студентка вторго курса
НИУ«Высшая школа экономики»- Санкт – Петербург
отделение "прикладная политология"
УДК 215
Возможно, тема нашего исследования покажется довольно странной, однако невозможно не обратить внимания на этот загадочный вопрос в трудах великого богослова. Итак, мы решили в этой работе обратить внимание на одну странную несуразность в рассуждениях Аврелия Авустина (Августина Блаженного) в его труде «О граде Божьем». Но для того, чтобы поговорить о том, что удивило и поразило нас, стоит рассказать о самом авторе, пришедшем к таким странным выводам.
Итак, Августин Аврелий (354 - 430) стал одним из знаменитейших теологов и проповедников своего времени. Известен как «учитель благодати» и предтеча Реформации. В своих сочинениях (в частности «О граде Божьем») придерживался Символа Веры, принятого на Первом Никейском соборе в 325 году. Именно тогда решался вопрос о триединстве Бога. В результате арианство (считавшее Христа лишь совершеннейшим из существ сотворенных Богом) было осуждено. А идея о Святой Троице (Отец, Сын, Святой Дух) принята за основополагающую идею христианства. Эта мысль и рассматривается в его труде. Собственно, мы можем попытаться коротко выразить ключевые идеи всего текста:
1) учение о триединстве Бога;
2) общее представление о христианстве;
3) учение о грехе и благодати;
4) роль Церкви в христианстве.
Труд «О граде Божьем» был написан в 413—427 годах, спустя почти двадцать лет после Константинопольского (Второго Вселенского) собора, в это время разгораются особенно жаркие споры между христианской церковью и теми, кто признан (или будет признан) ею еретиками. На этом соборе вновь будет поднят вопрос о Святой Троице и вновь отвергнуты идеи ариан, таким же образом будут осуждены и мысли Пелагия (на Карфагенском (419 год) и Эфесском (431 год) соборах, а его учение, отрицающее первородный грех, будет названо ересью. Мы решили упомянуть об этом потому, что Аврелий Августин в разбираемом нами труде, спорит с Пелагием, приводя вполне соответствующие Священному писанию доводы.
Однако, мы не будем разбирать споры теологов. С нашей точки зрения, мы не имеем достаточных оснований превозносить одного богослова перед другим, так как, рассматривая их идеи непредвзято, мы находим, что и те и другие приходят к разумным и логичным выводам из одних и тех же предпосылок. Кроме того, не имея достаточных знаний о церкви, ее устройстве, а так же не прочитав Священное писание и Евангелия, мы не имеем права говорить на эту тему (так как для того чтобы осуждать мысли Аврелия Августина нужно обладать знаниями равными ему). Итак, мы постараемся найти ту тему, о которой можно рассуждать, основываясь лишь на изучаемом нами труде «О граде Божьем».
Наиболее интересной показалась нам идея о многочисленных римских богах, в связи с чем появился вот такой вопрос: почему же Августин Блаженный считая римских богов ложными, не отвергает их существования?
На протяжении всего рассуждения о богах, Аврелий Августин указывает на бессилие богов, на их недостойное поведение, а так же на то, что они требуют нечестивых жертвоприношений и не запрещают восхвалять себя порочными театральными представлениями. Конечно же, это лишь малая толика того, в чем богослов укоряет многочисленных римских богов, то есть, он относится к ним, как к реальным существам, не отказывая им в праве на существование, а лишь признавая их бессильными. Неужели получается, что великий теолог говорит еретикам: не преклоняйтесь перед вашими богами, они не могут обеспечить вам защиту и радости, но молитесь нашему единому богу, он всесилен. Августин Блаженный приводит и доводы, рассматривая на конкретных примерах (мы будем приводить по одному, лишь для ознакомления, однако, считаем важным указать на то, что к каждому нашему утверждению можно подобрать большое количество ситуаций, описанных в труде) свои утверждения. Итак, почему мы должны выбрать Единого Бога:
Боги не спасли Трою, а Единый Бог спас некоторых жителей во время взятия Рима вестготами (тех, кто укрылся в храмах вестготы (варвары) не тронули)[1];
Боги не дали законов [2], а Господь ниспослал людям заповеди.
В целом же получается, что боги сродни не очень добропорядочным людям. Но опять же существуют! Иначе к чему доказывать верховенство Господа над ними, если можно доказать не то, что Господь могущественнее, а то, что он есть, а богов нет.
Вот что мы читаем в книге третьей: «…для людей, которые любят множество богов, чтобы бедная душа, презрев чистое общение с единым истинным Богом, была отдана на поругание толпе демонов…»[3].
А вот то, что мы можем увидеть далее (книга шестая): «… опровергнуты мною те, по мнению которых многие и ложные боги, которых христианская религия признает бесполезными идолами или нечистыми духами и опасными демонами, – во всяком случае тварями, а не Творцом…»[4].
Значит, огромное количество богов приравнивается Аврелием Августином к демонам (если уж мы не видим отрицания их существования, справедливо было бы думать, что они есть, но как демоны). Есть и косвенные указания на то, что боги – демоны. Например, демоны любят нечестивые представления, которых требовали во время жертвоприношения римские боги. Напомним о том, что богослов в девятой книге говорит об отсутствии различия у демонов (добрых демонов не существует). Итак, боги, согласно Аврелию Августину, становятся «псевдобогами», то есть теми, кто выдает себя за богов, а это демоническая элита (первый чин, подчиняющийся Вельзевулу/Дьяволу). Такой вывод мы можем сделать, основываясь на иерархии ада, описанной И. Виером и Р.Бертоном («Pseudomonarchia daemonum», 1568; «De praestigius daemonum, 1563).
Конечно, это концепция была разработана гораздо позже, спустя тысячу лет после труда «О граде Божьем» и среди источников демонологами использовались такие книги, как «Молот ведьм» (1487, Якоб Шпренгер, Генрих Крамер), «Трактат о Левой Эманации» раввина Исаака бен Иакова (13 век), и многие другие, включая «Малый ключ Соломона» или, так называемый, «Лемегетон», в котором содержится описание 72 демонов. Собственно, среди прочих источников, при создании концепции об иерархии, скорее всего, был использован и труд Августина Блаженного[5], что дает нам право связать эти книги.
Что ж, вернемся к тексту. При прочтении, мы находим в нем некоторые странности. Так Августин Блаженный говорит о том, что необходимо повиноваться любому божьему слову, и ни в коем случае не поклоняться демонам, но не пишет о том, как определять источник указаний, т.е. понимать, от кого получен «приказ». А ведь от этого многое зависит. Так, в рассматриваемом нами труде «О граде Божьем» говорится о том, что убийство – величайших грех, и в то же время оно не становится грехом, если на то получено «указание» от Бога. Разбирается и история об Аврааме, которому Бог повелел принести в жертву своего сына Исаака.
Мы помним, что история закончилась хорошо, сын остался жив, а Авраам стал примером настоящего христианина. Но все же не совсем понятно, каким образом Авраам должен был определить, что именно Господь повелел ему принести в жертву сына. Вспомним о Канте: «Я уверен, что не должен убивать моего дорогого сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не могу быть уверен»[6].
Как же быть? Подчинение богам равно подчинению демонам (в книге первой есть история о Регуле, который исполнив клятву богам, пошел на смерть; Аврелий Августин считает этот поступок неверным, однако, что бы он сказал, если бы Регул поклялся Богу).
Итак, рассмотрев главы труда «О граде Божьем», написанного Августином Блаженным, мы пришли в недоумение. Во-первых, двойные стандарты оценивания поступков человека, предлагаемые богословом, не всегда справедливы. Так как в соответствии с ними мы можем дать противоположную оценку поступкам человека, отталкиваясь от одной и той же истории. Во-вторых, все же остается не совсем понятной роль богов. А в третьих, как повиноваться добросовестному христианину воле божией, если нет указаний на то, чья же она, ибо, как известно, демоны часто смущают душу человека своими указаниями.
Конечно, можно предположить наиболее простой ответ на наш вопрос: боги считались Блаженным Августином «живыми» потому, что язычество было еще крайне сильно, и христианская церковь не могла рисковать, вызывая волнения своими «революционными идеями»…Но впрочем, это тоже лишь наше предположение. Истинно верного ответа на вопрос мы не знаем.
Рецензии:
1.01.2014, 11:49 Кузнецова Ольга Владимировна
Рецензия: Достаточно интересная позиция автора. Статья может быть рекомендована к публикации в декабрьский номер.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий