Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 19.01.2024.
Просмотров - 580

Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития

Бир Дарья Сергеевна

Учреждение образования "Полесский государственный университет" Республика Беларусь

Студент

Зборина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса, УО «Полесский государственный университет»


Аннотация:
В статье рассмотрено состояние человеческого капитала в РБ и его динамика в сфере образования, здравоохранения, инновационной деятельности. Приведён анализ проблем формирования человеческого капитала.


Abstract:
The article examines the state of human capital in the Republic of Belarus and its dynamics in the field of education, healthcare, and innovation. The analysis of the problems of human capital formation is given.


Ключевые слова:
человеческий капитал; трудовые ресурсы; развитие человеческого капитала; инвестиции в человеческий капитал; инновационные процессы; рабочая сила; национальная экономика

Keywords:
human capital; human resources; human capital development; investments in human capital; innovative processes; labor force; national economy


УДК 330.1

Введение. Каждый человек обладает определенными умениями, знаниями, навыками, опытом, образованием в различных областях науки и сферах жизнедеятельности. Если он будет улучшать и развивать эти способности, то они ему будут приносить доход. Сегодня, когда инновации играют большую роль в производстве и развитии науки, большое значение приобретают именно творческие способности человека, то есть его интеллект, особенности логического мышления, умение принимать нестандартные решения в сложных ситуациях и даже интуиция. Именно в творческой деятельности ярко выражена главенствующая роль человеческого капитала и вспомогательная, подсобная функция техники, станков, приборов, зданий и сооружений и др. видов физического капитала.

Актуальность. Человеческий капитал в современной экономической системе становится главным фактором экономического роста, он обеспечивает повышение производительности труда, эффективность общественного производства в целом, а его совершенствование является главной целью концепции устойчивого развития.

Целью исследования является анализ динамики развития человеческого капитала в Республике Беларусь, а также рассмотрение путей решения проблем формирования человеческого капитала.

Научная новизна. В данной теме научная новизна заключатся в анализе наметившихся в последние годы положительных тенденций социально-экономического развития Республики Беларусь, которые усиливают роль и значимость человеческого капитала как ключевого ресурса современной экономики.

Изначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком смысле – это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Человеческий капитал создается и наращивается главным образом посредством образования и профессионального обучения (накопления знаний и навыков). Благодаря этим составляющим повышается экономическая производительность человека, то есть он может больше зарабатывать.

Правительства, индивидуальные работники и их работодатели инвестируют средства в человеческий капитал, выделяя деньги и время на образование и профессиональное обучение.

И в абсолютном, и в относительном выражении все больше финансовых, материальных и трудовых усилий, все больше совокупного рабочего времени общества направляется именно на совершенствование человека: рост его образования, охрану здоровья, выявление и развитие творческих способностей.

Особенно актуальна эта тема для Республики Беларусь в настоящее время. Реализация современной науки социально-экономического развития белорусского государства, заключающейся в стремлении к социально ориентированной рыночной экономике, требует новых подходов к анализу процесса формирования, развития и эффективного использования человеческого капитала. 

Индекс человеческого развития (ИЧР) является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Этот индекс используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни.

Страны делятся на четыре большие категории, исходя из их ИЧР: очень высокий (0,8-1), высокий (0,7-0,799), средний (0,550-0,699) и низкий (0,350-0,549) уровень человеческого развития.

В мировом рейтинге лидирующие позиции занимают такие страны как: Швейцария (0,962), Норвегия (0,961), Исландия, (0,959) Гонконг (0,952), Австралия (0,951) [1].

Республика Беларусь среди этого рейтинга располагается на 60-м месте, имея индекс 0,808, что соответствует группе стран с очень высоким индексом человеческого развития.

Рисунок 1. Страны с самым высоким индексом человеческого развития и Республика Беларусь

Примечание – разработано автором на основании [1]

Швейцария — одна из самых развитых стран мира, с самым высоким номинальным богатством взрослого населения и восьмым по величине ВВП на душу населения. Она занимает передовые места по ряду международных показателей, включая экономическую конкурентоспособность, инновационность и развитие человеческого потенциала.

Качество медицины страны во многом определяет долголетие ее граждан. Средняя продолжительность жизни в Швейцарии составляет 83.4 года (81.8 года у мужчин и 85.1 лет у женщин). Для сравнения, средняя продолжительность жизни в мире - 67,2 лет (65 лет у мужчин и 69,5 лет у женщин).

Норвегия - богатая страна, она поддерживает свое благополучие на соответствующем уровне. Там нет социального расслоения на бедных и богатых, только средний класс. Высокий индекс страны отражает процветающую экономику, основанную на экспорте нефти и природного газа.

Норвежское населения, имеет высокий уровень грамотности, а также высокую продолжительность жизни.

Большинство развитых стран имеют показатель ИРЧП 0,8 или выше, что ставит их на очень высокий уровень человеческого развития. В этих странах стабильные правительства, широко распространенное доступное образование и здравоохранение, высокая ожидаемая продолжительность жизни и качество жизни, а также растущая мощная экономика. К таким странам относится и Республика Беларусь, которая стремиться увеличить свой показатель, решая возникающие проблемы в формировании человеческого капитала.

Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет вкладываемых инвестиций в человека. К таковым относят активы человеческого капитала. Одной из главных проблем современной Республики Беларусь является демография. Проведём анализ ожидаемой продолжительности жизни при рождении по областям и городу Минску в период с 2015 по 2019 года.

В связи с тем, что последняя перепись населения проводилась в 2019 году, показатели являются самыми новыми на данный момент времени.

Таблица 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по областям и г. Минску (число лет)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по областям и г. Минску

(число лет)

Годы

2015

2016

Тр,%

2017

Тр,%

2018

Тр,%

2019

Тр,%

Все население

РБ

73,9

74,1

100,3

74,4

100,4

74,5

100,1

74,5

100

Брестская область

74,2

74,5

100,4

74,4

99,9

74,7

100,4

74,6

99,9

Витебская область

72,9

73,3

100,5

73,7

100,5

73,8

100,1

73,6

99,7

Гомельская область

73,1

73,5

100,5

73,9

100,5

73,9

100

73,8

99,9

Гродненская обл.

73,7

73,8

100,1

74,2

100,5

74,0

99,7

74,3

100,4

г. Минск

76,3

76,5

100,3

76,8

100,4

76,8

100

76,8

100

Минская область

72,9

73,1

100,3

73,2

100,1

73,5

100,4

73,6

100,1

Могилевская обл.

73,3

73,3

100

73,6

100,4

73,3

99,6

73,7

100,5

Примечание – разработано автором на основании [2]

Из данных, приведенных в данной таблице можно сделать вывод, что темп прироста ожидаемой продолжительности жизни при рождении по РБ в 2016 г. к 2015 г. увеличился на 0,3%, в 2017 г. к 2016 г. на 0,4%, в 2018 г. к 2017 г. идёт незначительное увеличение темпа прироста на 0,1%.

В 2019 году к 2018 году темпа прироста по РБ не наблюдается. Однако, в отдельных областях присутствует небольшой прирост: Могилёвская область 0,5%, Гродненская область 0,4%, Минская область 0,1%.

Также можно выделить области, в которых произошло снижение темпа прироста: Брестская и Гродненская области 0,1%, Витебская область 0,3%.

Исходя из этого, можно отметить, что с 2015 года ожидаемая продолжительность жизни по всему населению, незначительно, но выросла. Это можно соотнести с улучшением работы в области здравоохранения и качества жизни населения.

Следует отметить, что демографическая проблема зависит не от того, как изменяются общие показатели воспроизводства населения, а от того, по каким причинам и какими темпами это происходит. Следствием такой демографической ситуации может стать количественное сокращение трудового потенциала Беларуси, так как численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, значительно превысит численность входящей на рынок труда молодежи.

По данным Белстата, в прошлом году население страны уменьшилось на 55 тысяч человек, по состоянию на 1 января 2023-го в республике проживало около 9,2 млн граждан.

На протяжении последних пяти лет рождаемость в Беларуси каждый год падает на 10% и в 2019-м, и в 2020-м, и в 2021-м, и в 2022-м. И в 2023-м также ожидается минус 10 %.

На демографию в некоторой степени повлияла пандемия коронавируса – когда белорусам пришлось минимизировать контакты.

Ковидные времена привели к тому, что люди пребывали в таком страхе, что они мало задумывались о том, чтобы завести семью или обсуждать вопросы рождения детей.

Снижение темпов рождаемости на современном этапе имеет под собой вполне объективные причины, которые можно объяснить сложной экономической ситуацией данного периода. Только когда экономика страны стабилизируется, можно будет повысить уровень и качество жизни населения.

Существенным проявлением неблагополучного демографического развития является прогрессирующий рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения.

В 2020 году мир накрыла пандемия, последствия которой представляют собой необратимый характер. Она значительно повлияла на экономику Республики Беларусь и понесла за собой большое количество смертей.

Всего в первом полугодии 2020 года, по опубликованной информации ООН, в Беларуси умерло 66 905 человек – на 4 417 больше, чем в январе–июне 2019 года. Этот показатель стал самым высоким с 2015 года.

Таблица 2. Число смертей городского и сельского населения Республики Беларусь

Число умерших, чел

Годы

2015

2016

Тр,%

2017

Тр,%

2018

Тр,%

2019

Тр,%

2022

Тр,%

Общее число смертей

120 026

119

379

99,5

119

051

99,7

120

053

100,8

120 470

100,3

133 940

111,2

Городское население

75 022

74 611

99,5

74 406

99,7

75 033

100,8

75 293

100,3

-

-

Сельское население

45 004

44 768

99,5

44 645

99,7

45 020

100,9

45 177

100,3

-

-

Примечание – разработано автором на основании [2]

Данные таблицы показывают снижение темпа прироста числа умерших в 2016 г. к 2015 г. на 0,5% как в общем числе смертей, так и по городскому и сельскому населениям, в 2017 г. к 2016 г. на 0,3%.

В 2018 г. к 2017 г. идёт увеличение темпа прироста в общем числе смертей и городскому населению на 0,8%, а по сельскому - на 0,9%.

В 2019 г. в сравнении с 2018 г. темп прироста увеличился на 0,3%.

В 2022 г. относительно 2019 г. идёт повышение темпа прироста общего числа смертей по РБ, который составил 11,2% и превысил все показатели предыдущих лет.

Можно отметить, что в 2019 году по сравнению с 2015 годом в общем увеличилась смертность на 444 человека, в том числе: городское население на 271 чел., сельское на 173 чел.

В 2017 году к 2015 году идёт спад числа умерших на 975 человек. Увеличение продолжительности жизни населения растёт в связи с улучшением качества жизни.

В 2022 году возросла смертность населения по сравнению с 2015 годом на 13914 человек. Причиной такого роста смертности населения стала вышеупомянутая пандемия.

Особую тревогу вызывает интенсивность смертности населения в возрастных группах 35 – 39 лет и 40 – 44 года. Это наиболее активный и работоспособный контингент, составляющий основной компонент совокупного капитала страны.

Неблагоприятные тенденции смертности крайне негативно сказываются не только на сокращении трудового потенциала страны, но и на увеличении диспропорций в половозрастной структуре населения.

В целом демографическая ситуация в Беларуси кризисная. Демографические тенденции характеризуются достаточно высокими темпами снижения рождаемости и ростом смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Стабилизация ситуации требует выработки чёткой государственной политики.

Существенное влияние на социально-экономическое развитие страны оказывает состав населения по возрасту. Численность и доля населения старше трудоспособного возраста в Беларуси постоянно растёт. В настоящее время каждый четвёртый житель республики находится в пенсионном возрасте.

Инвестиции в образование ежегодно составляют в районе 1291 млн. рублей, большая часть из которых отходит к функционированию и обеспечению мер социальной защиты в государственных учреждениях высшего образования.

С точки зрения развития сети учебных и научных учреждений и динамики контингента образовательной сферы, наша страна имеет высокие показатели. За последние годы в Республике Беларусь значительно увеличилось количество специалистов с высшим образованием, что способствует всё большему насыщению экономики страны высококвалифицированными кадрами.

По данным статистического обзора на 27.04.2023 численность занятых в экономике РБ составляет 4215,9 тыс. человек, это 45,7 % от общей численности населения. Высшее образование имеет 34,9 % из них 40,6% женщины, 29,0 % - мужчины [2].

Учитывая, что новая экономика характеризуется не просто знаниями, а знаниями, способными воплощаться в новейших разработках, инновациях во всех сферах экономики, особая роль принадлежит исследователям и ученым высшей квалификации.

Таблица 3. Расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность

Годы

2017

2018

Тр,%

2019

Тр,%

2020

Тр,%

2021

Тр,%

В фактических действовавших ценах, млн.руб.

356,1

475,2

133,4

448,9

94,5

477,7

106,4

497,1

104,1

В постоянных ценах, млрд.руб.

608,9

724,8

119,0

630,4

87,0

599,6

95,1

551,6

92,0

В процентах к ВВП

0,34

0,39

114,7

0,33

84,6

0,32

97,0

0,29

90,6

Примечание – разработано автором на основании [2]

Анализируя данную таблицу, можно отметить, что темп прироста расходов республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в процентах к ВВП в 2018 г. к 2017 г. увеличился на 14,7%.

В следующих годах произошло снижение: в 2019 г. к 2018 г. на 15,4%, в 2020 г. к 2019 г. на 0,3%, в 2021 г. к 2020 г. на 9, 4%.

Можно сделать вывод, что государство выделяло больше средств из государственного бюджета в 2018 году, в 2019 году финансирование снизилось и в связи с этим человеческий капитал тоже снизился. А вот в 2020 году и 2021 году по равнению с 2019 годом пошёл рост выделения денег республиканского бюджета на данные виды деятельности.

В 2023 году в Беларуси направлено на социальную сферу 44,8% консолидированного бюджета, а это 27,2 млрд рублей. Причем эта сумма выросла на 17,6%.

Социальная направленность в первую очередь ассоциируется со здравоохранением.  В 2023 году направлено Br10,4 млрд. В прошлом году цифра остановилась на отметке Br8,9 млрд. Схожая ситуация и в образовании - здесь выделено Br10,3 млрд, тогда как в 2022 году было Br8,3 млрд. [3]

Важно отметить, что кроме роста заработной платы в этих отраслях обеспечен рост расходов на закупку лекарственных средств, медоборудования, автомобилей скорой медицинской помощи.

Государственные расходы на образование и здравоохранение за 2022 и 2023 гг. представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Государственные расходы на образование и здравоохранение за 2022 и 2023 гг. (млрд. руб)

Примечание – разработано автором на основании [3]

В 2023 году в сравнении с 2022 годом направлено больше на Br1,5 млрд. в области здравоохранения и на Br2 млрд. в сфере образования. Таким образом, можно отметить положительную динамику государственных расходов на социальную сферу.

В 2023 году также сохраняется внимание со стороны государства к таким направлениям, как санаторно-курортное лечение, культура и спорт.

Государственные расходы на образование в РБ являются одним из самых высоких показателей среди стран СНГ и сопоставимо с расходами на образование среди европейских стран.

Большинство белорусов вполне прагматично связывают получение высшего образование с повышением уровня оплаты труда. Государство же создает все условия для получения образования. В стране имеется 7043 учреждения образования, численность учащихся в учреждениях среднего специального и высшего образования в 2022/2023 учебном году составила 108,9 тыс. человек и 228 тыс. человек.

К сожалению, не в полной мере задействован научно-технический потенциал страны. Сдерживающим фактором его развития является недостаточность финансирования инновационной деятельности.

Сегодня инвестиции в человеческий капитал включают в себя расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как хозяйствующих субъектов, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука становится своеобразным генератором "человеческого капитала".

На рисунке 3 отражена динамика внутренних затрат на научные исследования и разработки.

 

Рисунок 3. Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в процентах к валовому внутреннему продукту)

Примечание – разработано автором на основании [2]

Согласно данным рисунка, внутренние затраты на научные исследования и разработки (в процентах к валовому внутреннему продукту) в 2019 г. в сравнении с 2018 г. уменьшились на 0,02%, в 2020 г. к 2019 г. идёт уменьшение на 0,04%, в 2021 г. к 2020 г. на 0,08%. А в 2022 г. к 2021 г. виден незначительный рост на 0,02%.

Доля затрат на исследования и разработки ВВП в 2022 году составляет 0,48%, что ниже порога экономической безопасности – 1 процент к ВВП.

Структура персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в последние годы практически неизменна.

Кадровый потенциал белорусской науки - это около 25 тыс. исполнителей исследований и разработок. Высшую научную квалификацию имеют 3,1 тыс. ученых, в том числе 523 доктора и 2564 кандидата наук.

В исследования и разработки активно вовлекается молодежь. Пятая часть кадрового состава академической науки - молодые ученые [2].

Организации Национальной академии наук Беларуси выполняют значительный объем научных исследований и разработок по заданиям президентских, народнохозяйственных, социальных, научно-технических, международных программ, инновационных проектов, а также в рамках исследовательских грантов отечественных и зарубежных фондов, таких как: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

По-прежнему актуальной остается проблема финансирования здравоохранения, в значительной мере определяющая качество и доступность медицинской помощи.

Однако в Республике Беларусь за последние годы увеличивается обеспеченность населения медицинскими работниками, что даёт положительную динамику на основные показатели здравоохранения.

Таблица 4. Основные показатели здравоохранения

Годы

2018

2019

Тр,%

2020

Тр,%

2021

Тр,%

2022

Тр,%

Числ-ть врачей-спец-ов (всего, тыс.чел.)

55,4

55,6

100,4

55,8

100,4

55,2

98,9

55,1

99,8

Из общ. численности врачей-спец-ов –числ-ть практ-щих врачей:

всего, тыс.чел.

на 10 000 чел. населения

48,0

48,3

100,6

48,6

100,6

48,1

99,0

48,0

99,8

50,9

51,3

100,8

51,9

101,2

52,0

100,2

52,2

100,4

Численность ср. мед. работников:

всего, тыс.чел.

на 10 000 чел. населения

126,9

126,4

99,6

125,4

99,2

124,1

99,0

124,6

100,4

134,6

134,3

99,8

134,1

99,9

134,1

100

135,4

101,0

Число больничных организаций

612

609

99,5

600

98,5

593

98,8

585

98,7

Число амбулаторно-поликлинических организаций

2230

2288

102,6

2353

102,8

2378

101,1

2660

111,9

Примечание – разработано автором на основании [2]

Анализируя таблицу, видно, что темп прироста численности врачей специалистов в 2019 г. к 2018 г. и в 2020 г. к 2019 г. составляет 0,4%. А в 2021г. к 2020 г. идёт спад на 1,1%. В 2022 г. к 2021 г. показатель снизился незначительно, на 0,2%.

Таким образом, по данным о всех медицинских работниках, можно сделать вывод, что обеспеченность ими находится на должном уровне.

В 2022 году наблюдается прирост по числу амбулаторно-поликлинических организаций, который составляет 11,9%, что свидетельствует об улучшении качества медицинского обслуживания населения.

По обеспеченности населения средними медицинскими работниками на 10 000 человек населения Республика Беларусь занимает лидирующую позицию среди стран СНГ. За последние годы государство значительно увеличило долю инвестиций в здравоохранение, однако показатель ожидаемой продолжительности жизни всё ещё остается довольно низким.

Число амбулаторно-поликлинических организаций выросло в 2022 году на 430, по сравнению с 2018 годом.

Обеспеченность населения медицинскими работниками в 2022 году (на 10000 человек населения) представляет собой 52,2 практикующих врача и 135,4 средних медицинских работников. Соответствующие показатели по практикующим врачам выше, чем в таких странах как: Испания (45,8), Германия (45,3), Болгария (42,8) и Италия (41,3).

Одним из ключевых индикаторов внимания государства к здравоохранению является доля расходов на эту сферу в ВВП.

В 2020 году Беларусь заняла 40-е место в международном рейтинге эффективности систем здравоохранения. Об этом свидетельствуют данные Глобального рейтинга безопасности здоровья. Эксперты анализировали, насколько страны миры способны справляться со вспышками заболеваний.

Основа рейтинга - три ключевых показателя, которые определяют эффективность системы здравоохранения страны: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения.

Оказание квалифицированной медицинской помощи во многом зависит и от обеспеченности населения медицинскими работниками. Всего численность медицинских работников с высшим медицинским образованием в стране составила 58 500 тыс. чел.; численность медицинских работников со средним специальным медицинским образованием – 126 623 тыс.чел.

Показатель укомплектованности врачебными кадрами РБ, один из лучших показателей среди стран СНГ [4, c. 90].

Подводя итог, можно сказать, что человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет вкладываемых инвестиций в человека. Республика Беларусь по мере возможности осуществляет такие вложения.

Человеческий капитал - главный фактор развития экономики в постиндустриальном обществе, развития общества и повышения уровня жизни населения, он определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций.

В сущности, накопленный человеческий капитал - это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы.

Человеческий капитал Республики Беларусь имеет некоторые проблемы, которые необходимо устранить. Правительство всячески содействует повышению качества жизни населения своей страны и пытается как можно успешнее решить возникшие проблемы.

Согласно «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы» главной целью развития страны является «повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития». Одним из приоритетов в развитии страны являются инвестиции в человеческий капитал, которые охватывают широкий спектр направлений, из них основными в Республике Беларусь являются вложения в образование и здравоохранение [5, с. 5].

Затраты на образование являются приоритетными в любом гражданском государстве, так как развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

Согласно исследованию независимых белорусских экспертов «показатели системы образования являются основными индикаторами состояния человеческого капитала в стране».

В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политика в области финансового обеспечения образования будет направлена на: сохранение прямого бюджетного финансирования; создание условий для привлечения внебюджетных средств путём экономического стимулирования; развитие платных услуг в сфере образования; введение в практику образовательного кредита; разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей.

В РБ в ближайшие пять лет работа в области образования будет направлена на содействие развитию личностного потенциала подрастающего поколения, обеспечение равного доступа к качественному образованию, высокого уровня знаний, в полной мере отвечающих потребностям экономики.

Развитие дошкольного образования будет ориентировано не только на подготовку к школе, но и на предоставление доступных и высококачественных услуг, учитывающих возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В системе общего среднего образования будет продолжена работа по повышению гибкости и вариативности учебных планов, что позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащихся, способствующую их профессиональному самоопределению.

Для создания качественного человеческого капитала развитые страны используют вложения в сферу здравоохранения. Особую актуальность получило и улучшение сферы здравоохранения в Республике Беларусь. Стратегической целью развития системы охраны здоровья согласно НСУР - 2030 выступает увеличение продолжительности здоровой жизни населения.

Согласно программе развития РБ, основной целью системы здравоохранения является усиление эпидемиологической безопасности и снижение уровня заболеваемости населения.

Планируется увеличить всеобщий охват населения услугами первичной медицинской помощи, в том числе за счет усовершенствования медицинских скринингов и диспансеризации.

Таким образом, развитие системы здравоохранения в Республике Беларусь направлено на дальнейшее укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, повышение качества оказываемых медицинских услуг и достижение устойчивого снижения преждевременной смертности.

Для стабилизации численности населения необходимо разработать комплекс мер, направленных на сокращение эмиграционного оттока, прежде всего молодежи. Будут созданы благоприятные условия, для обеспечения возвратности мигрантов и содействия притоку в страну высококвалифицированных иностранных специалистов.

В целом, Республика Беларусь имеет огромный потенциал для развития человеческого капитала и связанного с этим процессом повышения уровня благосостояния населения, развития экономики и общества, а также инновационного развития.

Приоритет должен быть отдан увеличению объема и эффективности инвестиций в человеческий капитал.

Государство уже реализует ряд программ, направленных на устойчивое развитие в области образования, здравоохранения, культуры, науки и инноваций, в целях улучшения демографической ситуации и повышения качества жизни населения.

Библиографический список:

1. Список стран по индексу человеческого развития [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_человеческого_развития/. Дата доступа: 20.12.2023.
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ - Дата доступа: 20.12.2023.
3. Расходы государственного бюджета [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/kijko-na-sotsialnuju-sferu-v-belarusi-v-2023-godu-planiruetsja-vydelit-45-bjudzheta-543734-2023/. Дата доступа: 25.12.2023.
4. Беларусь 2030: государство, бизнес, наука, образование: материалы 3-й международной научной конференции, Минск, 27 окт. 2016 г. / науч.-ред. совет: М.М. Ковалев [и др.]; Белорус. гос. ун-т. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. - С. 84-97.
5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-292-ot-29-iyulya-2021-g/. – Дата доступа: 02.01.2024.




Рецензии:

20.01.2024, 16:48 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Ребенок, родившийся сегодня в Беларуси, когда вырастет, будет на 70 процентов продуктивнее, чем мог бы быть, если бы у него было полное образование и полное здоровье. Это выше, чем в среднем по региону Европы и Центральной Азии и странам с доходом выше среднего. Расчеты сотрудников Всемирного банка на основе методологии, описанной Всемирным банком (2018) показывают, что индекс человеческого капитала (Human Capital Index) для Республики Беларусь за 2020 год составляет - 0,7. Этот показатель сравним с НСI США, ОАЭ, Испания, Сербия, РФ, Литва, Латвия, Италия, Исландия, Венгрия, Китай, Байрейн, Австрия, Харватия, Греция, Вьетнам - https://data.worldbank.org/indicator/HD.HCI.OVRL?locations=BY. Здесь нужно упомянуть, что посредством инвестиций, страхования и инноваций ПРООН поддерживает Беларусь в работе по цифровому развитию, управлению экосистемами, защите рабочих мест и средств к существованию, умному городскому развитию, построению инклюзивного общества, укреплению систем социальной защиты и здравоохранения - https://www.undp.org/belarus/stories/undp-global-human-development-report-emphasized-investment-insurance-innovation. Статья "Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития" написана на актуальную тему, рекомендую статью к публикации после доработки с изложением сведения о высоком рейтинге НСI для Республики Беларусь и важности деятельности ПРООН.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх