Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 29.11.2022.
Просмотров - 154

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Халилова Алина Рашитовна

Южно-Уральский технологический университет

Студент

Сотникова Лилия Владимировна, доцент кафедры юриспруденции, ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет


Аннотация:
В статье раскрывается значение налогового контроля как составного элемента управления налоговой системой государства и формы его осуществления. Рассматриваются актуальные вопросы по урегулированию разногласий, возникающих между налоговыми органами и фискально-обязанными лицами в процессе проведения выездных налоговых проверок.


Abstract:
The article reveals the importance of tax control as an integral element of the management of the tax system of the state and the form of its implementation. Topical issues on the settlement of disagreements arising between tax authorities and fiscally obligated persons in the process of conducting on-site tax audits are considered.


Ключевые слова:
налоговое администрирование; налоговый контроль; деятельность ФНС; налоговый орган

Keywords:
tax administration; tax control; activities of the Federal Tax Service; tax authority


УДК 336.225.673

Введение

Налоговый контроль представляет собой специализированный государственный финансовый контроль, нацеленный на проверку корректности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, соблюдения налогового законодательства, а также в устранении найденных нарушений. Контроль предусматривает обнаружение несоответствия, по сути, достигнутых результатов за конкретный промежуток времени от намеченных и установление средств, направленных на устранение обнаруженных несоответствий.

Актуальность

В современный период одним из наиболее важных и приоритетных направлений деятельности РФ является осуществление налоговой политики. Повышение эффективности налогового администрирования является первоочередной задачей государства. Правовой основой налогового контроля являются нормы налогового законодательства. В России наиболее актуальными являются вопросы, связанные с реализацией мероприятий налогового контроля в рамках осуществления текущего и последующего контроля.

Цель работы – проанализировать взаимоотношения организации с налоговыми органами в процессе налогового администрирования.

Задачи:

– рассмотреть действующее законодательство в сфере налогов и сборов;

– раскрыть сущность налогового контроля как основного элемента системы налогового администрирования.

При написании работы применялись официальные статистические данные, информация сети Интернет, отражающие некоторые моменты исследуемой проблематики.

В работе применялись методы сравнительного правоведения, формально-логический, статистический, системно-структурный анализы.

Научная новизна заключается в определении эффективности налогового администрирования на современном этапе в рамках налоговой политики государства.

Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового администрирования. Решение этой проблемы является приоритетным направлением налоговой политики государства.[1]

Налоговое администрирование – деятельность государства и местных органов в сфере налогового планирования, формирования и совершенствования системы налогов и сборов, контроля над соблюдением налогового законодательства [2]. Существует два уровня налогового администрирования. Первый уровень налогового администрирования – деятельность ФНС и Министерства финансов РФ. Касательно деятельности ФНС 25 августа 2022 года была проведена рабочая встреча с президентом России Владимиром Путиным и руководителем ФНС России Даниилом Егоровым, на которой были подведены итоги налоговых поступлений за первое полугодие 2022 года [5]. За шесть месяцев 2022 года в консолидированный бюджет РФ поступило 16,9 трлн рублей. Это на 32%, или 4,1 трлн рублей, больше, чем в первом полугодии прошлого года – заявил руководитель ФНС России. Аналогичные темпы роста поступлений были замечены в федеральном бюджете. За полгода поступило 9,8 трлн рублей, что на 37% (2,6 трлн рублей) больше аналогичного периода 2021 года. Поступление налога на добычу полезных ископаемых на нефть, газ, газовый конденсат и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья за первое полугодие составило 4,7 трлн рублей, в 1,6 раза больше аналогичного периода прошлого года (+1,8 трлн рублей). При этом ненефтегазовые доходы также показывают высокий рост поступлений – плюс 24%, или 2,3 трлн рублей.

Современные технологии, которые использует ФНС России в налоговом администрировании, позволяют не только удерживать высокие темпы налоговых поступлений, но и оказывать меры поддержки населению и бизнесу, подчеркнул Даниил Егоров. Так, сроки получения вычетов по НДФЛ в большинстве своем сократились с трех месяцев до 12 дней. Исключения составляют, когда налогоплательщик ошибся в заполнении декларации или предоставил не все документы.

Второй уровень налогового администрирования – это деятельность отдельных подразделений ФНС РФ и территориальных налоговых инспекций. К примеру, по Челябинской области имеются следующие данные о налоговых проверках. Так, под председательством руководителя УФНС России по Челябинской области М. М.  Бирюка прошло расширенное заседание коллегии налогового ведомства региона с участием аппарата Управления, руководства налоговых инспекций региона. По итогам контрольной работы, сотрудники регионального налогового ведомства сообщили, что за 8 месяцев 2021 года проведено 136 выездных налоговых проверок.  Эффективность одной выездной налоговой проверки составила 33,1 млн рублей на одну проверку.

Таблица 1 – результативность контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства РФ

Результативность по годам исполнения

Количество (%)

Ответственный исполнитель

Результативность контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства РФ на 2021 год

90%

Начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля Е.Ю. Балта

Результативность контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства РФ на 2020 год

55%

И.о. начальника Управления международного сотрудничества и валютного контроля А.В. Еремейчик

Результативность контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства РФ на 2019 год

53%

Начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля Д.В. Вольвач

Проведя анализ по данным таблицы можно сделать вывод, что результативность контрольных мероприятий за 2019 и 2020 годы была достаточно слабой, что говорит о низкой эффективности работы налоговыми органами. Высокий показатель контрольных мероприятий 2021 года свидетельствует о том, что налоговые органы стали более ответственно подходить к отбору налогоплательщиков и повысили уровень документального доказательства нарушений.

В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений в 2020 году территориальными налоговыми органами проведены 17 222 проверки соблюдения валютного законодательства. По результатам 16 991 проверки выявлены 44 328 нарушений валютного законодательства.

Под налоговым контролем понимают деятельность государства в лице уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, проверке своевременности и полноты поступления налогов в определённые бюджеты в целях финансового обеспечения деятельности государства (муниципальных образований) посредством применения специфических форм и методов воздействия на налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов и иных обязанных лиц. В России налоговый контроль проводится в форме двух основных видов проверок: камеральных и выездных.

Камеральная налоговая проверка выступает формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, осуществляемого на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камерной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра или выемки документов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения. Выездная налоговая проверка является важнейшим методом контрольной работы любой налоговой инспекции. Этой работе уделяется повышенное внимание на всех уровнях налоговой системы, поскольку она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений.[3] Согласно ч.4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как и в 2021 году, в 2022 был введен мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» предусмотрен запрет на проведение до конца 2022 года плановых проверок. Кроме того, плановые проверки будут соблюдены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента РФ и Правительства РФ.

В рамках осуществления налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами за период 2014-2020 годов назначено 45 проверок.[4]

Таблица 2 – показатели деятельности ФНС России на 2021 год.

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Определение показателя

1.

Результативность выездных налоговых проверок

Процент

= 96 %

Показатель характеризует эффективность отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на предмет выявления нарушений непосредственно в ходе выездных налоговых проверок

2.

Охват выездными проверками субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы

I из X тыс.

= 10 тыс.

Показатель характеризует степень выездного налогового контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы

3.

Результативность контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства РФ

Процент

= 90 %

Показатель характеризует результативность проведения проверочных мероприятий (проверок) по соблюдению валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями

Таким образом, можно сделать такие выводы из таблицы, что высокие показатели выездных налоговых проверок и контрольных мероприятий 2021 года, то есть 96 и 90 % соответственно свидетельствует о том, что налоговые органы стали более ответственно подходить к отбору налогоплательщиков.

В 2020 году была утверждена Концепция развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга. Основная цель Концепции – определение путей и методов цифровизации налогового контроля исходя из использования риск-ориентированного подхода, направленного на контроль высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему РФ, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.

В рамках реализации Концепции принят Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах», устанавливающий, например:

– отмену оснований проведения камеральных налоговых проверок для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг с целью гарантии постоянства проведения налогового контроля в виде налогового мониторинга;

– право автоистребования недостающих документов у налогоплательщиков через их информационные системы, что предоставит налоговым органам отказаться от традиционной системы истребования документов, и сократит издержки налогоплательщиков на сопровождение «встречных» проверок и др.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день осуществляется административная реформа структуры и функций с намерением повышения эффективности результатов контрольной работы. Особого внимания удостаивает определение весьма эффективных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых зачислений в бюджетную систему РФ. Таким образом, оценка эффективности налогового контроля и установление направлений по его развитию значима в нынешних условиях, так как качественная организация контрольной работы налоговых органов, влияет на рентабельность бюджета страны, что оказывает воздействие на благосостояние населения.

Библиографический список:

1. Болеста, Т. А. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования / Т. А. Болеста, М. А. Сумарокова // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. – Лесниково, 2018. – С. 361-364. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32699226. (дата обращения: 23.10.2022)
2. Зайнулина, Л. С. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования / Л. С. Зайнулина // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. – Курск, 2022. – С. 81-83. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49274222. (дата обращения: 23.10.2022)
3. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс] // Доклад об исполнении в 2020 году Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 годы // Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132678. (дата обращения: 23.10.2022)
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] Доклад руководителя ФНС Даниила Егорова о итогах налоговых поступлений за первое полугодие 2022 года // Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12435556/ (дата обращения: 08.11.2022)
5. Токарева, Н. А. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования (на примере Нижегородской области) / Н. А. Токарева, О. П. Дорошина // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях. – Казань, 2018. – С. 388-391. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35199305. (дата обращения: 23.10.2022)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий

 
 

Вверх