Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №105 (май) 2022
Разделы: Архитектура
Размещена 19.04.2022. Последняя правка: 19.04.2022.
Просмотров - 3397

БАУХАУС И ВХУТЕМАС: ОТЛИЧИЯ НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЫ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА ОТ СОВЕТСКОЙ

Кораблев Алексей Александрович

ООО "Арт-студия "Зробим". УНП 191619308

Ведущий архитектор, Директор архитектурной компании «архитектурная студия ЗРОБИМ»

Аннотация:
В статье рассмотрены различные особенности отечественной и европейской школ искусства. Определено, какими путями происходило развитие дизайн-образования.


Abstract:
In the article the various features of local and European schools of art were considered. The ways in which design education has developed were determined.


Ключевые слова:
Баухаус; ВХУТЕМАС; дизайн; архитектура; художественный; искусство

Keywords:
Bauhaus; VKHUTEMAS; design; architecture; art


УДК 72.036

Введение

В данной статье рассматриваются характерные особенности немецкой школы искусства и дизайна Баухаус и советского аналога — ВХУТЕМАС.

Цель: провести сравнительный анализ обеих школ.

Задачи:

1, Изучить литературу по данной теме

2. Выделить характерные особенности обеих школ.

3. Выделить различия в организации обеих школ.

Научная новизна сводится к популяризации знаний о Баухаусе и ВХУТЕМАСе, 

Баухаус (название, которое вы уже, возможно, слышали) — одна из наиболее известных и значительных школ искусства и дизайна во всем мире. Основанная в 1919 году, она просуществовала всего 14 лет, тем не менее успела оказать огромное влияние на формирование и развитие дизайна всего 20 века. 

Появление ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) в 1920 тесно связано с Октябрьской революцией и вскоре начавшейся реформой художественного образования.

Рис. 1. Структура учебных дисциплин. Схема Вальтера Гропиуса. 1922    

Рис. 1. Структура учебных дисциплин. Схема Вальтера Гропиуса. 1922

Рис. 2. Схема ВХУТЕМАС.

Рис. 2. Схема ВХУТЕМАС.

                    

Вальтер Гропиус (директор Баухауса) придерживался мнения, что каждому художнику следует знать ремесло и нет никакой разницы между художником и ремесленником. Учебная программа включала в себя три курса, каждый длительностью по полгода: подготовительный, практический и строительный. На подготовительном рассматривали необходимые основы: работа с формой, обилие используемых материалов. На практическом брались за ремесло, создавая продукцию для масс. На строительном курсе студенты работали уже на строительных площадках, набираясь необходимого опыта. 

В ВХУТЕМАСе, в отличие от немецкого примера, было четкое деление по факультетам. Их было восемь: архитектурный (самый известный), скульптурный, живописный, полиграфический, керамический текстильный, деревообделочный и металлообрабатывающий (позднее два последних объединились в дерметфак). Однако «изюминкой» ВХУТЕМАСа было основное отделение — курс, аналогичный тому, что в Баухаусе преподавали как подготовительный. Там студентов различных специальностей обучали общим законам восприятия и цвета, основам пространственного мышления, ритму и построению композиции.

 

Рис. 3. Слева направо: Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Якобус Йоханнес Питер Ауд       во время выставки Баухауса в Веймаре, 1923 год

Рис. 3. Слева направо: Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Якобус Йоханнес Питер Ауд во время выставки Баухауса в Веймаре, 1923 год

Рис. 4. Александр Галактионов с макетом своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок», ВХУТЕМАС, 1922 год                           

Рис. 4. Александр Галактионов с макетом своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок», ВХУТЕМАС, 1922 год   

 

Баухаус с самого начала был свободной, никому не подчинявшейся и существовавшей в условиях демократии школой. Главной особенностью Баухауса было стремление создать универсальный язык дизайна. Прийти к союзу технологии и искусства. И он этого добился, привнеся многое в развитие типографики, текстиля, одежды, дизайна интерьера и, главное, архитектуры.

ВХУТЕМАСу были предложены совсем другие исторические условия, поэтому пришлось гораздо сложнее. Он начал свой путь в условиях самой жуткой на тот момент в Европе политической диктатуры. Своими успехами ВХУТЕМАС во многом обязан существованию художественной свободы, потому что тогда к идеологическому террору еще не была добавлена художественная цензура. 

Баухаус был закрыт национал-социалистами в 1933, а его преподавателей и студентов разбросало по миру. В 20 веке он пережил две крупнейших реинкарнации — в колледже Блэк-Маунтин, США, благодаря Йозефу и Анни Альберс и в Западной Германии, в Ульме, благодаря Максу Биллу. 

 

Рис. 5. Бертус Мульдер, цветовое исследование,    выполненное в классе Хелены Нонне-Шмидт в    Высшей школе искусств в Ульме, ‎1956 год

Рис. 5. Бертус Мульдер, цветовое исследование, выполненное в классе Хелены Нонне-Шмидт в Высшей школе искусств в Ульме, ‎1956 год

Закрытие ВХУТЕМАСа в 1930 году, в отличие от немецкого товарища, напоминало распыление и уничтожение. Отдельные факультеты, перешли в другие вузы, а это фактически отобрало все шансы на возрождение. С принятием художественной цензуры в 1932 году, советские модернисты, оказались зажатыми в тисках суровой системы архитектурного проектирования. Мно­гие вы­пуск­ни­ки банально из­ба­влялись от сво­е­го про­шло­го, уни­что­жая и пря­ча собственные ра­бо­ты. Факт того, что, несмотря на кажущееся стилистическое родство, отечественные архитекторы просто физически не смогли бы идти в ногу со свободной западной архитектурой, до сих пор для многих остается непонятным. 

 

Рис. 6. Обложка журнала Bauhaus: Zeitschrift für Gestaltung 2, 1931, с фотографией тканого полотна Маргарет Лейшнер.

Рис. 6. Обложка журнала Bauhaus: Zeitschrift für Gestaltung 2, 1931, с фотографией тканого полотна Маргарет Лейшнер.       

Рис. 7. Архитектура ВХУТЕМАС. Работа архитектурного факультета     

Рис. 7. Архитектура ВХУТЕМАС. Работа архитектурного факультета

 

Как итог, Баухаус и ВХУТЕМАС — первые и уникальные школы, положившие начало в развитии дизайна как такового и внесшие свое коррективы в рассмотрение концепции искусства. Принципы и методы Баухауса внедрялись во многих странах. А ВХУТЕМАС как необычное советское явление в значительной степени изменил художественно-техническое образование и принципы градостроительства. Главное, что люди и там, и там были гениальные.

Обе школы возникли не на пустом месте, а как результат необходимости, что продиктовало само время. Смена политических режимов, промежуток между двумя глобальными катастрофами 20 века, стремительный прогресс в развитии техники и науки — все это требовало архитекторов нового мышления. Несмотря на их различия, именно эти школы стали первыми учебными центрами для подготовки промышленных мастеров в Европе и СССР.  

Библиографический список:

1. Койнова Н.В. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна. — Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011.
2. Козловский В.Д. Историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСа и Баухауза: компаративный анализ — Вестник МГУКИ. 2015.
3. Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М., Домнина А.И. Сравнительная характеристика школ искусства Баухауз и ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) — Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6
4. Herbert Bayer, Walter Gropius and Ise Gropius, eds., Bauhaus, 1919-1928




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх