Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №106 (июнь) 2022
Разделы: Юриспруденция
Размещена 13.05.2022. Последняя правка: 09.05.2022.
Просмотров - 635

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Валейша Артём Витальевич

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Студент

Игнатик Марина Ивановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Гродненского государственного университета имени Янки Купалы


Аннотация:
В данной статье рассматривается экономическая ситуация Республики Беларусь. Исследуются статистические данные иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Изучаются направления на расширение источников финансирования. Находясь в сложной экономической ситуации, Республика Беларусь не перестает искать способы решения возникших экономических проблем.


Abstract:
This article discusses the economic situation of the Republic of Belarus. The statistical data of foreign investments in the real sector of the economy are studied. Directions for expanding funding sources are being studied. Being in a difficult economic situation, the Republic of Belarus does not stop looking for ways to solve the economic problems that have arisen.


Ключевые слова:
проблемы привлечения иностранных инвестиций; иностранные инвестиции; экономика Республики Беларусь

Keywords:
problems of attraction of foreign investments; foreign investment; economy of the Republic of Belarus


УДК 341.9

Введение. В сложившейся экономической ситуации, с давлением санкций, Республика Беларусь продолжает вести инвестиционную деятельность, находя все новые пути решения проблем, привлекая новых инвесторов. Уход западных компаний незначительно повлияет на экономику Республику Беларусь, хоть и интерес страны направлен на расширение источников финансирования, лидером иностранных инвестиций продолжает оставаться Российская Федерация. А благодаря запуску нового инвестиционного цикла, инвестиционная политика будет направлена на наращивание объема инвестиционных вложений, а также повышение эффективности их использования.

Актуальность работы обоснованна тем, что Республика Беларусь впервые сталкивается с таким широким спектром проблем, вызванными введением санкций. Между тем, Республика Беларусь, находясь в сложной экономической ситуации, продолжает искать способы и пути решения этих проблем.

Целью работы является изучение проблемы привлечения иностанных инвестиций в экономику Республики Беларусь, а также изучение решений проблем, связанных с привлечения иностанных инвестиций.

Научная новизна заключается в том, что проблема привлечения иностаранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, с введением таких обширных количесв санкций в отношении страны, ранее не рассматривалась.

Основная часть

Привлечение иностранных инвестиций в нынешней экономической ситуации, сложившейся в Республике Беларусь, переживает сложное время, которое связано с введением против нашей страны санкций. Многие компании, производители, магазины, онлайн-сервисы, крупные инвесторы иностранных государств уходят с белорусского рынка. Так, датская компания “Maersk”, специализирующаяся на морских грузовых перевозках, приостановила приём новых заказов на перевозки в Беларуси и из неё.

Международная почтово-логистическая компания “DHL” приостановила доставку грузов и документов в Беларусь.

Корпорация PVH, владеющая брендами Tommy Hilfiger и Calvin Klein, объявила о временном закрытии своих бутиков и магазинов на территории Беларуси.

Компания “Intel” и “AMD” заявили о приостановке всех поставок в Беларусь.

Разработчик антивирусного программного обеспечения “Avast” и международный разработчик антивирусных решений для дома и бизнеса “ESET” объявили об уходе с белорусского рынка.

Международные компании “PwC”, “KPMG” и “Deloitte”, оказывающие услуги в области консалтинга и аудита, объявили о прекращении операций на территории Беларуси.

Такси-сервис “Bolt” ушел из Беларуси. Фотобанк “Depositphotos” прекратил все продажи и предоставление услуг клиентам и партнерам в Беларуси. Платформа поиска работы для IT-специалистов “Djinni” заморозила вакансии компаний из Республики Беларусь. Сервис поиска работы “Jooble” прекратил деятельность в Беларуси. Американская компания “Amazon” прекратила отправку товаров в Беларусь.

Некоторые предприятия, созданные в Республике Беларусь за счёт иностранного капитала, приостановили работу.

Исходя из данных Белстата, процент прямых иностранных инвестиций на 2020 год составил 69,2%, портфельных 0,1%, прочих 30,7%. В связи с нынешней экономической ситуацией, на наш взгляд, процент прямых иностранных инвестиций уменьшится, так как многие иностранные компании и инвесторы, которые принимали участие в инвестиционной деятельности страны, ушли. Из чего можно сделать вывод, что процент инвестиций в нынешнем году будет меньше [1].

Лидером иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь является Российская Федерация.

По данным Белстата, за 2020 год, процент иностранных инвестиций Российской Федерации составил 41,4%, затем идут: Кипр (9,4%), Австрия (7,4%), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (6,8%), Украина (5,2%), Ирландия (3,5%) и другие страны (26,3%) [2].

Место ушедших с белорусского рынка инвесторов займут другие страны, а процент инвестиций Российской Федерации, на наш взгляд, только увеличится.

Так же сплочение Республики Беларусь и Российской Федерации обоснованно сближением макроэкономической политики. Была достигнута договорённость об объединении стратегического управления в Российской Федерации и Республике Беларусь в части макроэкономической политики и формирования официальной статистической информации. Законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в данной области создадут основу для совместной поддержки малого и среднего бизнеса, упорядочат рассмотрение ситуаций в сфере несостоятельности и банкротства [3].

В рамках экономической интеграции Республика Беларусь и Российская Федерация стремятся нивелировать внутреннюю конкуренцию между отраслями двух государств. Уже больше года белорусская техника производится в глубокой кооперации с российскими партнерами, пример тому БелАЗ. Стороны объединили научный и производственный потенциал, что повысило качество и снизило себестоимость продукции, что, в свою очередь, делает ее конкурентоспособной на мировом рынке.

Определившись с иностранными инвесторами, необходимо также определиться, через какую международную межбанковскую систему будет передаваться информация о совершении платежа. По последним данным, от международной межбанковской системы SWIFT отключили три белорусских банка: "Белагропромбанк", "Дабрабыт" и "Банк развития". А со стороны Российской Федерации, Евросоюз принял решение отключить от платежной системы SWIFT семь российских банков: “ВТБ”, "Россия", "Открытие", "Новикомбанк", "Промсвязьбанк", "Совкомбанк" и “ВЭБ.РФ”.

SWIFT – это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Она не владеет активами и не управляет счетами своих клиентов, а позволяет банкам во всем мире отправлять и получать информацию о финансовых операциях.

На данный момент все белорусские банки подключены к системе передачи финансовых сообщений Центрального банка Российской Федерации. Техоператором интеграции в Республике Беларусь выступает Белорусский межбанковский расчетный центр. Именно на его базе было создано сервис-бюро, которое является точкой входа банков нашей страны. В систему передачи финансовых сообщений помимо Российской Федерации и Республики Беларусь входят также кредитные организации из Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Армении и Кубы.

Что касается благоприятной деловой среды, то согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025, предстоит создать стабильные, комфортные, конкурентные и предсказуемые условия для инвестирования и ведения бизнеса. Акцент будет сделан на укрепление доверия делового сообщества к деятельности государственных институтов, а ключевой задачей будет выступать повышение привлекательности белорусской юрисдикции для бизнесов, основанной на принципах равной конкуренции, декриминализации экономических рисков, обеспечения прав и защиты частной собственности. Программой предусмотрено: сократить количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере с учетом практики применения; пересмотреть пороги наказания, обеспечив его соразмерность совершенным экономическим правонарушениям; исключить возможность изъятия имущества, заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления; не допускать использования уголовного преследования в целях решения хозяйственных (экономических) споров [4].

Если учитывать нынешнюю ситуацию в стране и брать в расчет тот факт, что многие иностранные компании уходят с белорусского рынка, осуществление благоприятной деловой среды может вызвать затруднения.

Что касается инвестиционной политики, то ставка сделана на запуск нового инвестиционного цикла. Инвестиционная политика направлена на наращивание объема инвестиционных вложений и повышение эффективности их использования путем приоритетного направления средств на создание новых высокотехнологичных производств и региональную инфраструктуру. Предстоит усовершенствовать механизмы привлечения инвестиций, расширить источники их финансирования, в том числе сформировать инструменты использования “длинных” денег через развитие небанковских сегментов финансового рынка. В целях улучшения условий привлечения инвестиций предстоит увязать предоставление льгот и преференций с эффективностью инвестиционного проекта, его соответствием приоритетам развития и специализации территории размещения [4].

Интересы Республики Беларусь направлены на расширение источников финансирования. Как было указано выше, расширение таких источников может быть затруднено, т.к. Республика Беларусь хоть и готова сотрудничать со многими государствами, но основным партнером является Российская Федерация. А так как многие иностранных инвесторы ушли от Российской Федерации, то соответственно они же уходят и из Республики Беларусь. Причины этому могут послужить разные, но суть будет одна, это сотрудничество России с Беларусью.

Республика Беларусь как страна, нацеленная на структурные изменения в экономике, рост общенационального дохода, интеграцию в общемировое экономическое пространство, в значительной мере заинтересована в активном поступлении прямых иностранных инвестиций [5, с. 72].

Так как иностранные инвестиции способны не только увеличить объем основных фондов, но также способны принести другие выгоды экономике Республике Беларусь. При соответствующих условиях, прямые иностранные инвестиции могут стимулировать рост и инновационную деятельность, способствовать созданию качественных рабочих мест и развитию человеческого капитала, повысить уровень жизни и экологическую устойчивость. Другими словами, прямые иностранные инвестиции способны вызвать положительные социально-экономические и экологические последствия, способствующие прогрессу в достижении целей в области устойчивого развития [6, с. 17].

Заключение. Подводя итог, можно сказать, что Республика Беларусь, находясь в сложной экономической ситуации, продолжает искать способы решения экономических проблем, создавая все условия для привлечения иностранных инвесторов, расширяет источники финансирования, увеличивает инвестиционный потенциал, стремится к улучшению социально-экономических показателей.

Библиографический список:

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye-investitsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/struktura-investitsiy-postupivshikh-ot-inostrannykh-investorov-v-realnyy-sektor-ekonomiki-respubliki/ – Дата доступа: 26.03.2022.
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/inostrannye-investitsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/struktura-investitsiy-ot-inostrannykh-investorov-v-realnyy-sektor-ekonomiki-v-2018-godu-po-stranam/ – Дата доступа: 26.03.2022.
3. Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы [Электронный ресурс] : Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства, 4 ноября 2021 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2022.
4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июля 2021 г., № 292 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/ Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2022.
5. Трейтьякова, Е. В. Проблемы притока иностранного капитала в Республику Беларусь / Е. В. Трейтьякова // Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем : сб. науч. тр., к 20-летию гуманитарно-экономического факультета / М-во образования Респ. Беларусь [и др.]; под ред. В. В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. – С. 72-75.
6. Инвестиционные перспективы в странах Восточного партнерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.oecd.org/investment/Investment-perspectives-in-Eastern-Partner-countries-Russian.pdf – Дата доступа: 26.03.2022.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх