Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №88 (декабрь) 2020
Разделы: Психология
Размещена 23.12.2020. Последняя правка: 22.12.2020.
Просмотров - 939

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СО СКОЛИОЗОМ В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дорохов Владимир Владимирович

аспирант

Могилёвская санаторная школы-интернат для детей больных сколиозом

преподаватель истории и обществоведения

Аннотация:
В статье рассматривается проблема психолого-педагогической адаптации подростков со сколиотической болезнью, описываются три основных этапа адаптации подростков со сколиозом в лечебно-образовательном учреждении (школе-интернате).


Abstract:
The article deals with the problem of psychological and pedagogical adaptation of adolescents with scoliotic disease, describes three main stages of adaptation of adolescents with scoliosis in a medical and educational institution (boarding school).


Ключевые слова:
психолого-педагогическая адаптация; подростки со сколиозом; лечебно-образовательное учреждение; сколиотическая болезнь; педагоги; школа-интернат

Keywords:
psychological and pedagogical adaptation; adolescents with scoliosis; medical and educational institution; scoliotic disease; teachers; boarding school


УДК 159.9

Введение

Современное общество представляет собой сложную, динамично- развивающуюся систему, наполненную сплетением противоречий. Множество проблем в жизни современного человека, тем более подростка, непосредственно влияют на его здоровье, в частности психическое.

По мнению И.В. Дубровиной, «психическое здоровье» представляет собой нормальное функционирование отдельных психических процессов и механизмов, а понятие «психологическое здоровье» можно отнести к личности в целом, и дает возможность отделения психологического аспекта от медицинского, социологического и философского [1].

Собственно, психологическое здоровье и позволяет личности быть самодостаточной. Эмоциональное здоровье является определяющим элементом психологического здоровья, как комплексной перспективы личностного развития. Это состояние позитивности, при котором индивидуум имеет возможность реализации своего собственного потенциала, преодолевать стрессовые ситуации, эффективно заниматься трудовой деятельностью, внося свой вклад в жизнь общества.

Ребенок в подростковом возрасте постепенно начинает осознавать свою неповторимость и особенность. У него начинает интенсивно формироваться самосознание, идет развитие индивидуальной системы самооценки и саморефлексии. Со временем у подростка вырабатывается собственная Я-концепция, которая оказывает влияние на дальнейшую линию поведения, и в значительной мере определяет социально-личностную адаптацию.

В этом возрастном периоде происходит формирование основных навыков социальной коммуникации. Налаживание эффективных контактов со своими сверстниками, особенно противоположного пола, является важной задачей для подростка, и вместе с тем одним из условий успешной социализации. Основой для развития коммуникаций выступают структуры социальной и эго-идентичности.

Цель и задачи исследования - показать, что процесс перехода подростков с выявленной патологией сколиоза из обычной школы в лечебно-образовательное учреждение (школа-интернат) имеет ярко выраженное отражение на их психологическом состоянии, и с позиции психологической науки, эта кризисная ситуация должна быть решена не только самим подростком, но с участием психолога и педагогов, создающих предельно благоприятные условия для его адаптации в новом социальном пространстве.

Научная новизна заключается в том, что исследования проблемы психолого-педагогической адаптации подростков со сколиозом в лечебно-образовательном учреждении на настоящий момент практически отсутствуют.

Актуальность исседования состоит в том, что понимание проблемы психолого-педагогической адаптации подростков со сколиозом в лечебно-образовательном учреждении необходимо для разработки комплекса коррекционных программ.

Основная часть

При сколиотической болезни (даже внешне незаметной) с момента, когда врач ставит диагноз, создается специфическая психологическая и педагогическая ситуация для больного подростка и его родителей. При этом нужно учитывать тот фактор, что сколиоз обнаруживается в основном в 11-15 лет, т. е. в возрастном периоде, когда любой подросток испытывает кризис становления личности, во время которого делает попытки понять, как самого себя, так и окружающих. В этот период патология сколиоза, которая меняет физический облик индивида и требует лечения, в огромной степени влияет на формирование личности.

Подросткам, со сколиотической болезнью, постоянно приходится сталкиваться с различными трудностями, что является закономерным и естественным следствием многогранного процесса взаимодействия субъекта с окружающей средой. Стоит заметить, что трудности, которым подвергаются подростки, могут оказать конструктивное воздействие для развития Я-концепции, поскольку они активизируют личность на их преодоление, а также вызывают потребность для поиска действенных стратегий поведения, ведущих к наиболее успешной личностной социализации. Однако существует и оборотная сторона − трудности оказывают негативное влияние на деятельность ребенка, вызывают отрицательные эмоции и приводят к дискомфорту, т. к. не каждый подросток может самостоятельно их преодолеть, тем более имея ограничения по состоянию здоровья.

Причины трудностей в общении со сверстниками сводятся к одной единственной: «Я не такой как они», «Я дефективный». Отрицательное принятие себя проецируется на окружение подростка и возникает порочный круг изоляции [4].

На становлении личности подростка со сколиотической патологией отрицательно влияет многогранный комплекс психогенных факторов, таких как: психическая депривация (эмоциональная, сенсорная, социальная), недружественная окружающая обстановка с постоянной психогенной травматизацией из-за физической неполноценности, стоит заметить, что отрицательное влияние заключается не только в самом дефекте, но также в болезненной реакции окружающих, особенно родителей (воспитание по типу гиперопеки), частом нахождении подростка в лечебных учреждениях или школе-интернате, не говоря уже о различных медицинских воздействиях. Психическое состояние ребенка со сколиозом в значительной мере обусловлено и тяжестью двигательного дефекта, в результате чего у него развиваются такие черты, как замкнутость, эмоционально-волевой инфантилизм, эгоцентризм и др.

У подростков с патологией сколиоза возникают сложности при переводе из обычной школы в школу-интернат в силу многих обстоятельств: встает вопрос развитости самостоятельности, навыка распределения времени, умения устраивать свой быт, и самое главное приспособление к системе образования в сочетании со спецификой лечебного курса в школе-интернате, адаптация к новому коллективу, новым учителям и воспитателям.

По ходу наших наблюдений мы смогли выявить три основных этапа адаптации подростков со сколиозом в лечебно-образовательном учреждении:

1. Наблюдение.

2. Знакомство.

3. Социализация.

1. Наблюдение. На первом этапе психологической адаптации подростки занимаются наблюдением за своими сверстниками и педагогами, определяют для себя предположительный круг доверия и симпатии. Это очень важный момент, потому что данный этап определяет социальную среду для дальнейшего пребывания подростка. Наблюдая за своими ровесниками, подростки со сколиозом подсознательно идентифицируют себя с новыми людьми. Они стараются отыскать что-то общее между собой и другими, чем значительнее сумма общих интересов, тем больше шансов найти общий язык.

Новые педагоги будут идентифицироваться с бывшими учителями, с которыми были хорошие отношения [3]. Поэтому с самого начала знакомства с учащимися, учителям и воспитателям следует проявить внимание к ним, проявлять интерес к текущим делам и проблемам подростков. От этого будет зависеть, в какой степени дети будут доверять своим педагогам, если в их жизни случится момент, требующий сложного решения, и обратятся ли они за советом и помощью.

Специфика подросткового возраста, предполагает большое количество кризисных ситуаций [6]. В этом возрастном периоде подросток ищет свое место в общественной среде, в социуме его окружающем, поэтому на первоначальном этапе адаптации возникает процесс идентификации себя со сверстниками, сравнение и выделение общего между социальной средой обычной школы и нового лечебно-образовательного учреждения.

2. Знакомство. Второй важнейший этап в психологическом состоянии, когда станет ясно войдет ли подросток в новый коллектив или компанию, или же будет держаться обособленно. Перед началом знакомства, многие подростки составляют своеобразный сценарий знакомства: возможно лучше начать с вопроса, или оказания услуги, или просто-напросто познакомиться, какую выбрать ситуацию чтобы подойти, каким образом реагировать на игнорирование, грубость и тому подобное. Весь этот массив вопросов оказывает влияние на психологическое состояние подростка со сколиозом, что создает препятствия для сосредоточения на образовательном процессе и лечении.

3. Социализация. После этапа знакомства, новый коллектив становится определенной группой, которую объединяют общие интересы и проблемы. Это означает, что подростки успешно идентифицировали себя. Социализация представляет из себя процесс, когда каждый индивидуум занимает свое уникальное место в коллективе, как в социальной среде, где каждому подростку необходимо обозначить себя, не уходя далеко от большинства. На третьем этапе важен навык общения и умение правильно реагировать на различные ситуации.

Поскольку подросток заинтересован в том, чтобы сверстники его признали и уважали, он становится внимательным к их мнению и оценке. Негативные суждения и критика со стороны товарищей, заставляют подростка анализировать причины этого. Недоброжелательная реакция помогает заметить и признать свои недостатки, а необходимость в положительном отношении и признании побуждает исправлять ошибки и избавляться от недостатков [2].                                                                                                       

Подростковый этап взросления характерен интенсивным развитием весьма важной для общения особенностью − навыком ориентирования на требованиях сверстников, учитывая их. Этот навык является необходимым условием для благополучных отношений, а его отсутствие может расцениваться подростками, как инфантилизм. Изначальной причиной неблагополучных отношений со сверстниками, зачастую становится завышенная самооценка подростка. Она приводит к неприятию посторонней критики и требований [5].

Как правило адаптация подростков со сколиозом в лечебно-образовательном учреждении проходит достаточно успешно, однако если на этапе знакомства случился конфликт, последствия могут развиться непредсказуемым образом. Исход будет зависеть от самого подростка, точнее его навыка решения конфликтных ситуаций. Естественно, что все негативные ситуации отразятся на учебной деятельности учащегося, так как при систематическом психологическом напряжении подросток не сможет воспринять предлагаемый учебный материал.

Учителя и воспитатели играют немаловажную роль в адаптационном процессе подростка со сколиотической болезнью, так как именно они формируют необходимые условия для успешной адаптации в школе-интернате. Для профилактики конфликтных ситуаций в период адаптационной первой четверти, используются разнообразные психологические приемы и игры. Первые занятия лучше начинать с игровых элементов. Например, таких как: «Снежный ком» – развивает память и настраивает на контакт; «Я-такая (ой)» − облегчает процесс знакомства и способствует проявлению личностных качеств; «Я-цвет» − подталкивает к позитивному настрою и желанию общаться. Кроме этого используются мини-опросники, с помощью которых проводится диагностика общего состояния учащихся, их настрой и мотивацию к занятиям.

В том случае, если процесс адаптации не удался, возникает большое количество проблем. Подросток со сколиозом ощущает постоянное чувство психологического дискомфорта, что сказывается на успехах в учебной деятельности. Он всячески избегает общения, а компенсация его недостатка проявляется в агрессивном поведении. В случае дальнейшего давления на подростка со стороны коллектива, психологическое перенапряжение приведет к депрессивным состояниям, имеющим последствия начиная от замкнутости и доходя до попыток суицида.

Когда возникает ситуация неудачной адаптации, предлагается следующий алгоритм действий:

а) тщательно исследовать психолого-педагогическую характеристику учащегося;

б) установить контакт с предыдущим классным руководителем;

в) проанализировать сложившуюся ситуацию;

г) организовать психодиагностику по состоянию на момент адаптационного расстройства;

д) сосредоточить внимание на том, как реагирует коллектив в разных ситуациях на поведение подростка;

е) провести беседу с родителями.

Необходимо отметить, что беседа станет конструктивней, если пройдет без присутствия подростка, вместе с тем нужно настоять на том, чтобы родители подвели подростка к разговору, однако не вынуждали озвучивать свои проблемы, ведь зачастую подростки решают их сами. Необходимо продиагностировать социальное место подростка в коллективе, само диагностирование, как и его способы могут быть самыми разными, однако наиболее оптимальными будут опросы в стиле − «Кого ты возьмешь с собой на необитаемый остров?» и тому подобное.

Заключение

В итоге из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что проблема психолого-педагогической адаптации подростков со сколиозом в лечебно-образовательном учреждении является важным фактором для их дальнейшей успешной социализации. Подростковый возраст является самым трудным и сложным из всех возрастных детских этапов развития. Он представляет собой период личностного становления подростка.

Успешность в социализации для подростка со сколиотической патологией главным образом определяется особенностями самоотношения в понятиях «не как все» – «как все». Сквозь призму личной «инаковости» осуществляется эмоциональная оценка реакции окружающих людей, из-за чего процесс лечения воспринимается подростком, как шанс «быть как все». Это «быть как все», расценивается им как обязательное условие для налаживания эффективных взаимоотношений с окружающими (в первую очередь со сверстниками).

Именно в этот период психолого-педагогическая адаптация в новых условиях лечебно-образовательного учреждения, являет собой болезненный процесс, поскольку подростки с патологией сколиоза обладают весьма смутным представлением о специфике этого нового пространства и его функциональных законах. Поэтому подростки со сколиозом в процессе адаптации, вынуждены действовать методом проб и ошибок, которые они вынуждены совершать, не имея необходимых навыков социальной компетентности.

Необходимо создать благоприятные условия для успешного прохождения адаптационного периода учащимися школы-интерната и способствовать благожелательному взаимодействию с новым коллективом. Успешная адаптация и формирование психологически здорового климата, является основным фактором успешного лечения и обучения.

Увеличение адаптивности учащихся повлечет за собой и увеличение адаптивности учителей и воспитателей, которые активно включены в процесс организации адаптации детей и естественно приобретают ценные знания и умения в этой области. Результатом такой работы по адаптации учащихся в школе-интернате, изменяется психологический климат и в педагогическом коллективе.

Библиографический список:

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. − СПб. : Питер, 2004. − 592 с.
2. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения М.Ю. Кондратьев. – Москва : Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 335 с.
3. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1991. – 75 с.
4. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ; под ред. И.А. Смирновой. − СПб. : ИСПиП, 2000. − 99 с.
5. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан. – Москва : Знание, 1990. − 80 с.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. − СПб. : Питер, 2015. − 624 с.




Рецензии:

23.12.2020, 13:48 Мамедов Хасан Исмаилович
Рецензия: В целом, статья отражает проблему, заявленную в названии. Присутствует эмпирическое исследование. Статья рекомендуется к публикации.

23.12.2020 14:14 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Хасан Исмаилович, благодарю за положительную рецензию.

23.12.2020, 20:25 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья соответствует основным требованиям. Рекомендуется к опубликованию.
23.12.2020 22:22 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Ризабек Агзамович, огромная благодарность за положительную рецензию.

27.12.2020, 18:06 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Представленная статья отражает проблему, заявленную в названии, имеет структуру. Материал представлен логично и взаимосвязано. Цель исследования достигнута. Итогом исследования, вошедшего в основу статьи, стал вывод о том, что повышение уровня адаптации учащихся способствует повышению адаптиавности учителей и воспитателей, включенных в процесс в процесс организации адаптации детей и естественно приобретают ценные знания и умения в этой области. Может быть рекомендована к публикации.
28.12.2020 10:10 Ответ на рецензию автора Дорохов Владимир Владимирович:
Ирина Владимировна, благодарю за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх