Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Информационные технологии, Образование
Размещена 21.08.2015. Последняя правка: 20.08.2015.
Просмотров - 5696

Преподавательский Интернет-блог как средство обучения английскому языку

Соболева Мария Игоревна

магистрант

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета

магистрант

Аникина Т.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения НТГСПИ (ф) РГППУ.


Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме обучения английскому языку с помощью Интернет-блогов. Интернет-блог является одной из актуальных Интернет-технологий. В Интернете существуют разные виды блогов, технические и дидактические свойства педагогических блогов позволяют использовать их в процессе обучения английскому языку


Abstract:
This article is devoted to the problem of teaching the English language by means of Internet-blogs. The Internet-blog is one of modern Internet-technologies. There are various types of blogs in the Internet, but technical and didactic characteristics of teaching blogs let them be used in the process of teaching English.


Ключевые слова:
Интернет; Интернет-блог; Интернет-технология; преподавательский блог.

Keywords:
the Internet; the Internet-blog; the Internet-technology; a teaching blog.


УДК 372.881.111.1 

Современные условия модернизации образовательной среды в области  новых технологий обучения требуют внедрения Интернета в образование. Использование Интернета в особенности актуально для обучения иностранным языкам, так как благодаря высокой интерактивности Интернет-среды, реализуются навыки по всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, письмо и аудирование).
Цель нашей статьи – выявление особенностей преподавательского Интернет-блога как средства обучения английскому языку.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
  • рассмотреть понятие Интернет-технологий и Интернет-блога;
  • выявить дидактические особенности Интернет-блогов;
  • классифицировать Интернет-блоги по обозначенным  характеристикам;
  • сравнить Интернет-блоги по выбранным критериям.
Интернет-технологии сейчас активно используются в процессе обучения, так как грамотное использование дидактических свойств Интернет-сервисов, таких как высокая скорость передачи информации, публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте,  педагогическое общение в реальном и отложенном времени, открытый дистанционный доступ к информационным ресурсам,  позволяет создать естественную языковую среду и сформировать мотивацию для изучения английского языка. Одной из актуальных технологий на данный момент является методика «Web 2.0», представляющая собой платформу социальных сервисов для разработки сайтов, на который онлайн-контент создается самим пользователем. Одним из таких сервисов являются блоги.
Блог (от англ. weblog, blog) – это виртуальный дневник, личный сайт пользователя, состоящий из добавляемых в иерархическом порядке записей (постов), изображений, видео- и аудиофайлов. Блог социален и предполагает общение автора с читателями (О’Рейли, 2005). В данной статье под блогом понимается созданная пользователем  в Интернете веб-страница, заключающая в себе личные записи, фотографии и видео, а также комментарии других пользователей.
М. Ю. Бухаркина выделяет следующие дидактические свойства Интернет-блогов:
- возможность мгновенного размещения и совместного редактирования гипертекстовых материалов;
- возможность прикрепления файлов (аудио, видео, графических);
- возможность интерактивного взаимодействия, организации группового и межличностного общения;
- доступ к материалам из любой географической точки, где есть Интернет, и в любое удобное для пользователя время;
- возможность структурировать материалы по временным промежуткам (неделя, день, месяц, год);
- обеспечение конфиденциальности размещенных материалов;
- возможность создавать систему блогов путем взаимоссылок (Бухаркина, 2010).
А. В. Филатова обозначает такие дидактические свойства блогов как: существование в контексте автора; интерактивность по принципу «я»-«всем», «все»-«мне»; эффективность организации информационного пространства; максимальная степень реализации мультимедийности; простота использования; безопасность (Филатова, 2009).
Кроме того, необходимо выделить технические свойства блогов, которые доказывают его удобства в использовании преподавателями английского языка:
- наличие гаджетов, позволяющих оформить страницу блога удобным для пользователя образом;
- возможность публиковать материал не только в текстовом формате, но и в видео и аудиоформатах;
- функция автоматической проверки орфографии;
- наличие «архива», что позволяет следить за обновлениями в блоге его читателям;
- свобода от рекламы.

Выделим следующие блоги для обучения иностранным языкам: 1) http://nikitindima.name/; 2) http://tutorblog.ru/; 3) http://blog.speakasap.com/; 4) http://inyaz-mama.ru/; 5) http://lingvo.blog.tut.by/; 6) http://american-literature-msu.blogspot.com; 7) http://galeotti.ru/; 8) http://enjoyenglish-blog.com/; 9) http://www.learnathome.ru/blog; 10) http://magicenglish.myblog.by/; 11) http://tatiana548.blogspot.ru/; 12) http://lingoberryjam.com/.
В Интернет-сети существуют разные подходы к определению блогов для обучения английскому языку. Наиболее часто используются следующие термины: преподавательский блог, учебно-педагогический блог, учительский блог, педагогический блог, блог для обучения английскому языку.
Цель преподавательского блога – своевременное информирование студентов обо всех новостях и изменениях, происходящих в учебном процессе по дисциплине, а также публикация домашних заданий, методических указаний по выполнению некоторых из них. По мнению С. Дауниза, преподавательский блог является свидетельством его компетентности, так как в нем описываются и наглядно демонстрируются методики, которые педагог использует в учебной аудитории (Downes, 2005).
Учебно-педагогический блог позволяет вести живое общение со студентами в рамках образовательного процесса. Общение происходит в форме вопрос-ответ. Кроме того, в таких блогах можно организовать своеобразный виртуальный факультатив, в рамках которого преподаватель может консультировать студентов в удобное для него время (http://www.ug.ru/archive/47161).
Учительский блог имеет те же характеристики, что и предыдущие два, (http://klavdia.rusedu.net/). Таким образом, несмотря на многообразие подходов к определению блога преподавателя, дидактические цели и функции у данных блогов не отличаются. В данной работе мы используем термин «преподавательский блог».
Мы выделили три группы существующих преподавательских блогов:
- блоги для обучения английскому языку всех пользователей Интернета. В данных блогах содержатся статьи, упражнения, правила, видео и фотоматериалы, открытые для всех, а также ссылки на другие источники (http://lingva-mir.ru/, http://esl4kids.ru/, http://nikitindima.name/, http://blog.speakasap.com/, http://inyaz-mama.ru/, http://lingvo.blog.tut.by/, http://galeotti.ru/, http://enjoyenglish-blog.com/, http://www.learnathome.ru/blog);
- блоги для преподавателей английского языка. Эти блоги содержат в себе дидактические материалы, поурочные разработки, советы, методические рекомендации для проведения уроков английского языка (http://tutorblog.ru/, http://lingoberryjam.com/, http://englishsecrets.ru/, http://anglofeel.ru/blog);
- блоги, созданные преподавателями английского языка, для обучения своих учеников, студентов. В данных блогах вся информация касается непосредственного образовательного процесса в отдельном учебном учреждении (http://american-literature-msu.blogspot.ru/, http://magicenglish.myblog.by/, http://tatiana548.blogspot.ru/, http://esl-speakenglish.blogspot.ru/).
Проанализируем данные блоги по критериям, предложенным Л. В. Рождественской:
-содержательность (периодичность обновления, актуальность содержания);
- технологичность (дизайн, удобство навигации);
-социальность (организация интерактивности, сетевая культура) (https://edugalaxy.intel.ru/)
При проведении анализа по первому критерию мы выявили, что блоги http://nikitindima.name/, http://american-literature-msu.blogspot.com, http://galeotti.ru/, http://magicenglish.myblog.by/ не обновлялись уже несколько месяцев, а то время как пользователи остальных блогов обновляют содержание с периодичностью в несколько дней. Таким образом, содержание данных блогов не актуально, так как информация, выложенная на них, давно устарела.
Далее мы рассмотрели выбранные блоги с точки зрения их технологичности. Дизайн блогов http://nikitindima.name, http://tutorblog.ru/, http://lingvo.blog.tut.by/, http://www.learnathome.ru/blog, http://magicenglish.myblog.by/ и http://tatiana548.blogspot.ru/ наиболее удобен для читателя, так как включает в себя такие разделы как: поиск по блогу, облако тэгов (меток), рубрики, архив. Интерфейс блогов http://blog.speakasap.com/, http://inyaz-mama.ru/, http://american-literature-msu.blogspot.com, http://galeotti.ru/, http://lingoberryjam.com/ недостаточно удобен для навигации из-за малого количества гаджетов на странице, что затрудняет работу читателей.
Социальность выбранных нами блогов заключается в возможности оставлять комментарии, доступности связи с автором блога по электронной почте – в каждом блоге находится раздел «контакты автора блога». Следование правилам сетевой культуры наблюдается через логичность изложенной информации, вежливость в высказываниях и суждениях как блогера, так и его читателей. Кроме того, часть постов авторов являются собственными. Если информация заимствована с другого ресурса, то в конце записи обязательно присутствует ссылка на источник.
Таким образом, на основе проведенного анализа сделаем следующий вывод: преподавательские Интернет-блоги являются современным и удобным средством для обучения английскому языку. Грамотное использование дидактических, технических и социальных свойств блога, творческий подход и целенаправленная работа позволят организовать учебный процесс, полностью отвечающий требованиям современного общества.

Библиографический список:

1. Бухаркина М.Ю. Информационно-образовательные среды в до с использованием мультимедиа и технологий веб 2.0 [Электронный ресурс] / М.Ю. Бухаркина URL: http://cdn.scipeople.com/materials/8236/Блог%20в%20обучении%20английскому%20языку.pdf.
2. О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // Компьютерра Online. 2005. 18 октября. URL: http://www.computerra.ru/think/234100 (дата обращения: 15.02.2014).
3. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностран¬ных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов) : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2009.




Рецензии:

22.08.2015, 23:39 Куличенко Александр Иванович
Рецензия: В статье рассмотрены вопросы обучения английскому языку с помощью Интернет-блогов. Интернет-блог является одной из актуальных Интернет-технологий, которые позволяют использовать их в процессе обучения английскому языку. Имеются замечания по оформлению статьи, отсуствуют ссылки на библиографический список. После исправления замечаний, рекомендуется к публикации

14.10.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Соболева Мария Игоревна:
Здравствуйте, к сожалению не сразу разобралась с правилами сайта насчет доработки статьи после рецензии. Статью доработала по вашей рецензии в кратчайшие сроки, но не учла то, что кроме этого необходимо ответить на рецензию. Прошу прощения за столь поздний ответ! Все недоработки, указанные ваши, я исправила! По данной теме мы с моим научным руководителем пишем диссертационную работу, тема на самом деле интересная!



Комментарии пользователей:

21.08.2015, 12:56 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Статья и по Теме, и по аннотации, и по содержанию скорее относится к разделу "Обучение".


5.09.2015, 16:44 Борисевич Алексей Валерьевич
Отзыв: Как на счет варианта, когда изучающий сам заводит свой блог (на любой известной платформе типа livejournal, blogspot, twitter и т.д.), для того чтобы начать писать какие-то тексты самому на изучаемом иностранном языке (хотя бы вести свой онлайн-дневник). Некоторые специалисты по изучению языков часто рекомендуют делать так.


Оставить комментарий


 
 

Вверх