магистрант
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета
магистрант
Аникина Т.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения НТГСПИ (ф) РГППУ.
УДК 372.881.111.1
Выделим следующие блоги для обучения иностранным языкам: 1) http://nikitindima.name/; 2) http://tutorblog.ru/; 3) http://blog.speakasap.com/; 4) http://inyaz-mama.ru/; 5) http://lingvo.blog.tut.by/; 6) http://american-literature-msu.blogspot.com; 7) http://galeotti.ru/; 8) http://enjoyenglish-blog.com/; 9) http://www.learnathome.ru/blog; 10) http://magicenglish.myblog.by/; 11) http://tatiana548.blogspot.ru/; 12) http://lingoberryjam.com/.
В Интернет-сети существуют разные подходы к определению блогов для обучения английскому языку. Наиболее часто используются следующие термины: преподавательский блог, учебно-педагогический блог, учительский блог, педагогический блог, блог для обучения английскому языку.
Цель преподавательского блога – своевременное информирование студентов обо всех новостях и изменениях, происходящих в учебном процессе по дисциплине, а также публикация домашних заданий, методических указаний по выполнению некоторых из них. По мнению С. Дауниза, преподавательский блог является свидетельством его компетентности, так как в нем описываются и наглядно демонстрируются методики, которые педагог использует в учебной аудитории (Downes, 2005).
Учебно-педагогический блог позволяет вести живое общение со студентами в рамках образовательного процесса. Общение происходит в форме вопрос-ответ. Кроме того, в таких блогах можно организовать своеобразный виртуальный факультатив, в рамках которого преподаватель может консультировать студентов в удобное для него время (http://www.ug.ru/archive/47161).
Учительский блог имеет те же характеристики, что и предыдущие два, (http://klavdia.rusedu.net/). Таким образом, несмотря на многообразие подходов к определению блога преподавателя, дидактические цели и функции у данных блогов не отличаются. В данной работе мы используем термин «преподавательский блог».
Мы выделили три группы существующих преподавательских блогов:
- блоги для обучения английскому языку всех пользователей Интернета. В данных блогах содержатся статьи, упражнения, правила, видео и фотоматериалы, открытые для всех, а также ссылки на другие источники (http://lingva-mir.ru/, http://esl4kids.ru/, http://nikitindima.name/, http://blog.speakasap.com/, http://inyaz-mama.ru/, http://lingvo.blog.tut.by/, http://galeotti.ru/, http://enjoyenglish-blog.com/, http://www.learnathome.ru/blog);
- блоги для преподавателей английского языка. Эти блоги содержат в себе дидактические материалы, поурочные разработки, советы, методические рекомендации для проведения уроков английского языка (http://tutorblog.ru/, http://lingoberryjam.com/, http://englishsecrets.ru/, http://anglofeel.ru/blog);
- блоги, созданные преподавателями английского языка, для обучения своих учеников, студентов. В данных блогах вся информация касается непосредственного образовательного процесса в отдельном учебном учреждении (http://american-literature-msu.blogspot.ru/, http://magicenglish.myblog.by/, http://tatiana548.blogspot.ru/, http://esl-speakenglish.blogspot.ru/).
Проанализируем данные блоги по критериям, предложенным Л. В. Рождественской:
-содержательность (периодичность обновления, актуальность содержания);
- технологичность (дизайн, удобство навигации);
-социальность (организация интерактивности, сетевая культура) (https://edugalaxy.intel.ru/)
При проведении анализа по первому критерию мы выявили, что блоги http://nikitindima.name/, http://american-literature-msu.blogspot.com, http://galeotti.ru/, http://magicenglish.myblog.by/ не обновлялись уже несколько месяцев, а то время как пользователи остальных блогов обновляют содержание с периодичностью в несколько дней. Таким образом, содержание данных блогов не актуально, так как информация, выложенная на них, давно устарела.
Далее мы рассмотрели выбранные блоги с точки зрения их технологичности. Дизайн блогов http://nikitindima.name, http://tutorblog.ru/, http://lingvo.blog.tut.by/, http://www.learnathome.ru/blog, http://magicenglish.myblog.by/ и http://tatiana548.blogspot.ru/ наиболее удобен для читателя, так как включает в себя такие разделы как: поиск по блогу, облако тэгов (меток), рубрики, архив. Интерфейс блогов http://blog.speakasap.com/, http://inyaz-mama.ru/, http://american-literature-msu.blogspot.com, http://galeotti.ru/, http://lingoberryjam.com/ недостаточно удобен для навигации из-за малого количества гаджетов на странице, что затрудняет работу читателей.
Социальность выбранных нами блогов заключается в возможности оставлять комментарии, доступности связи с автором блога по электронной почте – в каждом блоге находится раздел «контакты автора блога». Следование правилам сетевой культуры наблюдается через логичность изложенной информации, вежливость в высказываниях и суждениях как блогера, так и его читателей. Кроме того, часть постов авторов являются собственными. Если информация заимствована с другого ресурса, то в конце записи обязательно присутствует ссылка на источник.
Таким образом, на основе проведенного анализа сделаем следующий вывод: преподавательские Интернет-блоги являются современным и удобным средством для обучения английскому языку. Грамотное использование дидактических, технических и социальных свойств блога, творческий подход и целенаправленная работа позволят организовать учебный процесс, полностью отвечающий требованиям современного общества.
Рецензии:
22.08.2015, 23:39 Куличенко Александр Иванович
Рецензия: В статье рассмотрены вопросы обучения английскому языку с помощью Интернет-блогов. Интернет-блог является одной из актуальных Интернет-технологий, которые позволяют использовать их в процессе обучения английскому языку. Имеются замечания по оформлению статьи, отсуствуют ссылки на библиографический список. После исправления замечаний, рекомендуется к публикации
21.08.2015, 12:56 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Статья и по Теме, и по аннотации, и по содержанию скорее относится к разделу "Обучение". |
5.09.2015, 16:44 Борисевич Алексей Валерьевич Отзыв: Как на счет варианта, когда изучающий сам заводит свой блог (на любой известной платформе типа livejournal, blogspot, twitter и т.д.), для того чтобы начать писать какие-то тексты самому на изучаемом иностранном языке (хотя бы вести свой онлайн-дневник). Некоторые специалисты по изучению языков часто рекомендуют делать так. |