Уральский государственный юридический университет
студент
Байрамова Виктория Андреевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
УДК 34.096
Введение
Физическая культура и спорт занимают важное место в социально-экономической жизни России, способствуя укреплению здоровья населения и формированию патриотизма. Государственная политика в этой сфере направлена на создание условий для массового занятия спортом и развитие спортивной инфраструктуры. Важным инструментом поддержки является налоговое регулирование, предусматривающее льготы и освобождения от налогов для спортивных организаций и спортсменов. Анализ особенностей налогообложения в области физической культуры и спорта позволяет выявить существующие проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики, направленной на стимулирование развития спорта как социально значимой деятельности.
Актуальность
Актуальность исследования обусловлена тем, что физическая культура и спорт в России имеют важное социальное и экономическое значение, способствуя укреплению здоровья населения, снижению заболеваемости и сокращению государственных расходов на медпомощь. Спорт стал значимым социальным и политическим фактором, а государство придает приоритет развитию этой сферы, что отражено в Конституции РФ и национальных стратегиях. Однако в налоговом законодательстве отсутствует широкий перечень льгот для спортивных организаций, что требует совершенствования налоговой политики и стимулирования отрасли.
Целью статьи является исследование особенностей налогообложения в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации, анализ существующих налоговых меры поддержки и предложение путей совершенствования налогового законодательства для активизации государственной налоговой политики в данной сфере.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование и налоговые меры поддержки в области физической культуры и спорта.
2. Формировать у читателей понимание специфики исчисления и уплаты налогов в спортивной сфере.
3. Выработать рекомендации по совершенствованию налогового законодательства и мер налогового стимулирования.
Научная новизна заключается в выявлении проблем и пробелов в налоговом регулировании в сфере спорта и разработке их решения.
Организации физкультурно-спортивной направленности в России имеют право на налоговые преференции, освобождаясь от уплаты налогов, сборов и отчислений в бюджеты различных уровней, включая платежи за использование трудовых, природных ресурсов и водных объектов, в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 395). Средства, поступающие от организаций, спонсоров и меценатов на поддержку физического воспитания граждан, содержание спортивных команд и сборных РФ, а также доходы физкультурно-спортивных объединений от предпринимательской деятельности (за исключением операций с подакцизными товарами), могут освобождаться от налогообложения при условии их целевого использования.
Не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) выплаты в виде стоимости питания, спортивного инвентаря, экипировки и формы, предоставляемых спортсменам и сотрудникам для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях, а также денежные и неденежные призы, получаемые за призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, согласно постановлениям Правительства РФ. С 2004 года льготы были расширены на призы за участие в Паралимпийских и Сурдлимпийских играх и Всемирных шахматных олимпиадах, включая спортсменов-инвалидов. В 2009 году льгота по НДФЛ была распространена на спортивных судей, а в 2011 году введено освобождение от НДС услуг по организации и проведению спортивных мероприятий.
Финансирование физической культуры и спорта осуществляется из централизованных и децентрализованных источников. Значительную роль играют средства производственных объединений и предприятий, направляемые на строительство спортивных объектов, приобретение оборудования и текущие расходы. Кооперирование средств ускоряет развитие спортивной инфраструктуры, особенно в малых городах и сельской местности. Государственный бюджет предусматривает ассигнования на развитие физической культуры и спорта в рамках статьи «Здравоохранение, физическая культура и спорт», финансирование осуществляется как напрямую, так и через смежные отрасли. Федеральное агентство по физической культуре и спорту (до его упразднения в 2004 году и передачи функций Росспорту) получало средства от предприятий Главспортпрома, издательства «Спорт» и спортивных мероприятий.
Кроме бюджетных средств, финансирование происходит за счет отчислений государственных и аграрно-промышленных предприятий, профсоюзных комитетов, жилищно-эксплуатационных контор и фондов стимулирования предприятий, направляющих средства на строительство спортивных сооружений и массовую физкультурную работу. Объем таких средств зависит от производственного потенциала и эффективности работы физкультурных организаций [1].
Согласно ч. 5 ст. 38 Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007, допускается финансирование спортивной сферы из небюджетных источников, не противоречащих законодательству РФ. Объем частных инвестиций зависит от налоговой политики государства и нормативного регулирования, включая международные налоговые соглашения. В 2014 году Президент РФ поручил Правительству рассмотреть законодательные меры для стимулирования бизнеса к инвестициям в физическую культуру и массовый спорт через налоговые льготы по налогу на прибыль. Однако соответствующие изменения пока не приняты, и их разработка должна быть согласована с национальной налоговой политикой, формируемой Минфином России.
В России действует программный документ на трехлетний период, определяющий основные направления налоговой политики, которые учитываются при подготовке бюджетов и других государственных программ (п. 2 ст. 172 БК РФ). Проекты основных направлений налоговой политики и бюджета вносятся в Государственную Думу одновременно и обсуждаются в рамках парламентского контроля (ст. 11 Федерального закона № 77-ФЗ от 07.05.2013).
Большинство налоговых норм, касающихся физической культуры и спорта, установлены при принятии Налогового кодекса РФ и с тех пор изменялись незначительно. Однако появились новые положения, связанные с региональными инвестиционными проектами и реформами в бюджетных учреждениях и НКО. Например, Федеральный закон от 29.12.2000 № 166-ФЗ ограничил источники финансирования выплат профсоюзам на культурно-массовые и спортивные мероприятия. В 2011 году введены налоговые стимулы для финансирования ФКС физическими лицами и освобождение от НДС услуг по организации спортивных мероприятий.
В 2022 году для граждан введен социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги, предоставляемый при условии, что организации и ИП включены в специальный перечень Минспорта России, где физкультура и спорт являются основным видом деятельности, а сотрудники имеют профильное образование.
С 2024 года процедура получения вычета упрощена за счет введения унифицированного документа, подтверждающего расходы на физкультурно-оздоровительные услуги, а организации могут направлять сведения о расходах напрямую в налоговые органы [2].
Таким образом, налоговые стимулы для сферы физической культуры и спорта сохраняются, но требуют дальнейшей оптимизации по срокам действия, кругу субъектов и критериям эффективности. В частности, необходимо завершить законодательное стимулирование частных инвестиций и обеспечить согласованность налоговой политики с национальными приоритетами развития спорта.
Результаты
Основные налоговые споры и проблемы при применении льгот в сфере спорта связаны с отсутствием единообразия и системности в законодательстве, что осложняет восприятие и применение норм, а также приводит к неоднозначному толкованию со стороны налоговых органов и судов. Кроме того, отсутствует исчерпывающий перечень налоговых льгот, что затрудняет их применение и оценку эффективности. Практические проблемы включают недостаточное экономическое обоснование при введении и изменении льгот, а также отсутствие единой методики оценки их влияния на бюджет и стимулирующую функцию налогов [3].
Для повышения эффективности поддержки спорта необходимо совершенствование налогового законодательства, включая закрепление в законе требований к экономическому и социальному обоснованию изменений в налоговых льготах; введение единого подхода к оценке эффективности налоговых льгот с учетом стратегического потенциала; упрощение процедур получения налоговых вычетов за физкультурно-оздоровительные услуги, что уже реализовано с 2024 года (например, упрощенный порядок подтверждения расходов через справку и предзаполненное заявление); расширение перечня организаций, предоставляющих услуги, за которые можно получить налоговый вычет, что способствует более широкому доступу граждан к льготам.
Таким образом, совершенствование законодательства должно обеспечить четкость правового регулирования, прозрачность и удобство применения льгот, а также экономическую обоснованность и контроль их эффективности для стимулирования развития спорта и физической культуры в России.
Заключение
В РФ организации в сфере физической культуры и спорта обладают правом на налоговые льготы (ст. 395 НК РФ), при целевом использовании средств, кроме доходов от подакцизных товаров. Доходы спортсменов (материальная помощь, экипировка, призы, включая олимпийские) не облагаются НДФЛ, а услуги по организации спортивных мероприятий освобождены от НДС. Финансирование осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников, стимулируя развитие спортивной инфраструктуры. С 2022 года введен социальный налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги (ФЗ от 05.04.2021 N 79-ФЗ), с упрощенной процедурой получения с 2024 года.
Проблемы заключаются в отсутствии системности и единообразия в законодательном регулировании налоговых льгот. Требуется разработка экономических обоснований, единый подход к оценке эффективности льгот и расширение перечня организаций для получения налогового вычета. Эксперты предлагают расширить налоговые преференции для бизнеса, инвестирующего в спорт.
Необходима оптимизация и упрощение налогового стимулирования спорта для повышения эффективности поддержки отрасли и привлечения инвестиций, объединяющего различные источники финансирования, механизмы стимулирования и контроля, а также активное участие государства, бизнеса и общественных организаций.
Рецензии:
15.05.2025, 17:09 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В настоящее время физкультурой в РФ занимаются 80 миллионов человек, а к 2030 году планируется довести это число до 100 миллионов. Россиянам вернут 1,5 млрд рублей налогового вычета на спорт и об этом 14 апреля 2025 г. сообщил министр спорта, президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев в рамках образовательной программы Event Management Workshop [https://en.iz.ru/en/1870417/2025-04-14/russians-were-reminded-increased-tax-deduction-sports]. Налоговый вычет можно получить только за те услуги, которые оказывают организации или индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные в официальном реестре операторов физкультурно-оздоровительных услуг. В статье "Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта" автор исследует актуальную тему про особенностей налогообложения в сфере физической культуры и спорта в РФ, т.к. физическая культура и спорт в России имеют важное социальное и экономическое значение. Статью рекомендую к публикации после внесения в текст статьи дополнительной вышеуказанной информации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий