нет
ОАО ЧРЗ
Инженер
УДК 94+910.3
Данная статья анализирует Бертинские анналы [2] в той части, где говорится в разделе 839 года о посольстве народа Rhos, которое двигалось из Константинополя к Балтийскому морю.
Так как эта запись достаточно короткая и в некотором роде противоречивая, то существует в основном две взаимоисключающие друг друга исторических гипотезы. Одна гипотеза исходит из того что народ Свеонов (Sueonum) в то время проживал на северном берегу балтийского моря, в районе современной Швеции. Из чего делался вывод, что посольство было послано средневековыми предками шведов. А так же народ Rhos это часть народа средневековых шведов.
Другая гипотеза исходит из того что народ Rhos в других более поздних исторических документах определялся как славянский народ Русов с достаточно широкой локализацией. В константинопольских исторических хрониках этот народ писался как Ρωσ, так как в греческом алфавите нет буквы У. Греческое Ρωσ транскрибировалось на латыни как Rhos.
Так как существуют две исторических гипотезы актуальность этой темы остается.
В статье решается задача определения технической возможности различных средневековых судов пройти до Константинополя по рекам Европы. Новизна статьи в том, что до этого такой технический анализ не проводился.
Согласно историографии первой исторической гипотезой является та, по которой это посольство является посольством народа Свеонов-свеев, территория которых находилась на северном берегу Балтийского моря в Скандинавии. Основными городами там были Бирка и Упсала. Исходя их этой гипотезы посольство народа Свеонов из городов Бирка или Упсала на своих судах типа Дракар [6], пересекли Балтийское море и через Европу по рекам прибыли в Константинополь. В последствии подобным, но несколько иным путем вернулись на родину, по землям подконтрольным Людовику Немецкому. Для такого путешествия они могли войти в устье Одера, Эльбы или Рейна, в последствии, перетащив суда по суше в реку Дунай, по которому могли попасть в Черное море и далее в Константинополь.
Однако известно, что Дракары, являясь морскими судами, могли ходить по рекам, однако из за своих размеров и наличия киля, не могли быть передвигаемы по суше.
К этому можно добавть то, что к 839 году викинги среди которых были и Свеоны на дракарах ходили в военные походы на восточное и южное побережье Балтийского моря, на Британские острова, Ирландию и реже на побережье Северного моря. В 845 году викинги дошли до Парижа и осадили его. Париж находился около 200 километров от моря. Расстояние между Константинополем и Балтийским морем около 2000 километров.
Конструкция судов Дракаров и достижения Свеонов-викингов совершенно исключало возможность такого посольства.
Согласно другой гипотезы посольство было от народа Rhos, которое было славянским. А народ, записанный как Свеоны (Sueonum) был неправильной интерпретацией произношения народа Свионы. Свионы жили на берегу реки Свина, разделявший острова Узедом и Волин.[1] На острове Волин находился торговый портовый город балтийских славян Волин. Согласно хронике Саксона Грамматика[4] князь ободритов Ратибор, пришел в Волин для помощи славянам, но был убит датчанами. Что говорит о том, что город Волин входил в союз Ободритов. Возглавлял Ободритов, после смерти Годраха в 830, Гостомысл (Gostomuizli), который умер в 844 году. [7]
Основным судном славян была ладья. Ладья [5] была в основном речным судном, в море, только для прибрежного плавания. Ладья была меньше дракара и имела плоское скругленное дно, приспособленное к волокам. Следовательно, ладья позволяла балтийским славянам из реки Одер переместиться волоком в реку Дунай и вдоль берега Черного моря достичь Константинополя. Однако такое стало возможным после 811 года, когда окончательно прекратил существование Аварский Каганат, который контролировал Дунай в среднем течении. Влиянием Аварского каганата можно объяснить и название правителя пославшего посольство, который был назван “chacanus”.
К этому можно добавить, что в городе Волин даже в 11 веке было много греков и путь в византийскую Грецию был давним. Так Адам Бременский в «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» писал: “У впадения Одры в море находится великолепный город Юлин (Волин), знаменитая пристань, где съезжаются окрестные народы, варвары и Греки.” [9]
Из приведенного технического анализа можно сделать только один Вывод: скандинавы на дракарах в 839 году в Константинополь посольство доставить не могли. Согласно приведенным в статье доводам, посольство в Константинополь было послано славянским Ободритским союзом во главе с Гостомыслом, граничившим с королевством Людовика немецкого.
Рецензии:
5.12.2023, 12:13 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: В своей статье С.Н.Мальцев пытается ответить на вопрос о том, какому народу, именуемому в Бертинских анналах Rhos, принадлежало посольство, прибывшее вместе с византийской делегацией к императору Людовику I в 839 г. с просьбой разрешить им вернуться на родину через его территорию. Свой вывод автор обосновывает техническим анализом возможностей передвижения по рекам драккара и ладьи. Проблеме, которую решает автор статьи, посвящено большое количество работ, в том числе материалов, размещенных в общем доступе в Интернете. Даже поверхностное изучение этих материалов не позволяет согласиться с С.Н.Мальцевым, что новизна его работы в том, что до этого такой технический анализ не проводился. Не только проводился, но и на практике осуществлялись экспедиции на реконструированных судах. Никто в настоящий момент не настаивает на том, что плавание по рекам, особенно в Восточной Европе, осуществлялось на драккарах, но это вовсе не означает, что скандинавы по этой причине никаким другим способом не могли попасть в Константинополь. Почему автор решил, что на ладьях плавали только славяне, непонятно. Тот факт, что ладья более приспособлена к плаванию по рекам (хоть некоторые авторы полагают, что по отдельным рекам и на них было затруднительно плавать), не может быть убедительным доводом того, что народ Rhos был славянами. Руководствуясь такой логикой, следует признать, что скандинавы по рекам вообще не имели шансов попасть в Византию, а это противоречит как археологическим данным, так и письменным источникам. Принимая во внимание выше сказанное, данную статью нельзя назвать научной, и она не рекомендуется к публикации.
5.12.2023, 16:45 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: 839 год — это дата первого упоминания Руси в дошедших до нас источниках и свидетельство о дипломатических контактах этого политического образования с двумя крупнейшими европейскими государствами Раннего Средневековья — Византийской и Франкской империями - [Горский А.А. Начало Руси: юбилейная дата и исторические реалии // Труды Института российской истории. Вып. 10 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. Ю.А. Петров, ред.-коорд. Е.Н.Рудая. М., 2012. С. 9-18.]. Однако, Русь существовала до призвания варягов. Об этом свидетельствуют письменные источники, датируемые до 862 года. Русы (по крайней мере, до определенного времени) не тождественны славянам, но даже враждебны им. То, что славянских пленников они отвозят на продажу в Булгар и Хазарию, указывает, что главной их транспортной артерией была Волга.Из своих земель по Волге русы могли попасть в Булгар и Хазарию, по Двине – в варяжские земли, по Днепру – в Черное море. Так мы можем определить примерное расположение Руси в среднем и верхнем течении Волги на территории современных Смоленской и Тверской областей на западе до Волги на востоке - [https://www.google.com/search?q=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4+Rhos&oq=%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4+Rhos&aqs=chrome..69i57j69i61.4856j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8#ip=1]. Следующая дата — 860 год, когда войско руси (греч. ‘Ρως) на 200 судах совершило нападение на Константинополь — столицу Византийской империи. Это событие имеет точную датировку (июнь 860 г.), но, как и в случае с известием Бертинских анналов, неясна локализация того политического образования, из которого было совершено нападение. В качестве версий в историографии назывались Среднее Поднепровье, Поволховье, Северное Причерноморье. Высказывалась даже экзотическая точка зрения, что поход совершили норманны, пришедшие не с Севера, из Восточной Европы, а с Юга — из Средиземного моря. Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию (922 г.) и встретивший там купцов-русов, оставил уникальное описание внешнего вида и обычаев русов, а также обряда кремации знатного руса в ладье, совпадающее с обычаем викингов - [википедия, Русь]. Из вышеуказанных источников следует, что автор данной статьи правильно утверждает "Основным судном славян была ладья" и "Посольство в Константинополь было послано славянским Ободритским союзом". Статью "Технический анализ Бертинских анналов о народе Rhos" рекомендую к публикации.
21.03.2024, 20:48 Цорин Борис Иосифович Отзыв: {1} Как верно заметил Станислав Алейзович, было бы странно утверждать, что шведы не могли добираться до Константинополя и назад - добирались же и в большом количестве. {2} Очень странно в веке двадцать первом ссылаться на мнение: а) жителя 19 века; б) не имеющего исторического образования; в) писавшего псевдоисторические труды в целях пропаганды славянофильских воззрений. В том же источнике [1] отождествляются варяги и венеты просто по "созвучию" (то бишь из-за одной первой буквы), а слово "руссы" ничтоже сумняшеся применяется ко всем славянам, включая чехов, болгар, сербов и т.д.. {3} Утверждение "этот народ писался как Ρωσ, так как в греческом алфавите нет буквы У" просто смешно: да, буквы У нет, а вот соответствующий звук есть, пишется омикрон+ипсилон. {4} Что же касается распространенной байки про "русский каганат", то "именуемый Chacanus" - это с высокой вероятностью имя собственное Хакон (ударение на первый слог), вполне популярное в то время среди скандинавских правящих кругов имя. Аварский каган в немецких латиноязычных текстах 9 века, насколько я находил, именовался не Chacanus, а Chaganum. |