Возразить против публикации этой стати трудно, но нужно поправить выражение «… бОльшей вероятностью ….», а после «… обсуждаемой проблеме» поставить точку.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх