Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №115 (март) 2023
Разделы: Образование
Размещена 22.03.2023.
Просмотров - 390

СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ГРУППЫ РИСКА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Аюпова Елена Евгеньевна

кандидат педагогических наук

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Театр на Звезде" г. Перми

учитель-логопед

Пестренина Лариса Евгеньевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Театр на Звезде»


Аннотация:
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы функционирования служб ранней помощи детям с особенностями в развитии раннего возраста в Пермском крае. Затрагивается региональный аспект, межведомственное взаимодействие, работа в междисциплинарной команде. Описываются различные формы оказания услуг ранней помощи как в системе образования, так и в здравоохранении и учреждениях Министерства социального развития Пермского края. Представлен анализ охвата услугами ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска на всей территории пермского края. Описаны различные модели предоставления ранней помощи детям: консультационный пункт, лекотека, служба ранней помощи, центр игровой поддержки. Представлен алгоритм получения услуги в зависимости от предоставляемой формы ранней помощи, разработанные краевой рабочей группой в период апробации разных моделей и форм в течение последних пяти лет. В статье сделан акцент на раннее своевременное выявление отклонений в развитии


Abstract:
The article contains basic trends and major problems of early rehabilitation services’ operations built for children with limited early development opportunities in the Perm region. The author describes such important service functionality parts as regional dimension, inter-agency cooperation and interdisciplinary team. Moreover, the article presents different ways to provide early rehabilitation services in both education system, health-care system and social development institutions of Perm region. The article presents coverage analysis of early rehabilitation services for children with limited opportunities in the Perm region. Moreover, there are described different models of providing early rehabilitation services such as clinic, library of toys (lekotek) and so on. The author shares with us algorithm that was developed by region working group during 5 years of approbation period and explain how to obtain some services depend on different forms of early rehabilitation assistance pr


Ключевые слова:
ранняя помощь; технологии ранней помощи; дети с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды; лекотека; консультационный центр; центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Keywords:
early rehabilitation; limited opportunities; childhood disability; interdepartmental interaction; early rehabilitation service; early rehabilitation technologies; advisory center with special developmental needs; library of toys (lekotek)


УДК 376. 1

Введение. В современной России неуклонно растет число новорожденных, имеющих те или иные отклонения в развитии. При обследовании детей на психолого-медико-педагогических комиссиях сохраняются тенденции повышения количества детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Актуальность. В системе образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработаны адаптированные образовательные программы, которые учитывают специфику развития ребенка при определенном нарушении развития. Однако не все дети раннего возраста посещают образовательные организации, где реализуют указанные программы. Поэтому вариативность оказания ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска особенно актуальна на современном этапе развития общества.

Цель: повышение качества образования детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Задачи:

- изучить алгоритмы оказания помощи детям с ОВЗ в образовательных организациях Пермского края;

- разработать модели коррекционной помощи в условиях ОО;

- разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми раннего возраста в ОО.

Научная новизна: инновационные модели и содержательные аспекты оказания ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Основная часть. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска, а также их семьям в Пермском крае проходит путь становления: начиная с 2015 года образовательные организации внедряют разные модели и формы оказания помощи этой категории детей. Проблема возникает еще на первоначальном этапе, так как нет единых подходов к понятию «ранняя помощь» в трех ведомствах. А именно, социальная зашита трактует раннюю помощь как визитирование и направление семьи, когда специалисты центров комплексной реабилитации (они функционируют в городских округах Пермь, Чайковский, городе Березники, Юсьвенском муниципальном округе) консультируют родителей ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, дают мастер-классы по развитию и уходу за ребенком [16].

Специалисты здравоохранения понимают раннюю помощь как оказание своевременной медицинской поддержки для функционирования поврежденных органов и систем человеческого организма [Дугина 2019: 42] или оказание консультативной, диагностической, лечебной и реабилитационной помощи детям из групп риска по формированию хронической и инвалидизирующей патологии [Владимирова 2018: 172].

Педагоги же характеризуют раннюю помощь как систему развивающих занятий с ребенком группы риска или с ребенком с ОВЗ посредством отдельных специалистов, например, тифлопедагог или междисциплинарной команды (психиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед), в зависимости от структуры дефекта и ее тяжести [Приходько 2015].

Поэтому система ранней помощи в Пермском крае весьма разнопланова:

-имеются центры и кабинеты ранней помощи в системе здравоохранения, они находятся при больницах и поликлиниках, где медицинский персонал оказывает ребенку необходимую медицинскую помощь, иногда это развивающий уход для новорождённых детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии [Аюпова, Меньшикова 2018];

-в системе социальной защиты населения в Пермском крае функционирует служба ранней помощи, созданная на базе Центра комплексной реабилитации инвалидов. Особенность этой службы в том, что специалисты работают, главным образом, с родителями, так как только они каждый день находятся с ребенком дома и могут активно применять все то, чему научат их специалисты в ходе консультаций в Службе. Родители — активные члены команды специалистов. На всех занятиях присутствие родителя (или законного представителя) обязательно [Бронников 2019:133].

-в системе образования Пермского края работают 84 организации, на базе которых осуществляется ранняя помощь детям с ОВЗ, группы риска и их семьям. Ее формы разнообразны: консультационный центр, центр игровой поддержки, лекотека, центр ранней помощи, служба ранней помощи. Территориальный охват значителен: 2 краевых учреждения,  по одному учреждению в Бардымском муниципальном округе, в г. Березники, Большесосновском муниципальном районе, Верещагинском городском округе, Еловском муниципальном округе, Ильинском городском округе, Карагайском муниципальном округе, г. Кунгуре, Нытвенском городском округе, Осинском городском округе, Оханском городском округе, Очерском городском округе, Чернушинском городском округе, Чердынском городском округе, Чусовском городском округе, Юрлинском муниципальном округе;

по 2 учреждения в Горнозаводском и Краснокамском городских округах;

по 3 в Добрянском и Октябрьском городских округах;

по 4 в Кудымкарском и Частинском муниципальных округах;

по 5 в г. Губахе, г. Кудымкаре, Куединском муниципальном округе, Пермском городском округе, Соликамском городском округе;

по 6 в Пермском муниципальном районе и Чайковском городском округе;

9- в Кочевском муниципальном округе [15].

Функционирование различных организаций помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии осуществлялось под руководством краевой группы по апробации форм оказания ранней помощи детям в возрасте до трех лет, утверждённых приказом Министерства образования и науки Пермского края от 15.05.2017 СЭД-26-01-06-495. Группа работала по следующим направлениям:

  • разработка нормативно-правовой и методической документации для сопровождения региональных моделей и форм оказания ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет;

  • организация методического, психолого-педагогического

 сопровождения учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям в возрасте до трех лет.

В результате работы педагогического сообщества, при нашем участии, были разработаны и апробированы две модели: психолого-педагогическая и консультативная, в рамках которых апробированы формы работы с детьми: центр игровой поддержки, консультационный пункт, центр ранней помощи, лекотека и пр.

Психолого-педагогическая модель работы Службы

Целью данной модели является организация оказания психолого-педагогической помощи родителям детей раннего и младенческого возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию. Направлена на коррекцию и компенсацию нарушений развития, выявление потенциальных возможностей ребенка, обучение родителей взаимодействию со своим ребенком, вовлечение родителей/законных представителей в работу междисциплинарной команды.

Консультативная модель работы Службы

Консультативная модель направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста в целенаправленный развивающий процесс. В рамках работы данной модели родители смогут получить консультацию любого узкого специалиста по профилю нарушения развития ребенка от 0 до 3 лет: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-психиатра или невролога.

 Содержание работы определяется двумя практическими задачами:

-распознать неблагополучие и его причины в каждом конкретном случае

-осуществить консультативную помощь с целью дальнейшей абилитации ребенка.

Таким образом, система работы в данных моделях выстраивается по трем направлениям:

1.Тесное сотрудничество разных специалистов (врачей, педагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов и др.) по оказанию квалифицированной помощи ребенку и его семье;

2.Информирование населения о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей 0—3 лет (услуги, предоставляемые дошкольными образовательными организациями (ДОО), Центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), некоммерческими организациями и т.д.);

3.Включение родителей в общее коррекционно-развивающее пространство с учетом интересов ребенка, потенциальных возможностей его развития

и состояния здоровья.

Одним из новационных вариантов оказания ранней помощи в Пермском крае является выездной консультационный пункт. Длительная и качественная апробация данной формы прошла на базе Чайковского городского округа. Эта форма привлекательна для семей, которые не могут по разным причинам выехать из своей территории для получения консультации по вопросам воспитания и развития ребенка младенческого и раннего возраста, а специалисты в данной территории отсутствуют (как правило, отдаленные небольшие деревеньки и сельские поселения).

Направления деятельности выездного консультационного пункта:

- диагностическое направление: обследование ребенка, определение его индивидуальных особенностей, а также выявление нарушений в развитии;

- информационно-консультативное направление: информирование, консультирование родителей об особенностях развития и коррекции нарушений развития их ребенка и (или) необходимости обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию;

- информационно-просветительское направление: оказание консультативно-методической помощи педагогическим работником дошкольных образовательных организаций по вопросам воспитания и обучения детей группы риска или с ограниченными возможностями здоровья.

В команду выездного консультационного пункта входят: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, невролог.

Более комплексной помощью в современных условиях является служба ранней помощи (СРП) при ДОО. ЦельюСРП является раннее своевременное выявление отклонений в развитии ребенка, комплексное сопровождение специалистов для коррекции и компенсации отклонений в развитии, оказание методической, консультативной и коррекционной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе [7].

Основные задачи Службы ранней помощи:

- междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, эмоциональной-личностной, двигательной, речевой, области самообслуживания);

- определение состояния психического здоровья ребенка, особенностей детско-родительских отношений; выявление основных потребностей ребенка и семьи;

- обучение родителей методам коррекционного взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями и группы риска.

- комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ или группы риска (специальные коррекционные занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, определение ведущего специалиста в зависимости от нозологии нарушения развития, продолжительность занятий зависит от динамики коррекционной работы).

Алгоритм работы СРП:

  • Обращение родителя/законного представителя.

  • Комплексная углубленная диагностика (междисциплинарная команда: психиатр, невролог, окулист, отоларинголог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог).

  • Определение направления программы помощи семье. По итогам семья получает заключение о зачислении ребенка в программу СРП.

  • По результатам диагностики определяются специалисты, которые будут сопровождать семью и составляется программа с определением целей и задач и назначением ведущего специалиста (при нарушениях слуха ˗ это сурдопедагог, дефектах зрения ˗ тифлопедагог,  первичном речевом недоразвитии ˗ учитель-логопед, задержке психического развития ˗ педагог-психолог, интеллектуальных нарушениях ˗ учитель-дефектолог и т.д.).

  • Семья приезжает в СРП на занятия, согласно установленному

графику. В зависимости от нарушений выбирается индивидуальная или групповая форма работы.

  • В течение коррекционной работы проводится мониторинг динамики развития ребенка.

  • В завершении проводится итоговое обследование ребенка при выпуске из СРП для определения оптимального педагогического маршрута, который определяет психолого-медико-педагогический (психолого-педагогический) консилиум.

Одной из важнейших задач современной ранней помощи является обеспечение преемственности между Службой ранней помощи и дошкольными образовательными организациями (ДОО);

-сотрудничество с учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты на основе межведомственного взаимодействия;

-информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.

Ранняя помощь ребенку и семье включает в себя:

-создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

-междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

-отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

 Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, включает в себя:

-раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

-консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

-предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

 Направления деятельностиСлужбы ранней помощи:

-диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребёнка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи;

-коррекционно-развивающее направление обеспечивает помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия, разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста;

- консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;

-информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребёнка в соответствии с его возможностями.

 В Службу ранней помощи принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) на основании рекомендаций ПМПК либо ППк.

Между руководителем учреждения и родителями (законными представителями) ребенка заключается договор или соглашение на оказание услуг ранней помощи.

 Организация коррекционно-образовательного процесса Службы ранней помощи регламентируется годовым планом работы учреждения и расписанием занятий, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно.

  Занятия с детьми специалисты Службы ранней помощи проводят с обязательным участием родителей (законных представителей); возможно одновременное участие двух различных специалистов.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультация, тренинг и др.

Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов – в соответствии с СанПиН.

Домашнее визитирование - не более 2 часов.

Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами Службы ранней помощи. Продолжительность обсуждения до 2 часов в неделю.

 Учреждение, на базе которого организована Служба ранней помощи, работает под непосредственным руководством Учредителя.

 Руководитель Службы ранней помощи назначается приказом директора учреждения, является профильным специалистом в оказании ранней помощи.

 Руководитель организует деятельность Службы ранней помощи и несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности Службы ранней помощи в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом Учреждения. Степень ответственности других специалистов Службы ранней помощи устанавливается должностными инструкциями.

 Руководитель Службы ранней помощи разрабатывает и представляет директору Учреждения на утверждение следующие документы:

- планы работы Службы ранней помощи год;

- статистические и аналитические отчеты;

- планы просветительских мероприятий;

- другую учетную и отчетную документацию в соответствии с номенклатурой дел Службы ранней помощи.

Контроль за деятельностью Службы ранней помощи осуществляет директор Учреждения.

 Служба ранней помощи при Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП)

Подразделение «Служба ранней помощи» (далее - Подразделение) осуществляет свою деятельность на базе учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Подразделение создается для детей в возрасте от 0 месяцев до 3 лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения).

Деятельность Подразделения осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, включающего методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, группы риска и их семьям.

Приоритетным направлением помощи детям младенческого и раннего возраста является реализация Подразделением психолого-педагогических программ и осуществление методического сопровождения семьи в процессе согласованной деятельности специалистов разного профиля.

Подразделение формируется из числа сотрудников ЦППМСП. В его состав  входят: руководитель СРП, педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педиатр, социальный педагог, инструктор по физкультуре, специалист по массажу, невролог, психиатр.

Цель: организация психолого-педагогической, медицинской и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или риском возникновения нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции нарушений в развитии.

Задачи:

- проведение комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения);

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ, группы риска и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями;

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Режим работы Подразделения определяется учреждением самостоятельно в соответствии с Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка.

 Технологии и методы работы специалистов Подразделения определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.

 Первичный прием ребенка и семьи:

    - индивидуальная встреча с родителями (законными представителями) ребенка, целью которой является сбор и изучение предоставленной информации о ребенке (в том числе, выписки из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации) его семье;

- первичная оценка развития ребенка, которая предполагает оценивание его уровня развития одновременно одним - двумя специалистами;

- анализ данных анкеты, заполненной родителями, которая может быть заполнена родителями (законными представителями) дома;

На основании заявления между Центром, в лице руководителя и родителями (законными представителями) заключается договор/соглашение, который/ое регламентирует характер отношений, права и обязанности участников, продолжительность его действия, условия его продления или завершения. Сотрудник первичного приема записывает семью на прием к специалистам и предлагает родителям заполнить анкету (приложение), понаблюдав за ребенком дома. Анкета обрабатывается одним специалистом первичного приема, и его результаты представляются родителям и всем специалистам, которые проводят прием.

По результатам первичного приема принимается решение о включении ребенка и семьи в программу сопровождения или оказания индивидуальной консультации семье специалистами Подразделения. В случае, если специалисты приходят к выводу, что уровень развития ребенка соответствует возрастной норме, то семью консультируют по заявленной проблеме, информируют о программах ЦППМСП и семья продолжает самостоятельно, без помощи специалистов, воспитывать ребенка. В случае если специалисты отмечают нарушения в развитии ребенка, то ребенок зачисляется на сопровождение.

Специалистами Подразделения разрабатывается Программа психолого-педагогического или междисциплинарного сопровождения в срок не более 2-х недель от проведения первичного приема.

 Реализация Программы сопровождения предусматривает разработку стратегии помощи семье, включает определение услуг, которыми будет пользоваться семья для достижения запланированных результатов.

Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи.

Продолжительность непрерывной деятельности во время занятия с детьми раннего возраста составляет до 15 минут и проводится не реже 2-х раз в неделю.

Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации.

Занятия с детьми специалисты Подразделения проводят с обязательным участием родителей (законных представителей).

 Оценка эффективности Программы сопровождения осуществляется систематически: специалисты обсуждают, какие ожидаемые результаты уже достигнуты, какие новые задачи будут поставлены на следующем этапе коррекционного сопровождения.

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого:

- дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в СРП;

- дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия.

По достижению ребенком 3 лет специалистами, совместно с родителями, планируется дальнейшее сопровождение перехода ребенка в другие учреждения. Родителям предоставляется информация об образовательных и социальных учреждениях края в соответствии с потребностями ребенка. С родителями проводится подготовительная работа:

• Семье предоставляется информация об особенностях учреждения, которое планирует посещать ребенок, осуществляется знакомство семьи с персоналом учреждения и др.;

• Для учреждения подготавливается информация о ребенке, его особых потребностях, проводится консультирование персонала по адаптации образовательной среды к потребностям  и возможностям ребенка.

С момента получения родителями (законными представителями) направления в дошкольную образовательную организацию, дети направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) раннего возраста –это одна из форм психолого-педагогической помощи семье, при которой ребёнок вместе с родителями включается в «единое образовательное пространство».

ЦИПР осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья или риском нарушений на основе современных методов организации игровой деятельности [8, с.107].

Деятельность Центра игровой поддержки ребёнка раннего возраста представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до 3-х лет, позволяет создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг.  

Для осуществления деятельности ЦИПР должны быть созданы организационно – педагогические условия, решены вопросы кадрового обеспечения,  разработаны  нормативные документы:  приказ об открытии ЦИПР, Положение, составлен план работы, форма журнала приёма родителей, журнал индивидуальной работы с ребенком, протокол игрового сеанса, заключен  договор с  учреждением здравоохранения.

Центр игровой поддержки ребенка создан с целью раннего выявления нарушений развития ребенка, организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с ОВЗ или риском нарушений на основе современных методов организации игровой деятельности и использования в практике  современных игровых технологий.

Основные задачи ЦИПР:

  • максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка, сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии малыша и началом целенаправленной коррекционной работы;

  • оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего возраста на основе игровой деятельности;

  • построение индивидуальных комплексных программ сопровождения

и игровой поддержки на основе выявления потенциала развития ребенка;

  • обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий

процесс.

  • обучение родителей способам применения игротерапии и сенсомоторной коррекции;

  • консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Основные направления ЦИПР:

-вовлечение детей с трудностями адаптации и отклонениями в развитии в развивающий процесс с первых месяцев жизни;

-установление продуктивных взаимодействий с учреждением системы здравоохранения для выявления детей младенческого и раннего возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении;

-разработка и внедрение игровых, коррекционных технологий сопровождения детей в условиях ЦИПР;

-обучение родителей игровым приемам и методам взаимодействия с ребёнком, оказание психологической поддержки членам семьи.

Направления работы специалистов ЦИПР:

  • Коррекционно-развивающее направление обеспечивает помощь в реализации индивидуального образовательного маршрута; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста на основе рекомендаций ПМПК или ППк.

  • Консультативное направление предполагает консультирование родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.

  • Информационно-просветительское направление обеспечивает просвещение родителей и педагогической общественности по вопросам обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста с особенностями в развитии.

Основной формой работы с детьми в ЦИПР является игровой сеанс.  Игровой сеанс – это форма работы педагога с ребенком и его родителем, или другим членом семьи, преимущественно занимающимся воспитанием ребенка. Он направлен на решение основных задач ЦИПР: реализацию индивидуальной  программы сопровождения ребенка, оценку динамики развития ребенка, нормализацию детско-родительского взаимодействия.

Продолжительность игрового сеанса соответствует СанПиН и включает разные виды совместной деятельности специалиста, родителя и ребенка. Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка с ОВЗ.

В структуру игрового сеанса входит:

-наблюдение за свободной игрой ребенка с целью формирования представлений об особенностях его развития;

-сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач коррекционно-развивающей  программы;

-наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций);

-обучение специалистом родителей техникам стимуляции развития и поддержки ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка и др. во время совместной игры ребенка и родителя;

-совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы, обучения родителей техникам стимуляции развития и поддержки ребенка и пр.;

-индивидуальное занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуальной программы;

-беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и т.д.

Еще одна из форм оказания ранней помощи детям с проблемами в развитии -лекотека-  от leko – «игрушка» и  tek (греч.) – «собрание».

Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения коррекции дефектов развития, осуществления психологической поддержки детей и их родителей [Калинина 2014:204].

Основным методом лекотеки является игра. Занятия в лекотеке позволяют реализовать основные задачи современной образовательной политики по созданию специализированных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель лекотеки: создание специализированных условий для социализации и абилитации детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: создать материально-техническую базу лекотеки, как полифункциональной среды для социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

разработать систему мониторинга развития детей с ограниченными возможностями здоровья для оценки эффективности занятий в  лекотеке;

реализовать коррекционно-развивающие программы для детей с особыми образовательными потребностями в  лекотеке;

обучить родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами младенческого и раннего возраста.

Организация работы лекотеки:

-подгрупповые занятия,

-групповые (фронтальные) занятия,

-группы по возрасту,

-группы по структуре дефекта,

-занятия с одним специалистом,

-занятия с несколькими специалистами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по лечебной физкультуре).

Лекотека использует семейно-центрированную игру как ключ для интеграции детей, имеющих инвалидность или проблемы в развитии в общественную жизнь.  Но, к сожалению, родители не всегда знают, как надо играть, общаться с ребенком, особенно если он имеет серьезные проблемы в развитии. Они бояться сделать что-то не так. Таким образом, формируется родительская беспомощность, поэтому родителей нужно обучить коррекционным и развивающим играм с детьми. Работа лекотеки как раз и направлена на стимуляцию игровой деятельности ребенка и его эффективного общения с другими членами семьи.

 Лекотека создается для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальной недостаточностью, сенсорные и интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра с умственной отсталостью, другие сложные нарушения.

На основе заключения специалистов ПМПК, диагностики специалистов образовательного учреждения специалистами лекотеки разрабатываются индивидуальные маршруты для детей, подбираются адекватные формы работы и специализированные игрушки для занятий.

Деятельность лекотеки основана на посещении родителей с детьми младенческого и раннего возраста, где в определенное время на занятиях в индивидуальной или групповой (от 2 до 5 человек) формах с ними работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники и учитель-дефектолог.

Индивидуальные игровые сеансы в лекотеке проводятся до двух раз в неделю, они имеют временные рамки, но в целом их структура и содержание меняются в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка 

В основу групповых занятий положен тренинг раннего развития в паре мама-ребенок С.В.Ворониной, Р.Ю.Кухаренко [1, с.9] и методические рекомендации [9, с.34]. Основная цель занятий в лекотеке – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками лекотеки. На групповых занятиях создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, для развития подражательных способностей, и доброжелательного отношения к сверстникам, развития социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков, повышению инициативы и активности.  

Групповые занятия проводятся по следующей структуре:

  1. Приход детей, свободное общение детей и родителей.

  2. Музыкальное приветствие, которое направлено на развитие коммуникативной культуры.

  3. Игр с пальчиками, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, координации, подражательности.

  4. Песни в кругу (игра на музыкальных инструментах, изображение сюжета песни с помощью кукол, надеваемых на руку, игрушек, жестов, звукоподражательных слов, музыкальные игры).

  5. Коррекционно-развивающие игры (в том числе фонепедические упражнения, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, речевые подвижные игры, песни, хороводы, изобразительная  деятельность с использованием арт-терапии -пальчиковая живопись, тестопластика,  бумажная пластика и другие)

  6. Релаксация.

  7. Прощание.

  8. Спонтанная игровая деятельность.

Все составляющие занятия имеют единый сюжет; стержнем является лексическая тема, на которую нанизывается различные задания, виды деятельности.

Функционирование лекотеки позволяет родителям получить опыт позитивного взаимодействия с ребенком, повышают уровень компетентности родителей в области игры, обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ или инвалидностью, позволяет неопытным родителям осуществлять выбор игрушек по возрасту, интересам ребенка, получить совет и инструкцию квалифицированного специалиста по вопросам коррекции недостатков в развитии.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что в Пермском крае представлены разнообразные формы оказания ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска, что обусловлено местной спецификой муниципальных округов и городов региона. Результаты. Благодаря нашему активному сопровождению и разработке моделей оказания ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Пермском крае данный вид коррекционной помощи организуется на высоком профессиональном уровне: разработаны методические рекомендации, различные модели и пр., позволяющие организациям выбрать наиболее подходящую для себя с учетом местных условий и специфики контингента воспитанников. Однако процесс еще идет, говорить о завершении налаживания системы пока рано, необходима апробация вышеуказанных форм с учетом полноценного межведомственного взаимодействия при едином подходе специалистов разных систем.

Библиографический список:

1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама - ребенок. ˗ М.: Речь, 2008. ˗272 с.
2. Концепция развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года/ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.20 от 31.08.2016 г. № 1839-р.
3. «Международный семинар по развивающему уходу для новорожденных детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии»: Сборник статей. ˗ СПб.: СПбГПМУ Минздрава России, 2018. ˗ 185 с.
4. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ОВЗ. ˗ М., 2016. ˗80 с.
5. Методические рекомендации к выбору коррекционно-развивающих методик для работы с детьми раннего возраста / ред.кол. Е.Е.Аюпова, О.А.Меньшикова; ЦППМСП. – Пермь, 2017. – 22 с.
6. О развитии ранней помощи в Российской Федерации. Е.М.Старобина, В.В.Лорер /Педагогическое образование в России. -2019.- №2.-С. 107.
7. Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: Методическое пособие/ Старобина Е.М., Владимирова О.Н., Ишутина И.С., Лорер В.В., Шошмин А.В., Ермолаева Е.Е., Самарина Л.В., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж. /под ред. проф. Г.Н. Пономаренко. – Санкт-Петербург, 2019. – 72 с.
8. О становлении системы ранней помощи в Российской Федерации. Е.М. Старобина/ Сборник трудов третьего Национального конгресса с международным участием «Здоровые дети — будущее страны»// Медицина: теория и практика. – 2019. - № 4. - С. 519.
9. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ОВЗ и их родителям. ˗ М.: Деловые и юридические услуги, 2015. ˗ 145 с.
10. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения. Г.А.Бутко, Т.А.Кательсон, С.П.Олту /Вестник Мининского университета.- 2019. -Том 7.- С.5.
11. Развитие трехуровневой модели ранней помощи в Пермском крае. В. А. Бронников, М. И. Григорьева, В. Ю. Серебрякова / Специальное образование. -2019.- № 4.- С. 130.
12. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 г.- № ВК-15/07.
13. Создание службы ранней помощи в Пермском крае. Е.Е. Аюпова, О.А. Меньшикова /Пермский педагогический журнал. -2018.- № 9.- С.167.
14. Эффективные практики ранней помощи (Опыт реализации программа Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах РФ): Информационно-методический сборник. – М.: Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтенрация», 2015. – 130 с.
15. Министерство образования и науки Пермского края. URL: http://minobr.permkrai.ru/activity/doshkolnoe/sluzhba-ranney-pomoshchi/
16. Центр комплексной реабилитации инвалидов. URL: http://rehabperm.ru/%d0%be-%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b6%d0%b1%d0%b5/ (дата обращения: 09.03.2022).




Рецензии:

22.03.2023, 17:04 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: 15% населения мира (1 млд. человек) — имеют ту или иную форму инвалидности, присущую им при рождении или приобретенную в более позднем возрасте и почти 240 миллионов из них дети. Конвенция о правах инвалидов определяет жизнь с инвалидностью как наличие длительного физического, психического, интеллектуального или сенсорного нарушения, которое при взаимодействии с окружающей средой препятствует участию в жизни общества наравне с другими. Дети и подростки с инвалидностью живут в каждом сообществе и рождаются или приобретают отчетливые нарушения, которые по отношению к их окружению приводят к функциональным трудностям, таким как зрение, ходьба, общение, уход за собой или заведение друзей.Ряд барьеров ограничивает их способность функционировать в повседневной жизни, получать доступ к социальным услугам (образование и здравоохранение) и участвовать в жизни своих сообществ. К этим барьерам относятся: Физические барьеры (здания, транспорт, туалеты и игровые площадки, недоступные для людей в инвалидных колясках); Коммуникационные и информационные барьеры (учебники, не напечатанные шрифтом Брайля или сообщения, доставляемые без сурдоперевода); Поведенческие барьеры (стереотипы, низкие ожидания, жалость, снисходительность, домогательства и издевательства).Конвенция о правах инвалидов (Convention on the Rights of Persons with Disabilities - CRPD) была принята в 2006 году в ответ на серьезные нарушения прав человека, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями во всем мире. Данная конвенция обязывает правительства мира принимать конкретные меры для содействия полному и равному осуществлению ими всех прав человека и основных свобод. Статья Аюповой Елены Евгеньевны является актуальной, имеется научная новизна. Статью рекомендую к публикации в SCI-ARTICLE.RU.

23.03.2023, 20:50 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Представленная статья является актуальной, значимой для научного мира. Отличается новизной. Текст изложен последовательно и логично. Несмотря на достоинства работы, есть ряд вопросов и рекомендаций: Цель вызывает сомнения. Тема заявленной статьи, посвящена оказанию ранней помощи, а цель направлена на повышение качества образования детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. К тому же возникает следующий вопрос к автору - каким образом он будет повышать это качество и проверять его повышение? задача - разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми раннего возраста в ОО не нашла свое отражение в содержании представленной статьи. Статья рекомендуется к публикации после доработки.

27.03.2023 13:13 Ответ на рецензию автора Аюпова Елена Евгеньевна:
Ранняя помощь и есть образование детей, т.к. еще Л.С.Выготский писал "Обучение аномального ребенка ведет за собой его развитие". Методические рекомендации разработаны и опубликованы, мы не могли их включить в статью: они большие по объему.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх