Финансовый Университет при Правительстве РФ
Аспирант
Гибадуллин Артур Артурович, АНО ВПО «Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации», г. Казань, старший преподаватель кафедры Экономики и управления предприятия, кандидат экономических наук.
УДК 338.45.01
Электроэнергетика – является одной из первостепенных отраслей экономики, которая влияет на все сектора и от нее зависит развитие страны.
Российская электроэнергетика до 1992 года имела вертикально-интегрированную двухуровневую структуру управления: Министерство энергетики и электрификации, производственные объединения энергетики. В 1992 году был подписан Указ Президента РФ, регламентирующий управление электроэнергетикой в Российской Федерации в условиях приватизации, который установил порядок и особенности акционирования в электроэнергетике:
1. Образовалось Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») в уставной капитал вошло:
• Имущество магистральных линий электропередач напряжением 220 кВ и выше с подстанциями и общесистемными средствами режимной и противоаварийной автоматики;
• Имущество гидравлических электрических станций мощностью 300 МВт и выше, ГРЭС мощностью 1000 МВт и выше;
• Имущество центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ЕЭС, семь объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) энергетических зон страны, производственное объединение (ПО) «Дальние электропередачи»;
• Региональные акционерные общества электроэнергетики и предприятия электроэнергетики, в которых Российская Федерация имеет не менее 49% акций.
2. В уставной капитал РАО «ЕЭС России» вносятся акции 70 региональных АО-энерго, 332 строительно-монтажных организаций отрасли, 75 научно-исследовательских и отраслевых проектно-изыскательских институтов, а также специальные учебные заведения отрасли.
3. ЦДУ, ОДУ энергозон, ПО «Дальние электропередачи», проектные и научно-исследовательские институты, учебные заведения отрасли преобразуются в акционерные общества без их приватизации. Это сохраняло за государством контроль над управлением и стратегией развития отрасли.
4. 295 магистральных линий электропередач напряжением 220 кВ и выше с подстанциями по 7 энергозонам страны.
5. 51 тепловая и гидравлическая электростанция по 7 энергозонам ЕЭС, а также энергетические объекты диспетчерского управления отрасли. Эти электростанции составляют основу ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощностей))[5].
Структурные преобразования в электроэнергетики, протекающие до 2008 года, являлись переходным моментом к появлению конкуренции в отрасли.
Одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день является надежное и устойчивое функционирование производственных энергетических комплексов, что связано с переходом генерирующих компании в частные руки и обнажившимися проблемами: износом и устареванием оборудования, нехваткой инвестиций, отсутствием эффективных мероприятий по модернизации оборудования, и другими факторами, влияющими на производителей электроэнергии.
Производственный комплекс электроэнергетики - это сложная инженерно-экономическая система, состоящая из группы объектов и подсистем, нарушение их работы может привести к непредсказуемым последствиям, как для энергетики, так и жизнеобеспечения населения[2].
Изменения форм собственности, уход от государственного регулирования привело к нарушению взаимодействия элементов механизма, что вызвало в свою очередь, ухудшение функционирования генерирующих компаний. Меры по регулированию и обеспечению надежного функционирования электроэнергетики, предлагаемые со стороны государства, не дают положительных результатов, а иногда оказывают отрицательное влияние. На сегодняшний день характеристика электроэнергетики имеет параметры на порядок ниже дореформенного периода.
До 2008 года электроэнергетика имела вертикально-интегрированную структуру. Данная схема имела ряд особенностей:
1) возможность оптимизировать работу генерирующих мощностей;
2) монополию на электроснабжение;
3) государственное регулирование тарифов;
4) снижение инвестиционных рисков для энергокомпаний;
5) концентрировать финансовые ресурсы на определенное направление деятельности.
Предпосылкой реформы электроэнергетики принято считать низкую эффективность производства и потребления электроэнергии, нехватку инвестиционных ресурсов, падение надежности электроснабжения, кризисное состояние научно-технического развития, ослабление показателей финансовой устойчивости и другое. Для решения этих проблем в 2000 году было принято решение о реформировании отрасли.
Реформирование электроэнергетики было нацелено на то, что бы реструктуризировать отдельные виды деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильные виды деятельности)[4].
Задача реформирования электроэнергетики Российской Федерации заключалась в обеспечении стабильного функционирования отрасли, подъем экономики и социальной сферы, увеличение эффективности производства и потребления электрической энергии, повышение инвестиционной привлекательности энергетических компаний.
Основополагающим принципом реформирования было создание конкурирующего оптового рынка электрической энергии, развитие эффективных розничных рынков, строительство новых мощностей и снижение тарифов на электроэнергию.
В процессе реформирования электроэнергетики образовались компании, которые занимаются определенным видом деятельности.
Производство электрической энергии (генерация) – вид коммерческой деятельности, который занимается производством и продажей электроэнергии (мощности), передачи ее на оптовый или розничный рынок для последующей продажи потребителям.
Передача электрической энергии (мощности) – это услуга которую оказывают коммерческие организации – субъекты оптового рынка по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередач.
Распределение электрической энергии (мощности) – это услуга, которая оказывается коммерческими организациями субъектам оптового и розничного рынка по поставке электроэнергии (мощности) по электрическим сетям.
Сбыт электрической энергии (мощности) – это продажа электроэнергии от собственных генерирующих или сбытовых компаний конечным потребителям, а так же на основе договоров энергоснабжения.
Передача электрической энергии по магистральным (системообразующим) и распределительным сетям, как монопольная деятельность, осталась под контролем государства и всем участникам рынка обеспечивается недискриминационный доступ к услугам естественных монополий[1]. В частный (конкурентный) сектор перешли только генерирующие компании. Отношения на конкурентном рынке осуществляются за счет установленных правил, и складывается на основе свободного коммерческого взаимодействия[3].
Для создания конкуренции в электроэнергетики необходимо ее развивать между генерирующими компаниями, что может, послужит толчком к появлению новых механизмов эффективного функционирования электроэнергетики. Создание конкуренции возможно за счет:
- строительство малых электростанций с целью электроснабжения крупных потребителей энергии;
- ввести в конкурентную среду котельные, которые производят электрическую энергию или создать условия для создания подобных условий;
- создать на региональном уровне возможность всем потребителям выбирать источник электроснабжения.
Рецензии:
19.02.2014, 13:45 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.
28.02.2014, 12:15 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати
15.03.2014, 21:55 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
15.03.2014, 22:01 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий