Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова
Студент
Ахмедьяров Ербол Амантаевич, магистр экономики, лектор кафедры бизнеса и услуг, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
УДК 338.43
Введение. Казахстан – страна, обладающая перспективами в сфере развития сельского хозяйства, которые дают значительные возможности в производстве пищевых продуктов, как для удовлетворения внутреннего спроса, так и для активного экспорта. В Казахстане значительное внимание уделяется развитию сельского хозяйства со стороны государства. Основной задачей сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства продолжает считать обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов [1].
Актуальность. Молоко и молочная продукция являются неотъемлемой частью рациона питания каждого человека и входят в список основных продуктов питания, которые необходимы нам ежедневно. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций прогнозируют, что к 2027 году объем потребления свежей молочной продукции увеличится на 21,5%, сливочного масла на 21,2% и сыра на 11,5% на мировом рынке молочных продуктов. Данный факт обуславливает актуальность рассматриваемого вопроса, поскольку увеличение объёмов потребления молочной продукции требует поиска решения по увеличению объёмов их производства.
Цели, задачи, материалы и методы. Целью исследования является обоснование необходимости цифровизации молочной отрасли Казахстана.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются анализ потребности в молочной продукции и её производства в Казахстане, а также проблем и возможностей цифровизации молочной отрасли.
Информационную базу исследования составили работы ученых-экономистов, опубликованные в периодических изданиях и размещенные на web-сайтах.
Научная новизна заключается в том, что проведен анализ внедрения цифровых технологий по всей производственной цепи молочной продукции, выявлены проблемы и возможности последующей цифровизации молочной отрасли Казахстана.
Каждый год производство молока в нашей стране увеличивается лишь на 2-3%. За 2022 год было произведено общим объемом 6,4 миллиона тонн молока. Но если рассмотреть структуру основных производителей молока, становится очевидно, что домашнее молоко составляет 69,5% от всего объема, то есть оно получено в личных хозяйствах граждан. В сельскохозяйственных предприятиях же производится всего лишь 8,6% от общего объема.
Один из известных фактов – молоко, полученное с личных хозяйств, не соответствует полностью техническим регламентам, из-за чего возникают трудности при его промышленной переработке. В свете этого, производители вынуждены закупать импортное порошковое молоко, которое в дальнейшем применяется для производства молочных продуктов [2].
Для более наглядного понимания степени зависимости Казахстана от других стран по вопросу «молочной проблематики», обращаемся к балансу ресурсов и использования отдельных молочных продуктов. В общем и целом, наша страна самодостаточна в молочных продуктах (за исключением свежего молока) на 82,5%, оставшиеся 17,5% мы вынуждены импортировать.
Внедрение IТ-технологий в производство в странах с развитой аграрной сферой позволило им сократить незапланированные расходы на 80%, повысить конкурентоспособность и производительность труда, а также обеспечить пищевую безопасность и привлечение инвестиций в отрасль. По этим причинам необходимо приступить к индустриализации сельского хозяйства, включая сферу производства молочных продуктов.
В Казахстане функционируют порядка 150 заводов по переработке молока общей мощностью 2 миллиона тонн в год, то количество сырья, которое поступает к ним, в полной мере не обеспечивает загрузку производственных мощностей [3]. Низкое качество сырья еще и усугубляется тем, что существуют неформальные каналы реализации сырого необработанного молока (рынки, дворы жилых массивов и мелкие цеха) которые забирают чуть менее половины сырья. Все это приводит к круглогодичному дефициту сырья и потере добавленной стоимости страной.
Небольшие объемы переработанного молока заводами, ограниченный ассортимент предлагаемой продукции привело к тому, что казахстанский рынок наводнили товары импортного производства, которые ранее не были известны местному потребителю. Все это вынуждает казахстанского товаропроизводителя осуществлять технологическое переоснащение в условиях дефицита сырья. Ведущие предприятия отрасли производят до 140 наименований молочной продукции, создают новые торговые марки. Но в то же время это требует разработки и внедрение технических регламентов и стандартов на новые виды молочных продуктов, гармонизированных с международными требованиями и стимулирование молокоперерабатывающих предприятий на развитии безотходного производства [4].
Большинство сырого молока, производимого в Казахстане, по-прежнему поступает из личных подсобных хозяйств. Однако лишь 10% этого молока соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза по соматическим и микробиологическим показателям. Такое положение дел существенно ограничивает возможности экспорта этой продукции.
Обеспечение необходимой информацией сельских товаропроизводителей является ключевым фактором в снижении транзакционных издержек на покупку и продажу. Это также позволяет упростить цепочку поставок продукции до потребителя и сократить дефицит квалифицированной рабочей силы.
Внедрение цифровых технологий в экономику нашей страны несет в себе существенные психологические и технологические барьеры. Однако необходимость сокращения количества посредников является объективной и неизбежной. Это позволит увеличить загрузку предприятий, занимающихся переработкой товаров, на 1,3 раза, а также снизить торговую наценку на 15-20% и уменьшить розничные цены на сельскохозяйственную продукцию [5].
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет получить информацию о частоте сбора молока, о поставщиках, включенных в сырьевую зону, обладающих доильным аппаратом и другим оборудованием, о показателях бактериальной обсемененности, удое и количестве голов. Эта информация предоставляет возможность оценить поставщиков, провести необходимую работу с ними для повышения качества получаемого сырья и установить обратную связь для решения возникающих вопросов.
Из-за скоропортящихся свойств сырого молока, его качество неизбежно ухудшается при сборе в отдаленных районах и отсутствии возможности проводить анализ перед его приемкой. Это негативно сказывается на качестве и стоимости молока в процессе его транспортировки и приемки. Однако использование системы координат GPS позволяет измерить время и отследить перемещение молоковоза, что позволяет рассчитать степень износа и другие важные характеристики.
Использование информационно-коммуникационных технологий в сельском хозяйстве, включая производство молока, действительно может предоставить ценные данные. Учет информации о частоте сбора молока, поставщиках, оборудовании, бактериальной обсемененности, удое и численности стада позволяет эффективно анализировать производственные процессы.
Для принятия правильных управленческих решений производителям и переработчикам молока необходимо овладеть цифровыми технологиями, такими как мобильные приложения, спутниковые снимки и GPS-системы. Полученные данные позволяют определить, где целесообразно осуществлять закупку сырого молока в конкретном населенном пункте, а где нет. Благодаря этому закупка может быть скоординирована путем консолидации, цифровизации и картирования всей информации со стороны закупщика.
Современные технологии предоставляют производителям молока возможность получать бесплатный доступ к информации об изменениях биомассы на пастбищах. Эта информация включает данные о состоянии растительного покрова, его сохранности или деградации. Подобные данные могут стать ценным инструментом для оптимизации управления пастбищами и повышения эффективности производства молока.
Цифровизация - неотъемлемый этап в развитии страны, но ее реализация в значительной степени зависит от наличия подготовленных профессионалов. Дефицит квалифицированных специалистов может стать серьезным препятствием для успешной реализации индустриализационных процессов. Потому необходимо активно инвестировать в сферу образования и профессиональной подготовки, чтобы обеспечить стабильное и результативное развитие молочной промышленности.
Заключение, результаты, выводы. В заключение следует отметить, что в настоящий момент Казахстан активно развивает свое сельское хозяйство. Одним из значительных достижений станет строительство 81 новой молочно-товарной фермы и 17 молокоперерабатывающих заводов, объявленных на 2023 год. Ожидается, что эти новые предприятия приведут к значительному увеличению общего производства молока-сырья на 725 тысяч тонн. Заявленные инвестиции также предполагают рост поголовья скота на почти 100 тысяч голов, что будет способствовать интенсивному устойчивому развитию молочной отрасли в стране.
Вместе с тем цифровизация молочной отрасли является неотъемлемым элементом интенсивного пути развития молочной отрасли в Казахстане через внедрение процессных и продуктовых инноваций, а также решает ряд проблем присущих отрасли.
Рецензии:
29.01.2024, 18:03 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В настоящее время роботизированные системы доения DeLaval VMS (Швеция) используют датчики и автоматизацию, позволяющие коровам решать, когда их следует доить, что снижает стресс у животных и повышает эффективность производства молока. SomaDetect (Канада) создал устройство, которое может мгновенно анализировать качество молока и измерять содержание жира и количество соматических клеток, непосредственно в доильном зале. MooCall (Ирландия) предлагает датчики отела, которые прикрепляются к хвосту коровы и предупреждает фермеров через мобильное приложение, когда корова приближается к родам. Trioliet (Нирдерланды) предлагает системы точного кормления, где используют цифровые технологии для создания индивидуальных рационов корма для каждой коровы с учетом ее потребностей в питании. Это не только оптимизирует производство молока, но и снижает потери корма. Статья "ЦИФРОВИЗАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА" является актуальной, т.к. цифровая трансформация молочной промышленности повышает эффективность, производительность и благополучие животных. Статью "ЦИФРОВИЗАЦИЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ КАЗАХСТАНА" рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
16.02.2024, 20:59 Лакота Елена Александровна Отзыв: Научная статья «Цифровизация молочной отрасли Казахстана», посвященная проблемам цифровизации молочной отрасли Казахстана очень интересна, актуальна и своевременна. Безусловно, новые технологичные решения в молочном скотоводстве помогут управлять предприятием, следить за текущими процессами, и выстраивать дальнейшую стратегию развития молочного комплекса. Уровень цифрового оснащения молочных ферм в мире за последнее время значительно вырос, больше открывается роботизированных комплексов, современных доильных залов, внедряются системы отслеживания поведения и здоровья животных. На таких фермах устанавливают специализированные программы для учета кормления, воспроизводства, и особенно хороших уровней достигла автоматизация при анализировании продуктивных показателей. Поэтому все проблемные аспекты цифровизации молочной отрасли, в частности, в Республике Казахстан, правильные и необходимые. Анализируя представленную статью, можно отметить, что материал изложен грамотно, в доступной форме. Библиографический список состоит из современных источников, которые подтверждают материал изложенной статьи. Статью можно и нужно рекомендовать к печати в журнале SCI-ARTICLE. Рецензент. Лакота Елена Александровна, доктор сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник отдела животноводства ФГБНУ «ФАНЦ Юго-Востока». г. Саратов. |