Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 25.09.2025. Последняя правка: 04.10.2025.
Просмотров - 305

Жизнь как атрибут материи. Единство физического и духовного

Королев Геннадий Николаевич

нет

нет

нет

Аннотация:
В статье рассматривается материя как фундаментальная первооснова мироздания, характеризующаяся отсутствием дискретности и меры. Для неделимой субстанции выделение в ней «вторичных» и «первичных» элементов субъективно и представляет собой не более чем глубоко укорененную философскую методологическую традицию. Познаваемыми атрибутами материи является в разных своих проявлениях энергия (для вещества) и информация (для идеального). Через живую форму материи (жизнь) происходит связь между веществом и духом.


Abstract:
The article considers matter as the fundamental principle of the universe, characterized by the absence of discreteness and measure. For an indivisible substance, the allocation of "secondary" and "primary" elements in it is subjective and represents nothing more than a deeply rooted philosophical methodological tradition. The cognizable attributes of matter are energy (for matter) and information (for the ideal) in their various manifestations. Through the living form of matter (life), there is a connection between matter and spirit.


Ключевые слова:
материя; вещество; познание; информация; энергия; жизнь; человек; дух

Keywords:
matter; substance; cognition; information; energy; life; man; spirit


УДК 111

Введение.

Философу Протагору приписываются слова: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» [2]. Антропоцентризм, выраженный этой фразой, является доминирующим мировоззрением, определяющим познание на протяжении всей его истории. Человек выделил себя из окружающего мира и, используя разум, стал заниматься познанием с позиции стороннего и независимого сознательного Наблюдателя не учитывая то, что он не самостоятельное, свободно действующее явление, а элемент земной жизни, функционально связанный с природой планеты (биосферой). Субъект и объект познания имеют единую первооснову, состоят из одних и тех же первичных элементов. Все механизмы, которые распространяются на земные организмы, безусловно, распространяются и на человека: во-первых, они подчиняются законам физических наук, во-вторых, возникли они в результате эволюции путем естественного отбора. Биологические истоки сложного социального поведения человека (в том числе и антропоцентризма) в целом подобны таковым у других представителей царства животных [8].

Представления и суждения о мировом порядке, а также о месте и назначения в нем человека во многом зависят от того, что мы понимаем под первичными понятиями определяемыми такими словами как: материя, энергия, информация, жизнь.

Материалы и методы. 

При написании статьи были проанализированы и систематизированы данные, полученные из ряда источников, включая книги(первоисточники), учебники, публикации в разного рода научных и научно-популярных изданиях, интернет-ресурсы. В связи с необходимостью обработки весьма значительного количества используемой информации и изложения рассматриваемой темы в рамках одной стати, использовались современные информационные технологии и методологический принцип «бритвы Оккама» [2].

Актуальность. Цели, задачи.

Философы, как и ученые пытаются познать основы мироздания, установить разделен ли мир на дух и материю, является ли реальность объективной или она формируется нашим восприятием. Считают, что они могут дать законченные ответы на вопросы, которые задает разум в процессе познания, История философии свидетельствует об изменчивости философских и научных представлений о мироздании, а также их зависимости от исторического периода и господствующих идеологий. Философия представляет собой часть социальной системы общество, а философские истины приходят и повторяются в образах своего времени. Задача получить ответы на «главные вопросы философии» была и остается актуальной на протяжении тысячелетий.  

Научная новизна.

Поддерживать или опровергать теории и чьи-то взгляды при помощи цитат ссылаясь на авторитет авторов этих цитат, на мой взгляд, не самое продуктивное занятие в сфере познания. Авторитеты опасны тем, что их мнения многие склонны принимать на веру как уже доказанную истину лишь потому, что это сказано авторитетом, а цитатами, лишенными контекста, можно обосновать практически какое угодно новое содержание. В силу этого я не позиционирую своей принадлежности к какому-то лагерю или направлению науки и философии. Мир требует познания как со стороны вещества, так и со стороны духа.  Приведенная здесь в самом общем виде структура мироздания – не более, чем неизбежно субъективная абстракция, существующая в моем сознании и призванная способствовать постижению его сущности. В зависимости от задачи, опыта, используемых форм и навыков мышления и располагаемой информации она может быть описана по-другому. Это не законченный ответ, а скорее попытка уйти от тысячелетнего догматизма с учетом современных научных знаний. Отличающаяся от других точка зрения на рассматриваемые вопросы.

Основная часть.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит «ὁ Λόγος (Логос)».  Хотя значение этого понятия, имеющее около ста вариантов, неоднократно изменялось, в философии под Логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия то, что можно определить как материя [2].

Для обозначения единства окружающего мира в философии, науке и повседневном общественном сознании используется категория материи как фундаментальной и неразделимой первоосновы всех известных объектов и явлений. Общепринятого и однозначного определения понятия и описания материи не существует в рамках ни одной из форм познания. Оно зависит от контекста (религиозного, философского, научного, обыденного). Исторически понятие материя в науке и философии определялось одинаково и означало то, что формирует окружающую реальность, из чего образовано всё существующее в мире. Первоначально к материи относили только вещественное. Понятия материи и вещества и в настоящее время во многих случаях используются без четкого разграничения, а зачастую эти разные понятия даже отождествляются. С развитием физики трансформировалось и понятие материи. В современной науке материя доступна для познания в формах вещества и поля, а также включает в себя материальные объекты неясной физической природы (тёмная материя и тёмная энергия) [2]. Ученые предполагают, что Вселенная на 5% состоит из доступных познанию форм вещества и поля и называть их материей будет верным только в контексте возможностей их познания разумом. Понятие материя включает в себя и 95% зоны нашего незнания о мире (тёмная материя и тёмная энергия). Вещество и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве «Вещество есть на деле огромная концентрация энергии в сравнительно малом пространстве». А. Эйнштейн [14]. Материя в философии по умолчанию по-прежнему это физическое вещество, в отличие от духовного.

В книге «Истории западной философии» философ Бертран Рассел формулирует некоторые «вечные вопросы философии», том числе и такие: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями» [8]. Исторически от того, какое из двух начал философы считают первичным, они делятся на материалистов и идеалистов. Идеализм и материализм на практике представляют бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой. При этом дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправия двух, начал — материи и духа (идеального), попадает под критику как со стороны материалистов, так и идеалистов как ересь.

Человек по причине своего физического происхождения используя функцию разума не в состоянии сформировать понятие материи потому, что в нем отсутствуют необходимые словесные определения, заложенные на подсознательном уровне априори [4]. Материя как основа мироздания это в принципе не дискретная кантовская непознаваемая «вещь как она есть», определение, которое соответствовало научному представлению материи своего времени. Дуалистическую философскую позицию при этом можно сформулировать следующим образом. Материя — это «Логос»- первичная субстанция, характеризующаяся отсутствием дискретности и меры и включающая в себя как доступное, так и недоступное познанию в своих проявлениях. Материя находится в постоянном движении - непрерывном и вневременном изменении своих известных и неизвестных для познания атрибутов и характеристик. Наблюдатель имеет дело с доступными для познания атрибутами этой субстанции. Физическим который определяются как объективная реальности, данная человеку в ощущениях в пространственно - временных рамках при помощи сенсорных систем («вещи как они есть»). И идеальным - (дух, идеи) как соответствующим предлагаемому определение материи атрибут материи, существующий вне пространства и времени доступной познанию человека с помощью функции разума. Первичными познаваемыми атрибутом материи является энергия (для вещества) и информация (для идеального).

В науке принято считать, что существует определённая величина, называемая энергией, которая не создается и не исчезает, а только превращается из одного вида в другой и не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Существует закон сохранение энергии, не имеющий исключений управляющий всеми явлениями природы. Это не описание механизма явления или чего-то конкретного. Это, по существу, математический принцип [2].

Информация рассматривается здесь как атрибут материи, который характеризует в физическом мире событие или состояние (фазу движения материи) и (или) содержит указание, определяющее это движение.  Информация не вещественна – она всегда отражает или проявляет, обеспечивает возможность восприятия чего-то: вещества, поля, движения или другой информации. Эффект воздействия информации не определяются количеством энергии, затраченной на ее передачу и использование. Следует признать, что в сфере познания вопрос о сущности информации до сих пор остается открытым. Определения информации многочисленны и многозначны. И если энергия является предметом изучения многих различных разделов физики, отдельная наука об информации как системном явлении или комплексный подход к этому явлению в науке еще не сформировался, хотя присутствует осознание того, что собственно информация, это не мистика, не эпифеномен и не самостоятельная субстанция, а наряду с энергией подлежащая изучению материальная основа жизни. В информации заключены непознанные силы и возможности способные оказать мощное воздействию на судьбы человечества, как и промышленная революция, которую переживали люди XIX века, когда наука обеспечила возможность практически неограниченного доступа к энергии и когда промышленный переворот изменил мир.

Если материя и дух это два атрибута первичной субстанции, то насколько необходимо при современном уровне научных знаний при их познании в философии использовать такие понятия как равенства или первичности (главенства). Объекты и явления мироздания так переплетены и взаимосвязаны, что выделение в связывающих их в неизвестным для нас причинно-следственных цепях «вторичных» и «первичных» элементов субъективно и представляет собой не более чем глубоко укорененную традицию. Мир требует познания как со стороны вещества, так и со стороны духа. Непреодолимые противоречия между материализмом и идеализмом, а также у множества направлений   внутри этих форм познания не имеют принципиального значения. Это взгляды содержащие элементы истины на один объект в разных ракурсах, а претензии на абсолютную истину и непринятие различных возможных вариантов в большинстве случаев имеют свою основу в природной и социальной сущности человека. Иногда это глубокое внутреннее убеждение в собственной правоте и нежелание считаться с чужим мнением или различные материальные в своей основе побуждения. Сознательная или бессознательная это борьба за лидерство, а следовательно, и соответствующее положение в обществе.

Жизнь также бесконечна для человеческого познания, как и Космос. Что мы понимаем под словом жизнь? Существует более ста определений этого понятия [2]. Граница между живым и неживым в познаваемом мире весьма условна и зависит от критериев, принимаемых при определении этих понятий. Каждое из них используется и считается верным в рамках той системы, в которой и для которой оно создано. Здесь я рассматриваю жизнь, как атрибут материи. Живое вещество (жизнь) и многообразный мир вещей создан из обычных элементарных частиц, состоит из «мертвых», в нашем представлении, молекул и атомов. «Первичный материал» для живого и костного вещества одинаков. Когда, и за счет чего костное вещество «оживает»? Конечно "оживание" — это метафора; на самом деле речь идёт о сложных биохимических и физических процессах. Это переход от хаотичных молекул к самовоспроизводящимся системам - с точки зрения биологии, и снижение энтропии с точки зрения физики.  Вопрос, который затрагивает границы философии и науки (физики, химии и биологии). Представители различных форм познания по-разному рассматривают и описывают процесс «оживления» костного вещества. На уровне организма, на уровне клетки, на молекулярном, атомарном и даже квантовом уровне [2;7;8;15;16]

Существует различные вариантов теории появления жизни на Земле. Одной из них является предположение, что жизнь — это следствие естественного мирового порядка-одна из форм спонтанной самоорганизации материи, закономерное самопроизвольное зарождения порядка в сложных системах происходящее во Вселенной при определенных условиях, а не в высшей степени неправдоподобная случайность [2;7].  С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. Эрвина Шрёдингер писал, что жизнь — это порядок, борющийся с энтропией (хаосом). [16] Наука сегодня не может ответить почему вещество самопроизвольно переходит из состояния хаоса как наиболее вероятного с энергетической точки зрения в состояние порядка, менее вероятного и менее выгодного (как требующего более высокой энергии).

В современной науке существует гипотеза, что возникновение земной жизни связано с накоплением информации в химических соединениях, а ее первые прообразы представляли собой локальные системы концентрации энергии и информации [6;7]. Жизнь на Земле возникла около 3,8–4 миллиардов лет назад из простых химических веществ (атомов углерода, водорода, кислорода и т.д.). Это произошло в океанах, где молекулы самоорганизовались в первые простые организмы за счёт энергии Космоса. Появилась качественно новая форма организации материи, основное свойство которой состоит в способности усваивать энергию Космоса (для Земли – энергию Солнца) и накапливать информацию об окружающей среде. Множество первичных элементов, достаточно многочисленных и вместе с тем достаточно близких между собой, чтобы образовать физически (энергетически) и информационно (генетически) структурное целое - таковой представляется первичная земная жизнь. С большой долей уверенности можно считать, что в основе земной жизни лежит энергия наряду с информацией, которые определяют состояние всех известных и предполагаемых ее форм, а способность получать и использовать энергию и информацию принадлежит к определяющим свойством элементов жизни. [6]

Если едина физическая сущность Вселенной, то можно предположить возможность единства путей формирования живой формы материи в разных местах Вселенной с некоторым подобием начала сценария, а также в законах дальнейшего ее эволюционного развития. В этом случае вероятность жизни в Космосе, как атрибута формы материи – высокая, но вероятность повторение где-то сценария развития жизни на планете Земля, который длится миллиарды лет для элементов ее составляющих как сочетание случайности и необходимости, где-то в другой точке Вселенной, лежит за пределами любых умопостигаемых временных вероятностей даже на примере эволюционного разнообразия земных форм жизни.

Распространенные представления о возможных формах жизни во Вселенной, как правило делаются на располагаемой информации о земных формах жизни и основанных на этом спекулятивных построениях. Это отступление к теме НЛО и пришельцах из Космоса

Чтобы изучать и понимать земную жизнь за множеством индивидуальных существований и их соперничеством, ни в коем случае нельзя упускать из виду главного – первичного единства биосферы и последующей взаимозависимость ее элементов [1;11]. Живое вещество Земли — это не просто совокупность живых организмов и их групповых форм на планете, а пока не изученное наукой новое качество. Особая форма организации материи в Космосе - форма жизни планетарного масштаба (Гея), активно поддерживающая на протяжении последних 4 миллиардов лет на планете Земля эволюционирующие, относительно стабильные и комфортные для живых организмов условия существования. В известной для нас форме жизнь может существовать только в системном виде. Земные организмы, в том числе и человек — это только отдельные элементы Геи.

Рассматривая вопросы вещественного и идеального атрибутов материи важно понимать, что человеческая популяция не является основным (системообразующим) элементом Геи, и ее исчезновение в биосфере нельзя будет даже определить как экологическую катастрофу.

В контексте настоящей статьи жизнь можно рассматривать как активное поддержание и эволюционное самовоспроизведение материальной структуры определенного уровня концентрации и использования энергии (вещества) и информации способной на разных этапах своего движения воспринимать (проявлять) и познавать окружающий мир и самое себя. Используя функцию разума человек как Наблюдатель, становится в своем мире мостом между физическим и идеальным, между внешним миром и внутренним восприятием индивида. Через живую форму материи (жизнь) происходит связь между (физическим) веществом и (идеальным) духом. В этом контексте жизнь предлагается рассматривать как специфичный атрибут материи.

Заключение

Множественность точек зрения на одну и ту же реальность подтверждает факт невозможности существования единственной точки зрения, с которой открывается «вид» на всю реальность. Подтверждением чего является рецензия на мою статью Адибекяна Оганеса Александровича которую я привожу здесь в авторском оригинале: «Статейный текст Королева Г.Н. выводит не исключаемого читателя на непрекращающиеся представления содержания важных для философии категорий «материя» и «сознание», если не добавлять к ним «духа». Если быть материалистом, то первоначальность у материи, которая в ходе сложного самосовершенствования породила насекомых, животных, птиц, к которым добавились люди «с духом». На основе такого процесса начала представляться «сознание», которое предстало и как «дух». Но религия, определившая истоком всего указанного процесса бога, уложила «дух» перед «материей», увязав его существование с неизвестными по своему началу божествами. Насколько удобно существование реальности считать изначальной вечностью, настолько сложно полагание существование физического мира продуктом «духовного творчества». Работу Королева Г.Н. опубликовать можно, но с добавлением предложенной рецензии.»

Окружающий нас мир познаваем бесконечно на протяжении существования человеческого разума и всего процесса познания. При этом любое полученное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь их промежуточная интерпретация реальности, подразумевающая последующую замену на последующую, более соответствующую общему уровню знаний. В мироздании есть бесконечное число вещей и явлений, недоступных разуму человека. Есть вопросы, ответ на которые в существующей схеме познания невозможен. Мы не знаем на каком временном этапе находится процесс движения живой материи планетарного масштаба, какие формы может все это принять в результате эволюции и какая роль в нем отведена человеку разумному.  

Библиографический список:

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988 г., 520 с.
2. Википедия — свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница (дата обращения: 19.09.2025).
3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – 2-е издание. – М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983 – 344 с.
4. Кант Иммануил. Критика чистого разума. Критика практического разума. Критика способности суждения. М.: АСТ, 2024 г. 992 с.
5. Концепции современного естествознания. Под ред. Михайлова Л. А. Учебник для вузов. Издательство Питер, 2008 г. - 336 с.
6. Королев Г.Н. Проявление и значение энергии и информации в земной жизни и социуме. [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. №143 (июль) 2025. https://sci-article.ru/stat.php?i=1752995244 (дата обращения: 19.09.2025).
7. Пригожин И., Стингер И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: М.: Прогресс, 1986. 432 с.
8. Рассел Бертран. История западной философии. М.: АСТ, 2016 г. 1024 с.
9. Философские мысли натуралиста. В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988г., 520 с.
10. Хайнд Роберт. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. Изд-во «Мир», М., 1975, 855 с.
11. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды / В. Г. Горшков. Итоги науки и техники. Серия: Теоретические и общие вопросы географии; т. 7. Москва: ВИНИТИ, 1990. 236 с.
13. Хайнд Роберт. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М.: Мир, 1975 г. 856 с.
14. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. - М.: Наука 15. Саймон Пирс. Механизм жизни. Life’s Mechanism – PMC. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10455287/ 16. Шредингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки=Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru




Рецензии:

26.09.2025, 12:16 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статейный текст Королева Г.Н. выводит не исключаемого читателя на непрекращающиеся представления содержания важных для философии категорий «материя» и «сознание», если не добавлять к ним «духа». Если быть материалистом, то первоначальность у материи, которая в ходе сложного самосовершенствования породила насекомых, животных, птиц, к которым добавились люди «с духом». На основе такого процесса начала представляться «сознание», которое предстало и как «дух». Но религия, определившая истоком всего указанного процесса бога, уложила «дух» перед «материей», увязав его существование с неизвестными по своему началу божествами. Насколько удобно существование реальности считать изначальной вечностью, настолько сложно полагание существование физического мира продуктом «духовного творчества». Работу Королева Г.Н. опубликовать можно, но с добавлением предложенной рецензии.

27.09.2025 9:09 Ответ на рецензию автора Королев Геннадий Николаевич:
Уважаемый Оганес Александрович! Благодарю Вас за рецензию! Я выполнил Вашу рекомендацию по ее добавлению в текст статьи.

27.09.2025, 15:30 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статья "Жизнь как атрибут материи. Единство физического и духовного" рассматривается материя как фундаментальная первооснова мироздания. Актуальную статью рекомендую к публикации после доработки. Концепция единства духовного и физического предполагает, что тело и дух неразделимы, а тесно переплетены, образуя единое, целостное человеческое существо. Это единство является фундаментальным аспектом человеческого существования, поскольку физическое тело выражает духовные реальности, такие как эмпатия и настроение, а духовное благополучие может положительно влиять на физическое здоровье. Различные религии также исследуют это единство, подчёркивая его как основу здоровья, мира и общей гармонии бытия. Однако, жизнь — это саморегулирующийся процесс, в ходе которого материя претерпевает циклические, одноплоскостные изменения конформационного состояния, которые преобразуют термодинамические нарушения равновесия в направленное движение, выполняя работу, которая локально снижает энтропию. Жизнь представляет собой порядок, возникающий из изменений состояния молекулярной одноплоскостной конформации, которые направляют тепловое движение и энергию возбуждения на катализ реакций, увековечивая сеть репликации с отрицательной энтропией. Основным требованием жизни является тепловая ванна и увеличение энтропии Вселенной, а тепловое движение особенно сильно в областях Вселенной, близких к звездам. Сейчас известно, что многие звездные системы включают планеты с подходящей температурой, такой что жидкая вода и сложные молекулы почти наверняка существуют - [https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10455287/].
04.10.2025 11:11 Ответ на рецензию автора Королев Геннадий Николаевич:
Уважаемый Улугбек Товфикович! Благодарю Вас за содержательную рецензию! Согласно Вашим рекомендации мною были выполнена доработка статьи и внесены изменения и дополнения в части понятия жизни как «живой» материи в рамках общей концепции и методологии ее написания.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх