Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура, Юриспруденция
Размещена 15.05.2025. Последняя правка: 10.05.2025.
Просмотров - 196

Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта

Бутушева Айсура Эркеменовна

Уральский государственный юридический университет

студент

Байрамова Виктория Андреевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева


Аннотация:
В статье рассмотрены особенности налогообложения в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации. Проанализированы налоговые льготы и преференции для физкультурно-спортивных организаций, спортсменов и спонсоров, а также нормативно-правовая база, регулирующая налоговые отношения в данной области. Особое внимание уделено освобождению от налогов доходов спортивных организаций и призов спортсменов на международных соревнованиях.


Abstract:
The article examines the specifics of taxation in the sphere of physical culture and sports in the Russian Federation. Tax benefits and preferences for physical culture and sports organizations, athletes and sponsors, as well as the legal framework governing tax relations in this area are analyzed. Particular attention is paid to the exemption from taxes of income of sports organizations and prizes of athletes at international competitions.


Ключевые слова:
налогообложение; физическая культура; спорт; налоговые льготы; спортивные организации; налоговая политика; государственная поддержка

Keywords:
taxation; physical culture; sports; tax incentives; sports organizations; tax policy; government support


УДК 34.096

Введение

Физическая культура и спорт занимают важное место в социально-экономической жизни России, способствуя укреплению здоровья населения и формированию патриотизма. Государственная политика в этой сфере направлена на создание условий для массового занятия спортом и развитие спортивной инфраструктуры. Важным инструментом поддержки является налоговое регулирование, предусматривающее льготы и освобождения от налогов для спортивных организаций и спортсменов. Анализ особенностей налогообложения в области физической культуры и спорта позволяет выявить существующие проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики, направленной на стимулирование развития спорта как социально значимой деятельности.

Актуальность

Актуальность исследования обусловлена тем, что физическая культура и спорт в России имеют важное социальное и экономическое значение, способствуя укреплению здоровья населения, снижению заболеваемости и сокращению государственных расходов на медпомощь. Спорт стал значимым социальным и политическим фактором, а государство придает приоритет развитию этой сферы, что отражено в Конституции РФ и национальных стратегиях. Однако в налоговом законодательстве отсутствует широкий перечень льгот для спортивных организаций, что требует совершенствования налоговой политики и стимулирования отрасли.

Целью статьи является исследование особенностей налогообложения в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации, анализ существующих налоговых меры поддержки и предложение путей совершенствования налогового законодательства для активизации государственной налоговой политики в данной сфере.

Задачи:
1. Изучить правовое регулирование и налоговые меры поддержки в области физической культуры и спорта.
2. Формировать у читателей понимание специфики исчисления и уплаты налогов в спортивной сфере.
3. Выработать рекомендации по совершенствованию налогового законодательства и мер налогового стимулирования.

Научная новизна заключается в выявлении проблем и пробелов в налоговом регулировании в сфере спорта и разработке их решения.

Организации физкультурно-спортивной направленности в России имеют право на налоговые преференции, освобождаясь от уплаты налогов, сборов и отчислений в бюджеты различных уровней, включая платежи за использование трудовых, природных ресурсов и водных объектов, в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 395). Средства, поступающие от организаций, спонсоров и меценатов на поддержку физического воспитания граждан, содержание спортивных команд и сборных РФ, а также доходы физкультурно-спортивных объединений от предпринимательской деятельности (за исключением операций с подакцизными товарами), могут освобождаться от налогообложения при условии их целевого использования.

Не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) выплаты в виде стоимости питания, спортивного инвентаря, экипировки и формы, предоставляемых спортсменам и сотрудникам для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях, а также денежные и неденежные призы, получаемые за призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, согласно постановлениям Правительства РФ. С 2004 года льготы были расширены на призы за участие в Паралимпийских и Сурдлимпийских играх и Всемирных шахматных олимпиадах, включая спортсменов-инвалидов. В 2009 году льгота по НДФЛ была распространена на спортивных судей, а в 2011 году введено освобождение от НДС услуг по организации и проведению спортивных мероприятий.

Финансирование физической культуры и спорта осуществляется из централизованных и децентрализованных источников. Значительную роль играют средства производственных объединений и предприятий, направляемые на строительство спортивных объектов, приобретение оборудования и текущие расходы. Кооперирование средств ускоряет развитие спортивной инфраструктуры, особенно в малых городах и сельской местности. Государственный бюджет предусматривает ассигнования на развитие физической культуры и спорта в рамках статьи «Здравоохранение, физическая культура и спорт», финансирование осуществляется как напрямую, так и через смежные отрасли. Федеральное агентство по физической культуре и спорту (до его упразднения в 2004 году и передачи функций Росспорту) получало средства от предприятий Главспортпрома, издательства «Спорт» и спортивных мероприятий.

Кроме бюджетных средств, финансирование происходит за счет отчислений государственных и аграрно-промышленных предприятий, профсоюзных комитетов, жилищно-эксплуатационных контор и фондов стимулирования предприятий, направляющих средства на строительство спортивных сооружений и массовую физкультурную работу. Объем таких средств зависит от производственного потенциала и эффективности работы физкультурных организаций [1].

Согласно ч. 5 ст. 38 Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007, допускается финансирование спортивной сферы из небюджетных источников, не противоречащих законодательству РФ. Объем частных инвестиций зависит от налоговой политики государства и нормативного регулирования, включая международные налоговые соглашения. В 2014 году Президент РФ поручил Правительству рассмотреть законодательные меры для стимулирования бизнеса к инвестициям в физическую культуру и массовый спорт через налоговые льготы по налогу на прибыль. Однако соответствующие изменения пока не приняты, и их разработка должна быть согласована с национальной налоговой политикой, формируемой Минфином России.

В России действует программный документ на трехлетний период, определяющий основные направления налоговой политики, которые учитываются при подготовке бюджетов и других государственных программ (п. 2 ст. 172 БК РФ). Проекты основных направлений налоговой политики и бюджета вносятся в Государственную Думу одновременно и обсуждаются в рамках парламентского контроля (ст. 11 Федерального закона № 77-ФЗ от 07.05.2013).

Большинство налоговых норм, касающихся физической культуры и спорта, установлены при принятии Налогового кодекса РФ и с тех пор изменялись незначительно. Однако появились новые положения, связанные с региональными инвестиционными проектами и реформами в бюджетных учреждениях и НКО. Например, Федеральный закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ ограничил источники финансирования выплат профсоюзам на культурно-массовые и спортивные мероприятия. В 2011 году введены налоговые стимулы для финансирования ФКС физическими лицами и освобождение от НДС услуг по организации спортивных мероприятий.

В 2022 году для граждан введен социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги, предоставляемый при условии, что организации и ИП включены в специальный перечень Минспорта России, где физкультура и спорт являются основным видом деятельности, а сотрудники имеют профильное образование.

С 2024 года процедура получения вычета упрощена за счет введения унифицированного документа, подтверждающего расходы на физкультурно-оздоровительные услуги, а организации могут направлять сведения о расходах напрямую в налоговые органы [2].

Таким образом, налоговые стимулы для сферы физической культуры и спорта сохраняются, но требуют дальнейшей оптимизации по срокам действия, кругу субъектов и критериям эффективности. В частности, необходимо завершить законодательное стимулирование частных инвестиций и обеспечить согласованность налоговой политики с национальными приоритетами развития спорта.

Результаты

Основные налоговые споры и проблемы при применении льгот в сфере спорта связаны с отсутствием единообразия и системности в законодательстве, что осложняет восприятие и применение норм, а также приводит к неоднозначному толкованию со стороны налоговых органов и судов. Кроме того, отсутствует исчерпывающий перечень налоговых льгот, что затрудняет их применение и оценку эффективности. Практические проблемы включают недостаточное экономическое обоснование при введении и изменении льгот, а также отсутствие единой методики оценки их влияния на бюджет и стимулирующую функцию налогов [3].

Для повышения эффективности поддержки спорта необходимо совершенствование налогового законодательства, включая закрепление в законе требований к экономическому и социальному обоснованию изменений в налоговых льготах; введение единого подхода к оценке эффективности налоговых льгот с учетом стратегического потенциала; упрощение процедур получения налоговых вычетов за физкультурно-оздоровительные услуги, что уже реализовано с 2024 года (например, упрощенный порядок подтверждения расходов через справку и предзаполненное заявление); расширение перечня организаций, предоставляющих услуги, за которые можно получить налоговый вычет, что способствует более широкому доступу граждан к льготам.

Таким образом, совершенствование законодательства должно обеспечить четкость правового регулирования, прозрачность и удобство применения льгот, а также экономическую обоснованность и контроль их эффективности для стимулирования развития спорта и физической культуры в России.

Заключение

В РФ организации в сфере физической культуры и спорта обладают правом на налоговые льготы (ст. 395 НК РФ), при целевом использовании средств, кроме доходов от подакцизных товаров. Доходы спортсменов (материальная помощь, экипировка, призы, включая олимпийские) не облагаются НДФЛ, а услуги по организации спортивных мероприятий освобождены от НДС. Финансирование осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников, стимулируя развитие спортивной инфраструктуры. С 2022 года введен социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги (ФЗ от 05.04.2021 N 79-ФЗ), с упрощенной процедурой получения с 2024 года.

Проблемы заключаются в отсутствии системности и единообразия в законодательном регулировании налоговых льгот. Требуется разработка экономических обоснований, единый подход к оценке эффективности льгот и расширение перечня организаций для получения налогового вычета. Эксперты предлагают расширить налоговые преференции для бизнеса, инвестирующего в спорт.

Необходима оптимизация и упрощение налогового стимулирования спорта для повышения эффективности поддержки отрасли и привлечения инвестиций, объединяющего различные источники финансирования, механизмы стимулирования и контроля, а также активное участие государства, бизнеса и общественных организаций.

Библиографический список:

1. Соломченко М. А. Экономика физической культуры и спорта // Орёл, 2014.
2. Чернобровкина Е. Б. Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта в Российской Федераци // Москва, 2018
3. Федосимов Б. А. Правовое регулирование налогового льготирования в Российской Федераци // Москва, 2024.




Рецензии:

15.05.2025, 17:09 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В настоящее время физкультурой в РФ занимаются 80 миллионов человек, а к 2030 году планируется довести это число до 100 миллионов. Россиянам вернут 1,5 млрд рублей налогового вычета на спорт и об этом 14 апреля 2025 г. сообщил министр спорта, президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев в рамках образовательной программы Event Management Workshop [https://en.iz.ru/en/1870417/2025-04-14/russians-were-reminded-increased-tax-deduction-sports]. Налоговый вычет можно получить только за те услуги, которые оказывают организации или индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные в официальном реестре операторов физкультурно-оздоровительных услуг. В статье "Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта" автор исследует актуальную тему про особенностей налогообложения в сфере физической культуры и спорта в РФ, т.к. физическая культура и спорт в России имеют важное социальное и экономическое значение. Статью рекомендую к публикации после внесения в текст статьи дополнительной вышеуказанной информации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх