Стерлитамакский Филиал БашГУ
старший преподаватель
УДК 342.51
Природа и особенности правового обеспечения правового положения гражданских служащих предопределяют происхождение и содержание государственной гражданской службы. На протяжении развития служебно-правовых отношений служебная деятельность носила вспомогательный характер и была предназначена для выполнение обеспечительных целей и задач при осуществлении полномочий публичной власти, в связи с чем, организационное развитие, правовое содержание государственной службы, совокупность элементов правового положения служащего находились в зависимости от тех изменений, которые происходили в системе государственного управления, степени его централизации на определенном историческом этапе. Правовое положение государственного гражданского служащего имеет важное значение в формировании эффективной государственной гражданской службы в Российской Федерации. Правовое положение государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом особенностей. Выявление разных подходов к обозначенному понятию позволит объединить и систематизировать многочисленные подходы в рамках одной правовой институции.
Надо заметить, что легальное определение понятия правового положения гражданского служащего не содержится в Федеральном законе №79-ФЗ от 24 июля 2004 (ред. от 25 ноября 2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В главе 3 «Правовое положение (статус) гражданского служащего» законодатель дает только определение понятия «гражданский служащий» и в отдельных статьях закона раскрывает содержание элементов положения служащего [1]. Можно заметить, что термин «правовое положение гражданского служащего» законодателем закрепляется как равнозначный термину «правовой статус гражданского служащего».
У государственных гражданских служащих специальный административно-правовой статус, который определяется рядом характеристик или так называемых элементов статуса, к таковым относятся их права и обязанности, требования к служебному поведению, ограничения, запреты, юридическая ответственность служащих, гарантии деятельности. По мнению А.П. Солдатова, некоторые права служащих ограничены в целях обеспечения результативности их служебной деятельности, для них предусмотрены льготы и повышенная ответственность за правонарушения» [2, c. 115].
Определение обозначенного понятия М.А. Лапина трактует следующим образом: «под правовым статусом следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определённой должности государственной службы» [3]. Многоаспектность правового статуса служащего отмечают М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов, который пишет, что «организационно-правовое положение характеризуется наличием двух аспектов: государственно-служебного и личного (персонального)» [4, с. 123]. Исполняя свои служебные обязанности, государственный гражданский служащий действует в интересах государства и общества в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением. В этом формате он представляется как существенный элемент системы государственной службы. Гражданский служащий наделён должностным, служебным, социальным статусом, но наряду с ними, особое значение играет именно правовой статус. Некоторые авторы указывают на то, что должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего [5, c. 162]. В. Г. Игнатов подчеркивает данное обстоятельство, отмечая следующее: «Должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. Правовой статус включает перечень всех видов работ по данной должности с указанием на конкретные результаты, которые государственный служащий должен достигать всякий раз при выполнении каждой своей функции» [6, c. 156]. С ним согласен и А. В. Мелехин, который пишет, что «должность для правового статуса государственного служащего является соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем, если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.)» [7]. В. Д. Граждан рассуждает, определяя статус не просто как правовой, а как социально-правовой и отмечая, что «социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего… Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего» [5, c. 164].
Обобщая вышесказанное, можно отметить следующее, что понятие правового положения государственного гражданского служащего трактуется с разных позиций, не имеет закрепления в Федеральном законе №79-ФЗ от 24 июля 2004 (ред. от 25 ноября 2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других нормативно-правовых актах. Может определяться как правовой статус, установленный и гарантированный государством, который обусловливает наличие совокупности общих прав и обязанностей, специальных прав и обязанностей, предоставленных по должности, а также ограничений, запретов, требований к служебному поведению, ответственности и государственных гарантий.
Рецензии:
3.12.2013, 15:44 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Статья своевременна и актуальна в процессе формирования эффективной государственной гражданской службы в Российской Федерации. Рекомендуется к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий