Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии
Размещена 22.03.2022. Последняя правка: 22.03.2022.
Просмотров - 313

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Брыкова Елизавета Юрьевна

-

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный университет"

магистрант

Научный руководитель: Зубкова Татьяна Михайловна, доктор технических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»


Аннотация:
В статье раскрываются обоснования выбора предметной области исследования, проблемы эксплуатации информационных систем в данной предметной области, проанализированы аналоги средств автоматизации информационных процессов, сформулированы цели и задачи для ее достижения, которые можно реализовать на практике с использованием программного средства.


Abstract:
The article reveals the rationale for choosing the subject area of ​​research, the problems of operating information systems in this subject area, analyzes analogues of information process automation tools, formulates goals and objectives for achieving it, which can be implemented in practice using a software tool.


Ключевые слова:
младшие школьники; творческие компетенции; автоматизация информационных процессов

Keywords:
junior schoolchildren; creative competencies; automation of information processes


УДК 37.016:004

ВВЕДЕНИЕ

Компьютеризация мира, начавшаяся в середине XX века, охватила все сферы жизнедеятельности общества. Электронные технологии используются в различных отраслях производства и в сфере услуг, в том числе и сфере образования.

Сфера образования развивается вместе с подрастающим поколением – младшими школьниками. Ведь младшие школьники уже родились в «компьютерной эпохе» и растут в ногу с «новым» миром.

Решение проблемы по оценки творческих компетенций выпускников начальной школы является важным аспектом выявления склонностей к творчеству на начальных этапах развития школьника и выбора профессионального направления в будущем. Программная система должна обеспечить охват большой численности учеников начальной школы, обеспечить полноту, упорядоченность вносимой информации, в работе с системой должна обеспечиваться систематизация и поиск запрашиваемой информации по заявленным критериям, формироваться результат сбора и анализа данных исходя из имеющейся информации по каждому отдельному ученику.

Данным программным средством могут воспользоваться как представители администрации школы, так и родители учеников.

1. Актуальность поставленной задачи

В наше время педагоги сталкиваются с проблемой введения требований, на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Возрастают требования к развитию личности в каждом ребенке, и это становится главной целью учителя. Портрет выпускника начальной школы меняется, кроме того, что ученик должен быть самостоятельным, уважающим себя и других, любознательным, он также должен обладать: гибким продуктивным мышлением, развитым воображением, а также умением решать различного рода логические задачи, с которыми он сталкивается на своем жизненном пути.

Поэтому помимо учебной деятельности, практически каждый младший школьник занят внеурочной деятельностью. Посещение художественных и музыкальных школ, кружковых занятий в творческих детских центрах, а также участие во внеклассных творческих мероприятиях, постановках, посещение кружков «по интересам» организованных учителями начальных классов - все это влияет на развитие творческих способностей младших школьников. Многие школьники добиваются в этой деятельности хороших результатов, более того для некоторых из них творчество может стать делом их жизни.

Введение в образовательный процесс понятия «компетенция» обязывает педагогическую действительность уйти от овладения обучающимися только теоретическими знаниями, которые не способствуют устранению затруднений в решении на практике конкретных ситуаций и задач [13, с. 23].

Понятие компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности. Лущинский В.Н. определяет компетенции как способность успешно выполнять определенную задачу или функцию. Ключевое слово в этом определении – «способность». Если у человека есть знания, необходимые для решения задачи, то он понимает, что надо делать. Если у него есть способность, необходимая для решения задачи, то он понимает, как это надо делать. «Знание – сила. Компетенция – двойная сила» [13, с. 23].

Проанализировать насколько сформированы творческие компетенции у всех учеников, заканчивающих начальную школу не так просто. Охват младших школьников в современной школе иногда достигает большого количества. И успеть «уловить» в каждом школьнике творческий потенциал, проявление интереса и, впоследствии, помочь в его раскрытии уже в старших классах не представляется возможным. Возникает необходимость создания автоматизированной системы, где будет сконцентрировано внимание на личностной творческой характеристики школьника. Электронное портфолио, работающее в таком русле, поможет увидеть полную информацию о внеурочной деятельности школьника, его достижениях и сформирует рекомендации для дальнейшего развития творческого потенциала, а также сориентирует учителей среднего и старшего звена на работу с такими учениками.

Программная система по оценки творческих компетенций выпускников начальной школы должна обеспечить полноту, упорядоченность вносимой информации, в работе с системой должна обеспечиваться систематизация и поиск запрашиваемой информации по заявленным критериям, формироваться результат сбора и анализа данных исходя из имеющейся информации по каждому отдельному ученику.

2. Обзор аналогов ПС оценки творческих компетенций младших школьников

С появлением информационных технологий процесс создания портфолио упрастился, стал более интереснее и увлекательнее. Электроное портфолио дает возможность собрать всю информацию о достижениях школьника и нагдядно представить ее.

Актуальность использования электронного портфолио школы заключается в том, что оно выступает, как эффективная форма оценки достижений в образовательной деятельности, а также содействует [4, с.93]:

• мотивации для образовательных и научных достижений;

• разумной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций;

• развитию умения объективно оценить уровень своей профессиональной компетентности, формированию умения представлять себя и делиться результатами своей работы;

• формированию отлаженной системы диагностики личностного развития;

• саморазвитию и самосовершенствованию.

Портфолио – это инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей обучающегося, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала [4, с.94].

На сегодняшний момент разработчики предлагают для создания электронных портфолио бесплатные конструкторы электронных портфолио:

uPortfolio является бесплатным онлайн сервисом, который позволит обучающемуся легко самостоятельно создать красивое электронное портфолио. Разработчики постарались учесть все современные требования к структуре портфолио, а также, чтобы он был прост и удобен в использовании [8, с. 20].

4portfolio – информационно-образовательная социальная сеть, предназначена для создания и ведения веб-портфолио. Веб-портфолио на сайте– это бесплатный, простой и удобный инструмент для представления успехов и достижений, для творческого и личностного роста, общения, для обмена полезной информацией, для дистанционного обучения и общения, для расширения электронной информационно-образовательной среды школы. Имеются подробные инструкции по созданию портфолио для обучающихся начальной школы, учеников 5-9 классов, обучающихся старшей школы [8, с.20].

Учи.ру - образовательная цифровая платформа для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся в онлайн-режиме. Она предлагает широкие возможности для дополнительного обучения и всестороннего развития школьника, в том числе участие в различных предметных и творческих олимпиадах и конкурсах и при этом за участие в разделе "Портфолио" появляются грамоты.

3. Постановка цели и задач по оценке творческих компетенций младших школьников

Системный анализ информационных процессов оценки творческих компетенций выпускников начальной школы выявил основное противоречие между требованиями практики и состоянием теории – решить проблему по оценки творческих компетенций выпускников начальной школы. Отсюда, предметом исследования становятся методы, модели, средства и алгоритмы автоматизации оценивания уровня сформированности творческих компетенций младших школьников.

Эти обстоятельства определяют цель исследования – автоматизация процесса оценки творческих компетенций выпускников начальной школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач научного характера:

1. Системный анализ оценки творческих компетенций выпускников начальной школы.

2. Разработка модели процесса оценки творческих компетенций выпускников начальной школы.

3. Разработка АИС на основе разработанной модели.

4. Оценка эффективности внедрения электронного портфолио для оценки творческих компетенций выпускника начальной школы на основе эксперимента.

С учетом всего вышеизложенного, целевая функция будет иметь следующий вид:

D (L(A))  -> max

Где D – достоверность, L – множество данных (сведения о младших школьниках, о внеурочной деятельности), А – творческие достижения (грамоты, похвальные листы, отметки об участии и т.п.).

Таким образом, представление структуры электронного портфолио, описание его работы, анализ аналогов в данной области, сформулированное основное противоречие, цель, задачи и целевая установка помогут в реализации данного программного средства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была описана предметная область, приведены обоснования проблем эксплуатации информационных систем, анализ аналогов средств автоматизации информационных процессов и формирование цели, задач для ее достижения. Произведен системный анализ информационных процессов предметной области.

Библиографический список:

1. Алехина Ю.А. Формирование креативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности в современной начальной школе [Электронный ресурс] / Ю.А. Алехина // Педагогические науки. Проблемы начального образования. – 2017. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033297 (дата обращения 19.03.2022)
2. Вакуленкова М.В. Информационно-коммуникативные технологии как актуальный ресурс учебной деятельности [Электронный ресурс] / М.В. Вакуленкова// Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47229882(дата обращения 19.03.2022)
3. Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Кузнецова Марина Ивановна. – Москва, 2017. – С. 1-22.
4. Куликова Т.А., Боташева Х.Р. Разработка структуры электронного портфолио школы [Электронный ресурс] / Т.А. Куликова, Х.Р. Боташева// Инновационные технологии в образовании. – 2021. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46438470 (дата обращения 19.03.2022)
5. Макарова М.В. Что такое порфолио в начальной школе? [Электронный ресурс] / М.В. Макарова// Статья на сайте nsportal.ru – 2018. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/06/30/chto-takoe-portfolio-v-nachalnoy-shkole(дата обращения 19.03.2022)
6. Марахова В.А. Компетентностный подход в современном образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс] / В.А. Марахова // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2014. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21358000(дата обращения 19.03.2022)
7. Никотина, Е. В. Мониторинг образовательных достижений младших школьников как составляющая общей системы оценки качества современного образования / Е. В. Никотина // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 ч., Пенза, 10 декабря 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 300-303.
8. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования / Э.К. Самерханова, Е.П. Круподерова, И.В. Панова/ - Н.Новгород: Мининский университет, 2020. – С. 1-50. ISBN978-5-85219-694-1
9. Селиванова Е.С., Пираков Ф.Д., Клишин А. П. Особенности создания и модернизации информационно-справочной системы электронного портфолио [Электронный ресурс] / Е.С. Селиванова, Ф.Д. Пираков, А.П. Клишин// Современное образование: повышение конкурентоспособности университетов. – 2021. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45754161(дата обращения 19.03.2022)
10. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). – 2009. – с изм. и доп. от 31.12.2015. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127 /53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 19.03.2022)
12. Шишкина А. С. Технологии оценки образовательных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования / А. С. Шишкина, И. Р. Аринушкина, Е. А. Маркушевская // Подготовка кадров для сферы образования: инновации в теории и практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях, Волгоград, 24 января 2017 года. – Волгоград: Колледж, 2017. – С. 50-56.
13. Юрченко Д. Г., Кувалдина Е.А. Понятие и сущность формирования музыкально-творческих компетенций младших школьников [Электронный ресурс] / Д.Г. Юрченко, Е.А. Кувалдина// Статья в сборнике: Научный форум: Педагогика и психология. – 2021. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46166265(дата обращения 19.03.2022)




Рецензии:

22.03.2022, 20:44 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Уважаемая автор, тему затронули весьма важную, перспективную и интересную, объясните и сформулируйте достигнутый результат и научную новизну Вашей работы.

15.05.2022 15:15 Ответ на рецензию автора Брыкова Елизавета Юрьевна:
Здравствуйте! Спасибо за отзыв о статье! Показать каким будет достигнутый результат сейчас довольно сложно, так как мы находимся лишь на стадии подготовки к разработке и реализации данного программного средства. В данной статье я лишь констатирую факт выбора предметной области и актуальности поставленной задачи, ставлю цель исследования, выявляю целевую функцию. Эта статья является начальной и как бы подготавливает читателя к раскрытию дальнейших шагов работы в данной предметной области. И о научной новизне вообщем говорить пока рано, т.к. она будет подпитываться всё новыми и интересными идеями, замыслами, которые будут раскрываться в последующих научных статьях по этой теме.

20.04.2022, 20:13 Мирзаев Номаз Мирзаевич
Рецензия: Очень интересная и важная тема для исследования. Автор проанализировал ряд популярных программных систем в данной предметной области, сформулировал цель и задачи исследования. Однако было бы прекрасно, описать основные результаты, полученные автором. В данной статье не предложены методы, модели и алгоритмы, предназначенные для автоматизации оценивания уровня сформированности творческих компетенций младших школьников. На мой взгляд, автор находится на правильном пути и данную статью следует рассматривать как постановочную.
15.05.2022 15:15 Ответ на рецензию автора Брыкова Елизавета Юрьевна:
Здравствуйте! Спасибо за отзыв о статье! Вы правы, эта статья является постановочной, начальной. На данном этапе пока трудно определиться с методами и алгоритмами, предназначенными для автоматизации процесса оценивания уровня сформированности творческих компетенций младших школьников, а также невозможно затронуть тему достигнутых результатов в работе, потому что их пока нет. Но эти вопросы обязательно будут рассмотрены и показаны нами в следующей статье.

15.05.2022, 19:00 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Таковы условия публикации, работайте дальше, у Вас всё получится.

19.05.2022, 2:53 Нурмухамедов Толаниддин Рамзиддинович
Рецензия: 19.05.2022. Нурмухамедов Толаниддин Рамзиддинович Рецензия: Учитывая что статья носит обзорный характер и в последствии автор будет работать в этом направлении считаю целесообразным опубликование



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх