Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №12 (август) 2014
Разделы: Физическая культура
Размещена 26.06.2014. Последняя правка: 08.08.2014.
Просмотров - 15642

Профессионально-прикладная физическая подготовка среди студентов медицинского университета

Самсонова Евгения Андреевна

-

ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава

преподаватель, кафедра физического воспитания

Самсонов А. Ю., ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава, старший преподаватель, кафедра физического воспитания


Аннотация:
Развитие и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в высших учебных заведениях является одним из ключевых факторов развития определенных сторон и свойств будущего специалиста. Необходимо при составлении учебных программ по физическому воспитанию обращать внимание на характер будущей профессии и разделять физическое развитие по специализациям. Так к примеру, для стоматологического факультета больше развивать статистическую выносливость и мелкую моторику, для лечебного факультета – общую выносливость, координацию и т.д.


Abstract:
Development and improvement of professional and applied physical preparation in higher educational institutions is one of key factors of development of certain parties and properties of future expert. It is necessary by drawing up training programs on physical training to pay attention to character of future profession and to divide physical development on specializations. So for example, for stomatologic faculty more to develop statistical endurance and a small motility, for medical faculty – the general endurance, coordination, etc.


Ключевые слова:
профессионально-прикладная физическая подготовка; физическая культура; студенты медицинского университета

Keywords:
professional and applied physical preparation; physical culture; students of medical university


УДК 796/799
Современное состояние здоровья студентов привлекает специалистов из разных сфер, отмечено, что за период обучения в вузах у абитуриентов и студентов наблюдается снижение уровня физического и психического здоровья, рост заболеваемости сердечнососудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем в силу ограниченной двигательной активности, ухудшение и потеря социально-культурных ценностей и привлекательности в физическом воспитании студенческой молодежи.

Физическое воспитание в вузе, являясь базовой его формой, призвано содействовать устранению отклонений в состоянии здоровья и его укреплению, всестороннему физическому развитию, воспитанию профессионально значимых качеств и способностей, устранению возможных вредных влияний объективных условий образовательного процесса на студента [3].

Значимость физической культуры среди студентов-медиков огромная, это объясняется тем, что физическое состояние и общее самочувствие, крепкое здоровье, высокая работоспособность  и выносливость, необходимые им как будущим специалистам, основывается на физической подготовленности  и нормальном развитии студентов, которые в дальнейшем оказывают влияние на результативность и продуктивность труда. Также физическая культура включает раздел профессионально – прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая культура – одна из форм физической культуры, используемая как система физической подготовки и физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирующих прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда [1, с.76].

Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие и совершенствование определенных сторон – свойств будущего специалиста, на основе образа, эталона, профессионального идеала, в структуру которого представлены ценности физической культуры (далее ФК): здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и другое. Такой идеальный специалист должен обладать и высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежности и дееспособности [2, с. 358].

В настоящее время расписание учебного процесса в медицинских вузах составлена так, что на студентов ложится большая учебная нагрузка, которая влияет на функциональное состояние студентов – как физическое, так и психологическое. При составлении рабочих программ необходимо уделять внимание на равномерное распределение нагрузки учебной, а также на развитие физических и психологических качеств на занятии таким образом, чтобы наблюдалась динамика положительного влияния на работоспособность студентов-медиков.

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Но не стоит забывать тот факт, что для успешно-развитой физически личности занятий по физическому воспитанию будет мало, необходимо их желание и ежедневная двигательная активность не менее 2,5 часов в день.

В нашей работе мы рассматриваем студентов медицинского вуза, соответственно, чтобы рекомендовать какие-либо методы и формы специализированных занятий для начала необходимо рассмотреть их будущую деятельность.

Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных, напряженных и ответственных видов человеческой деятельности. Он отличается большой умственной нагрузкой, требует внимания, высокой работоспособности и всегда – значительных усилий и выносливости. Эффективность и качество работы врача во многом зависят от состояния его здоровья, функциональной и физической подготовленности.

Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств [4].

Соответственно, перед специалистами в сфере физического воспитания, работающих в медицинском вузе, стоит задача научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения [2, с. 370].

Следует помнить, что сегодняшние студенты-медики, это завтрашние врачи и им предстоит уметь быстро принимать решения, брать на себя ответственность за здоровье и жизнь других людей, работать как в статическом и динамическом состоянии в любых условиях, быть уверенными в своих силах и обладить самодисциплиной и волевыми усилиями. А в ряде специализаций, они своим внешним видом демонстрирует правильный образ жизни (к примеру, диетологи, гастроэнтерологи, хирурги, эндокринологи и т.д.).

Основную массу студентов, обучающихся в медицинском вузе, составляют люди в возрасте 17-27 лет, для организма которых характерны специфические анатомо-физиологические особенности. Так же стоить обратить внимание, что лишь треть студентов относится к основной группе, остальные имеют какие-либо проблемы со здоровьем. Помимо этого у современной молодежи наблюдается рост гиподинамии, которая оказывает влияние на показатели функционального состояния систем организма и общей физической работоспособности студентов, где с каждым годом эти показатели ухудшаются с 1 по 6 курсы. Согласно ежегодным отчетам спортивных врачей в медицинских вузах, количество студентов поступающих на 1й курс имеют более низкий уровень функциональной и физической подготовки по сравнению с предыдущими наборами и выпусками. Следовательно, нужно использовать методы адаптивной ФК, ЛФК (лечебная физическая культура) и здоровье сберегающие технологии ФК с дальнейшим вовлечением в активный отдых и спортивно-массовые праздники.

В современной литературе принято говорить о ППФП врачей различных специальностей, но примеры приводят преимущество про врачей общей практики, хирургов, терапевтов и санитарных врачей, но специальностей гораздо больше, поэтому в данной работе рассмотрим ППФП по факультетам.

В связи с тем, что специальности лечебного и педиатрического факультетов и программа обучения схожи, объедим их в одну группу. Отдельно выделим группу стоматологического факультета и группу новых факультетов (где обучают клинических психологов, специалистов социальной работы, врачей СЭС, врачей-экологов, фармакологов и т.д.). Рассмотрим по сформированным группам необходимые физические качества и методы их развития.

Группа 1 – лечебный и педиатрический факультеты: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств. Включает: внимание, координация движений и мышечных усилий, быстрота реакции, устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Развитие данных качеств с помощью методов развития выносливости – передвижение на лыжах, бег, ходьба, кроссы, плавание и игрового метода – баскетбол, волейбол, теннис, а также зимний полиатлон, аэробика, фитбол, упражнения с лентами и резиной для верхнего плечевого пояса.

Группа 2 – стоматологический факультет: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств; развитие психических качеств. Включает: статическую выносливость, ловкость, мелкую моторику, точность, внимание и быстроту зрительного различения, силовые способности, умение управлять мышечной напряженностью, устойчивость вертикальной позы и правильной осанки, а также волю, уверенность, самообладание. Развитие данных качеств происходит с помощью методов развития выносливости – бег, кроссы, прыжок в длину, статическая –  пулевая стрельба; ловкости - метание мяча левой рукой (для правшей), для развития лучезапястного сустава и кисти - греко-римская борьба, самбо и дзюдо; СФП мелкой моторики, методы развития точности, внимания - стрельба, баскетбол, дартс и скалолазание; сила - тяжелая атлетика (ОФП); мышечный контроль -  аутогенная тренировка. И также можно использовать игровой метод – эстафеты, бадминтон и т.д.

Группа 3 – новые факультеты: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств; развитие психических качеств. Включает: общую выносливость; умение управлять мышечной напряженностью; волю, эмоциональную устойчивость, уверенность. Развитие данных качеств с помощью методов выносливости – круговой метод и ОФП; аутогенной тренировки; соревновательного метода – эстафеты. Стоит обратить внимание, что новые факультеты можно тоже рассмотреть более детально. В связи с определенной спецификой деятельности будущих специалистов факультета клинической психологии и социальной работы стоит развивать общую выносливость, умение управлять мышечной напряженностью, развивать волю, эмоциональную устойчивость и уверенность, навыки коммуникации, социализации в команде. Для этого необходимо внедрять в учебный процесс методы саморегуляции, аутотренинга, кардиобосс, методы релаксации и снятие психоэмоционального напряжения при помощи проведения эстафет, различных игровых (баскетбол, волейбол, мини футбол), йоги, пилатеса, плавания, кросс-походов и дыхательной гимнастики. Для фармацевтического факультета нужно развивать общую выносливость, точность, координацию, память, быстроту зрительного различия,  развитие памяти, точности, глазомера. Привлекая такие вида спорта как спортивное ориентирование, стрельбу из лука или арбалета, дартс, фиткросс или CrossFit (по старому это метод круговой тренировки). Студентам факультета менеджмента в связи с развитием гиподинамии и сидячего образа жизни, необходимо развитие общей физической подготовки и здоровье сберегающие технологии, а также комплексы упражнений с фитболами. А для медико-профилактического факультета: общая выносливость, координация, устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды - спортивное ориентирование, триатлон, летний многоборье, BOSU, элементы современного пятиборья (в зависимости от возможностей и условий).

Для всех групп необходимо проводить лекции – о профессиональных заболеваниях, профилактике и разборе комплекса упражнений по каждому заболеванию и профессиональных физ.минутках с элементами пропаганды ЗОЖ. И можно еще порекомендовать всем факультетам использовать кардиоБос, как способ управления самоконтроля каждого студента при общении и в процессе работы с пациентами/клиентами.

При построении специализированных занятий необходимо обратить внимание на прививание у студентов определенного факультета профилактики профессиональных заболеваний. Так, к примеру, к профессиональным заболеваниям стоматологов относятся костно-мышечные деформации, заболевания периферической нервной системы, остеохондроз, нарушение осанки, а также поражения соединительной ткани. Задача специализированных занятий включить блок лечебно-физической культуры при данных заболеваниях и профилактику данных заболеваний (комплекс упражнений и виды спорта).

В связи с малой подвижностью студентов-медиков и сильной умственной загруженностью на протяжении всего обучения в вузе, в программном построении курса «Физическая культура» необходимо пересмотреть особенность учебной программы, рассчитанной только на 1 и 2 курсах по 2 – 3 академических часа два раза в неделю. Во избежание нарушения функционального состояния студентов-медиков необходимо создать условия проведения занятий по физическому воспитанию на протяжении всего обучения с 1 курса по 6 курс, хотя бы один раз в неделю по 45 минут с посещением секций по интересам. ППФП необходимо вводить курсами, например, на 2, 4 и 6 курсах и закреплением навыков ЛФК на практике.

 Для правильного подбора средств ППФП требуется точное описание профессии – профессиограмма. В профессиограмме указываются: условия труда, характер труда. К средствам ППФП относят гимнастику, легкую атлетику, лыжный спорт, спортивные игры и специально-прикладные виды спорта [5, с. 126-128]. Не стоит также забывать, что с 2015 года в высших учебных заведениях вводятся нормативы ГТО, согласно приказа президента РФ В.В. Путина, соответственно, необходимо строить процесс физического воспитания таким образом, чтобы студенты не только могли проходить ППФП, но и успешно сдавать нормативы ГТО.

Так, к примеру, студенты стоматологического факультета (группа №2) в будущей профессии столкнуться с работой в статическом состоянии (определенное рабочее положение в течение дня), где необходима статическая выносливость, и работа с бор. машинами с мощностью в 3000 оборотов, где необходимо развитие мелкой моторики и укрепление лучезапястного сустава кисти. Лечебный и педиатрический факультеты (группа №1), у них достаточно широкий выбор специальностей, как со статической выносливостью, так и с динамикой. Поэтому им необходимо развивать как можно больше физических качеств – на общую выносливость (терапевты – вызов на дом), статическую выносливость (хирурги), координацию и внимательность (все специальности) и т.д. А для новых факультетов (группа №3) необходимо просто ведение здорового образа жизни, поддерживать общее физическое развитие и уметь снимать стресс. Так комплексное использование средств ППФП для группы №1 в процессе ФВ студентов-медиков обеспечит повышение умственной и физической работоспособности, позволит снизить утомляемость, повысит уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, что положительно скажется на посещаемости занятий и академическую успеваемость.

Использование специально-прикладного вида спорта (выбор за пулевой стрельбой) положительно скажется на группе №2, т.к. пулевая стрельба один из видов спорта, развивающий статическую выносливость, мелкую моторику и психологическую устойчивость с точностью выполнения сформированных движений для завершения поставленной задачи, так необходимую для стоматологов.

Как показывает опыт, спорт помогает в практике врача достигать высоких результатов, как во врачебной деятельности, так и спортивной деятельности в достижении высоких результатов на спортивных аренах. Ярким примером являются хирург-ортопед, бронзовый призер Олимпийских Игр Мосин В., многократная рекордсменка и чемпионка мира по подводному виду спорта, к.м.н., терапевт Октябрьская Е. и другие.

Помимо этого стрельба формирует силу воли, терпение, выносливость и чувствительность пальцев (при работе с курком). Использование данного плана обеспечит достаточный объем направленной специализированной физической нагрузки и двигательной активности с сохранением положительной динамики показателей физической подготовленности и умственной деятельности. К тому же пулевая стрельба входит в нормативы ГТО.

Для группы №3 использование кругового метода как ключевого, будет способствовать разностороннему развитию всех мышц, а также поддержание высокого уровня работоспособности, предупреждению психофизических и нервных перегрузок, профилактики возможных заболеваний. Если в нормативы ГТО будут привлечены тест К. Купера или полоса препятствий, то студенты сдадут их.

Соответственно, для воспитания и формирования здоровой личности и успешного специалиста, необходимо не только давать им знания, но и прививать привычки к ППФП, ЗОЖ и быть готовыми к сдаче нормативов ГТО. Обращая внимание на то, что лица занимающиеся спортом умеют правильно ставить цели и достигать результата, обладая высокой работоспособностью.

В заключении необходимо учитывать, что предоставленные рекомендации и материалы по совершенствованию ППФП будущих специалистов носят ознакомительный характер с возможностью внедрения в учебный процесс и формирования привычки к ЗОЖ у студентов. Осуществление всех рекомендаций зависит от наличия материально-технических баз, возможности квалифицированных специалистов самосовершенствоваться в новейшей индустрии физической культуры и спорта, возможности внедрения инновационных подходов в учебный процесс. При всем этом, главное, на что стоит обратить внимание это на состояние здоровья студентов и индивидуальную их предрасположенность с учетом противопоказаний к определенным физическим нагрузкам и видам спорта. В совокупности это позволит сохранить или улучшить общее состояние здоровья студентов на протяжении всего учебного процесса и сформировать навыки ЗОЖ на дальнейшую профессиональную деятельность.

Библиографический список:

1. Грачев О. К. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Доцента Е. В. Харламова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 464 с.
2. Евсеев Ю. И. Физическая культура. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 444 с.
3. Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах. - тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04. – Волгоград. – 2002
4. ППФП студентов – медиков [Электронный ресурс/ Режим доступа] URL: http://www.antonovayu.ru/professionalnay_prikladnay_fizicheskay_podgotovka/PPFP_students_mediks/index.html
5. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 152 с.




Рецензии:

27.07.2014, 22:44 Масловский Евгений Александрович
Рецензия: Статья посвящена поиску средств и методов профессионально-прикладной физической подготовке среди студентов медицинского университета. По своей структуре, статья, не имеет чёткого разделения на введение, основную часть и заключение. Название статьи полностью соответствует содержанию. В научном труде представлена позиция по решению проблемы повышения использования профессионально-прикладной физической подготовке среди студентов медицинского университета, как в процессе учебных занятий, так и самостоятельных. Не достаточно полно раскрыты методы ППФП для студентов «новых факультетов». Желательно указать каких специальностей. Статью следует доработать, привести более обоснованные выводы, после исправлений рекомендую к опубликованию.

08.08.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Самсонова Евгения Андреевна:
Здравствуйте! Статью доработали и внесли корректировку к выводам.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх