КГМУ
Студент
Научный руководитель: Куркина Марина Петровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Курского Государственного Медицинского Университета
УДК 658.14/.17
Здравоохранение является важной системой обеспечения жизнедеятельности общества, а также подсистемой крупной социально-экономической системы. Реформирование сферы здравоохранения должно преследовать решение одной из главных задач – обеспечение должного уровня доступности и качества оказываемой населению медицинской помощи.
Особая роль в системе здравоохранения отводится эффективности управления финансовыми ресурсами, а их оценка представляется чрезвычайно существенным и необходимым параметром. Операция оценки эффективности требуется для более результативной работы учреждения, а также для отчета перед государственными органами.
Совершенствование управления финансовыми ресурсами в учреждении здравоохранения проводилось на примере учреждения здравоохранения Курской области. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Комитетом здравоохранения Курской области доводятся до сведения учреждения здравоохранения виды и объёмы медицинской помощи.
Бюджетное учреждение выполняет государственное задание. За 2012 и 2013 год планируемые объёмы медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, не изменились. Нормативными документами установлены: 2000 посещений, 28000 койко-дней и 2500 пациенто-дней.
В результате анализа плана финансово-хозяйственной деятельности ОБУЗ, подведомственного Комитету здравоохранения Курской области было выявлено, что с 2012 по 2013 годы объём поступлений денежных средств возрос на 43,75% за счет увеличения поступлений от иной приносящей доход деятельности (услуг за плату), а также поступлений от сдачи в аренду имущества. По статьям «субсидии на выполнение государственного задания», «целевые субсидии», «бюджетные инвестиции», «поступления от реализации ценных бумаг» денежных средств за анализируемый период не поступало.
Таблица 1 – Сравнительный анализ поступлений и расходований средств учреждения за 2012-2013 годы
Наименование показателя | 2012 год | 2013 год | Абсолютное изменение, руб. | Темп прироста, % |
Поступления (всего) руб. | 2800000,00 | 4025051,16 | +1225051,16 | 43,75 |
Расходы (всего) руб. | 2853400,00 | 4040000,00 | +1186600,00 | 41,59 |
За исследуемый период (2012-2013 год) объём расходов превышает объём поступлений. За 2012 год – на 1,87%, за 2013 год – 0,37%. В целом динамика свидетельствует о сокращении разрыва между доходами и расходами.
В структуре расходов финансовых средств в 2012 году наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда и начисления на нее, а также увеличение стоимости основных средств и материальных запасов. Незначительный удельный вес (меньше 1) расходов приходится на транспортные и коммунальные услуги, прочие расходы.
По сравнению со структурой расходов 2013 года по данным финансового плана удалось выявить, что за 2012-2013 годы в структуре расходов (выплат) произошли следующие изменения:
увеличился удельный вес оплаты труда работников на 4,2% и соответственно начислений на неё;
сократился расход средств по статьям «прочие выплаты», «услуги связи», «прочие расходы», «»увеличение стоимости основных средств (на 5,11%) и «увеличение стоимости материальных запасов» (на 3,07%).
На основании данных приложения к финансовому плану на 2012 год учреждения, работающего в системе ОМС, поступление средств осуществляется в количестве 41399300,00 рублей, в том числе по видам помощи стационарная медицинская помощь 37262023,00 рублей, медицинская помощь, оказанная в дневных стационарах – 4137277,00 рублей.
Полученные средства расходуются по следующим направлениям:
- оплату труда (34,97%)
- начисления на оплату труда (10,5%)
- услуги связи (0,56%)
- коммунальные услуги (всего) (3,03%)
- ремонт и обслуживание медицинского оборудования, автотранспорта (1,86%)
- обязательные налоговые платежи (4,49%)
- приобретение медикаментов и перевязочных средств (28,8%)
- приобретение продуктов питания (5,65%)
-мягкий инвентарь (0,34%)
- приобретение ГСМ (0,96%)
- прочие расходы (8,84%).
В соответствии с Уставом ОБУЗ Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату.
По материалам Приложения №1 к плану финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год в учреждении здравоохранения Курской области планируется оказывать 30 платные услуги (Приложение Г).
Наибольший доход планируется получить от оказания следующих услуг:
биомикроскопия – 467600 тыс.руб. (16,7%);
контактная биомикроскопия – 350000 тыс.руб. (12,5%);
УЗИ – 315000 тыс.руб. (11,25%);
назначение лекарственной терапии при заболеваниях органа глаза – 303105 тыс.руб.(10,8%);
компьютерный анализ поля зрения – 288000 тыс.руб. (10,29%)
В совокупности данные виды услуг обеспечивают 65,54% от всего объёма полученных средств при оказании платных услуг (в стоимостном выражении 1723705 тыс.руб.).
Таблица 2 – Сравнительный анализ объемов финансирования медицинской помощи за счет средств ОМС за 2011-2013 гг.
Годы | Объемы финансирования, тыс.рублей | Абсолютный прирост, тыс. рублей | Темп прироста, % |
2011 | 37212 | - | - |
2012 | 40477 | 3265 | 8,77 |
2013 | 54412 | 13935 | 34,43 |
За исследуемый период с 2011 по 2012 годы наблюдается положительная динамика роста объёмы финансирования. Так, в 2012 году финансирование возросло на 8,77% и составило 40477 тыс.рублей. В 2013 году объёмы финансирования также возросли на 34,43% по сравнению с 2012 годом и составили 54412 тыс.рублей. Таким образом, финансирование за счет ОМС за 3 года увеличилось на 46,22%, что в абсолютном выражении составляет 17200 тыс. рублей. Данные изменения отражены на рисунке 1.
Проведенное исследование позволило выявить следующие недостатки управления финансовыми ресурсами учреждения здравоохранения Курской области:
недостаточное финансирование медицинской помощи за счет государственных источников;
в следствие этого необходимость оказания услуг за плату;
неэффективное распределение финансовых ресурсов (несмотря на то, что поступления финансовых ресурсов увеличились, расходы превышают доходы);
На основании изучения вышеизложенных проблем и недостатков можно предложить мероприятия по совершенствованию управления финансовыми ресурсами ОБУЗ:
Рекомендуется пересмотреть структуру существующих платных медицинских услуг, увеличить удельный вес услуг, приносящих наибольший объём дохода, сократить услуги, не пользующиеся спросом.
Введение новых платных услуг в учреждении здравоохранения (коррекция пресбиопии, лечение птоза верхнего века) послужит развитию предпринимательской деятельности и увеличению внебюджетных средств, которые можно будет использовать для улучшения качества медицинской помощи.
Увеличение финансового обеспечения медицинской помощи должно сопровождаться внедрением механизмов повышения эффективности использования всех ресурсов: развитие ресурсосберегающих технологий, службы неотложной медицинской помощи, внедрение мер профилактики, реабилитации, ухода за пациентами, включая долговременный сестринский уход на дому, оптимизацию деятельности учреждения здравоохранения на основе анализа потребности населения в медицинской помощи.
Рецензии:
2.02.2015, 19:10 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статистический материал рекомендуется оформить в виде таблиц или графического материала, некоторые обороты требуют перефразирования и уточнения(например "оказываемые за счет средств ОМС, не отличаются и составляют...") Материал рекомендуется доработать