Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №115 (март) 2023
Разделы: Юриспруденция
Размещена 22.02.2023. Последняя правка: 20.02.2023.
Просмотров - 444

НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Халилова Алина Рашитовна

Южно-Уральский технологический университет

Студент

Сотникова Лилия Владимировна, доцент кафедры юриспруденции, ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет


Аннотация:
Статья посвящена исследованию эксперимента по введению на территории РФ налога на профессиональный доход для самозанятых граждан. Автор проводит анализ причин введения нового налога и его значимости. В статье дается характеристика самозанятых граждан. Автор отмечает преимущества получения статуса самозанятого гражданина, а также оценивает перспективы введения налога на профессиональный доход на постоянной основе в систему налогов РФ.


Abstract:
The article is devoted to the study of an experiment on the introduction of a tax on professional income for self-employed citizens on the territory of the Russian Federation. The author analyzes the reasons for the introduction of a new tax and its significance. The article gives a characteristic of self-employed citizens. The author notes the advantages of obtaining the status of a self-employed citizen, and evaluates the prospects for introducing a tax on professional income on a permanent basis in the tax system of the Russian Federation.


Ключевые слова:
специальный налоговый режим; самозанятые лица; налог на профессиональный доход; налоговое администрирование; модели налогового контроля; цифровая экономика

Keywords:
special tax regime; self-employed persons; tax on professional income; tax administration; models of tax control; digital economy


УДК 336.226

Введение

Налоговые поступления – один из основных способов пополнения федерального, регионального и местного бюджетов нашей страны, а, значит, это основной источник содержания нашего государства. От объема взысканных налогов и сборов зависят возможности государства по реализации своих функций. Именно поэтому такое большое значение имеет контроль государства за исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.

Актуальность

Самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление – одна из наиболее актуальных, обсуждаемых и противоречивых проблем современной России. Помимо очевидного преимущества самозанятого – борьба с безработицей, данный вид деятельности привлекает граждан свободой выбора вида деятельности, установления стоимости оказываемых услуг, работ или произведенного продукта, режимом рабочего времени и самостоятельное планирование отдыха.

Цель работы – проанализировать понятие и особенности налога на профессиональный доход

Задачи:

– изучить особенности эксперимента налога на профессиональный доход;

– рассмотреть перспективы специального налогового режима.

При написании работы применялись официальные статистические данные, информация сети Интернет, отражающие некоторые моменты исследуемой проблематики.

В работе применялись методы сравнительного правоведения, формально-логический, статистический, системно-структурный анализы.

Научная новизна заключается в определении перспектив налога на профессиональных доход для самозанятых граждан на территории РФ

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества граждан, которые не работают по трудовому договору и не оформляются как индивидуальные предприниматели, но получают доход от деятельности [1, с. 75]. По данным Министерства экономического развития РФ, на 31.10.2022 года число подобных граждан в России превышало 6 млн. человек, из них 323,7 тысяч или 5,4% имеют статус индивидуальных предпринимателей, (далее – ИП) [3].

Рисунок 1. Статистическая информация ФНС России по НПД, нарастающим итогом.

Такие граждане получают доход, однако государство не облагает налогом этих граждан. Это противоречие послужило одним из последствий введения в Российской Федерации экспериментального налога на профессиональный доход. Таким образом, проанализируем все преимущества и недостатки подобного специального налога, а также перспективы развития налогообложения профессионального дохода. Налог на профессиональный доход обладает многочисленными особенностями.

Характерной чертой является экспериментальное проведение такого специального налога в Российской Федерации, т.е. предполагается, что эксперимент завершится к 2028 году и принимаются решения о необходимости введения его на постоянном уровне в систему налогообложения Российской Федерации. Правовой эксперимент - это проверка, испытание норм права, актов органов законодательной власти или правового режима, чтобы получить правовой опыт и научные знания об исследуемой ситуации.

Такие правовые эксперименты были проведены ранее в России с судами присяжных, ювенальной юстицией. Таким образом, введение такого эксперимента – явление временное, то есть он действует на территории РФ до 2028 года.

Вторая особенность заключается в том, что сначала эксперимент проводился лишь в Московской области, в Москве, Республике Татарстан и в Калужской области с 2019 г., а с 2020 г. еще в 19 субъектах нашей страны. Чуть позже была внесена поправка в Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» о возможности остальных субъектов РФ присоединится к специальному налоговому режиму на основании законов субъектов РФ. По мнению экспертов, такое внезапное расширение территории действующего налога было частично вызвано введением ограничений из-за того, что в стране сложились эпидемиологические условия, вызванные пандемией коронавируса, из-за чего многие жители нашего государства лишились работы и доходов, что стало причиной повышением числа самозанятых граждан. Поэтому эксперимент по внедрению нового налогообложения на этом этапе проводится на фоне обстоятельств, объективно установленных в стране, а также в мире.

В-третьих, особенность заключается в том, что налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее – НПД) является первым налоговым режимом, полностью цифровым, что делает его применение максимально удобным. Все контакты с органами налогообложения, банками, клиентами проводятся удалённо с помощью мобильного приложения «Мой налог», исключая необходимость личного посещения.

Таким образом, очень упрощена процедура постановки на налоговый учет для самозанятых граждан – нужно просто уведомить Федеральную налоговую службу России, в том числе через приложение «Мой налог» или «портал Госуслуг», а потом через эти же ресурсы можно предоставлять информацию о своем доходе в налоговый орган. Также самозанятому не нужно заполнять и представлять какую-либо налоговую отчетность в налоговые органы, а также вести какие-то книги учета доходов.

Поэтому процедура налогообложения самозанятым гражданам очень проста – нужно просто сообщить Федеральной налоговой службе России, включая приложение «Мой налог» или портал «Госуслуги», а затем через те же ресурсы можно предоставить информацию об их доходах в орган налогообложения. Также самозанятому не нужно заполнять и представлять какие-либо налоговые отчеты в органы налогообложения и вести книги учета доходов.

Неуплата страховых взносов с доходов самозанятыми гражданами уменьшает уровень их социальных гарантий. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 БК РФ 37% всех поступлений от НПД зачисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, остальные 63% - в бюджеты субъектов РФ. Нормой Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что плательщикам НДП предоставлено право в добровольной форме уплачивать пенсионные взносы на страхование. Кроме того, это не является решением основной проблемы. Думается, что такой подход обоснован для тех, кто имеет помимо дохода от самозанятости и другие источники заработка. В то же время для людей, связанных с деятельностью исключительно для получения профессиональных доходов, это в конце концов может быть трудной задачей. Самозанятый может оказывать услуги другим людям, сдавать в аренду помещения, продавать произведенные товары, кроме обремененных акцизом и подлежащих обязательному маркированию. Самозанятому запрещено привлекать в свою деятельность наемных сотрудников, заниматься перепродажей, добычей и реализацией полезных ископаемых. Также самозанятыми не являются лица, где общий доход превышает 2,4 млн руб., и индивидуальные предприниматели, совмещающие самозанятость с другими режимами налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН и т.д.). Кроме того, самозанятому физическому лицу можно одновременно работать по трудовому договору.

К плюсам статуса самозанятого можно добавить, к примеру, что налог на профессиональный доход выплачивается с доходов, осуществленных через банковский счет либо просто переведённых на банковскую карту самозанятого гражданина. Для НПД ставки зависят от источника дохода налогоплательщика. В отношении прибыли, поступившей в ходе реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, ставка составляет 4 %. А если прибыль, поступила в ходе реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, ставка составляет 6 % [2, с. 112].

После получения статуса самозанятого, гражданин узаконивает свою деятельность и ему не грозят штрафы за несоблюдение налоговых обязательств и ведение предпринимательской деятельности без регистрации. Также, легализуя доход, гражданину проще получить кредит в банке или оформить визу на поездку заграницу. Кроме того, это дает возможность вовлечь новых клиентов, поскольку организации, заключая договор, а физические лица, получающие услуги, куда более охотнее относятся к индивидуальным предпринимателям и зарегистрированным самозанятым, чем к лицам, осуществляющим неформальную деятельность.

Поэтому получение статуса самозанятого более заманчиво для ИП, которые занимаются деятельностью без наемных работников, они могут снизить сумму уплачиваемых налогов, освободиться от бумажной волокиты. В то же время, этот статус достаточно привлекателен для граждан, которые хотят вести предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, но также желают получить доход в рамках закона.

Однако новый налог имеет свои недостатки. К примеру, подсчет трудового стажа не производится для самозанятых граждан, а также самозанятые не могут привлечь наемных сотрудников. Вместе с тем, если определенная сумма годовых доходов превысит 2,4 млн руб., то самозанятому придется выплачивать еще один налог. Доход от самозанятости в месяц может варьироваться по-разному. Таким образом, главную роль играет годовой доход, если он не превысит лимит 2,4 млн рублей, то можно будет платить налог на профессиональный доход. Если прибыль будет выше установленной суммы, то гражданин обязан будет заплатить налог по обычной ставке – 13%. Самозанятый ИП после превышения этого лимита в течение 20 дней может перейти на другой режим налогообложения –УСН либо ЕСХН.

В условиях расширения масштабов работы по переходу работников на удалённый режим в связи с ситуацией, возникшей из-за предпринимаемых мер борьбы с распространением коронавируса, еще сильнее стала актуализироваться проблема выявления доходов физических лиц, которые самостоятельно обеспечивают свою работу.

Аналитики компании PWC и группы Всемирного банка в исследовании Paying Taxes 2020 в качестве одной из главных проблем изменения условий труда в рамках налогового контроля отметили трудности администрирования доходов самозанятых граждан. В то же время они отмечают, что государствам намного легче отслеживать свою прибыль, контролировать своевременность и полноту уплаты налога, когда у работодателей меньше количества работников, чем делать это с помощью прямого участия со множеством самозанятых лиц, каждый из которых имеет несколько доходов и различные виды деятельности.

Итак, вопросы развития систем налогового администрирования самозанятых играют в настоящее время немаловажную роль в становлении налоговой системы.

На протяжении последних десятилетий борьба с «теневыми» формами занятости на рынке труда, а также с «серыми» зарплатами была непостоянной. Там участвовали разные группы рабочего населения, включая представителей малого бизнеса, самозанятых, наемных работников. По данным ФНС России на 1 ноября 2022 года число фактических налогоплательщиков налога на профессиональный доход составило 1 170 тыс. человек. На диаграмме приведены данные ФНС России, представляющие собой топ-10 видов деятельности по количеству самозанятых.

Главной задачей внедрения эксперимента считалась разработка простого и легкого способа законно вести бизнес и получать доход от подработок, оказания фриланс услуг, деятельности, приносящей нерегулярный заработок, без ситуаций наложения санкций за нелегальную предпринимательскую деятельность.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что малому и среднему бизнесу было тяжело существовать в сложившейся ситуации особенно в связи с пандемией коронавируса. Но в этих тяжелых условиях, работодатели оценили варианты удаленной работы, увидев, что продуктивность сотрудника не меняется. А новый статус самозанятого облегчил работодателям найм работников по всей территории РФ, в том числе и за рубежом. Тем самым уменьшив влияние теневой экономики, то есть числа серых зарплат, нелегального трудоустройства, а малым предпринимателям (мастер по маникюру и т.д.) позволило выйти на легальный рынок.

Библиографический список:

1. Балова М. Н. Налог на профессиональный доход: особенности, перспективы / М. Н. Балова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С. 75-77. – URL: https://moluch.ru/archive/344/77293/ (дата обращения: 07.02.2023).
2. Каминова А. Ю. Анализ введения в РФ нового налогового режима для самозанятых граждан / А. Ю. Каминова. – Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 110-114. (дата обращения: 07.02.2023).
3. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс] // Информационная справка Минэкономразвития о мерах поддержки, предусмотренных в отношении физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и основных характеристиках их деятельности. // Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/ioF96LklvjUYnm33A7gb9jdnE93EnEQI.pdf (дата обращения: 07.02.2023).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх