Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №118 (июнь) 2023
Разделы: Лингвистика
Размещена 19.06.2023. Последняя правка: 21.07.2023.
Просмотров - 1025

Предпосылки формирования нейролингвистики

Солтиров Илия Цанков

доктор

Гуманитарная гимназия имени Святых Кирилла и Мефодия, Болгария, город Пловдив

учитель русского языка и литературы

Аннотация:
В статье рассматривается роль функционально-семантического аспекта в традиционном изучении афазии. Автором прослеживается путь становления нейролингвистики. В статье будут описаны взаимоотношения языка и мышления, что в настоящее время является актуальной проблемой.


Abstract:
The article examines the role of the functional and semantic aspect in the traditional study of aphasia. The author traces the path of the formation of neurolinguistics. The article will describe the relationship between language and thinking, which is currently an urgent problem.


Ключевые слова:
нейролингвистика; партикулы; афазия

Keywords:
neurolinguistics; “stray” particles; aphasia


УДК 81-11

Введение. Современная наука в целом находится на переломном этапе своего развития. С одной стороны, мы оказываемся на заре информации, поскольку XXI век предлагает неограниченное количество открытий и научных данных. С другой стороны, традиционные научные парадигмы не выдержали проверки временем. Самым простым примером будет явление афазии, которым занимаются медицинские науки и которое связано с нарушением функций головного мозга. Оно проявляется тем, что человек полностью или лишь частично теряет способность передавать свои мысли с помощью языка. Исследование основных типов афазии по отдельности могло бы внести большой вклад в развитие лингвистических данных, так как эти явления тесно связаны с устройством человеческого мозга, точнее, с его функциональными недостатками. Традиционная медицина уже много лет не может справиться с этой проблемой, что, в конечном счете, ставит под сомнение существование данной научной парадигмы. Явление афазии с общетеоретической точки зрения представляет собой совокупность центробежных сил, которые расшатывают и конструктивно разрушают границы медицины, лингвистики и психологии. Все это приводит к тому, что представители определенного научного направления обращаются за помощью к другим научным областям.

Актуальность проблемы. Кроме того, большинство современных лингвистов сходятся в том, что язык – это что-то среднее между живым организмом и строгой системой. Поэтому, прежде чем начнем, хотелось бы сказать пару слов о том, по какому пути не будем идти в поисках ответа на вопрос: “Как утрата способности говорить связана с нашим мозгом”? Мы не будем давать определения всем затронутым нами определениям, а также не будем претендовать на полноту правил, схем и научных суждений. Наша цель заключается в следующем:

    1. Выявить самые важные черты, характерные для лингвистики в конце XX – начале XXI веков;

    2. Затронуть основные причины возникновения нейролингвистики;

    3. Отметить огромный и пристальный интерес к строительному материалу коммуникативного фонда и к комбинаторным законам, по которым некоторые примарные частички сочетаются друг с другом. Изучение этого механизма могло бы объяснить схему расположения языка в мозгу и позволить ученым сосредоточиться на лечении афазии;

    4. Изложить некоторые идеи о том, что комбинаторика и селективная деятельность нашего мозга во многом напоминают механизм, по которому группируются самые древние и простые языковые единицы, которые можно рассматривать как единства плана содержания и плана выражения. Как примарные частицы, так и законы, которым они подчинятся, не поддаются внешним воздействиям;

    5. Дать этим частицам четкое определение очень трудно. Поэтому они н не имеют никакого отношения к таксономии и к парадигматике в современном понимании подсистем языка. С точки зрения системной науки, причины этой проблемы следует искать в недостаточной системности наших представлений об этих простых частицах и несовершенстве их метатеоретического обеспечения. В настоящей статье приводится авторское видение этой проблемы и формулируются некоторые рассуждения, которые могут рассматриваться как отдельные предложения по смене лингвистической парадигмы.

Методы исследования. Для решения поставленных в статье задач были использованы следующие лингвистические и общенаучные методы: научное описание предметов и объектов познания, научный анализ, научное обобщение, верификация, научная дедукция.

Научная новизна данной статьи состоит в том, что впервые прослеживается самоактуализация партикульных элементов в различных проявлениях афазии.

Характерные особенности современной лингвистики

В современном языкознании наблюдается интересное (нехарактерное для предшествующих эпох) явление, при котором в один и тот же период времени наука о языке подразделяется на множество обособленных подсистем. Современная наука в целом переживает тяжелейший кризис в связи с напрашивающимся вопросом: “Как вылечить тяжелую афазию?” Это обстоятельство приводит к тому, что С. Г. Шулежкова заявляет следующее: “Языкознание 1970-2000-х гг. не может быть обозначено именем какой-либо одной научной парадигмы” [5: 349].

Е. С. Кубрякова в своих исследованиях выделяет четыре отличительные черты современной лингвистики: антропоцентризм, экспанзионизм, функционализм и экспланаторность. [2]. Ключевое место в описании состояния современной лингвистики занимает антропоцентризм, который можно определить как совокупность взглядов на специфику языка и его элементов, в котором говорящий человек занимает центральное место.

Итак, за последние пять десятилетий в лингвистике произошла революция больших идей, в результате чего данная наука становится хрупкой и ломкой; здесь внешней границы практически не существует. Толчком, который изменил первоначальный облик науки о языке, стало масштабное вторжение многих языковедов в науки, занимающие промежуточное место между лингвистикой и другими отраслями человеческого знания.

Путь формирования нейролингвистики и предпосылки создания новой научны парадигмы

Нейролингвистика прошла долгий путь становления, предлагая в разные периоды и разные теории специфики языка. Она зародилась в глубокой древности и связана с появлением интереса к описанию звуков, издаваемых человеком: “Древнейшими являются связи языковедения с физиологией, поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи с его помощью, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка.” [1: 9]. Таким образом появляется так называемая биолингвистика, которая рассматривает язык как природное явление. С точки зрения этой науки, язык можно рассматривать как живой организм, обладающий собственной организацией.

Биолингвистика переживает свой пик развития в середине девятнадцатого века, когда возникает  натуралистическое направление в языкознании. Оно связано с именем А. Шлайхера. Согласно этой точке зрения, язык развивается независимо от воли людей и является природным явлением, т.е. биологическим органом, который неразрывно связан с телом человека. Биолингвистика представила богатый объем данных, чтобы можно было сделать два вывода. Первый – мозг резко отличается от всех других человеческих органов по устройству и функции, так как он трудно поддается лечению и описанию и заслуживает особого внимания врачей. А второй – язык не может быть биологическим продуктом отдельного человека, хотя продукт функционирования нашего мозга существует в материальной оболочке языка.

Тщательное рассмотрение биологических основ речевого акта проводится в особых разделах фонетики и фонологии. В исследования Н. С. Трубецкого мы видим новый этап изучения сложных отношений языка, которые опираются на биологическую основу. Ученный ввел фундаментальные для лингвистики понятия: фонема, корреляция, нейтрализация фонем. Основная заслуга Н. С. Трубецкого заключается в том, что он объяснил различие между фонетикой и фонологией, тем самым внеся вклад в биолингвистику и расширяя ее границы. “Учение о звуках речи, имеющее дело с конкретными физическими явлениями, должно пользоваться методами естественных наук, а учение о звуках языка в противополжность этому – чисто лингвистическими методами (шире – методами общественных или гуманитарных наук). Мы будем называть учение о звуках речи фонетикой, а учение о звуках языка – фонологией” [4 :9]. Однако определение фонем само по себе не обеспечивает понимание того, каким образом языковые единицы взаимодействуют и сотрудничают между собой в ходе речевой деятельности. 

Постепенно ученые стали понимать, что лингвистика и биология вместе тоже не могут решить важнейшие вопросы всего человечества: “Как устроен человеческий мозг? Какая у него структура и что происходит в нашей голове, когда что-то говорим? Как исправить дефекты человеческого мозга и помочь людям с патологиями?” Биолингвистика стала ненадежной, когда ученые начали учитывать тот факт, что она содержит больше нерешенных вопросов, чем явно установленных закономерностей. Неспособность решать важнейшие проблемы со стороны лингвистики и биологии приводит к тому, что эти две научные области обращаются за помощью к психологии. Наука нуждается в выходе из кризиса, в результате чего в недрах старой парадигмы зарождается новая, которая предлагает принципиально новый подход к изучению человеческого мозга.

Таким образом, возникает нейролингвистика, чьи исследования посвящены связи мозга и языка. Невидимые связи рассматриваются психологией, а видимые – биологией. Нейролингвистика – это научная парадигма, которая пытается выяснить, что происходит в мозгу у человека, когда он создает предложения и принимает участие в коммуникативном процессе, слушает, воспринимает сложные образы. Выходит, что нейролингвистика является сложной совокупностью разных научных отраслей, поскольку в ней участвуют и лингвисты, и физиологи, и психологи. Об этом пишет в предисловии к книге “Основные проблемы нейролингвистики” А. Лурия: “Нейролингвистика, основным проблемам которой посвящена эта книга, является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. {…} Однако данные этих наук лишь частично раскрывают всю реальную сложность процесса передачи речевого сообщения людьми. Вместе с тем эти науки не располагают еще достаточно точными объективными методами, позволяющими описать те реальные процессы, которые происходят в мозгу говорящих и слушающих и из которых складывается как процесс формирования сообщения, так и его восприятие, т.е. усвоение его содержания” [3: 3-4]. Важнейший шаг, сделанный новой научной парадигмой-нейролингвистикой с ее комплексным подходом к внутреннему и внешнему описанию речи, раскрыл новые пути для анализа человеческого мозга, которые раньше оставались для науки незаметными. Это привело к тому, что появились новые методы, которые применяются нейролингвистами: визуальное наблюдение, методы магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии, дихотомическое прослушивание, айтрекинг и др.

Афазия – побудительный толчок к созданию новой научной парадигмы

Лингвисты всего мира на протяжении последних десятилетий пытаются найти ответ на вопрос: “Как возник и развился человеческий язык?”. Некоторые учёные называют данную тенденцию основной проблемой современной лингвистики. Сильно сужая и огрубляя круг проблем современной науки о языке, их можно свести к двум главным:

     1. Как устроен и функционирует язык?

     2. Что происходит в мозгу у человека, когда он говорит и слушает?

На наш взгляд, не меньший интерес представляет и другой аспект метатеоретического уровня познания – частичная или полная утрата языковых навыков, связанная с измененным состоянием сознания.

Итак, начнем с нескольких общеизвестных фактов о человеческом мозге, информация о котором легла в так называемую теорию о двух полушариях – левом и правом. Левое полушарие отвечает за логику и принятие решений; выполняет речевую функцию. Правое полушарие имеет много общего с пространственно-образным мышлением; оно связано с обработкой невербальной информации. Так, человек, у которого поражено левое полушарие, страдает речевыми расстройствами. Афазия имеет множество разновидностей, различающихся как по структуре, так и по функции. Эти типы потери навыков говорения подробно описаны в книге А. Лурия “Основные проблемы нейролингвистики”.

Огромный вклад в изучение афазии внес Р. Якобсон. В его трудах обсуждаются проблемы соотношения языка и человеческого мозга, подвергаются переосмыслению общесемиотические вопросы. Согласно Р. Якобсону “речевые расстройства могут в разной степени влиять на способность индивида к комбинации и селекции языковых единиц; и действительно, вопрос о том, какая из этих двух операций главным образом поражается, имеет большое значение при описании, анализе и классификации различных форм афазии” [6: 34].

1. Языковая комбинаторика – это составление комбинаций слов, объединенных определенными законами и направленных на достижение коммуникативной цели. Данный подход рассматривает язык как ограниченную совокупность некоторых примарных элементов. В языке четко выстроена иерархия во всем: как в структурном отношении, так и в функционально-семантическом. Структурную иерархию обозначают в виде конструктора – более крупные единицы образуются с помощью простых частичек (нежели=не+же+ли; даже=да+же, уже=у+же). Подобное явление иногда наблюдается и в рамках одного конкретного языка. Например, примарные элементы да и же  в современном русском языке могут функционировать как в одном самостоятельном единстве (Я не буду плакать, даже если ты уйдëшь.), так и раздельно (Да иди же скорее!). Языковое сращение в одних случаях фиксируется в словарях, в других случаях оно остается вне этих лексиконов. И в том, и в другом случае, однако, отдельные части ищут друг друга в контексте, чтобы создать семантическое единство.

2. Языковая селекция – это эволюция речи и мышления, направляемая волей говорящего. В отличие от комбинаторики, селекция связана со способностью говорящего выбирать из всего множества определенный набор языковых элементов. Этот выбор не подвластен каким-либо ограничениям, а является продуктом мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих свойств и качеств действительности.

Иерархия в языке обладает не только структурной, но и семантической особенностью. Например, выражение просьбы может быть градуально представлено в виде ряда подтипов, которые конструируются говорящим и слушающим в процессе общения. В связи с этим ниже приводится релевантный пример, взятый из болгарского языка:

      А. Дали ще дойдеш? (что-то среднее между просьбой и вопросом);

      Б. Дали ще дойдеш някога? (просьба, которая граничит с осуждением);

      В.  Дали ще дойдеш най-накрая? (категорическая просьба).

Процессы организационного обеспечения комбинаторики и селекции не совпадают друг с другом. Другими словами, речевые расстройства подвластны разным законам и правилам. В первой ситуации из головы говорящего выпадает определенный элемент или, наоборот, этот элемент становится весьма ярким и насыщенным, т.е. примарные элементы языка плохо оформляются во внешней речи, поэтому окружающим такая речь кажется неполной или навязчивой и монотонной. Во второй ситуации человек не способен самостоятельно выразить или понять с помощью слов определенные семантические нюансы, которые характерны не для языка в целом, а для какого-либо определенного речевого акта.

Признаки нарушения комбинаторной деятельности

     1. Перестановка звуков в словах.

     2. Персервация – устойчивое повторение слов или фраз.

     3. Забывание названий незнакомых вещей.

     4. Пропуск отдельных слогов и слов в предложении при разговоре, которые не мешают общему пониманию речевого сообщения.

      5. Резко участившиеся грамматические и синтаксические ошибки в устной речи.

Признаки нарушения селективной деятельности

      1. Неестественное замедление речи или резкое ускорение речи и сбивчивость.

      2. Ошибочное употребление слов.

      3. Неспособность распознать аллегории, намеки, подтекст, анекдоты.

      4. Человек произносит звуки и слова, лишенные смысла.

      5. Невозможность подобрать синонимы к какому-либо слову.

 Мы полностью отдаем себе отчет в том, что данная классификация имеет условный характер. Более того, один и тот же признак утраты речевых навыков может быть одновременно связан как с комбинаторикой, так и с селективной деятельностью. Например, в первой ситуации ошибочное употребление падежной формы существительного связано с тем, что определенный языковой элемент выпал из речевого сознания у человека в результате локальных поражений мозга: Я люблю мама. Это мяч мальчик. Во втором случае налицо весь языковой инвентарь, но говорящий потерял способность формировать новые смысловые нюансы: письмо маме, письмо мамы. Здесь ошибочное употребление падежных форм приводит к неспособности передать информацию из-за непонимания значения данного языкового элемента. Второй случай встречается значительно реже, поэтому мы отнесли его к нарушению комбинаторной деятельности.

Ярким примером нарушения селективной деятельности является случай, при котором пациент понимает значения отдельных слов, но не может идентифицировать синтаксические значения, которые данные языковые единицы придают высказыванию.  “В ответ на просьбу сказать, что означает конструкция «брат отца» он беспомощно говорил: «Вот... брат... и отец... а вот как вместе?.. – не могу схватить...». Естественно, что различение обратимых конструкций «брат отца» и «отец брата» оставалось полностью недоступным больному, и в ответ на предложение сказать, чем они различаются, он повторял: «Отец брата... брат отца... и тут отец; и тут отец; и тут брат – и тут брат... не знаю, в чем разница” [3: 202].

Заключение. Таким образом, познание психической деятельности, связанной с афазией, могло бы внести весомый вклад в преодоление кризиса в современных науках, объектом изучения которых является человеческий мозг. В контексте утраты речевых навыков должен применяться принцип комплементарности, который кажется нам наиболее эффективным. Ведь изучать язык в отрыве от человека и его мышления – тяжелая и долгая работа, которая ведет к тупику.

Библиографический список:

1. Гируцкий А. Введение в языкознание. – Минск: Вышэйшая школа, 2016.
2. Кубрякова, Е. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века. // Язык и наука конца 20 века. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1995
3. Лурия А. Основные проблемы нейролингвистики. – Москва: Книжный дом, 2009.
4. Трубецкой Н. Основы фонологии. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1960.
5. Шулежкова С. История лингвистических учений. – Москва: Наука, 2004.
6. Якобсон Р. Язык и бессознательное. – Москва: Гнозис, 1996.




Рецензии:

20.07.2023, 17:14 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия:  Статья И.Ц.Солтирова актуальна, раскрывающая особенности нейролингвистики. Статью рекомендую к печати, рекомендую пересмотреть методы исследования.

21.07.2023 13:13 Ответ на рецензию автора Солтиров Илия Цанков:
Уважаемая Лолахон Хамидовна, спасибо за Ваше замечание, оно очень точное. Я удалил один из методов (сравнительно-исторический), который очень важен для описания партикул, но в данной статье, конечно, ему не место. На мой взгляд, все остальные методы в той или иной мере связаны с данной статьей. С уважением и наилучшими пожеланиями, Солтиров И.Ц.



Комментарии пользователей:

18.07.2023, 5:02 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Нейролингвистика изучает биологические основы языка: то есть, как и где наш мозг хранит наши знания о языке (или языках), на котором мы говорим, понимаем, читаем и пишем, что происходит в нашем мозгу, когда мы усваиваем эти знания и то, что происходит, когда мы используем их в повседневной жизни. Нейролингвистика междисциплинарная область, сочетающая элементы традиционной лингвистики с психологией и когнитивной нейронаукой. Статья является актуальной с научной новизной. Рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после доработки статьи с описанием современных методов используемых в нейтролингвистике. Название статьи нужно изменить, т.к. нейтролингвистика является наукой сегодняшнего дня, а нейролингвисты используют современные радиационные ядерные методы магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии для изучения активности мозга в ответ на языковые задачи и создают модели того, как мозг производит язык - https://study.com/academy/lesson/neurolinguistics-definition-examples.html.


18.07.2023, 15:25 Солтиров Илия Цанков
Отзыв: Уважаемый Улугбек Товфикович, добрый день! Спасибо Вам за рекомендации! Я полностью согласен с Вашими замечаниями, все они учтены и внесены в статью. С уважением! Солтиров И.Ц.


Оставить комментарий


 
 

Вверх