нет
нет
нет
УДК 111
Введение.
Философу Протагору приписываются слова: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» [2]. Антропоцентризм, выраженный этой фразой, является доминирующим мировоззрением, определяющим познание на протяжении всей его истории. Человек выделил себя из окружающего мира и, используя разум, стал заниматься познанием с позиции стороннего и независимого сознательного Наблюдателя не учитывая то, что он не самостоятельное, свободно действующее явление, а элемент земной жизни, функционально связанный с природой планеты (биосферой). Субъект и объект познания имеют единую первооснову, состоят из одних и тех же первичных элементов. Все механизмы, которые распространяются на земные организмы, безусловно, распространяются и на человека: во-первых, они подчиняются законам физических наук, во-вторых, возникли они в результате эволюции путем естественного отбора. Биологические истоки сложного социального поведения человека (в том числе и антропоцентризма) в целом подобны таковым у других представителей царства животных [8].
Представления и суждения о мировом порядке, а также о месте и назначения в нем человека во многом зависят от того, что мы понимаем под первичными понятиями определяемыми такими словами как: материя, энергия, информация, жизнь.
Материалы и методы.
При написании статьи были проанализированы и систематизированы данные, полученные из ряда источников, включая книги(первоисточники), учебники, публикации в разного рода научных и научно-популярных изданиях, интернет-ресурсы. В связи с необходимостью обработки весьма значительного количества используемой информации и изложения рассматриваемой темы в рамках одной стати, использовались современные информационные технологии и методологический принцип «бритвы Оккама» [2].
Актуальность. Цели, задачи.
Философы, как и ученые пытаются познать основы мироздания, установить разделен ли мир на дух и материю, является ли реальность объективной или она формируется нашим восприятием. Считают, что они могут дать законченные ответы на вопросы, которые задает разум в процессе познания, История философии свидетельствует об изменчивости философских и научных представлений о мироздании, а также их зависимости от исторического периода и господствующих идеологий. Философия представляет собой часть социальной системы общество, а философские истины приходят и повторяются в образах своего времени. Задача получить ответы на «главные вопросы философии» была и остается актуальной на протяжении тысячелетий.
Научная новизна.
Поддерживать или опровергать теории и чьи-то взгляды при помощи цитат ссылаясь на авторитет авторов этих цитат, на мой взгляд, не самое продуктивное занятие в сфере познания. Авторитеты опасны тем, что их мнения многие склонны принимать на веру как уже доказанную истину лишь потому, что это сказано авторитетом, а цитатами, лишенными контекста, можно обосновать практически какое угодно новое содержание. В силу этого я не позиционирую своей принадлежности к какому-то лагерю или направлению науки и философии. Мир требует познания как со стороны вещества, так и со стороны духа. Приведенная здесь в самом общем виде структура мироздания – не более, чем неизбежно субъективная абстракция, существующая в моем сознании и призванная способствовать постижению его сущности. В зависимости от задачи, опыта, используемых форм и навыков мышления и располагаемой информации она может быть описана по-другому. Это не законченный ответ, а скорее попытка уйти от тысячелетнего догматизма с учетом современных научных знаний. Отличающаяся от других точка зрения на рассматриваемые вопросы.
Основная часть.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит «ὁ Λόγος (Логос)». Хотя значение этого понятия, имеющее около ста вариантов, неоднократно изменялось, в философии под Логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия то, что можно определить как материя [2].
Для обозначения единства окружающего мира в философии, науке и повседневном общественном сознании используется категория материи как фундаментальной и неразделимой первоосновы всех известных объектов и явлений. Общепринятого и однозначного определения понятия и описания материи не существует в рамках ни одной из форм познания. Оно зависит от контекста (религиозного, философского, научного, обыденного). Исторически понятие материя в науке и философии определялось одинаково и означало то, что формирует окружающую реальность, из чего образовано всё существующее в мире. Первоначально к материи относили только вещественное. Понятия материи и вещества и в настоящее время во многих случаях используются без четкого разграничения, а зачастую эти разные понятия даже отождествляются. С развитием физики трансформировалось и понятие материи. В современной науке материя доступна для познания в формах вещества и поля, а также включает в себя материальные объекты неясной физической природы (тёмная материя и тёмная энергия) [2]. Ученые предполагают, что Вселенная на 5% состоит из доступных познанию форм вещества и поля и называть их материей будет верным только в контексте возможностей их познания разумом. Понятие материя включает в себя и 95% зоны нашего незнания о мире (тёмная материя и тёмная энергия). Вещество и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве «Вещество есть на деле огромная концентрация энергии в сравнительно малом пространстве». А. Эйнштейн [14]. Материя в философии по умолчанию по-прежнему это физическое вещество, в отличие от духовного.
В книге «Истории западной философии» философ Бертран Рассел формулирует некоторые «вечные вопросы философии», том числе и такие: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями» [8]. Исторически от того, какое из двух начал философы считают первичным, они делятся на материалистов и идеалистов. Идеализм и материализм на практике представляют бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой. При этом дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправия двух, начал — материи и духа (идеального), попадает под критику как со стороны материалистов, так и идеалистов как ересь.
Человек по причине своего физического происхождения используя функцию разума не в состоянии сформировать понятие материи потому, что в нем отсутствуют необходимые словесные определения, заложенные на подсознательном уровне априори [4]. Материя как основа мироздания это в принципе не дискретная кантовская непознаваемая «вещь как она есть», определение, которое соответствовало научному представлению материи своего времени. Дуалистическую философскую позицию при этом можно сформулировать следующим образом. Материя — это «Логос»- первичная субстанция, характеризующаяся отсутствием дискретности и меры и включающая в себя как доступное, так и недоступное познанию в своих проявлениях. Материя находится в постоянном движении - непрерывном и вневременном изменении своих известных и неизвестных для познания атрибутов и характеристик. Наблюдатель имеет дело с доступными для познания атрибутами этой субстанции. Физическим который определяются как объективная реальности, данная человеку в ощущениях в пространственно - временных рамках при помощи сенсорных систем («вещи как они есть»). И идеальным - (дух, идеи) как соответствующим предлагаемому определение материи атрибут материи, существующий вне пространства и времени доступной познанию человека с помощью функции разума. Первичными познаваемыми атрибутом материи является энергия (для вещества) и информация (для идеального).
В науке принято считать, что существует определённая величина, называемая энергией, которая не создается и не исчезает, а только превращается из одного вида в другой и не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Существует закон сохранение энергии, не имеющий исключений управляющий всеми явлениями природы. Это не описание механизма явления или чего-то конкретного. Это, по существу, математический принцип [2].
Информация рассматривается здесь как атрибут материи, который характеризует в физическом мире событие или состояние (фазу движения материи) и (или) содержит указание, определяющее это движение. Информация не вещественна – она всегда отражает или проявляет, обеспечивает возможность восприятия чего-то: вещества, поля, движения или другой информации. Эффект воздействия информации не определяются количеством энергии, затраченной на ее передачу и использование. Следует признать, что в сфере познания вопрос о сущности информации до сих пор остается открытым. Определения информации многочисленны и многозначны. И если энергия является предметом изучения многих различных разделов физики, отдельная наука об информации как системном явлении или комплексный подход к этому явлению в науке еще не сформировался, хотя присутствует осознание того, что собственно информация, это не мистика, не эпифеномен и не самостоятельная субстанция, а наряду с энергией подлежащая изучению материальная основа жизни. В информации заключены непознанные силы и возможности способные оказать мощное воздействию на судьбы человечества, как и промышленная революция, которую переживали люди XIX века, когда наука обеспечила возможность практически неограниченного доступа к энергии и когда промышленный переворот изменил мир.
Если материя и дух это два атрибута первичной субстанции, то насколько необходимо при современном уровне научных знаний при их познании в философии использовать такие понятия как равенства или первичности (главенства). Объекты и явления мироздания так переплетены и взаимосвязаны, что выделение в связывающих их в неизвестным для нас причинно-следственных цепях «вторичных» и «первичных» элементов субъективно и представляет собой не более чем глубоко укорененную традицию. Мир требует познания как со стороны вещества, так и со стороны духа. Непреодолимые противоречия между материализмом и идеализмом, а также у множества направлений внутри этих форм познания не имеют принципиального значения. Это взгляды содержащие элементы истины на один объект в разных ракурсах, а претензии на абсолютную истину и непринятие различных возможных вариантов в большинстве случаев имеют свою основу в природной и социальной сущности человека. Иногда это глубокое внутреннее убеждение в собственной правоте и нежелание считаться с чужим мнением или различные материальные в своей основе побуждения. Сознательная или бессознательная это борьба за лидерство, а следовательно, и соответствующее положение в обществе.
Жизнь также бесконечна для человеческого познания, как и Космос. Что мы понимаем под словом жизнь? Существует более ста определений этого понятия [2]. Граница между живым и неживым в познаваемом мире весьма условна и зависит от критериев, принимаемых при определении этих понятий. Каждое из них используется и считается верным в рамках той системы, в которой и для которой оно создано. Здесь я рассматриваю жизнь, как атрибут материи. Живое вещество (жизнь) и многообразный мир вещей создан из обычных элементарных частиц, состоит из «мертвых», в нашем представлении, молекул и атомов. «Первичный материал» для живого и костного вещества одинаков. Когда, и за счет чего костное вещество «оживает»? Конечно "оживание" — это метафора; на самом деле речь идёт о сложных биохимических и физических процессах. Это переход от хаотичных молекул к самовоспроизводящимся системам - с точки зрения биологии, и снижение энтропии с точки зрения физики. Вопрос, который затрагивает границы философии и науки (физики, химии и биологии). Представители различных форм познания по-разному рассматривают и описывают процесс «оживления» костного вещества. На уровне организма, на уровне клетки, на молекулярном, атомарном и даже квантовом уровне [2;7;8;15;16]
Существует различные вариантов теории появления жизни на Земле. Одной из них является предположение, что жизнь — это следствие естественного мирового порядка-одна из форм спонтанной самоорганизации материи, закономерное самопроизвольное зарождения порядка в сложных системах происходящее во Вселенной при определенных условиях, а не в высшей степени неправдоподобная случайность [2;7]. С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. Эрвина Шрёдингер писал, что жизнь — это порядок, борющийся с энтропией (хаосом). [16] Наука сегодня не может ответить почему вещество самопроизвольно переходит из состояния хаоса как наиболее вероятного с энергетической точки зрения в состояние порядка, менее вероятного и менее выгодного (как требующего более высокой энергии).
В современной науке существует гипотеза, что возникновение земной жизни связано с накоплением информации в химических соединениях, а ее первые прообразы представляли собой локальные системы концентрации энергии и информации [6;7]. Жизнь на Земле возникла около 3,8–4 миллиардов лет назад из простых химических веществ (атомов углерода, водорода, кислорода и т.д.). Это произошло в океанах, где молекулы самоорганизовались в первые простые организмы за счёт энергии Космоса. Появилась качественно новая форма организации материи, основное свойство которой состоит в способности усваивать энергию Космоса (для Земли – энергию Солнца) и накапливать информацию об окружающей среде. Множество первичных элементов, достаточно многочисленных и вместе с тем достаточно близких между собой, чтобы образовать физически (энергетически) и информационно (генетически) структурное целое - таковой представляется первичная земная жизнь. С большой долей уверенности можно считать, что в основе земной жизни лежит энергия наряду с информацией, которые определяют состояние всех известных и предполагаемых ее форм, а способность получать и использовать энергию и информацию принадлежит к определяющим свойством элементов жизни. [6]
Если едина физическая сущность Вселенной, то можно предположить возможность единства путей формирования живой формы материи в разных местах Вселенной с некоторым подобием начала сценария, а также в законах дальнейшего ее эволюционного развития. В этом случае вероятность жизни в Космосе, как атрибута формы материи – высокая, но вероятность повторение где-то сценария развития жизни на планете Земля, который длится миллиарды лет для элементов ее составляющих как сочетание случайности и необходимости, где-то в другой точке Вселенной, лежит за пределами любых умопостигаемых временных вероятностей даже на примере эволюционного разнообразия земных форм жизни.
Распространенные представления о возможных формах жизни во Вселенной, как правило делаются на располагаемой информации о земных формах жизни и основанных на этом спекулятивных построениях. Это отступление к теме НЛО и пришельцах из Космоса
Чтобы изучать и понимать земную жизнь за множеством индивидуальных существований и их соперничеством, ни в коем случае нельзя упускать из виду главного – первичного единства биосферы и последующей взаимозависимость ее элементов [1;11]. Живое вещество Земли — это не просто совокупность живых организмов и их групповых форм на планете, а пока не изученное наукой новое качество. Особая форма организации материи в Космосе - форма жизни планетарного масштаба (Гея), активно поддерживающая на протяжении последних 4 миллиардов лет на планете Земля эволюционирующие, относительно стабильные и комфортные для живых организмов условия существования. В известной для нас форме жизнь может существовать только в системном виде. Земные организмы, в том числе и человек — это только отдельные элементы Геи.
Рассматривая вопросы вещественного и идеального атрибутов материи важно понимать, что человеческая популяция не является основным (системообразующим) элементом Геи, и ее исчезновение в биосфере нельзя будет даже определить как экологическую катастрофу.
В контексте настоящей статьи жизнь можно рассматривать как активное поддержание и эволюционное самовоспроизведение материальной структуры определенного уровня концентрации и использования энергии (вещества) и информации способной на разных этапах своего движения воспринимать (проявлять) и познавать окружающий мир и самое себя. Используя функцию разума человек как Наблюдатель, становится в своем мире мостом между физическим и идеальным, между внешним миром и внутренним восприятием индивида. Через живую форму материи (жизнь) происходит связь между (физическим) веществом и (идеальным) духом. В этом контексте жизнь предлагается рассматривать как специфичный атрибут материи.
Заключение
Множественность точек зрения на одну и ту же реальность подтверждает факт невозможности существования единственной точки зрения, с которой открывается «вид» на всю реальность. Подтверждением чего является рецензия на мою статью Адибекяна Оганеса Александровича которую я привожу здесь в авторском оригинале: «Статейный текст Королева Г.Н. выводит не исключаемого читателя на непрекращающиеся представления содержания важных для философии категорий «материя» и «сознание», если не добавлять к ним «духа». Если быть материалистом, то первоначальность у материи, которая в ходе сложного самосовершенствования породила насекомых, животных, птиц, к которым добавились люди «с духом». На основе такого процесса начала представляться «сознание», которое предстало и как «дух». Но религия, определившая истоком всего указанного процесса бога, уложила «дух» перед «материей», увязав его существование с неизвестными по своему началу божествами. Насколько удобно существование реальности считать изначальной вечностью, настолько сложно полагание существование физического мира продуктом «духовного творчества». Работу Королева Г.Н. опубликовать можно, но с добавлением предложенной рецензии.»
Окружающий нас мир познаваем бесконечно на протяжении существования человеческого разума и всего процесса познания. При этом любое полученное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь их промежуточная интерпретация реальности, подразумевающая последующую замену на последующую, более соответствующую общему уровню знаний. В мироздании есть бесконечное число вещей и явлений, недоступных разуму человека. Есть вопросы, ответ на которые в существующей схеме познания невозможен. Мы не знаем на каком временном этапе находится процесс движения живой материи планетарного масштаба, какие формы может все это принять в результате эволюции и какая роль в нем отведена человеку разумному.
Рецензии:
26.09.2025, 12:16 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статейный текст Королева Г.Н. выводит не исключаемого читателя на непрекращающиеся представления содержания важных для философии категорий «материя» и «сознание», если не добавлять к ним «духа». Если быть материалистом, то первоначальность у материи, которая в ходе сложного самосовершенствования породила насекомых, животных, птиц, к которым добавились люди «с духом». На основе такого процесса начала представляться «сознание», которое предстало и как «дух». Но религия, определившая истоком всего указанного процесса бога, уложила «дух» перед «материей», увязав его существование с неизвестными по своему началу божествами. Насколько удобно существование реальности считать изначальной вечностью, настолько сложно полагание существование физического мира продуктом «духовного творчества». Работу Королева Г.Н. опубликовать можно, но с добавлением предложенной рецензии.