Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №119 (июль) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 13.06.2023.
Просмотров - 806

АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Трусова Алина Владимировна

Полесский государственный университет

студент

Марина Николаевна Галкина, ассистент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
Автором рассмотрена динамика расходной части республиканского бюджета за период 2021-2022 гг. и проведен анализ. Выявлена проблема дефицита государственного бюджета и предложены рекомендации по оптимизации расходной части государственного бюджета.


Abstract:
The author considers the dynamics of the expenditure part of the republican budget for the period 2021-2022 and analyzes it. The problem of the state budget deficit has been identified and recommendations for optimizing the expenditure part of the state budget have been proposed.


Ключевые слова:
расходы государственного бюджета; доходы государственного бюджета; дефицит государственного бюджета

Keywords:
state budget expenditures; state budget revenues; state budget deficit


УДК 336.14

Введение. Расходы государственного бюджета – это важнейший компонент бюджетной системы любой страны. Сами же расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства. На состав и структуру расходов республиканского бюджета огромное влияние оказывает действующая в стране финансовая политика. В Республике Беларусь в структуре расходов наибольший удельный вес приходится на сферы: социальная политика, здравоохранение, образование, культура и средства массовой информации, наука и инновационное развитие, физическая культура и спорт, жилищное строительство, Государственная инвестиционная программа.

Актуальность темы заключается в том, что при грамотном планировании расходов республиканского бюджета государство может направить финансовые ресурсы на решение текущих проблем социального и экономического развития страны, распределить национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Цель исследования — изучить расходы государственного бюджета Республики Беларусь, провести их анализ, выявить проблемы, связанные с расходной частью республиканского бюджета, и предложить пути их решения.

Научная новизна исследования заключается в проведении анализа расходов государственного бюджета Республики Беларусь за 2021-2022 гг.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, которые возникают в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному признакам [1, с. 269].

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства [2, с. 138].

В структуре расходов Республики Беларусь основной удельный вес приходится на следующие сферы: социальная политика, здравоохранение, образование, культура и средства массовой информации, наука и инновационное развитие, физическая культура и спорт, жилищное строительство, Государственная инвестиционная программа.

Для более детального анализа проанализируем тенденции изменения структуры расходов государственного бюджета за 2021-2022 гг. на рисунке 1, представленном ниже


Рисунок 1. Динамика расходов государственного бюджета Республики Беларусь за 2021-2022 гг., млн. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, 4].

Расходы государственного бюджета в 2022 году профинансированы в сумме 30,67 млрд. рублей, что на 3,32 млрд. рублей выше уровня 2021 года. Рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2022 году может быть обусловлен множеством факторов. Можно выделить некоторые из наиболее распространенных причин увеличение расходов государственного бюджета:

- Увеличение расходов на финансирование государственных программ социально-экономической направленности и государственных программы в сфере национальной безопасности.

Так значительную часть расходов государственного бюджета в 2022 году занимали расходы на здравоохранение, образование, жилищное строительство и расходы на развитие социальной политики. Из провиденной диаграммы видно, что расходы государственного бюджета на все перечисленные выше статьи расходов в 2022 году были увеличены по сравнению с 2021 годом.

Помимо этого, рост расходов государственного бюджета Республики Беларусь в 2022 году обусловлен необходимостью принятия мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, включая мероприятия по вакцинации населения, внедрение в деятельность современных технологий ранней диагностики, профилактики, лечения и реабилитации пациентов.

- Рост экономических потребностей. Так если государство испытывает экономические трудности, правительству необходимо увеличивать расходы на стимулирование экономики, поддержку предприятий и развитие инфраструктуры.

- Увеличение расходов на финансирование военной сферы. Если республика находится в состоянии конфликта или нуждается в укреплении своей обороноспособности, то это ведет к увеличению военных расходов и, соответственно, увеличению расходов государственного бюджета.

Можно отметить, что Республике Беларусь расходы на национальную оборону в 2022 году увеличились на 0,35 млрд. руб. по сравнению с 2021 годом и составили 1,81 млрд. руб.

- Еще одной причиной увеличения расходов республиканского бюджета является инфляция. В этом случае правительство вынуждено увеличивать затраты на те же услуги и продукты, чтобы компенсировать увеличение цен.

Уровень инфляции в Республике Беларусь в 2022 году вырос на 2,83 процентных пункта по сравнению с 2021 годом и составил 12,8 процента.

Для реализации задач и функций государства республиканский бюджет должен иметь устойчивую ресурсную базу. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц, которые образуют большую часть доходов государственного бюджета. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь являются основным источником финансирования расходов государственного бюджета.

 Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие у субъектов хозяйствования и населения с государством в процессе формирования бюджетного фонда. Формой реализации этих отношений являются налоговые и неналоговые виды платежей. Доходы так же могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств [5, с. 161].

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [6, с. 47].

На рисунке 2, представленном ниже, рассмотрим и проанализируем более наглядно динамику структуры доходов государственного бюджета за период 2021-2022 гг.


Рисунок 2. Динамика доходов государственного бюджета за 2021-2022 гг. в млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, 4].

Из рисунка 2 видим, что если в 2021 году доходы составляли 23,30 млрд. рублей, то в 2022 году достигли отметки в 27,83 млрд. рублей, что выше на 4,53 млрд. рублей по сравнению с 2021 годом.

Для Республики Беларусь одной из наиболее важных и острых проблем в настоящее время является проблема дефицита республиканского бюджета. Дефицит государственного бюджета препятствует развитию общества, так как усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Важно выбирать направления расходов государственного бюджета исходя из максимального эффекта, который будет получен в результате проведения мероприятий как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. Немаловажно выделить приоритеты на каждом конкретном этапе экономического развития.

 Для оптимизации расходной части государственного бюджета необходимо:

- усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам преимущественного финансирования при условиях эффективного использования государственных финансовых ресурсов;

- сократить расходы на финансирование целевых бюджетных фондов, входящих в состав бюджета. Это усилит их концентрацию на важнейших направлениях.

Сократить расходы на финансирование республиканского дорожного фонда в связи с тем, что в 2022 году доходы республиканского дорожного фонда составили 581 173 340,0 рублей, в то время как расходы на финансирование деятельности данного фонда составляют 770 642 340,0 рублей. Можно снизить затраты на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, для этого необходимо провести ряд мероприятий, таких как: выделение лимитов на требуемый объем работ по текущему ремонту, выбор поставщиков, обеспечивающих продажу материалов по низким ценам, сокращение затрат за счет повышения производительности труда;

- снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства путем сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности;

- исключить из состава расходов любые затраты, которые непосредственно не связанны со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития;

- расширять перечень платных услуг бюджетных учреждений, что позволит создать условия для формирования собственных доходов учреждений;

- научно обосновать норматив бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы.

Библиографический список:

1. Соколовская Ю. Анализ расходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь / Ю. Соколовская, М. Самоховец. – Рівне : Видавець О. Зень, 2018. – С. 269-272.
2. Корнейчик Д. В. Анализ и оценка расходов республиканского бюджета Республики Беларусь / Д. В. Корнейчик, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : электронный периодический научный журнал. - 2021. - № 93. - С. 137-142.
3. Бюджет для граждан на 2022 год // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet/budjet2022.pdf – Дата доступа: 17.03.2023.
4. Бюджет для граждан на 2021 год // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/upload/bp/budjet/budjet2021.pdf – Дата доступа: 17.03.2023.
5. Карачун Н. А. Анализ доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь и проблемы ее увеличения / Н.А. Карачун // Научный потенциал молодежи – будущему Беларуси : материалы XVI международной молодежной научно–практической конференции, Пинск, 15 апреля 2022 г. : в 2-х ч. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: В.И. Дунай [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2022. – Ч. 1. – С. 161-163.
6. Мацукевич О. С. Доходы республиканского бюджета и пути их увеличения / О. С. Мацукевич, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU: электронный периодический научный журнал. - 2020. - № 81. - С. 46-51.




Рецензии:

19.07.2023, 12:20 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Статья "АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ" имеет актуальность и научную новизну. В статье автором проведен анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь за 2021-2022 гг. В статье нужно отдельно написать Заключение с указанием путей улучшения расходной части бюджета, учитывая мировой опыт знаний. Например согласно ссылке [https://www.cbpp.org/blog/6-ways-to-improve-state-budgeting] в США рекомендованы 6 способов улучшения государственного бюджетирования, из которых можно извлечь наиболее приемлемые рекомендации и для Республики Беларусь: 1) Интерпретация полной бюджетной информации, в том числе о том, как был достигнут баланс и использовались ли одноразовые источники доходов. 2) Краткосрочные прогнозы доходов должны быть прозрачными и соответствовать историческим тенденциям роста. 3) Текущие расходы должны оплачиваться за счет регулярных доходов. 4) Заемные средства не должны использоваться для покрытия операционных расходов. 5) Государствам следует отказаться от составления бюджета исключительно наличными и перейти к такому типу учета, который используется в их проверенных всеобъемлющих годовых финансовых отчетах и ​​который показывает истинную приведенную стоимость будущих обязательств по расходам. 6) Государства должны создавать резервные фонды на черный день для защиты основных услуг во время экономических спадов. Статью Трусовой А.В. рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после подробного изложения автором Заключения.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх