Студент
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Студент
Горохов Александр Дмитриевич, студент 3 курса юридического факультета, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. Научный руководитель: Демеш В.П.заведующего кафедры, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
УДК 796.022
Актуальность: в настоящее время подвижность людей заметно уменьшается. Большее число людей имеет преимущественно сидящий образ жизни, будь то работа или же досуг в свободное от обязанностей время. Особенно сидячий образ жизни заметен у подростков и студентов. Единственной физической нагрузкой при таких обстоятельствах выступает дисциплина физической культуры в учебном заведении. Как бы то ни было, малое число студентов действительно находят занятия по физкультуре привлекательными.
Учитывая это, можно сделать заключение о том, что студенты не имеют достаточной любви к дисциплине, несмотря на её заметные плюсы. В большинстве случаев это связано с тем, что обучающимся вовсе не интересны физические нагрузки, так как они не ассоциируют себя с активной физической деятельностью, если это не предусмотрено непосредственно их желаемой профессией. Основная причина систематических пропусков занятий по физической культуре является незаинтересованность студента, то есть отсутствие мотивации к осуществлению деятельности.
Научная новизна заключается в изучении пользы интеграции тренажерного инвентаря в образовательный процесс физической подготовки. Приводится характеристика тренажерному инвентарю, его классификация и польза здоровью студентов от занятий с ним. Приводятся обоснования в пользу активного использования тренажерного инвентаря на занятиях физической культурой, а также авторами приведены некоторые проблемы, связанные с использованием тренажерного инвентаря на занятиях физической культурой и пути их решения.
В современном образовательном процессе все большее внимание обращается к физической культуре как к учебной дисциплине. С широким распространением доступности тренажерного инвентаря возникает проблема их интегрирования в образовательный процесс и, в частности, в дисциплины, связанные с физической культурой. Высокая стоимость инвентаря, недостаточная заинтересованность и квалификация профессорско-преподавательского состава не позволяет интегрировать тренажерный инвентарь в образовательный процесс занятий по физической культуре в полной мере.
Цель: изучить возможность интеграции тренажерного инвентаря в процесс физической подготовки студентов ВУЗов.
Результаты исследования: Согласно проведенному исследованию Сысоевой Ю.В., более 65 процентов из 174 опрошенных студентов отмечают, что занятия физической культурой носят положительный эффект, а понятие «спорт» выдвигают на передний план. При этом 78% опрошенных отметили, что предпочли бы посещать спортивный зал или фитнес центр вместо занятий физической культурой в ВУЗе. Связано это с тем, что студенты хоть и осознают важность занятий физической культурой, но считают, что физическая культура в ВУЗе является не самым приятным и эффективным времяпрепровождением [1.c. 67].
Необходимо отметить, что большинство фитнес клубов и спортзалов, в которых предпочитали бы заниматься студенты, хорошо оборудовано и укомплектовано тренажерным инвентарем. Поэтому, чтобы улучшить качество проводимых занятий и привить большинству студентов любовь к занятиям физической культурой, необходимо использовать в учебном процессе тренажерный инвентарь.
Весь тренажерный инвентарь можно классифицировать на несколько групп в зависимости от группы мышц или частей тела, которые задействованы при выполнении упражнений. Выделяют:
1. Кардиотренажеры;
Кардиотренажеры, как следует из названия, дают возможность выполнять комплекс упражнений, направленный на укрепление сердечно-сосудистой системы. Немаловажным качеством таких упражнений является их эффективность. Помимо укрепления сердечно-сосудистой системы упражнения способствуют повышению выносливости организма и эффективному жиросжиганию. Современные кардиотренажеры подразделяются на беговые дорожки, велотренажеры, степперы и эллипсоиды.
Беговые дорожки являются наиболее популярными видами кардиотренажеров из-за простоты их использования и большому охвату задействованных в упражнениях мышц. В тоже время они позволяют выполнять широкий диапазон физических упражнений, таких как ходьба, бег трусцой, спортивная ходьба, бег на дальние дистанции и т.д.
Велотренажеры задействуют всю мышечную группу ног. Благодаря чему они идеально подходят для тренировки ног и мышц живота. Так же занятия на велотренажере ускоряет циркуляцию крови по сосудам, что снижает риск возникновения заболевания сердца и сосудов.В отличии от беговых дорожек, упражнения на велотренажерах оказывают меньшую нагрузку на коленные суставы, благодаря чему такие упражнения не так изнуряюще действуют на организм и имеют меньший риск получить травму коленного сустава при их выполнении[2.c. 106].
Эллипсоиды и степперы, по мнению некоторых ученых, являются наиболее эффективными кардиотренажерами благодаря эллипсоидному положению стопы при выполнении упражнений. Так ноги двигаются как при занятиях бегом, за счет чего достигается такая же эффективность как при занятии бегом. У большинства эллипсоидов и степперов в верхней их части имеются подвижные ручки, которые также дают нагрузку на мышцы рук и живота.
2. Силовые тренажеры
Основной целью силовых тренажеров является набор мышечной массы и повышение силовых показателей организма. Наиболее распространенными являются тренажеры нагружаемые дисками и грузоблочные тренажеры. Первые
позволяют регулировать нагрузку на организм при выполнении упражнений с помощью дисков нужного веса, благодаря чему они просты в эксплуатации и весьма прочны и долговечны. Грузоблочные тренажеры представляют собой набор из металлических или резиновых плит, фиксирующихся в тренажере с помощью селекторного штыря. Обычно они просты и эффективны благодаря возможности регулировать необходимый вес при упражнении в зависимости от особенностей организма занимающегося. Одной из особенностей силовых тренажеров является возможность регулировки положений спинок, сидений или платформ. В следствии чего при занятиях на одном и том же тренажере можно выполнять различные физические упражнения, направленные на разные группы мышц[3.c.226].
3. Тренажеры для отработки технических приемов в спорте.
Группа тренажеров для отработки технических приемов в спорте, по сравнении с силовыми и кардиотренажерами , имеет весьма узкий круг лиц, который ими пользуется. Данные тренажеры подбираются в первую очередь таким образом, чтобы они позволяли заниматься упражнениями специальной физической подготовки, то есть упражнениями, востребованными в необходимом виде спорта. Именно специфичность данной группы тренажеров отличает их от других групп. Тренажерный инвентарь оказывает существенную помощь при обучении как молодых будущих спортсменов, так и студентов высших учебных заведений. Использование тренажеров позволит улучшить их обучение, повысить интерес к занятиям и повысить их эффективность.
Сейчас прослеживается практика внедрения тренажерного инвентаря в образовательный процесс. При этом учитываются интересы студентов к определенным видам занятий, включенным в образовательную программу дисциплины в высшем учебном заведении. Как отмечалось выше, более 70 процентов студентов предпочли бы занятиям физкультурой занятия в спорт зале или фитнес клубе. Основная причина состоит в том, что большая часть рабочих программ ВУЗов ориентирована на всех обучающихся и редко учитывает индивидуальные особенности организма отдельного студента. На практике мы
видим, что хорошо физически развитые обучающиеся с легкостью осваивают дисциплину, но в тоже время их физическое развитие стагнирует вследствии недостаточной нагрузки, в тоже время, студентам с низкой физической подготовкой освоить дисциплину бывает проблематично, вследствие отсутствия необходимых навыков и подготовки.
Тренажерный инвентарь следует рассматривать как учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств. Задача всех видов тренажеров, не зависимо от их функциональности, состоит в эффективном моделировании нагрузок на организм, возникающих при занятии спортом.
С повсеместным распространением тренажеров с программным обеспечением, встроенным в дисплей тренажера, занимающийся может самостоятельно регулировать нагрузку на организм при выполнении упражнений и следить за его выполнением. Так обучающийся сможет подстраивать характеристики тренажера индивидуально для себя, учитывая свои физические возможности, желания и предпочтения. При этом учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав заметно снизится.
Однако, существует ряд проблем, связанных с интеграцией тренажерного инвентаря в образовательный процесс. Необходимость подготовки профессорско-преподавательского состава, высокая стоимость, высокие требования к площади помещения, где будет размещаться инвентарь и т.д. Все это тормозит внедрение тренажеров в образовательный процесс.
Заключение:
Вследствие проведенного исследования, авторы данной статьи сделали выводы. Спортивный инвентарь, представленный различными тренажерами, может способствовать увеличению интереса студентов к занятиям физической культурой, путем возможности подстраивать тренажерный инвентарь в зависимости от индивидуальных физических возможностей каждого студента.
Внедрение тренажерного инвентаря может по способствовать уменьшению нагрузки на преподавательский состав, в следствии чего, открывается возможность сформировать преподавателями индивидуального подхода к физической подготовке каждого студента.
Авторами статьи для эффективности занятий с тренажерным инвентарем предлагается:
1. Разработать методику упражнений на тренажерах во время занятий физической культурой для эффективности учебного процесса;
2. Повысить осведомленность студентов и преподавательского состава о перспективах занятий с тренажерным инвентарем;
3. Приспособить помещения для занятий физической культурой для укомплектования тренажерным инвентарем.
Таким образом, интеграция тренажерного инвентаря в процесс занятий физической культурой позволит повышать показатели физической подготовленности и функциональные возможности студентов. Обучающиеся, занимающиеся на тренажерах смогут эффективно осваивать дисциплину независимо от их физической подготовки, путем самостоятельного контроля за выполняемыми ими упражнениями. Отмечается, что при самостоятельном выполнении обучающимися физических упражнений, уменьшается нагрузка на профессорско-преподавательский состав из-за отсутствия необходимости учитывать индивидуальные особенности организма каждого студента.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий