Академия ИМСИТ
магистрант
УДК 331.108
Подготовка к Олимпиаде – это процесс длиной в несколько лет (на сегодня от победы города в заявке до проведения в нем Игр проходит 6 лет) и залог успеха самих Игр. Опыт проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в разных странах мира показывает, что успех Игр во многом зависит от общей атмосферы Игр, радушия, гостеприимства, уровня сервиса и профессионализма всех занятых в организации Игр людей.
Гуманитарные аспекты Олимпиады очень важны и включают следующие элементы продвижения олимпийских ценностей:
1) Проведение Культурной Олимпиады;
2) Разработка и внедрение системы олимпийского образования;
3) Подготовка кадров;
4) Развитие волонтерского движения, массового спорта;
5) Укрепление межкультурного обмена как с другими странами, так и внутри России;
6) Формирование социальной сплоченности между различными слоями населения, изменение отношения к инвалидам, установление стандартов доступности и др.[11].
Наиболее актуальным остается вопрос о том, как подготовить высококвалифицированный персонал.
Одним из организаторов и контролирующих органов по проведению Олимпийских игр в Сочи является «Оргкомитет Сочи 2014». Основной задачей Оргкомитета «Сочи 2014» является организация и проведение Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году. Оргкомитет «Сочи 2014» осуществляет следующие основные функции:
1) реализует совместно с Олимпийским комитетом России (ОКР), Паралимпийским комитетом России (ПКР), городом Сочи, а также российскими и иностранными организаторами игр мероприятия по организации и проведению Игр и связанных с ними программ;
2) обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению Игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Игр, а также финансирование строительства временных и иных объектов, используемых при проведении Игр;
3) осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Олимпийской хартией и соглашением.
Структура Оргкомитета:
1) Наблюдательный совет (принимает стратегические решения по вопросам подготовки к играм);
2) Руководство (обеспечивает выполнение принимаемых на высшем уровне решений);
3) Ревизионная комиссия (осуществляет постоянный контроль над расходованием бюджетных средств).
Персональный состав Наблюдательного совета и Руководства утверждены 2 октября 2007 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Наблюдательный совет возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков. Президентом Оргкомитета является Дмитрий Чернышенко[11].
Структура Культурной Олимпиады была разработана на этапе Заявочного процесса на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, и согласно Заявочной Книге Сочи 2014 (п. 17.1), за 4 года проведения Культурной Олимпиады город Сочи должен превратиться в международный культурный центр. Оргкомитет «Сочи 2014» реализует сложный и масштабный проект по подготовке к XXII Зимним Олимпийским играм и XI Паралимпийским Зимним играм. Специфика этого проекта состоит в том, что он носит временный характер и требует высокой степени организации и эффективного взаимодействия различных подразделений Оргкомитета между собой с одной стороны, а также с многочисленными внешними организациями и компаниями с другой. Особую роль в подготовке к самому ожидаемому спортивному соревнованию 2014 года было отдано построению корпоративной информационной системы управления[13].
Внедрение корпоративной информационной системы должно было обеспечить:
1) выстраивание эффективных сквозных бизнес-процессов между подразделениями;
2) возможность быстрого изменения системы при смене стадий развития Оргкомитета;
3) возможность оперативного предоставления высшему руководству Оргкомитета необходимой для анализа и принятия управленческих решений информации в максимально удобной и простой форме;
4) выполнение требований национального законодательства и Международного Олимпийского комитета к финансовой отчетности при проведении Игр.
Впервые в истории Олимпийских Игр четырехлетняя программа разделена на тематические составляющие, где каждый год представляет богатейшую российскую культуру в различных ее проявлениях.
Культурная Олимпиада будет проводиться при финансовой поддержке и организационном участии Министерства культуры Российской Федерации, Администрации Краснодарского Края, Администрации города Сочи и партнеров Оргкомитета.
Эффективная работа персонала является ключевым фактором успеха подготовки и проведения Игр. Персонал Игр состоит из 3-х категорий:
1) Постоянный и временный штатный персонал Оргкомитета,
2) Волонтеры Оргкомитета,
3) Персонал поставщиков и подрядчиков.
Общая прогнозная численность персонала Игр составляет около 60000 человек, из них: штатные сотрудники отдела кадров 2500; штатные временные сотрудники 1000-5000; волонтеры Оргкомитета отдела кадров 25000; поставщики и подрядчики ок. 35000. К особой категории персонала можно отнести так называемых городских волонтеров - жителей города Сочи, занятых на работе с гостями Игр непосредственно в городе - в информационных киосках, при организации культурных мероприятий, в качестве волонтеров, оказывающих помощь на городских объектах. Их общее число определяет город, но по прогнозам необходимо привлечь не менее 3 тысяч жителей к этой деятельности.
Работа с этими волонтерами будет организована в рамках КЦП «Сочи -гостеприимный город», которая сейчас находится на стадии утверждения.
Задачи интеграции столь многочисленной и многопрофильной «армии» работников в единую команду, способную обеспечить сервис мирового класса и показать лицо новой России, является многогранной и многоэтапной[3].
Подготовка персонала Оргкомитета
Оргкомитет сформирован на основе 54 функциональных направлений деятельности, 43 из которых уже были активированы (начали работу), а 11 планируется активировать в 2010-2013 годах. Около 200 сотрудников, прошедших тщательный отбор, пришли в Оргкомитет в 2009 г.
Задача подготовки Игр 2014 года выдвигает специальные требования к знаниям и компетенциям персонала, к качеству кросс-функционального взаимодействия, и созданию условий для распространения накопленных знаний и опыта.[5]
Для развития необходимых компетенций Оргкомитетом Сочи 2014 реализуется «Программа обучения, внутреннего информирования и взаимодействия сотрудников АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», одобренная Наблюдательным Советом АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» 15 декабря 2009г. Программа базируется на Ключевых ценностях и организационных компетенциях, разработанных Оргкомитетом для задачи развития кадрового потенциала.
Четыре ключевые ценности Оргкомитета (Достигай результата, Действуй эффективно, Сотрудничай и Проявляй уважение) созвучны олимпийским ценностям - Friendship (Дружба), Excellence (Совершенство), Respect (Уважение) - и создают ориентиры для привлечения, оценки и развития сотрудников, а 7 организационных компетенций (Нацелен на достижения, Стремится к развитию, Организует работу, Принимает ответственность, Действует командно, Выстраивает отношения, Уважает себя и других) конкретизируют ценности для решения задач отбора, оценки и развития персонала.
Программа состоит из трех ключевых элементов: обучение персонала, адаптация, внутреннее информирование и взаимодействие работников. Обучение персонала проводится по следующим приоритетным направлениям:
1. Знания и опыт в области организации и проведения международных мероприятий и спортивных соревнований, особенно Олимпийских и Паралимпийских Игр.
5. Знание олимпийской специфики и терминологии иностранного языка.
Адаптация работников Оргкомитета - комплекс мероприятий, направленных на решение задач быстрой адаптации новых сотрудников Оргкомитета и выхода на контрольный уровень эффективности рабочей деятельности.
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение необходимого и достаточного уровня информированности работников об актуальных задачах и достижениях, планах и итогах работы Оргкомитета, а также мероприятий, обеспечивающих слаженную работу в команде на всех уровнях организации.
Программа «Обозреватель»
Перед поездкой в Ванкувер с помощью международных экспертов Оргкомитетом были сформулированы и предварительно обсуждены более 7000 вопросов, на которые необходимо было найти ответ в рамках программы.
Всего в программе «Обозреватель» на Олимпийских Играх в Ванкувере приняли участие 114 сотрудников Оргкомитета, в общей сложности они приняли участие в 120 централизованных мероприятиях (всего 722 человеко-визита). Кроме сотрудников Оргкомитета в программе приняли участие представители Администраций Краснодарского края и города Сочи, ГК «Олимпистрой», АНО «ТДОИ», инвесторы и Партнеры Игр.[15]
В рамках организованной МОК программы проведено 43 мероприятия (340 человеко-визитов).
Привлечение иностранных специалистов
Критичным для успеха является привлечение зарубежных специалистов и консультантов, имеющих опыт подготовки и проведения Игр
В России практически отсутствует современная экспертиза по организации Олимпийских Игр. Поэтому существует потребность в привлечении высокопрофессиональных иностранных специалистов, способных в ходе совместной деятельности эффективно передать российским коллегам имеющийся опыт.
Анализируя кадровый состав Оргкомитета по организации Игр в Ванкувере в 2010 году, следует отметить, что до 40% управленческого персонала имеет за плечами подобный опыт. Оргкомитеты Сиднея, Солк-Лейк Сити,Турина стали кадровыми «донорами» для Оргкомитета Ванкувера[12].
В настоящее время Оргкомитет привлек к работе 5 ведущих мировых экспертов, кандидатуры которых согласованы с МОК. Также сформирована база узкопрофессиональных специалистов, с которыми ведутся переговоры и рассматривается оптимальная стратегия привлечения к работе.
В свою очередь выбор подрядчиков по проекту осуществлялся на основе следующих критериев:
1) опыт внедрения и поддержки Microsoft Dynamics AX и Microsoft Office Sharepoint Server, что должно было быть подтверждено статусом не ниже Microsoft Gold Certified Partner с компетенцией Microsoft Business Solutions;
2) опыт работы с государственными предприятиями/организациями/ учреждениями РФ;
3) наличие профессиональной команды специалистов, обладающих необходимыми навыками и компетенциями;
4) опыт разработки и внедрения решений на базе Microsoft Dynamics AX – наличие не менее 5 специализированных решений.
Летом 2008 года в качестве одного из системных интеграторов Оргкомитет «Сочи 2014» привлек ИТ-консалтинговую компанию GMCS.
В рамках проекта специалисты GMCS автоматизировали следующие бизнес-процессы подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм: бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, казначейство, бюджетирование, управление инвестиционными потоками, управление закупками.
В свою очередь в расходной части бюджета, помимо бюджетов закупочной деятельности, обеспечена возможность планирования затрат на персонал (командировки, обучение, фонд заработной платы и прочих выплат), обязательных выплат в бюджетные государственные фонды, выплат роялти МОК и других выплат(табл. 1)[1].
Таблица 1. - Оценка средних суточных расходов участников Олимпиады 2014
Группы участников |
Средне суточный расход в долларах |
Количество проведенных дней |
Спонсоры и гости |
600 |
1-20 |
Спортивные менеджеры и атлеты |
0-350 |
6-14 |
Официальные лица и семьи спортсменов |
0-450 |
5-20 |
Пресса |
150-250 |
2-20 |
Оргкомитет Игр в Сочи постоянно подчёркивает важность партнёрской поддержки Игр и беспрецедентный объём привлечённых средств. Помимо 10 всемирных олимпийских партнёров, некоторые из которых работают с МОК уже десятки лет (The Coca-Cola Company впервые выступила спонсором Олимпиады ещё в 1932 году в Лос-Анджелесе), оргкомитет сочинских Игр заключил партнёрские соглашения с 14 компаниями, 8 из которых стали национальными партнёрами, 2 — партнёрами и ещё 4 — поставщиками( табл. 2)[4].
Таблица 2. – Партнеры Олимпиады Сочи 2014
Всемирные олимпийские партнёры
|
Национальные партнёры
|
Партнёры
|
Официальные поставщики
|
Coca-Cola |
МегаФон |
Ингосстрах
|
Avaya |
Atos S.A.
|
Group Rus |
Pricewaterhouse Coopers
|
Издательский дом «Коммерсантъ» |
Dow Chemical |
Сбербанк России
|
|
EXECT Business Training
|
VISA |
Volkswagen |
|
Адамас
|
McDonald’s
|
Ростелеком |
|
Пивоваренная компания «Балтика»
|
Samsung
|
Роснефть
|
|
Education First
|
Omega
|
Аэрофлот
|
|
|
General Electric
|
Bosco
|
|
|
Panasonic
|
Российские железные дороги
|
|
|
Procter & Gamble
|
|
|
|
В 2014 году пройдет Финал Культурной Олимпиады, зрителями которого станут все гости и участники Игр 2014 года, а также миллиарды телезрителей.
Период с января по март 2014 года станет квинтэссенцией важнейших событий, прошедших за предыдущие 4 года, лучшие фильмы, спектакли и выставки снова будут представлены вниманию гостей и участников XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
К участию в Культурной Олимпиаде 2010-2014 приглашены такие известные деятели культуры и искусства, как: Валерий Гергиев, Анна Нетребко, Юрий Башмет, Николай Цискаридзе, Ульяна Лопаткина, Евгений Миронов, Игорь Бутман, Олег Митяев, Мария Гулегина, Светлана Захарова и многие другие[5].
Места проведения Культурной Олимпиады - это Большой Сочи, Адлер, Лазаревское, Кудепста, Хоста, Красная Поляна. Для проведения мероприятий отобраны самые известные и популярные площадки Сочи и его окрестностей - Зимний театр, Концертный зал «Фестивальный», Зал органной и камерной музыки, Зеленый театр парка «Ривьера», кинотеатры г. Сочи, Художественный музей, Литературно-мемориальный музей им. Островского, г. Ахун, набережная и пляжи Адлера.
Таким образом, всестороннее сотрудничество Оргкомитета, Администрации города Сочи и других ведомств в вопросе подготовки кадров позволит провести Игры на самом высоком уровне, обеспечить высококлассный сервис для гостей Игр 2014 года и способствовать улучшению международного имиджа России и Сочи как города-курорта.
Реализация стратегического видения Игр 2014 года - Инновационные Олимпийские и Паралимпийские Зимние Игры, которые выразят характер новой России и принесут устойчивые позитивные изменения - станет возможной благодаря разноплановым действиям, предпринимаемым Оргкомитетом в рамках проведения Культурной Олимпиады, внедрения Олимпийского образования, реализации программы подготовки кадров и развития волонтерского движения.
Рецензии:
15.01.2014, 15:39 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: Интересная, содержательная статья. Желательно усилить текст авторскими выводами. Рекомендую к публикации.
24.01.2014, 19:11 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья вызывает интерес и актуальна. Однако, для включения ее в рубрику социологии, необходимо внести некоторые доработки: провести анализ социологических и возможно психологических подходов, концепций по проблемам управления персоналом, т.е. дать теоретико-методологическую основу, прежде чем переходить к рассмотрению особенностей организации работы персонала в Сочи. И соответственно дополнить список литературы источниками социологического характера. После доработки, статья может быть рекомендована к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий