Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 17.03.2025.
Просмотров - 140

Инструменты регулирования Национальным банком Республики Беларусь ликвидности банковского сектора

Игнатьева Елена Степановна

нет

Полесский государственный университет

старший преподаватель

Аннотация:
В статье рассмотрен порядок и особенности применения Национальным банком Республики Беларусь инструментов регулирования ликвидности банковского сектора.


Abstract:
The article examines the procedure and features of the application of instruments for regulating the liquidity of the banking sector by the National Bank of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
ликвидность; инструменты регулирования ликвидности; постоянно доступные инструменты; двусторонние инструменты; операции на открытом рынке; усреднение резервных требований; внутридневной кредит; стабилизационный кредит

Keywords:
liquidity; liquidity regulation instruments; standing instruments; bilateral instruments; open market operations; averaging of reserve requirements; intraday credit; stabilization credit


УДК 336.71

Введение.

Управление  ликвидностью банковского сектора – это неотъемлемый этап реализации регулятором денежно-кредитной политики, которая направлена на обеспечение ценовой стабильности. Стоит отметить, что, управляя ликвидностью банков, Центральный банк также преследует достижение цели по обеспечению финансовой стабильности банковского сектора.

Актуальность.

Банк, испытывающий недостаток ликвидности, может спровоцировать проблемы в части исполнения своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, стать причиной системного кризиса в банковском секторе. Кроме того, такой банк не сможет в полной мере наращивать кредитование экономики из-за недостатка ресурсов. В свою очередь, избыток ликвидности может привести к росту инфляции за счет чрезмерного кредитования экономики. Задача Центрального банка состоит в управлении ликвидностью банковского сектора посредством применения инструментов регулирования ликвидности.

Цель статьи.

Представить порядок и особенности применения Национальным банком Республики Беларусь инструментов регулирования ликвидности банковского сектора на современном этапе.

Научная новизна.

Сводится к систематизации предусмотренного в разработанном регулятором нормативном документе инструментария регулирования ликвидности и особенностей его применения на практике на современном этапе.

Основная часть.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет регулирование ликвидности банковской системы страны в соответствии с Положением о принципах регулирования ликвидности банков Национальным банком № 657 от 30.12.2016 (в редакции от 05.06.2019 № 287). [1]

В соответствии с данным Положением ликвидность банковского сектора трактуется как обеспеченность банка денежными средствами в белорусских рублях для проведения платежей. [2]

В банковском секторе может наблюдаться как избыток, так и недостаток ликвидности. Исходя из этого, инструменты регулирования ликвидности банков классифицируются на инструменты по поддержке и изъятию ликвидности. К инструментам поддержки ликвидности относят кредиты,  сделки СВОП и прямое РЕПО. Инструменты по изъятию ликвидности представлены депозитами, эмиссией облигаций Национального банка, сделками обратного РЕПО. [1]

По экономическому содержанию инструменты регулирования ликвидности подразделяются на постоянно доступные операции, двусторонние операции, операции на открытом рынке. Данные группы инструментов относят к стандартным инструментам регулирования ликвидности. Инструментарий Национального банка Республики Беларусь может быть дополнен нестандартными инструментами регулирования ликвидности, такими как внутридневной кредит, выполнение резервных требований на усредняемой основе, стабилизационный кредит.

Проведение постоянно доступных операций осуществляется по инициативе банков и направлено на регулирование банками своей ликвидности в автономном режиме. Автономность заключается в том, что при выполнении банками требований, предусмотренных для соответствующих инструментов регулирования ликвидности, согласие Национального банка на проведение операций не требуется. Постоянно доступные операции могут осуществляться в форме кредитов овернайт, сделок СВОП овернайт и депозитов овернайт. Для данных инструментов характерен однодневный срок осуществления сделки. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает по ним фиксированный процент, который, как правило, непривлекателен для банка и носит штрафной характер. При этом ставки по постоянно доступным операциям формируют границы коридора ставки однодневных межбанковских кредитов в белорусских рублях. Например, на данный момент времени процентная ставка по кредиту (СВОП) овернайт составляет 11 %, по депозиту овернайт 4 %. [3]

Национальный банк может устанавливать лимиты задолженности по средствам, предоставляемым в рамках постоянно доступных операций поддержки ликвидности. Лимиты направлены на ограничение финансовых рисков Национального банка. На данный момент времени с 01.10.2008г. лимиты по сделкам СВОП не устанавливаются, по кредитам овернайт лимиты отсутствуют с 01.10.2009г. [1]

Исходя из данных, публикуемых регулятором на своем сайте, следует отметить, что в последнее время данная группа инструментов наиболее востребована в части регулирования ликвидности. В периоды излишней ликвидности банки размещают свободные денежные средства в депозит овернайт. В периоды нехватки ликвидности задействован кредит овернайт.

Двусторонние операции осуществляются регулятором в дополнение к постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности при наличии по ним лимитов или других ограничений. Данная группа инструментов работает только на поддержку ликвидности и предполагает использование кредитов и сделок СВОП. [1]

Двусторонние операции имеют те же характеристики, что и постоянно доступные операции, но не предполагают автономности. Также по данным операциям сроки могут быть более одного дня. Процентная ставка по двусторонним сделкам фиксированная и соответствует ставке по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности. На данный момент времени – 11 % годовых.

Может сложиться ситуация, при которой совокупный спрос со стороны банков на поддержку ликвидности посредством двусторонних операций превышает объем средств, который регулятор готов предоставить в течение дня. В таком случае при удовлетворении заявок банков обращают внимание на значимость банка для платежного оборота страны, срок, на который запрашивается кредит, выполнение рекомендаций регулятора в отношении повышения ликвидности банка, кредитная история банка. [2]

Стоит отметить, что двусторонние операции не применялись регулятором длительное время. Однако в феврале 2025 года со стороны Национального банка был предоставлен кредит по фиксированной ставке в рамках двусторонних операций.  Общий объем поддержки составил 500 млн. бел. руб.

Операции на открытом рынке подразделяются на основные и дополнительные. Данная группа операций может работать как на поддержку, так и на изъятие ликвидности и принимать форму кредитов, сделок СВОП, эмиссии облигаций, прямого и обратного РЕПО, депозитов. [2]

Основные операции на открытом рынке играют главную роль в регулировании ликвидности. Они проводятся на аукционной основе и могут осуществляться в соответствии с графиком основных операций Национального банка на открытом рынке. На данный момент график проведения основных операций на открытом рынке регулятором не составляется. Операции проводятся по мере необходимости по средам. Сигналом для участия банков в аукционе служит оперативная информация по ближайшим планируемым операциям регулирования ликвидности, размещаемая на сайте регулятора. Процентная ставка по данным операциям или их объем могут определяться непосредственно в ходе аукционных торгов или накануне проведения аукциона в зависимости от формы его проведения (конкурс процентных ставок или конкурс объемов). [1]

В свою очередь дополнительные операции на открытом рынке предназначены для сглаживания непрогнозируемых колебаний текущей ликвидности [1]. Данные операции обладают характеристиками основных операций на открытом рынке, но дата и сроки проведения устанавливаются регулятором, исходя из конкретной ситуации с ликвидностью. Проводятся данные операции посредством аукциона или доразмещения облигаций Национального банка Республики Беларусь. Срок дополнительных операций регулирования ликвидности не превышает, как правило, трех месяцев.

На данный момент времени, несмотря на то, что операциям на открытом рынке отводится главная роль в регулировании ликвидности банковского сектора, данные инструменты регулятором не используются. Последние аукционные операции поддержки ликвидности были проведены Национальным банком 20.04.2022г., изъятия ликвидности – 29.06.2022г. Срок данных сделок составил 7 дней.

Как уже было отмечено ранее, помимо перечисленных инструментов ликвидность банковского сектора Республики Беларусь может быть отрегулирована за счет предоставления Национальным банком Республики Беларусь банкам внутридневного кредита, стабилизационного кредита, а также выполнения банками резервных требований на усредняемой основе.

Внутридневной кредит используется банками для регулирования внутридневной ликвидности и способствует прохождению платежей в течение дня.[1]

Регулирование ликвидности может осуществляться банком на основе выполнения резервных требований на усредняемой основе. Это позволяет банкам оперативно решать вопросы с краткосрочными колебаниями ликвидности. На данный момент времени усредняемая часть резервных требований составляет 90 %. Стоит отметить, что разрыв между величиной фактических средних остатков по корсчетам банков и расчетной величиной сокращается. Так, в январе 2023 года фактические  средние остатки по корсчетам банков составили 6466,8 млн. бел. руб. при требуемом минимальном объеме в 4 676,4 млн. бел. руб. В январе 2024 года фактические средние остатки по корсчетам банков составляли 4864,3 млн. бел. руб., при этом требуемый объем должен быть на уровне в 4 860,0 млн. бел. руб. Разрыв между фактическими и требуемыми остатками корсчетов банков  в декабре 2024 года составил 4,1 млн. бел. руб.

Стабилизационные кредиты предоставляются банкам, которые имеют перспективный бизнес-план, направленный на стабилизацию финансового состояния. Стоит отметить, что банк должен быть платежеспособен. Стабилизационные кредиты предоставляются на срок не более одного года, так как долгосрочное рефинансирование банков в Республике Беларусь запрещено. Процентная ставка по данным кредитам устанавливается на уровне, который выше, чем процентные ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности.

Национальный банк Республики Беларусь обеспечивает соблюдение принципа прозрачности при регулировании банковского сектора. На оперативной основе регулятор публикует на своем сайте информацию о показателях ликвидности банковского сектора и об используемом инструментарии. Это также выступает своеобразным сигналом для банков при проведении ими операций на кредитно-депозитном рынке.

Заключение.

Таким образом, инструментарий регулирования ликвидности банковского сектора, который может быть применен регулятором, достаточно широк. Исходя из нормативного документа, определяющего порядок регулирования ликвидности в банковском секторе Республики Беларусь, основная роль в регулировании ликвидности отводится основным операциям на открытом рынке. Но на практике Национальный банк Республики Беларусь более активно применяет постоянно доступные инструменты, такие как депозит овернайт и кредит овернайт. В случае необходимости банки могут отрегулировать свою ликвидность на рынке межбанковского кредитования.

Библиографический список:

1. Игнатьева Е.С. Принципы регулирования банковской ликвидности Национальным банком Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие // Репозиторий Полесского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/17167/1/Ignat%27eva_ES_Printsipy_regulirovaniia%20bankovskoi%20likvidnosti%20Natsional%27nym%20bankom%20Respubliki%20Belarus%27_ucheb_metodich_posobie.pdf. – Дата доступа: 12.03.2025.
2. Положение о принципах регулирования Национальным банком Республики Беларусь текущей ликвидности банковской системы // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/principles.asp. – Дата доступа: 12.03.2025.
3 .Ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/monetarypolicyinstruments/interestrates. – Дата доступа: 12.03.2025.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх