Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №93 (май) 2021
Разделы: Образование
Размещена 17.05.2021. Последняя правка: 21.05.2021.
Просмотров - 252

Анализ возможностей современного цифрового образовательного ресурса для обучения детей каллиграфическому письму

Данилова Ольга Анатольевна

Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество»

Старший методист

Мишина Наталья Юрьевна, генеральный директор, Общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Содружество»; Терешкин Иван Леонидович, заместитель генерального директора, Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки бизнеса «ПРОФКОНСАЛТ»»


Аннотация:
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования в начальном общем образовании современных цифровых технологий, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста навыков самостоятельной работы по освоению знаний и формированию способности их грамотно применять, что является неотъемлемой частью ядра универсальных учебных действий согласно ФГОС НОО. Зачастую сложность освоения навыков каллиграфического письма детьми младшего школьного возраста обусловлена плохим развитием мелкой моторики рук. В статье рассмотрены вопросы преимущества использования цифровых образовательных ресурсов для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста каллиграфическому письму на примере практико-ориентированного электронного приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы», разработанного рамках проекта Минпросвещения России.


Abstract:
The article is devoted to the current topic of using modern digital technologies in primary general education, which contribute to the development of independent work skills in primary school children to master knowledge and develop the ability to apply it competently, which is an integral part of the core of universal educational activities according to the Federal State Educational Standard. Often, the difficulty of mastering the skills of calligraphy writing by younger school children is due to the poor development of fine motor skills of the hands. The article discusses the advantages of using digital educational resources for teaching children of preschool and younger school children to calligraphy writing on the example of a practice-oriented e-application «Каллиграфия.рус – Uchimsia pisat bukvy», developed within the framework of the project of the Ministry of Education of Russia.


Ключевые слова:
каллиграфия; ФГОС; обучение; методика; автодидактика; электронное приложение; дети младшего школьного возраста; цифровой образовательный ресурс

Keywords:
calligraphy; Federal State Educational Standard; teaching; methodology; autodidactics; e-application; younger school children; digital educational resource


УДК 37.02

Введение

Помимо получения предметных результатов и развития узких компетенций у школьников, ФГОС НОО предусматривают формирование метапредметных действий, направленных на общее умение учиться. Обучение каллиграфическому письму в начальном общем образовании – это один из основных навыков, через усвоение которого наиболее полно формируются метапредметные действия регулятивного типа, которые, в свою очередь, лежат в основе общей адаптации ребенка к школе и учебной деятельности.

Актуальность

Отсутствие системной практики графической деятельности (письма, рисунка) у современных детей ввиду снижения потребности в указанной деятельности по причине преобладания в их жизни компьютерной техники и разнообразных гаджетов привели к увеличению числа детей младшего школьного возраста с различными нарушениями письма. Так, постоянный рост числа детей с трудностями обучения письму отмечен в работе Н.Г. Агарковой [1, с.15]. Специалисты логопедического профиля отмечают в числе причин такого роста неоправданную обязательность владения навыком чтения на начало обучения, сокращение букварного периода, требование безотрывного письма, резкий отказ от письма в «узкую, косую» линейку [7, с.18]. По данным НИИ возрастной физиологии РАО среди детей с трудностями обучения более 60% составляют учащиеся с нарушениями речевого развития [4, с.68]. Согласно исследованию, проведенному ООО СП «Содружество» в 2019 году, в числе основных препятствий на пути эффективного обучения младших школьников каллиграфическому письму учителя видят снижение уровня развития мелкой моторики у детей (37 % опрошенных), отсутствие интереса (мотивации) у детей и родителей к формированию навыков аккуратного письма (34% опрошенных) и недостаточность применяемых методик для формирования навыков письма у детей (10 % опрошенных). Таким образом, на сегодняшний день достаточно остро стоит проблема создания современных прогрессивных образовательных инструментов и технологий для обеспечения эффективного обучения детей младшего школьного возраста каллиграфическому письму.

Цели, задачи, материалы и методы

Целью исследования является выделение и обоснование преимуществ и эффективности электронного приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы», предназначенного для обучения письму в добукварный период посредством эффективных игровых методов обучения и ориентированного на адаптацию ребенка к учебной деятельности и его заинтересованность уроками письма.

Задачи исследования:

1. Аргументировать нерациональность существующих методик обучения навыкам письма младших школьников и детей дошкольного возраста.

2. Выделить преимущества использования цифровых образовательных ресурсов, в основу которых положены инновационные методы обучения навыкам письма младших школьников и детей дошкольного возраста.

3.Обосновать эффективность использования в начальном общем образовании современных цифровых технологий для обучения младших школьников навыкам каллиграфического письма.

Методы:общенаучные методы анализа литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение и систематизация данных.

Материалы: научные статьи, публикации, электронные ресурсы, электронное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы».

Научная новизна работы заключается представлении и обосновании эффективности современного отечественного цифрового образовательного ресурса для обучения каллиграфии в добукварный период, разработанного на основе инновационной авторской автодидактической технологии.

Следует отметить, что в действующем ФГОС НОО отсутствуют четкие требования к каллиграфическим навыкам обучающихся. Словарь Ожегова определяет понятие «каллиграфия» как искусство четкого и красивого письма [8, с.263]. В отличие от речевой деятельности, которой человек может овладеть и вне системы образования, каллиграфии необходимо учиться. Обучение основным каллиграфическим навыкам – правильному списыванию слов и предложений без искажений букв и пропусков, написанию без искажений прописных букв в начале предложения и в именах собственных, соединений, слов – непростой длительный процесс. По мнению психолога А.Р. Лурии, с полной уверенностью процесс письма можно отнести к сложной, осознанной форме речевой деятельности [9, с.200].

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека, однако почти все современные методики обучения письму основаны на рефлекторных действиях – в большинстве школ на данный момент используется традиционная методика обучения младших школьников навыкам письма, основанная на копировании ребенком образцов написания букв. Таким образом, образец, сохраняющийся в зрительной памяти ученика, выступает ориентиром при написании буквы. На начальном этапе формирования навыка, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, чтение «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» [12]. В то же время овладеть письменной речью возможно «только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи» [6]. Исследования А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева показали, что на ранних этапах формирования речи значительная роль принадлежит образу и процессам предметного восприятия [2].

При этом исследование Н.С. Пантиной [10, c.117-132] показывает, что все первоклассники ориентируются на общую форму буквы. Это объясняется тем, что в этом возрасте связь между зрительным и мускульным контролем только устанавливается [13, с.154].

Очевидно, что существующие методики обучения навыкам письма младших школьников и детей дошкольного возраста не соответствуют положениям ФГОС НОО в части развития способности и готовности детей к нравственной и познавательной рефлексии, личностному самоопределению, самоорганизации и саморазвитию, решению задач и проблем, конструированию и моделированию, принятию решений в нестандартных ситуациях.

Одним из современных способов обучения, развивающим данные способности у детей, выступает автодидактика (самообучение, от греческого autos – сам, didasko – учу). Научные основания автодидактической технологии безошибочного письма заложены в трудах В.В. Давыдова (логика построения учебного предмета), О.С. Анисимова (принцип «выращивания», схемы мыследеятельности) и П.Я, Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий, полные схемы ориентировочной основы действия). Инновационная отечественная методика обучения каллиграфии детей дошкольного и младшего школьного возраста в формате автодидактики, предложенная Е.А. Сувориной – максимально объективированное содержание образования, где ребенок становится автором учебно-предметной парадигмы. Учебно-методический комплекс, разработанный авторским коллективом под руководством Е.А. Сувориной по заказу Минпросвещения России на основе указанной методики, в 2019/2020 учебном году был успешно апробирован в более чем 100 общеобразовательных организациях из четырех российских регионов.

Постоянное присутствие в жизни современных детей цифровых технологий, как уже выше было сказано, негативно влияет на уровень развития их каллиграфических навыков, однако при всем при этом цифра может стать помощником в обучении каллиграфии.

Белоусова Л.И., Олефиренко Н.В. выделяют четыре группы функций цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников: функции, ориентированные на формирование положительного отношения ребенка к процессу и результату обучения (развитие собственных мотивов к выполнению учебных действий, создание благоприятного эмоционального фона для учебной деятельности и др.); функции, способствующие усвоению содержания обучения (визуализация, интеграция, адаптация, коррекция, тренинг и др.); функции, направленные на оптимизацию учебного процесса (контроль, диагностика, мониторинг, интенсификация); функции, содействующие успешности дальнейшего обучения школьника (формирование общеучебных умений и становление познавательной деятельности школьника) [5, с.586]. Задачу использования в начальной школе цифровых образовательных ресурсов ставят непосредственно ФГОС НОО и профессиональный стандарт педагога.

Наиболее популярными цифровыми инструментами учителя в начальной школке остаются презентация, видео- и аудиофрагменты и компьютерные тесты [3, с.116]. Однако обучение письму – процесс, требующий выполнения регулярной тренировочной деятельности по совершенствованию графических навыков, не только в классе, но и дома. Актуальным в связи с вышеизложенным становится создание мобильных цифровых образовательных ресурсов для обучения каллиграфии.

Применение электронно-цифровых технологий для разработки мобильного приложения по обучению письму на основе методики автодидактической каллиграфии является уникальным инновационным шагом, который позволит детям дошкольного и младшего школьного возраста стать полноправными субъектами образовательной деятельности.

Практико-ориентированное электронное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» разработано ООО СП «Содружество» по заказу Минпросвещения России на основе учебно-методического комплекса «Автодидактика: каллиграфия» под редакцией Е.А. Сувориной. Электронное приложение совместимо с устройствами на базе операционной системы Android не ниже версии 7.0 и учитывает принципы современного образовательного геймдизайна (игрового дизайна, определяющего набор возможных вариантов, из которых обучающийся может выбирать во время игры; условия победы и поражения; как игрок контролирует происходящее в игре как взаимодействует с игровым миром; сложность игры [14]). Графическая деятельность в приложении осуществляется с помощью стилуса (пластиковая или железная палочка с особым наконечником для управления сенсорным экраном).

Структура электронного приложения включает пять основных блоков:

– Профиль

– Настройки

– Обучение

– Дополнительные материалы

– Игры

В разделе «Обучение» размещен набор уроков в соответствии с учебным пособием из УМК «Автодидактика: каллиграфия», в разделе «Дополнительные материалы» размещен наглядный дидактический материал по элементам букв, в разделе «Игры» размещен набор игр на закрепление полученных навыков и знаний об элементах букв в формате игровых упражнений. Ребенок может работать в данных разделах без потери прогресса в обучении, так как все достигнутые результаты сохраняются программой.

Мотивацию учащихся к занятиям каллиграфией повышают интересные персонажи: помощник Перышко, проказница Клякса и Госпожа Каллиграфия. Все задания и игры в приложении озвучены голосом, поэтому даже те дети, которые еще не умеют читать, смогут использовать данный цифровой ресурс, чтобы начать подготовку к изучению букв.

Раздел «Обучение»

Лежащая в основе электронного приложения методика обучения навыкам каллиграфии в рамках модели учебного предмета «Автодидактика: Каллиграфия» Е.А. Сувориной обеспечивает учащегося как инструментами самообучения, так и инструментами самоконтроля и самокоррекции каллиграфического письма букв [11].

Методика основана на следующих принципах:

1. Принцип выращивания. Никакое новое знание и действие не «падает сверху», а рефлексивно выращивается из опыта ребенка.

2. Принцип управления поэтапным формированием умственных действий: реализуется через алгоритмы и условные обозначения для каждого этапа, речевые образцы развернутой / свернутой («ставлю точку в главной клетке, на нижней границе, на середине» / «середина») и внешней / внутренней речи.

3. Принцип управления коммуникацией: обучение строится на диалогах, обратной связи с ребенком и коммуникативных играх.

4. Принцип педоцентричности: учебные задачи и ситуации переведены на детский язык, в процессе обучения участвуют сказочные герои и сюжеты.

5. Принцип пооперационной анимации в презентациях к уроку для синхронности индивидуально-фронтального обучения [11].

Задания в разделе «Обучение» выстроены последовательно по прописи Е.А. Сувориной и предусматривают:

– изучение ребенком вспомогательных элементов при письме;

– изучение и написание элементов букв точь-в-точь как в образце;

– нахождение и обведение области, занимаемой буквой или элементом;

– обведение букв и элементов;

– ответы ребенка на вопросы по пройденному материалу;

– продолжение узора по образцу;

– решение ребусов и раскрашивание;

– проговаривание и повторение полученной информации.

Задания последовательно систематизированы в 4 основных блока:

I блок (7 уроков): учимся ориентироваться на листе тетради, в строках, в клетках.

Ребенок изучает помощников при письме (строки, линии, клетки, точки, стрелки); строки для письма (главная, верхняя и нижняя строки); клетки для письма (главная, верхняя и нижняя клетки); границы клетки (правая – левая, верхняя – нижняя границы); учится определять точки на середине границ клетки, точки на боковых границах клетки, точки в углах и в центре клетки; учится строить «Домик» для буквы.

II блок (5 уроков): учимся писать простые элементы букв из прямых линий, из плавных линий.

Ребенок осваивает написание простых элементов букв из прямых линий («черта», «верхняя черта», «нижняя черта») и написание простых элементов букв из плавных линий («лодочка», «арка», «высокая арка», «лапка», «длинная лапка»).

III блок (6 уроков): учимся писать составные элементы букв из прямых и плавных линий.

Ребенок осваивает умение расставить в образце точки-опоры, осваивает написание составных элементов букв из прямых и плавных линий («кораблик», «месяц», «шарик», «верхняя петля», «нижняя петля»).

IV блок (2 урока): учимся писать буквы.

Ребенок учится писать строчную букву «а» и заглавную букву «А» по следующему алгоритму:

1-ый шаг «Домик»: ребенок рассматривает букву «А», затем раскрашивает домик для буквы А, называет клетки, в которых расположена буква.

2-ой шаг «Точки-опоры»: ребенок расставляет точки-опоры, называет места их расположения.

3-ий шаг «Элементы»: ребенок находит и обводит известные ему элементы, называет их. Затем находит и обводит новый элемент, находит для него ассоциации и дает ему своё название.

4-ый шаг «Буква»: ребенок пробует составить и написать букву «А», соединяя элементы.

Таким образом, результатом прохождения ребенком всех заданий в разделе «Обучение» является формирование у него полной ориентировочной основы каллиграфических действий прежде, чем он начнет прописывать буквы в тетради. В дальнейшем написание буквы сначала по элементам, а затем целиком, дается ребенку значительно легче, чем в случае с обучением письму по традиционной методике.

Буквы получаются «точь-в-точь, как в образце», а уроки письма не вызывают скуки, приносят радость и удовольствие. Уроки воспринимаются ребенком как захватывающие путешествия, на каждом этапе которых ждут маленькие победы.

Такой развивающий тип обучения (третий тип ориентировки по П.Я. Гальперину) обеспечивает стойкую внутреннюю мотивацию ребенка к обучению, что способствует более эффективному освоению каллиграфического письма.

Список уроков в разделе «Обучение» представлен в виде красочного меню, что способствует повышению мотивации детей и пробуждает их интерес к продолжению занятий каллиграфией. Согласно методике обучения, задания и уроки должны быть пройдены в определенном порядке. Переходить к следующему заданию, не выполнив предыдущие, нельзя. Если задание выполнено неправильно, ребенок может пройти его неограниченное количество раз, пока не выполнит верно. Такой алгоритм позволяет ребенку последовательно усваивать информацию без пробелов в знаниях.

Для удобства пользователей создан красочный и интуитивно понятный интерфейс, одинаковый для всех заданий. Выполненные задания помечаются зеленой галочкой. На задании, которое доступно для выполнения, отметки не отображаются, а задания пока недоступные для выполнения, соответственно, отмечаются красным замочком. Задание можно не только прочитать, но и прослушать в аудиоформате. Информация обо всех элементах букв, которым ребенок будет обучаться во время работы с приложением, содержится в разделе «Дополнительные материалы». Попасть в него можно со страницы меню уроков, нажав на кнопку с иконкой вопросительного знака. Все названия элементов букв сопровождаются аудиоозвучкой. Это важно в случае, если с программой работает ребенок, который еще не умеет читать.

Раздел «Игры»

В разделе представлены 6 игр, направленных на закрепление в формате игровых упражнений полученных навыков и знаний об элементах букв. Помимо навыков письма, игры тренируют внимательность, сосредоточенность и память ребенка, поэтому будут полезны и для его общего развития.

Игра «Что здесь?» в формате викторины из 10 вопросов направлена закрепление знаний об элементах букв, полученных в ходе обучения.

Игра «Найди букву» направлена на развитие детского внимания. Среди предметов, изображенных на рисунке, ребенку предлагается найти 10 букв.

Игра «Расставь точки-опоры» ориентирована на закрепление умения ребенка расставить в образце точки-опоры. Ребенку предлагается расставить точки-опоры на дорожке для того, чтобы машина правильно проехала все повороты.

В Игре «Повтори рисунок» ребенку нужно повторить изображение из образца, а в игре «Исправь рисунок» часть уже готового симметричного рисунка закрыта кляксой, поэтому ребенку нужно дорисовать эту недостающую часть.

Игра «Найди сокровище» приглашает ребенка повторить маршрут кладоискателей согласно приведенной карты.

Интерфейс раздела «Игры» аналогичен интерфейсу раздела «Обучение». По мере прохождения игр ребенок зарабатывает баллы – звездочки, которые затем можно обменивать внутри приложения на игровые подсказки, чтобы облегчить прохождение следующей игры. Это создает у детей дополнительную мотивацию к отработке навыков письма.

При разработке приложения учтены требования СанПин по количеству времени работы детей с заданиями и играми – через каждые 15 минут на экране отображается окно-напоминание об отдыхе с предложением сделать полезную гимнастику для глаз. Каждое такое напоминание – это интересное задание для ребенка в игровом формате.

В 2020 году мобильное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» прошло успешную апробацию среди педагогического сообщества, в ходе которой анализировались вопросы удобства изложения материала в приложении, его функциональных характеристик, приемлемости дизайна, доступности для понимания приложения младшими школьниками и удобстве работы с ним. По абсолютному большинству показателей апробации были получены высокие оценки от педагогов.

Заключение, результаты, выводы

Выделенные ранее преимущества использования электронного приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» и результаты его апробации в профессиональном сообществе позволяют сделать следующие выводы.

Использование мобильного приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» в образовательной деятельности будет способствовать решению ряда насущных проблем в области обучения детей каллиграфии, в частности:

– проблемы снижения мелкой моторики;

– проблемы отсутствия мотивации (интереса) у детей и родителей к формированию навыков аккуратного письма;

– проблемы недостаточности существующих УМК для формирования навыков письма у детей.

Кроме того, мобильное приложение «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» может выступить отличным подспорьем для удовлетворения образовательных потребностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях карантина и элементом психолого-педагогической поддержки родителей в использовании цифровых и электронных ресурсов при обучении детей каллиграфическому письму.

Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста объективно трудно сосредоточиться на однообразном действии, и попеременное использование мобильного приложения и тетради при написании символов могут существенно повысить эффективность обучения детей каллиграфическому письму. Игровая форма подачи материала в мобильном приложении позволит обучающимся не только в комфортной обстановке и в удобное время осваивать с помощью родителей азы каллиграфии, но и взять на себя роль «учителя» младшим членам семьи – детям среднего и старшего школьного возраста, что значительно повысит мотивацию к обучению. Возможность использования приложения несколькими детьми из одной семьи может придать обучению характер соревнования, в котором выигрывает тот, кто правильно напишет букву за меньшее число попыток.

Библиографический список:

1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С. 15-17.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
3. Бакланова Г.А. Об использовании цифровых образовательных ресурсов учителями начальной школы // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6 (61). – С. 116-118.
4. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Особенности речевого развития и трудности обучения письму и чтению у школьников 1-х и 3-х классов // Новые исследования. – 2003. – № 1. – С. 68-77.
5. Белоусова Л.И., Олиференко Н.В. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников // Образовательные технологии и общество. – 2013. – № 1. – С. 586-598.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
7. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед. – 2004. – № 3. – С. 18–24.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, 2011. – 736 с.
9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных нарушениях мозга. – М.: Книга по требованию, 2012. – 432 с.
10. Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии. – 1957. – № 4. – С. 117–132.
11. Суворина Е.А., УМК «Автодидактика: Каллиграфия» как модель учебного предмета деятельностного типа» // Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе» (13–14 декабря 2018 г.). Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; Российское психологическое общество. – М.: Издательство Московского университета, 2018. — С. 309 – 311.
12. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – С. 323-349.
13. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Зинченко В.П. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
14. J.Schell. The Art of Game Design: A Book of Lenses // [Электронный ресурс]. – URL: https://iums.ac.ir/uploads/%5BJesse_Schell%5D_The_Art_of_Game_Design_A_book_of_l(BookFi).pdf (дата обращения 25.03.2021).




Рецензии:

17.05.2021, 14:15 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнение. Материал изложен логично, последовательно, автор представляет обоснованные выводы. Статья рекомендуется к публикации.

17.05.2021, 22:21 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Замечательная статья, только возникает элементарный вопрос: "За кого нас держат?" Очевидно, важно сказать "цифра", а остальное сразу всё становится новым. Я бы попросил автора переписать статью, поставив цифровизацию "как бы в том числе", а не главным аргументом. Многое в нашей педагогике возникло и возникает на выпячивании какого-то новомодного термина, а толку: шиш, да маленько. Лично я имел отвратительный почерк после ССО, но научившись чертежным буквам, стал писать очень даже красиво.

20.05.2021 12:12 Ответ на рецензию автора Данилова Ольга Анатольевна:
Уважаемый Виктор Аронович! Благодарим за комментарии по статье! Ее тема - современный цифровой образовательный ресурс для младших школьников на основе прогрессивной методики обучения письму. В статье представляются результаты научно-исследовательской работы в рамках проекта Минпросвещения России по созданию указанного ресурса. В связи с этим вопрос - насколько целесообразным является уход в статье от цифровизации? Мы представляем не саму методику (это прерогатива автора), а цифровой образовательный ресурс (мобильное приложение), созданный на ее основе. Здесь цифра - не дань моде, а, собственно, основа.

21.05.2021, 17:46 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Ольга Анатольевна, у Вас везде есть ссылки на источники, если Вы сами ничего в методическом плане не придумали, то Ваша статья - анализ. Может так и назвать: Анализ возможностей ... Тогда я согласен с научной новизной и рекомендую публикацию.
21.05.2021 18:18 Ответ на рецензию автора Данилова Ольга Анатольевна:
Благодарю за уточняющий комментарий! Скорректировали тему статьи.

22.05.2021, 20:29 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: С публикацией согласен.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх