Самарская областная коллегия адвокатов
адвокат
УДК 340
Начало XX века характеризуется расширением сферы договорного регулирования, позволяющего оперативно решать социальные проблемы, не имеющие решения на законодательном уровне. Образование осужденных представляет собой особую ветвь современной образовательной системы, регулирующуюся международными и государственными правовыми актами, характеризующую состояние и тенденции развития такого важного социального института общества, как пенитенциарная система России. Образование осужденных решает вопросы их исправления, дальнейшей социализации и адаптации в обществе после отбывания наказания [1].На современном этапе развития общества правовой статус осужденных в условиях пенитенциарной среды регламентируют международные правовые акты, Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.
В настоящее время право осужденных на образование гарантировано законодательством РФ и международными правовыми актами (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, международно-правовые документы по правам человека, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы). Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 г., предусмотрено, что в каждом исправительном учреждении осуществляется разносторонняя программа обучения, позволяющая людям удовлетворять некоторые из своих интересов и потребностей. Рекомендации Совета Европы «Об обучении в тюрьмах» нацеливают сотрудников пенитенциарных учреждений на то, что все заключенные должны иметь доступ к обучению, и оно должно быть таким же, как обучение соответствующих возрастных групп за пределами тюрем. Целью обучения должно стать всестороннее развитие личности.
Право на образование закреплено во Всеобщей Декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. Статья 26 указанной Декларации гласит: «Каждый человек имеет право на образование. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Право на образование не ставится в зависимость от каких-либо факторов, кроме способностей каждого человека к образованию. Соответственно, осужденные к лишению свободы не утрачивают своего права на образование в связи с нахождением в пенитенциарных учреждениях.
Также право на образование на уровне международных документов закреплено в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой никому не может быть отказано в праве на образование.
Однако, следует отметить, что до 1998 г. в исправительных учреждениях России осужденные могли получить только общее образование и начальное профессиональное образование, а возможность получения высшего образования отсутствовала. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, в законодательстве не была закреплена возможность ведения образовательного процесса на территории исправительных учреждений; во-вторых, высшие учебные заведения не имели такой возможности, и даже заочное обучение осужденных было невозможно, т.к. оно требует присутствия студента на сессиях, что в условиях исправительного учреждения невозможно.
В 1999 г. в Самаре в рамках деятельности Современной гуманитарной академии (СГА), использующей современные дистанционные методы обучения, в Самарском филиале СГА (СФ СГА) был осуществлен проект по получению высшего образования осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Самарской области (ИУ № 3, ИУ № 5, ИУ № 6, ИУ № 10, ИУ № 13, ИУ № 26, ИУ № 28, ИУ № 29, ИУ № 15 Самарской области) [2].
Данный проект базировался на международных правовых актах по правам человека и правам осужденных [3, 4], и российских нормативно-правовых актах [5, 6, 7], а также соглашении о сотрудничестве между Самарским филиалом Современной гуманитарной академии (СФ СГА) и Главным управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области (ГУФСИН). Данное соглашение регламентировало осуществление образовательной деятельности для получения высшего и специального дополнительного образования осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Для осуществления указанного проекта оно было необходимо, т.к. на законодательном уровне возможность получения высшего образования осужденными в исправительных учреждениях закреплена не была.
После того, как проведенный в исправительных учреждениях Приволжского федерального округа образовательный эксперимент показал положительные результаты, Современной гуманитарной академией в 2003 г. и ФСИН Минюста РФ был подписано соглашение, регламентирующее проведение образовательного процесса для осужденных, получающих высшее образование по месту отбывания наказания.
Результатом проведения данного образовательного проекта, основанного на договорных началах, явилась поправка к ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой администрация исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Также данный результат договорного правового регулирования в сфере пенитенциарного образования нашел свое воплощение в статье 80 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Выше изложенное ретроспективно подтверждает, что именно договорное регулирование является эффективным инструментарием, позволяющим оперативно решать важные социальные проблемы общества, при пробелах, существующих в действующем законодательстве.
Рецензии:
28.10.2013, 14:18 Гуренко-Вайцман Марина Николаевна
Рецензия: Статья интересная, информационно насыщенная, решающая актуальную проблему.
Пожелания автору: возможно целесообразно уточнить название статьи.Текстуально, речь идет о доступе к получению высшего образования в условиях пенитенциальной среды вообще и механизме реализации права на образование заключенными, непосредственно. Тем более, что авторское изложение материала носит инструментальный характер.