Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 02.12.2013. Последняя правка: 01.12.2013.
Просмотров - 4240

К вопросу о понятии правового положения государственного гражданского служащего

Ямщикова Светлана Леонидовна

Стерлитамакский Филиал БашГУ

старший преподаватель

Аннотация:
В статье проанализированы подходы к определению понятию правового положения государственного гражданского служащего.


Abstract:
The article analyzes the approaches to the definition of the legal provisions of the state civil servant


Ключевые слова:
государственный гражданский служащий, правовое положение гражданского служащего

Keywords:
civil servant, the legal status of civil servant


УДК 342.51

Природа и особенности правового обеспечения правового положения гражданских служащих предопределяют происхождение и содержание государственной гражданской службы. На протяжении развития служебно-правовых отношений служебная деятельность носила вспомогательный характер и была предназначена для выполнение обеспечительных целей и задач при осуществлении полномочий публичной власти, в связи с чем, организационное развитие, правовое содержание государственной службы, совокупность элементов правового положения служащего находились в зависимости от тех изменений, которые происходили в системе государственного управления, степени его централизации на определенном историческом этапе. Правовое положение государственного гражданского служащего имеет важное значение в формировании эффективной государственной гражданской службы в Российской Федерации.  Правовое положение государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом особенностей. Выявление разных подходов к обозначенному понятию позволит объединить и систематизировать многочисленные подходы в рамках одной правовой институции.

Надо заметить, что легальное определение понятия правового положения гражданского служащего не содержится в Федеральном законе №79-ФЗ от 24 июля 2004 (ред. от 25 ноября 2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В главе 3 «Правовое положение (статус) гражданского служащего» законодатель дает только определение понятия «гражданский служащий» и в отдельных статьях закона раскрывает содержание элементов положения служащего [1]. Можно заметить, что термин «правовое положение гражданского служащего» законодателем закрепляется как равнозначный термину «правовой статус гражданского служащего».

У государственных гражданских служащих специальный административно-правовой статус, который определяется рядом характеристик или так называемых элементов статуса, к таковым относятся их права и обязанности, требования к служебному поведению, ограничения, запреты, юридическая ответственность служащих, гарантии деятельности. По мнению А.П. Солдатова, некоторые права служащих ограничены в целях обеспечения результативности их служебной деятельности, для них предусмотрены льготы и повышенная ответственность за правонарушения» [2, c. 115].

Определение обозначенного понятия М.А. Лапина трактует следующим образом: «под правовым статусом следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определённой должности государственной службы» [3]. Многоаспектность правового статуса служащего отмечают М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов, который пишет, что «организационно-правовое положение характеризуется наличием двух аспектов: государственно-служебного и личного (персонального)» [4, с. 123]. Исполняя свои служебные обязанности, государствен­ный гражданский служащий действует в интересах государства и общества в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением. В этом формате он представляется как существенный элемент системы государственной службы. Гражданский служащий наделён должностным, служебным, социальным статусом, но наряду с ними, особое значение играет именно правовой статус. Некоторые авторы указывают на то, что должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего [5, c. 162]. В. Г. Игнатов подчеркивает данное обстоятельство, отмечая следующее: «Должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. Правовой статус включает перечень всех видов работ по данной должности с указанием на конкретные результаты, которые государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнении каждой своей функции» [6, c. 156]. С ним согласен и А. В. Мелехин, который пишет, что «должность для правового статуса государственного служащего является соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем, если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.)» [7]. В. Д. Граждан рассуждает, определяя статус не просто как правовой, а как социально-правовой и отмечая, что «социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего… Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего» [5, c. 164].

Обобщая вышесказанное, можно отметить следующее, что понятие правового положения государственного гражданского служащего трактуется с разных позиций, не имеет закрепления в Федеральном законе №79-ФЗ от 24 июля 2004 (ред. от 25 ноября 2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других нормативно-правовых актах. Может определяться как правовой статус, установленный и гарантированный государством, который обусловливает наличие совокупности общих прав и обязанностей, специальных прав и обязанностей, предоставленных по должности, а также ограничений, запретов, требований к служебному поведению, ответственности и государственных гарантий.

Библиографический список:

1. Федеральный Закон №79-ФЗ от 24 июля 2004 (ред. от 25 ноября 2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Собрание законодательства от 2 августа 2004 г. №31 ст. 3215.
2. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации: учебник. – М., 2006
3. Лапина М. А. Административное право. Учебный курс. Интернет-источник: режим доступа // http://e-college.ru/xbooks/xbook065/book/index/index.html?go=part-008*page.htm
4. Служебное право Российской Федерации: Учебное пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – М.: Норма, 2011.
5. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба : учебник / В.Д. Граждан. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007.
6. Государственная служба. Уч. курс / В. Г. Игнатов – 2-е изд. ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.
7. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации. Курс лекций для системы КонсультантПлюс. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 25 ноября 2013 года. Интернет-ресурсы // Режим доступа: www.konsultant.ru




Рецензии:

3.12.2013, 15:44 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Статья своевременна и актуальна в процессе формирования эффективной государственной гражданской службы в Российской Федерации. Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх