Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: Психология
Размещена 01.02.2023. Последняя правка: 03.02.2023.
Просмотров - 1396

Основная характеристика подростков группы риска, возможности психолога в оказании помощи подростку

Егорычева Марина Витальевна

Студент 4 курса, бакалавриат

Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

Кафедра Общей и педагогической психологии

Шаманин Н.В., старший преподаватель кафедры Психология личности и специальная педагогика, ВлГУ


Аннотация:
В статье представлен теоретический анализ работ по проблеме подростков группы риска. Рассмотрены различные способы индивидуального подхода к школьникам. Даны практические рекомендации взаимодействия педагогов с подростками с целю оказания психологической поддержки.


Abstract:
The article presents a theoretical analysis of works on the problem of teenagers at risk. Various ways of individual approach to schoolchildren are considered. Practical recommendations are given for the interaction of teachers with adolescents in order to provide psychological support.


Ключевые слова:
группа риска; подросток группы риска; категория детей; подростковый возраст; подросток; полноценное развитие; риск; состояние беспомощности; трудная жизненная ситуация

Keywords:
risk group; risk teenager; category of children; adolescence; adolescent; full development; risk, state of helplessness; difficult life situation


УДК 159.99

Актуальность. Кризис подросткового возраста тяжело переносится самими подростками. Он может сопровождаться гневом, потерянностью, чувством ненужности, одиночества. Особенно остро кризис будет переживаться теми подростками, кто в силу своих жизненных обстоятельств находятся в группе риска. Им труднее найти поддержку и сострадание среди близких. Поэтому педагогам важно распознавать таких детей и своевременно оказывать поддержку.

Цель исследования: описать основные особенности подростков группы риска, возможные направления работы психолога с ними.

Задачи:

  1. Осуществить анализ теоретических источников по теме исследования;
  2. Описать основные определения;
  3. Дать практические рекомендации для психологического сопровождения подростков группы риска.

Метод исследования: Анализ теоретических, представленных психологической литературой по проблеме изучения подростков группы риска.

Научная новизна работы заключается в том, что в современном мире подростки, в том числе подростки группы риска, все чаще заводят знакомства в интернете, проводять там много времени, наблюдается дефицит живого общения со сверстниками (ведущий вид деятельности в подростковом возрасте). От этого подросток группы риска отрывается от социума, что негативно скажется на его дальнейшей социальизации.

Подростки группы риска – дети подросткового возраста, имеющие большую вероятность получить негативное воздействие некоторых факторов, среди которых могут быть такие как неполная, неблагополучная. многодетная, малоимущая семья, отсутствие семьи, тяжелая болезнь самого подростка или члена его семьи и др. Таким образом, большую часть проблем ребенку и подростку может создать семейная система, ее неустойчивость и неблагополучие, неспособность обеспечить члена семьи комфортным социально-психологическим климатом.

По мнению В. Е. Летуновой, существуют следующая группа факторов риска для подростка:

1)    Медико-биологические;

2)    Социально-экономические;

3)    Психологические;

4)    Педагогические.

Дети группы риска – это категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [2, c. 146–154].

Среди основных причин попадания детей и подростков в группу риска выделяют: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми и т. д.

Таким образом, принадлежность детей к группе риска обусловлена ​​различными неблагоприятными условиями жизни, чаще всего исходящими из семьи. Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что подростковый возраст – это возраст очень быстрых изменений в организме, его полового созревания. Скорость этого процесса приводит к постоянной перестройке привычного образа жизни на новые физические возможности, что, в свою очередь, приводит к неуклюжести и неуверенности подростка, от чего он испытывает неудовлетворенность собой, своим телом и внешним видом. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка, оказывает влияние на формирование самооценки.

Для подростков группы риска характерно переживание трудностей во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность переживаемых и выражаемых чувств, привычка действовать в соответствие с чужим велением. У них могут наблюдаться нарушения в сфере самосознания, порой возникают трудности в обучении, появляются проблемы с учителями. Повышается и проявляется агрессивность, нежелание соблюдать правила и нормы. Для таких подростков характерна недисциплинированность. Все эти отличительные черты подростков группы риска обусловлены чувством неудовлетворенности, ощущением ненужности, от чего может возникать гнев и недоверие к окружающим, исчезает какая-либо мотивация (в первую очередь мотивация учебной деятельности).

В отношениях со взрослыми они переживают свою ненужность, потерю своей ценности. Большинство подростков группы риска чувствуют себя одинокими и беспомощными. Понятие «беспомощность» рассматривается как такое состояние, когда человек не может с чем-то справиться самостоятельно, не чувствует, что способен с чем-то справиться, не просит помощи и не может ее получить. Это нарушает ощущение комфорта подростка, когда тот находится в социуме или семье. У подростков группы риска ощущение дискомфорта, связанного с отсутствием поддержки и возможности ее получить, происходит из специфических ситуаций в их жизни: невозможностью изменить отношения с родителями, учителями, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать вывод и иными трудностями [3, c. 86–92].

Изучением беспомощности у детей и подростков в России занимались И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг. По их мнению, беспомощность подростков обусловлена ​​переживаниями неудач, травм, отсутствием близких людей в их жизни, любой поддержки извне, скромностью и т. д. Проявление беспомощности можно наблюдать, когда подростки реагируют на субъективно значимую ситуацию или ее последствия. Эти проявления могут принимать агрессивную форму (вербальную или физическую) по отношению к предъявляющему требование человеку, форму отказа и сопротивления в выполнении того или иного действия; может возникнуть чувство страха, незащищенности, печали и т. д. Если подросток постоянно испытывает череду неудач, связанных с неспособностью преодолеть свою беспомощность, в дальнейшем все его негативные переживания могут перерасти в апатию или даже депрессию.

Для своего развития подросток должен предъявлять к себе требования, либо эти требования должны исходить от родителей, педагогов, но таким образом, чтобы ученик понимал их значимость и принял их как помощь.

Подростки должны получать достоверную информацию о своих правах и возможностях, а также информацию о современной жизни, уметь ее анализировать (вопросы пола, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежные движения и др.). Подростки должны обязательно соблюдать нормы и правила, принятые в обществе, формировать у себя навыки достойного поведения в обществе, в том числе навыки осуществления конструктивного взаимодействия со взрослыми, принятия разработанных правил в школе, социуме, обществе. Немаловажно и самопринятие, понимание себя, своих особенностей, осознание самоценности (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д.).

Основное значение выявленных особенностей детей группы риска заключается в том, что формально, юридически дети не требуют особого подхода (у них есть семьи, родители, обычно они посещают общеобразовательное учреждение). Особенность заключается в том, что в силу ряда причин эти дети оказываются в ситуациях, когда их основные права, закрепленные в законодательных актах, не реализуются в полной мере или вовсе нарушаются. Сами дети не могут самостоятельно решить эти проблемы и даже не всегда осознают их наличие, не могут найти выход из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались. При этом дети группы риска не только испытывают негативные переживания, но очень часто не находят помощи и сочувствия у окружающих, но нередко стремятся к получению помощи. Важно оказать подростку необходимую  помощь, направить на путь по преодолению трудностей, помочь изменить свое мировоззрение, ценностные ориентации, понимание жизни (если в этом есть необходимость). Поэтому педагогам и психологам важно обращать внимание на особенности каждого ученика, чтобы узнать больше информации о его жизни и выделить временную помощь, начиная с высказывания сочувствия и заканчивая предложениями о вариантах решения проблемы.

Деятельность психолога с детьми и подростками «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа, работа с его окружением – друзьями, одноклассниками, учителями. Например, учителя могут дать ценную информацию о познавательной активности конкретного ученика, о его успехах в учебной деятельности. Главным образом, при работе с подростками «группы риска» обязательно должна происходить работа с семьёй ученика.

Психологигческая работа носит комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. Она включает в себя следующие направления работы:

- социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
- выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье;
- изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность;
- психологическое консультирование по проблемам, заявленные подростком, психологическое сопровождение;
- индивидуальная профилактическая работа: адаптация, реабилитация, мероприятия по защите прав и др.
Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики.
Помимо запланированных мероприятий по оказанию помощи семье подростка «группы риска» могут возникнуть ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь. В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

 

Библиографический список:

1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. — 2003. — № 1. — С. 70–72.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
3. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. — 2008. -№ 1. — С. 107.




Рецензии:

2.02.2023, 8:11 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Уважаемый автор, к сожалению, пока я не увидел в данной статье новизны. Да, и заявленная цель не полностью реализована. Необходимо доработать статью.

03.02.2023 21:21 Ответ на рецензию автора Егорычева Марина Витальевна:
Доброго времени суток! Спасибо за ваш отзыв. В соответствие с вашими замечаниями статья была доработана.

5.02.2023, 9:09 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Да, в таком виде статья рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх