Полесский государственный университет
студент
Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета
УДК 336
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь образовался в результате совершенствования системы финансирования государственного социального страхования. В настоящее время Фонд относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках.
Все годы существования Фонда его бюджет был сбалансированным, расходы покрывались доходами. Вместе с тем, существует такая проблема как рост задолженности по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Государство нашло способ решения, с помощью усилий Фонда социальной защиты населения, Министерства труда и социальной защиты населения путем метода усиления штрафных санкций, которые применяются к плательщикам обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Республика Беларусь является правовым государством, в котором все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. При этом каждому гарантируется защита его прав и свободы. Своевременная уплата обязательных платежей в бюджет ФСЗН способствует выполнению государством своевременному финансированию страховых выплат, пенсий, пособий. Средства из бюджета ФСЗН используются на следующие нужды: финансирование строек и объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, мероприятий по обеспечению занятости населения, финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси [1].
Экономическая ситуация, сложившаяся в стране в последнее время, не позволяла достаточно большому числу хозяйствующих субъектов уплачивать платежи в бюджет ФСЗН полностью и своевременно. Национальный банк Республики Беларусь сообщает о замедлении экономического роста и увеличении количества убыточных организаций (в январе-феврале 2014 года убыточнымибыли 1 543 организации (или 19, 3 % от общего количества) соответственно 1 057 организации (13, 2 %) за январь-февраль 2013 года). С 01.03.2013 по 01.03.2014 увеличилась кредиторская задолженность в 1,9 раза, а дебиторская задолженность в 1,7 раза. Платежеспособность хозяйствующих субъектов сравнительно ухудшилась в 2014 году. Сама ситуация в экономике сказалась и на взносах в ФСЗН. В 2013 году просроченная кредиторская задолженность составила 288,6 млрд. руб., что в 31,7 раза больше, чем в 2011 кризисном году [2, с. 7].
Вследствие высокой задолженности государство выделило ФСЗН субвенции, а также внесло изменения и дополнения в указ по вопросам государственного страхования. В законодательстве предусмотрены определенные меры во избежание задолженности: при отсутствии денежных средств на счетах плательщиков платежей в бюджет Фонда предусмотрена их уплата за счет средств их дебиторов. Если же наблюдается отсутствие средств у дебитора, то взыскание производиться за счет обращения имущества плательщика, в установленном порядке законодательства.
В связи с увеличением задолженности по взносам в бюджет ФСЗН в 2013 было принято прибегнуть к административным мерам, установленным в законодательстве. Указаны и способы решения этой задачи. На официальном сайте ФСЗН предъявлено, что «нарушение плательщиком срока уплаты взносов либо их уплата в неполном объеме (независимо от причин, в том числе и при отсутствии на счетах плательщика денежных средств) образует состав административного правонарушения». Данные Фонда, размещенные на сайте, говорят, что количество лиц, прибегнувшим к административной ответственности, увеличилось в 2013 году в 2, 4 раза в сравнении с прошлым годом (соответственно 9 671 и 4 019 оштрафованных лиц). Сумма них штрафных санкций, увеличилась в 2013 году до 29, 4 млрд. рублей (в 2012 году – 2, 5 млрд. руб.) или в 11, 7 раза [3, с. 9].
Осуществление контрольных мероприятий по административной ответственности способствует пополнению средств бюджета Фонда, поскольку в соответствии с принимаемыми законами о бюджете этого фонда, суммы административных штрафов за нарушение, неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование и иные правонарушения зачисляются в доходы бюджета ФСЗН в полном объеме.
Проведение мероприятий по привлечению к административной ответственности привело к увеличению оштрафованных лиц в 2013 году и достигло 4794, что в сравнении с 2012 годом в 4,7 раза больше, а также был виден значительный рост оштрафованных юридических лиц в 7,3 раза соответственно. За первый квартал 2014 года было оштрафовано 1 768 юридических лиц.
Увеличение сумм налагаемых административных штрафов не связано с улучшением показателей их взыскания. Анализ статистических данных и ежегодных отчетов об исполнении бюджета ФСЗН за 2014 год показывает, что удельный вес уплаченных (взысканных) административных штрафов за административные правонарушения, наложенных на плательщиков и должностных лиц, в 2012 году составил – 77, 8 %, в 2013 году – 51, 1 %. Мы видим, что в общем объеме штрафных санкций, уплаченных (взысканных) административных штрафов за административные правонарушения, большинство приходится на штрафы, наложенные на плательщиков и должностных лиц за совершение административных правонарушений.
По статистическим данным, в 2012 году их удельный вес составил 60, 9 %, а в 2013 году большинство уплаченных (взысканных) штрафов (98, 9 %) приходилось на административные правонарушения и суммы штрафных санкций, налагаемых на плательщиков и должностных лиц за совершение административных правонарушений. Если в 2012 году величина наложенных штрафов составляла 1, 62 млрд. руб., то в 2013 она превысила 26, 83 млрд. руб. (рост в 16, 5 раза). При этом увеличение сумм штрафов было обратно пропорционально уровню их уплаты (взыскания). Если в 2012 году было взыскано 73, 2 % суммы наложенных штрафов, то в 2013 году лишь 55, 1 %, а в первом квартале 2014 года и того меньше – 35, 2 % .
Так мы видим, в 2013 году в бюджет Фонда было зачислено 1, 18 млрд. руб. административных штрафов, наложенных за административные правонарушения, в 2014 году – 14, 8 млрд. руб. (в 12, 4 раза больше) [4].
В качестве одной из перспектив можно выделить создание корпоративной автоматизированной системы фонда социальной защиты населения. Организационное управление в целом и в Фонде в частности получило на каждом рабочем месте мощный инструмент обработки информации в виде персональных ЭВМ, широкого набора периферийных устройств, а также программного обеспечения. С их помощью появилась возможность оформления информации в кратчайшие сроки. Компьютерные сети создали чрезвычайно полезную физическую среду для очень быстрого перемещения информации, а также создали беспрецедентные возможности для ее тиражирования.
На всех уровнях управления появилась возможность создания и эффективного использования электронных хранилищ информации.Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и том, как функционировала сама система управления. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы. Накапливаемую в электронных хранилищах технологическую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс для повышения эффективности технологических процессов и процессов управления в ФСЗН и их оптимизации.
Таким образом, оценивая существующую систему социальной защиты в республике в целом, следует заметить, что она постоянно совершенствуется. Для дальнейшего развития и улучшения работы Фонда необходимо: увеличить спектр социальных услуг, предоставляемых населению; своевременное финансирование расходов на выплату пенсий, пособий, мероприятий по обеспечению занятости населения, а также иных расходов, предусмотренных законодательством; обеспечение своевременности и полноты применения органами Фонда административной ответственности к плательщикам и должностным лицам, допускающим случаи несвоевременной, неполной уплаты обязательных страховых взносов, взносов на ППС в бюджет фонда. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов.
Рецензии:
6.05.2015, 10:56 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Материал статьи не отражает заявленную тему. Автору необходимо более конкретно определиться с тем, о чем он пишет. Что такое социальная защита населения? Пополнение бюджета государства – это не означает проблему формирования доходов фонда социальной защиты населения. Какие формы социальной защиты имеет население в государстве в целом? Какова же основная проблема формирования доходов фонда социальной защиты населения? Конкретные пути решения этой проблемы. Абсолютно не раскрыто социальное положение населения государства, его материальное положение и т.д. Говорить об убыточности предприятий, раскрывать экономическую ситуацию в государстве в целом, и нет ни одного слова о благосостоянии населения, о его социальном благополучии.
Необходимо кардинально доработать статью и повторное рецензирование.
докт. геогр. н. Яковенко Н.В.
6.05.2015, 20:51 Нефёдова Елена Владимировна Отзыв: Уважаемая Наталия Владимировна! Спасибо за рецензию, замечания учтены и исправлены ошибки. |