ООО "Арт-студия "Зробим". УНП 191619308
Ведущий архитектор, Директор архитектурной компании «архитектурная студия ЗРОБИМ»
УДК 72.036
Введение
В данной статье рассматриваются характерные особенности немецкой школы искусства и дизайна Баухаус и советского аналога — ВХУТЕМАС.
Цель: провести сравнительный анализ обеих школ.
Задачи:
1, Изучить литературу по данной теме
2. Выделить характерные особенности обеих школ.
3. Выделить различия в организации обеих школ.
Научная новизна сводится к популяризации знаний о Баухаусе и ВХУТЕМАСе,
Баухаус (название, которое вы уже, возможно, слышали) — одна из наиболее известных и значительных школ искусства и дизайна во всем мире. Основанная в 1919 году, она просуществовала всего 14 лет, тем не менее успела оказать огромное влияние на формирование и развитие дизайна всего 20 века.
Появление ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) в 1920 тесно связано с Октябрьской революцией и вскоре начавшейся реформой художественного образования.
Рис. 1. Структура учебных дисциплин. Схема Вальтера Гропиуса. 1922
Рис. 2. Схема ВХУТЕМАС.
Вальтер Гропиус (директор Баухауса) придерживался мнения, что каждому художнику следует знать ремесло и нет никакой разницы между художником и ремесленником. Учебная программа включала в себя три курса, каждый длительностью по полгода: подготовительный, практический и строительный. На подготовительном рассматривали необходимые основы: работа с формой, обилие используемых материалов. На практическом брались за ремесло, создавая продукцию для масс. На строительном курсе студенты работали уже на строительных площадках, набираясь необходимого опыта.
В ВХУТЕМАСе, в отличие от немецкого примера, было четкое деление по факультетам. Их было восемь: архитектурный (самый известный), скульптурный, живописный, полиграфический, керамический текстильный, деревообделочный и металлообрабатывающий (позднее два последних объединились в дерметфак). Однако «изюминкой» ВХУТЕМАСа было основное отделение — курс, аналогичный тому, что в Баухаусе преподавали как подготовительный. Там студентов различных специальностей обучали общим законам восприятия и цвета, основам пространственного мышления, ритму и построению композиции.
Рис. 3. Слева направо: Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Якобус Йоханнес Питер Ауд во время выставки Баухауса в Веймаре, 1923 год
Рис. 4. Александр Галактионов с макетом своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок», ВХУТЕМАС, 1922 год
Баухаус с самого начала был свободной, никому не подчинявшейся и существовавшей в условиях демократии школой. Главной особенностью Баухауса было стремление создать универсальный язык дизайна. Прийти к союзу технологии и искусства. И он этого добился, привнеся многое в развитие типографики, текстиля, одежды, дизайна интерьера и, главное, архитектуры.
ВХУТЕМАСу были предложены совсем другие исторические условия, поэтому пришлось гораздо сложнее. Он начал свой путь в условиях самой жуткой на тот момент в Европе политической диктатуры. Своими успехами ВХУТЕМАС во многом обязан существованию художественной свободы, потому что тогда к идеологическому террору еще не была добавлена художественная цензура.
Баухаус был закрыт национал-социалистами в 1933, а его преподавателей и студентов разбросало по миру. В 20 веке он пережил две крупнейших реинкарнации — в колледже Блэк-Маунтин, США, благодаря Йозефу и Анни Альберс и в Западной Германии, в Ульме, благодаря Максу Биллу.
Рис. 5. Бертус Мульдер, цветовое исследование, выполненное в классе Хелены Нонне-Шмидт в Высшей школе искусств в Ульме, 1956 год
Закрытие ВХУТЕМАСа в 1930 году, в отличие от немецкого товарища, напоминало распыление и уничтожение. Отдельные факультеты, перешли в другие вузы, а это фактически отобрало все шансы на возрождение. С принятием художественной цензуры в 1932 году, советские модернисты, оказались зажатыми в тисках суровой системы архитектурного проектирования. Многие выпускники банально избавлялись от своего прошлого, уничтожая и пряча собственные работы. Факт того, что, несмотря на кажущееся стилистическое родство, отечественные архитекторы просто физически не смогли бы идти в ногу со свободной западной архитектурой, до сих пор для многих остается непонятным.
Рис. 6. Обложка журнала Bauhaus: Zeitschrift für Gestaltung 2, 1931, с фотографией тканого полотна Маргарет Лейшнер.
Рис. 7. Архитектура ВХУТЕМАС. Работа архитектурного факультета
Как итог, Баухаус и ВХУТЕМАС — первые и уникальные школы, положившие начало в развитии дизайна как такового и внесшие свое коррективы в рассмотрение концепции искусства. Принципы и методы Баухауса внедрялись во многих странах. А ВХУТЕМАС как необычное советское явление в значительной степени изменил художественно-техническое образование и принципы градостроительства. Главное, что люди и там, и там были гениальные.
Обе школы возникли не на пустом месте, а как результат необходимости, что продиктовало само время. Смена политических режимов, промежуток между двумя глобальными катастрофами 20 века, стремительный прогресс в развитии техники и науки — все это требовало архитекторов нового мышления. Несмотря на их различия, именно эти школы стали первыми учебными центрами для подготовки промышленных мастеров в Европе и СССР.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий