Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №111 (ноябрь) 2022
Разделы: Лингвистика, Литература, Филология
Размещена 23.11.2022.
Просмотров - 800

Своеобразие и эстетическая природа мокшанской частушки как малого жанра фольклора

Маскаева Вера Александровна

ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева

студент

Маскаева Светлана Александровна, студент филологического факультета ФГБОУ ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева»; Богдашкина Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры родного языка и литературы ФГБОУ «МГПУ им. М. Е. Евсевьева»


Аннотация:
В статье рассматриваются своеобразие и эстетическая природа частушки как малого жанра фольклора, а также особенности её исполнения, опираясь на мнения ведущих русских и мордовских языковедов и фольклористов. Определяется генезис частушечного жанра на основе научных трудов мордовских фольклористов.


Abstract:
The article examines the originality and aesthetic nature of the ditto as a small genre of folklore, as well as the peculiarities of its performance, based on the opinions of leading Russian and Mordovian linguists and folklorists. The genesis of the chastushechny genre is determined on the basis of scientific works of Mordovian folklorists.


Ключевые слова:
частушка; жанр; фольклор; пафос; экспрессия; мокшанский язык

Keywords:
chastushka; genre; folklore; pathos; expression; moksha language


УДК 821.511.152

Введение

Самобытность души мордовского народа определяет богатство вокального искусства, проявляющееся в таком фольклорном жанре, как частушка. Частушка является одной из самых популярных жанров устного народного творчества мордовского народа, несмотря на редкость исполнения данного жанра в настоящее время. В мордовском языкознании рассматриваемый термин интерпретируется как «сиде моронят» (букв.: частые песни) или «кштимань моронят» (букв.: танцевальные песни) , что в полной мере соответсвует специфике выполняемых функций, многообразию художественных форм и особенностям содержания.

Актуальность нашего исследования, прежде всего, определяет тот факт, что частушка как «живое наследие предков» не перестает являться  предметом изучения ряда ведущих исследователей, ибо ее исключительной чертой служит динамика, возможность фиксации новых форм и в настоящий момент, в отличие от статичных фольклорных жанров, таких как былина, сказка, легенда, исторические песни.

В свою очередь, новизна нашего исследования определяется отсутствием в мордовской фольклористике исследований, касающихся структурно-тематического аспекта мокшанской частушки как малого фольклорного жанра.

Цель и задачи

Целью данного исследования является изучение структурно-тематического своеобразия и эстетической природы мокшанской частушки как малого жанра фольклора.

В связи с вышеизложенным в работе ставятся следующие задачи:

1)      рассмотреть функциональный аспект современной мокшанской частушки как жанра устного народного творчества;

2)      проанализировать специфику расположения художественных микрополей в ткани мокшанской частушки.

Основная часть

Научно-методическую базу нашего исследования составили труды выдающихся исследователей-фольклористов таких, как В. Богомолова, В.Н. Демина, И.В. Зырянова, Т.Э. Кокшаровой,  С.Г. Лазутина, О.В. Мешковой, К.Т. Самородова, В.И.Симакова,  Е.Н. Елеонской и др. Так, в словаре литературоведческих терминов частушка интерпретируется как «один из жанров народной лирики, короткая, обычно четырехстрочная, рифмованная песенка более быстрого, чем протяжная песня, темпа исполнения» [4, с. 456]. В свою очередь, лингвист С.И. Ожегов данный термин истолковывает следующим образом: «народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания» [2, с. 352]. В литературоведение впервые рассматриваемый термин был изучен Г.И. Успенским в научно-исследовательской статье «Новые народные стишки» [3 ,с.5-6]. Базис исследования малого фольклорного жанра, как частушка, составляет труд С.Г. Лазутина “Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра”, где были рассмотрены аспекты, связанные с возникновением частушек, их  жанровые особенности, а также взяимосвязь с другими жанрами [1, с.5]. Кроме того, И.В. Зырянов подчеркивал, что характерной чертой частушек является их вариативность, представляющая собой «жизнедеятельность» рассматриваемого жанра [1, с. 6]. В мордовском литературоведении природа частушки как малого жанра устного народного творчества, наиболее ярко отражающего менталитетные особенности мордовского народа, проявилась в работах учёного-энциклопедиста М.Е. Евсевьева, собирателя и исследователя паремического творчества К.Т. Самородова.

Современная мордовская частушка, будучи ироничной и богатой литературоведческими приёмами, выполняет активную воспитательную роль, иронически высмеивая отрицательные качества человека (лень, лживость, жадность, наглость, эгоистичность). Т.е. наряду с развлекательными функциями рассматриваемый жанр преследует также и дидактическую цель, осуществляя контроль над подрастающим поколением: «Монць тянь няине эсь сельмот: / Ули тяфтама стирня, / Кудса мезевок аф лезды, / А вов кяжи – эрь шиня». (Видел я своими глазами, / Есть такая девочка, / По хозяйству совсем не помогает, / А злая – каждый день») [5, с. 25]; «Гармониять инголе / Кштимда афи лоткан, / Тонафнемс уроконень / Ёфси аяш ётка». ( Под гармонь / Не перестану танцевать, / Совсем нет времени / На выполнение домашнего задания) [5, с. 25]; «Кельме ведняда симан, / Потмонязе эшенди. / Петя цёрась деловой, / Аньцек тевда кяшенди». (Попью холодной воды, / Освежусь. / Петя – мальчик деловой, / Только прячется от дел) [5, с. 25]; «Гармониять инголе / Кштиян вага тяфта, / Тячи тяга школаса / Сёма фатясь кафта». (Перед гармонью / Вот как танцую, / Снова сегодня в школе / Сёма словил двойку) [5, с. 25]; «Катя шяярензон латцесь ‑ / Ушеса вдь киза, / А ульцяса рахайхть: / Ватта! / Саразонь тись пиза!» (Катя причесывалась в летний день, / А во дворе смеются: / «Смотри-ка! / Сделала куриное гнездо на голове!») [5, с. 25]. Исходя из вышеприведенных примеров, подчеркнем: исполнение мордовских частушек интересно как для старшего, так и для подрастающего поколений. Учащиеся, слушая исполнение взрослых, заучивают содержательный текст иронического катрена, при этом, анализуруя и осознавая его дидактический характер.

Следует отметить, среди большого количества мордовских частушек особую группу составляют частушки лирической направленности, посредством которых иронически выражаются любовные переживания: «Кельгомнязе, кельгомнязе, / Весть аф ляды мялезон, / Кда ляди мялезон / Сельмоведне элезон». (Любимый, мой любимый, / Я забыла о тебе, / Но, как вспомню ‑ / Слезы наворачиваются на глазах) [6, с.12]; Ой, тядяняй-аваняй, / Мельган бригадир якай. / Кати молян, кати аф, / Сединязон аф примаф». (Ой, матушки, / За мной ухаживает бригадир. / то ли встретимся с ним, то ли нет, / Он мне не по сердцу) [6, с.12]; Эхи, Таня мазыят, / Мазыят-удалафат, / Мярьгат афи тястоннят / Кати-коста салафат». (Ох, Таня, какая ты красивая, / Красивая и рукодельная, / Будто и не местная, / Откуда-то украденная) [7, с.23]; «Тячи якань вири пангс, / Озафтомазь мокорь лангс. / Сельмонязе сельмоди / Боевой подружка лангс» (Сегодня ходил в лес за грибами, / Сел на пень / И между делом посматривал на подруг) [8, с.22]. Схожесть рассматриваемых четверостиший по эмоционально-экспрессивному содержанию тесно связывает их с иным жанром фольклора – лирическими песнями мордовского народа, в которых отражение эмоционально-экспрессивного аспекта, психологизма, а также драматизма сопровождалось в шутливой и юмористической форме. Однако, несмотря на такие совпадения, лирические песни назвать частушкой нецелесообразно, ибо частушка представляет собой катрен, смысловой аспект которого представлен в сжатой, но в содержательной форме.

Также отметим, для многих мокшанских частушек применимо наличие двух художественных микрополей в тематическом смысле не соответствующих друг другу, но гармонично сочетающихся, создающих позитивный пафос катрена: «Эжди менельса шинясь, / Сембе пяльде шачф стирнясь. / Кочкарява касанза, / Мазы ленат прясонза». (Светит солнце в небесах, / Девушка, на все руки мастерица. / С красными леночками / На длинных косах) [7, с. 23]; «Руцянязе клеткав, / Нярнезе конфеткав. / Пиненязе кав-кав! / Мархтон моли лавкав». (Моя косынка в клетку, / Лицо измазано сладостями. / Собака лая, / Со мной идет в магазин) [7, с.22]; «Кштинь, кштинь топодемс, / Сяда тов аш мялезе. / Ялганяне, полафтомасть / А то каладсь кямозе» (Я плясал, плясал до изнеможения, / Больше не хочу. / Подмените меня, друзья / А то истерлись сапоги) [8, с.22]. Так, первые две строки создают экспрессивное микрополе, представляющее собой фон для начала действия. Две последние – кульминацию художественного текста и его развязку. Органичное сочетание микрополей достигается как благодаря смежной рифмовке, так и незамысловатым выражениям, используемым в тексте рассматриваемого нами фольклорного жанра.

Заключение

Подведём итог, частушка как малый жанр устного народного творчества мордовского народа в полной степени отразила в себе глубину чувств, психологизм и экспрессию. Кроме того, проанализированный нами обширный текстовый материал исследуемого нами малого фольклорного жанра даёт право утверждать, что тематика мокшанских частушек была весьма разнообразной; выполняя активную воспитательную роль, иронически высмеивая отрицательные качества человека (лень, лживость, жадность, наглость, эгоистичность и др.), вызывала интерес не только среди старшего, но и среди подрастающего поколения.

Библиографический список:

1. Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. М.: Наука, 2000. 303 с.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
3. Сидельников В.М. Русская частушка: учебное пособие / В. М. Сидельникова. М.: Советский писатель, 1941. – 153 с.
4. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. 509 с.
5. Якстерь тяштеня. / Под ред. В. Брындиной // ежемесячный иллюстрированный журнал для мокшанских детей и юношества. – Саранск. – № 4, 2019. – 32 с.
6. Якстерь тяштеня. / Под ред. В. Брындиной // ежемесячный иллюстрированный журнал для мокшанских детей и юношества. – Саранск. – № 4, 2012. – 10 с.
7. Якстерь тяштеня. / Под ред. В. Брындиной // ежемесячный иллюстрированный журнал для мокшанских детей и юношества. – Саранск. – № 3, 2010. – 10 с.
8. Якстерь тяштеня. / Под ред. В. Брындиной // ежемесячный иллюстрированный журнал для мокшанских детей и юношества. – Саранск. – № 3, 2022. – 10 с.




Рецензии:

23.11.2022, 18:15 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статья посвящена малоизученному жанру фольклора - частушкам. Автор рассматривает научно-методологическую базу исследования. Приводит толкование термина и приводит практические примеры. Словом теория с практической частью исследования очень близки и взаимосвязаны. Статью рекомендую на публикацию.

26.11.2022, 10:46 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия: Актуальность исследования в том , что частушка являясь своего рода зеркалом «живым наследием предков», не перестает быть предметом изучения так как исключительной чертой служит динамика, возможность фиксации новых форм и в настоящий момент, в отличие от статичных фольклорных жанров, таких как былина, сказка, легенда, исторические песни.В свою очередь, новизна определяется отсутствием в мордовской фольклористике исследований, касающихся структурно-тематического аспекта мокшанской частушки как малого фольклорного жанра. Считаю статью следует опубликовать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх