Национальный музей-заповедник украинского гончарства
старший научный сотрудник
УДК 372.862(930.85)
Судьба каждого человека в той или иной степени зависит от политики государства. Ярким примером такого влияния был и жизненный путь известного химика-технолога и художника-керамиста Петра Кузьмича Ваулина, который преданно и профессионально занимался гончарным производством.
Родился Петр Кузьмич 12 мая в 1870 г. в селе Черемиское Екатеринбургской губернии (Режевского р-на, нынешней Свердловской обл.) в семье «крестьян-середняков» Кузьмы Евграфовича и Степаниди Степановны Ваулиных. Во время учебы в Красноуфимской сельскохозяйственной школе «специально изучил гончарное производство» (в 1888 – 1890 г.) [7; с.40]. По окончании школы был приглашен в Техническое училище. Были выделены средства на создание экспериментальной мастерской, какую Ваулин построил в селе Абрамцево, Московской губернии в имении С.И.Мамонтова. Он получил предложение заведовать ею, со временем мастерская была расширена и преобразована на Производственную художественно-керамическую мастерскую "Абрамцево". Здесь и работал до октября 1903 года.
С 1903 года начался «украинский период» в деятельности Петра Кузьмича. С конца 1903 до 1905 года Ваулин работал в Миргородской художественно-промышленной школе имени М. В. Гоголя преподавателем керамической технологии. В то же время он занимался изготовлением орнаментальной керамической плитки для облицовки здания городского земства в Полтаве (сейчас Полтавский краеведческий музей). Полтавское губернское земство обратилось к Ваулину с просьбой выразить свои суждения относительно возможности изготовления облицовочной плитки в Миргородской школе. Перед тем, как сделать вывод, керамист пожелал тщательным образом изучить свойства полтавских глин, в частности и глин Опошни (самый популярный район по изготовлении глиняних изделий в Полтавской области). «В метрополії гончарного виробництва вони зустрічаються з гончарями, оглянули приміщення колишньої земської майстерні. П.К.Ваулін був вражений різноманітністю, багатством місцевих глин. На його думку, ця сировинна справа була цілком придатною для облицювальної плитки, а тому й порадив губернській управі виготовляти її тільки в Опішні.» [8; с.27-28]. Уже с августа 1904 года Опошнянская гончарная мастерская стала действовать и руководил ею Ваулин, который во время каникул в Миргородской керамической школе проживал в Опошне.
Весной 1904 года директором школы был назначен горный инженер А. А. Киряков, с которым отношения у художника-керамиста не сложились: "Не удовлетворившись постановкой учебного дела в Миргородской школе, –писал сам П. К. Ваулин, – я представил … прямым ее хозяевам план реконструкции. Мой план был отвергнут и я ушел из школы после двух с половиной лет работы" [4] «После ухода из Миргорода, – писал художник, –я получил приглашение от Мамонтова снова вернуться в мастерскую «Абрамцево», но вследствие идеологического с ним разногласия я поехал в Петербург»[5]. Очевидно отношения с Мамонтовым тоже не складывались, о чем свидетельствует фрагмент из его письма к Саве Мамонтову, датированный началом 1905г. «Не знаю, как Вы смотрите на керамику и, что думаете делать, но я в последний приезд заметил в Вас барина - Вы не хотите делать облицовок, а хотите делать то, что Вы предложите. Но не думаю, что так нужно поступать, а думаю, что следует делать всякую красивую облицовку»[6] .
В 1905 году Ваулин приехал в Санкт-Петербург, на окраинах которого находился поселок Кикерино (с 1878 года там существовало кирпичное предприятие, которое с 1904 года переоборудовано в завод гончарно-кафельных изделий). Завод предоставил Ваулину часть производственных территорий для изготовления керамических изделий. Вскоре художник-керамист принял предложение О.О.Гельдвейна об организации совместного предприятия. Важно отметить, что на гончарно-кафельном заводе в Кикерино, в мае 1907 года «в числі майстрів ... служать п'ять вчених-малювальників з Миргородської художньої школи – учнів С. І. Масленнікова». [3; 207]. Мастерские стали заметным очагом распространения искусства керамики. Кроме работ для столицы, в Кикерино выполнялись заказы для Москвы, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Бухареста, Софии. Сдесь возникла настоящая творческая экспериментальная лаборатория, в которой разрабатывались новые химико-технологические методы получения керамических красок, обогащали художественную палитру, велся поиск розширения возможностей использования майолики. «Заводом я этим владел 10 лет, т-е с 1905 года по 1914, т-е до обьявления империалистической войны…» [1; арк.17]. С 1918 года Петр Ваулин назначен комиссаром фарфорового завода имени Михаила Ломоносова, одновременно до 1930 года работал техническим директором завода «Горн» в Кикерино. С 1930 года был консультантом фарфорового завода «Пролетарий». В 1932-1933 годах экстерном закончил Ленинградский технологический институт, получив специальность инженера-керамика. В 1934 году Ваулин был арестован и выслан в Куйбышев. И здесь он продолжает заниматься любимым делом: с 1935 года по октябрь 1940 работает в Волжском комплексном научно-исследовательском институте, в Куйбышевской экспериментальной лаборатории комбината по изобретательству, в Центральной лаборатории Научно-исследовательского института стройиндустрии.
Перед началом Великой отечественной войны ему было разрешено переехать в город Луганск, к сыну Валентину. О том, чем занимался в Луганске узнаем со страниц уголовного дела: «Проживал в городе Ворошиловграде я около одного года, нигде не работал, а занимался научным трудом, т-е писал книгу – по организации мастерских для виделки архитектурной керамики. После был приглашен в Ворошиловградский художественный техникум в качестве преподавателя керамической технологии и руководителя керамической лаборатории, где работал до окупации немецкими войсками города Ворошиловграда» [1; арк.15]. Во время оккупации Петр Кузьмич работал управляющим, а затем инженером-консультантом кирпичного завода № 21, на эту должность немцам его рекомендовал «сослуживец по художественному техникуму г.Ворошиловграда Никодимов Яков Иванович» [1; арк.15]. В 1943 году, после освобождения оккупированного Луганска, Ваулин 19 марта 1943 был вновь арестован: возбуждено уголовное дело по обвинению в измене Родине. Очевидно, никакой измены не было даже в помыслах, все мысли были о работе, в частности о керамическом производстве. Подтверждение находим даже в протоколах допросов. Работая управляющим кирпичного завода, Петр Кузьмич «писал заявление в фашистскую организацию «ВИКДИ-9» и уведомлял промышленный отдел и отдел народного образования городской управы, где я просил как специалист керамик и не смотря на мои 72 года, я смог-бы открыть ремесленное училище по подготовке кадров и выпуску специалистов узкой специальности керамиков чем самым добиться расширения керамической промышленности в Ворошиловградской области.» [1; арк..17]. Ровно через месяц после ареста, 19 апреля 1943, Петр Кузьмич Ваулин умер в тюрьме. Очевидно, что задачей следователей было: любой ценой добиться признания. В протоколе от 4 апреля 1943 года Ваулин еще утверждал, что «восхвалял немецкую армию, говорил о ее технике, грамотности, культурности среди работников кирпичного завода №21 с целью завоевать авторитет среди немецкого командования и властей, что же касается охаивания Красной Армии, то я нигде никогда не порочил Красную Армию и это отрицаю.» [1; арк.19], на следующей странице этого же протокола он еще продолжает утверждать, что «Красную Армию я не порочил и плохого о последней не говорил» [1; арк.20]; но уже за 7 дней до смерти в протоколе от 11 апреля 1943 керамист уже автоматически со всем соглашается.
В 1989 году, после пересмотра материалов уголовного дела, за отсутствием состава преступления, художник-керамист был полностью реабилитирован.
В честь выдающегося технолога-керамиста, заведующего Опошнянской гончарной мастерской и основателя первого в Украине общественного Музея гончарства 27 июня 2013 года в Национальном музее- заповедника украинского гончарства, в частности на "Стене гончарной славы" в "Доме Кричевского-Лебищака" состоялась Церемония официального открытия мемориальной доски Петру Ваулину (1870-1943).
Достижения и результаты деятельности Петра Кузьмича существуют до сих пор (отделка Третьяковской галереи, московской гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала в Москве, здания страхового общества России, Дома кооперации и Андреевского собора в Кронштадте, в Украине он принимал участие в украшении здания губернской земской управы в Полтаве и композиции с мозаики, которая украшает фасад здания Государственной холдинговой компании «Луганскуголь» [2; с.197], камин "Микула Селянинович и Вольга»). Поражает тот факт, что керамист и керамолог с мировым именем, умирает в таком месте и при таких обстоятельствах.
Вся жизнь Ваулина неразрывно связана с керамическим производством и пропитана преданностью любимому делу. Можно только представить сколько осталось нереализованных идей и незавершеных дел в связи со смертью Петра Кузьмича Ваулина.
Рецензии:
21.03.2015, 10:37 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: В статье в достаточной мере рассмотрены основные вехи жизненного и творческого пути Ваулина. Работу можно рекомендовать к публикации!
16.04.2015, 9:54 Гресь Сергей Михайлович Отзыв: Добрый день уважаемая Светлана Григорьевна! По вопросу цитаты: под №5 в библиографическом списке у Вас название статьи на украинском языке, а в тексте цитата на русском, я сомневаюсь что цитируемый автор название давал на украинском, а текст статьи на русском.По вопросу аннотации, на мой взгляд она должна быть более развёрнутой (хотя бы несколько предложений), в ней должна содержаться задача исследования. С уважением Гресь С.М. |
17.04.2015, 9:21 Пошивайло Светлана Григорьевна Отзыв: Очень жаль, что у Вас возникают сомнения по поводу этой цытаты, да статья действительно на украинском языке, а Ваулин то был русскоязычным...Я цитирую именно слова Петра Кузьмича, но взяла их в украинской статье. |
23.07.2015, 22:36 Симовский Константин Руфович Отзыв: Как можно было написать о питерском периоде Ваулина общие слова: "Сдесь (очевидно, надо - Здесь) возникла настоящая творческая экспериментальная лаборатория, в которой разрабатывались новые химико-технологические методы получения керамических красок, обогащали художественную палитру, велся поиск розширения (очевидно, надо - расширения) возможностей использования майолики". Ведь в период 1908-1911 гг. Ваулин облицевал Соборную мечеть такой майоликой, которая стала одной из главных дизайнерских жемчужин Петербурга, наряду с решеткой Летнего сада. Именно этот труд не только обессмертил Ваулина, но и сделал его одним из богатейших людей Петербурга. Именно это богатство (доходные дома), добровольно переданное большевикам, спасло ему жизнь после Октябрьского переворота. Кстати большевиков он действительно ненавидел (по рассказам моей матери), просто был очень умен и осторожен. |